Библиотека управления

Влияние способов проведения досуга и культурного уровня работников на эффективность бизнеса

Татьяна Бутова к.э.н., доцент Красноярского государственного университета

Оглавление


Целью исследования, проведенного в течение мартаиюня 2004 г., явилось определение влияния способов проведения досуга и культурного уровня работников на эффективность бизнеса. Опрос проводился методом интервьюирования.

В контексте исследования в качестве респондентов были определены работники предприятий малого и среднего бизнеса г. Красноярска. Применялась бесповторная случайная выборка, объем которой составил 760 человек. Интерпретация данных проводилась по выборке в целом и в возрастных сегментах. Пропорциональность распределения респондентов оказалась следующая:

  • 18—29 лет — 47%;
  • 30—39 лет — 23%;
  • 40—49 лет — 21%;
  • 50 лет и более — 7%.

Анализ полученных данных по способам проведения досуга показал достаточно высокую культурную активность работающего населения, проводящего свой досуг вне дома: половина посещают те или иные учреждения культуры, треть — кинотеатры и киноразвлекательные учреждения, около четверти — дискотеки (табл. 1). Данные таблицы позволили определить, что межотраслевыми конкурентами культурных учреждений являются телевидение, предприятия общественного питания, ночные клубы и физкультурно-оздоровительные организации.

Таблица 1. Рейтинг качеств работника для руководителей организаций

Результаты исследования выявили взаимосвязь активности в проведении досуга и производительности труда. Так, 88% респондентов отметили, что хорошо проведенный досуг повышает производительность их труда. Культурный уровень рассматривается во взаимосвязи с проведением культурного досуга. В контексте исследования внедомашний культурный досуг рассматривался как способ удовлетворения культурных потребностей с помощью услуг организаций культуры. Особенностью такого досуга является его коллективная форма (табл. 2).

Таблица 2. С кем посещают организации культуры, %

Опрос показал, что наибольшее количество респондентов чаще всего посещают организации культуры с друзьями, с женой или мужем. Следует обратить внимание, что 11% опрошенных проводят коллективный досуг с коллегами, что, безусловно, влияет на формирование дружбы в коллективе. Причем в группе работников 18—29 лет посещение организаций культуры с коллегами предпочтительнее, чем с семьей.

Изучение ценности культурных услуг для респондентов демонстрирует то, что в большей степени потребители ожидают удовлетворения рекреационных, эмоциональных и коммуникативных потребностей, в меньшей — образовательной, обеспечивающей повышение культурного уровня (табл. 3). А вот уважение коллег не является мотивацией посещения организаций культуры.

Таблица 3. Ранжирование ценности культурных услуг для потребителей, %

Анализ факторов, влияющих на выбор культурных услуг, выявил достаточно сильное влияние друзей, а также средств массовой информации (табл. 4). Реклама оказывает влияние менее чем на треть потребителей. Отметим, что мнение коллег является важным фактором выбора культурных услуг и незначительно отстает от рекламы, а вот мнение родственников практически не оказывает влияния. Как показывают результаты, реклама «из уст в уста» является более эффективной для организаций культуры.

Таблица 4. Факторы выбора культурных продуктов, %

Культурный уровень работников рассматривается также во взаимосвязи с их трудовой деятельностью. В этом аспекте мы исследовали а) ожидания работников в отношении ценности мест работы по 5-балльной системе и б) мнение работников об ожиданиях руководителей ценности самих работников. Как видно из таблицы 5, ценность организации культурного досуга в рейтинге ожиданий работников самая низкая.

Таблица 5. Ожидания работников в отношении мест работы

Однако на вопрос о важности и необходимости организации культурного досуга на предприятиях большинство респондентов ответили положительно. Затруднились ответить 6% респондентов. Остальные ответы распределились следующим образом:

  • очень важно 14%;
  • достаточно важно 12%;
  • важно 24%;
  • Итого 50%
  • неважно 20%;
  • абсолютно неважно 24%;
  • Итого 44%

Анализ требований руководителей предприятий к личным качествам работников проводился по оценкам самих интервьюируемых. По мнению большинства респондентов, наибольшую ценность для работодателей представляют такие качества, как работоспособность, профессионализм, исполнительность (табл. 6).

Таблица 6. Рейтинг качеств работника для руководителей

Несмотря на то что культурный уровень в рейтинге качеств занимает одно из последних мест, почти половина (44%) респондентов считает, что он является важной характеристикой для работодателей. Мнения респондентов, отражающие требования руководителей к работникам в условиях частного бизнеса, показали противоречие в ценностных подходах работников и их руководителей — работники высоко оценивают дружеские отношения с коллегами, являющиеся показателем высокого уровня корпоративной культуры, в то время как руководители большую ценность работника видят в его самостоятельности. Между тем, опыт развитых стран показывает растущую потребность бизнеса в социальной компетенции. При найме на работу часто выдвигаются такие требования к личным качествам работников, как способность к командной работе и эмоциональная интеллигентность1 .

Полученные данные, на наш взгляд, должны послужить информацией к размышлению для российских бизнесменов, стремящихся обеспечить развитие и конкурентоспособность своих предприятий.

Далее культурный уровень работников рассматривается с позиций экономической и социальной эффективности. Не определяя сущности понятия «культурный уровень», мы дали возможность работникам самим определить свой уровень и уровень культуры своих коллег. При 1% затруднившихся ответить, были получены следующие результаты (табл. 7). Большинство работников достаточно высоко оценивают личный культурный уровень и уровень своих коллег.

Таблица 7. Оценка культурного уровня

По оценкам работающих, их культурный уровень влияет на результативность работы предприятий. 76% респондентов считают, что культурный уровень работников повышает производительность труда. Кроме того, культурный уровень работников влияет на общую культуру предприятий, о чем сказали более 80% респондентов.

Данные, полученные в ходе исследования, демонстрируют экономическую и социальную эффективность культуры, как для бизнеса, так и для общества в целом. Это позволит, на наш взгляд, учреждениям культуры и управлениям культуры местных органов власти строить соответствующую политику отношений с бизнесом.


1 Вундерер Р., Дик П.Ключевая роль социальной компетенции в концепции сопредпринимательства// Проблемы теории и практики управления.2003. № 5. С. 105—110.