Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/press/practical/2002-01/03.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Покупатели квартир в Воронеже

М.Одинцов (Консалтинговый центр «Контент»)

Оглавление


Квартирный вопрос в советском обществе всегда был едва ли не самым важнейшим для подавляющего большинства граждан. Коммуналки, общежития, хрущевки, очередь на жилье — с этим хорошо был знаком любой житель бывшего Советского Союза. Любая молодая семья, как правило, начинала свою жизнь с попыток решить жилищную проблему и обычно продолжала решать ее чуть ли не всю жизнь. В постперестроечном обществе многое в этом вопросе изменилось, кроме получения квартиры по очереди появились другие пути изменения своих жилищных условий, однако проблема в целом не утратила своей остроты.

Опросы общественного мнения, проводимые в Воронеже консалтинговым центром «Контент» показывают, что «жилищная проблема» имеет достаточно солидный вес в ряду других общественных проблем нашего города (диагр. 1).

Диаграмма 1

По данным репрезентативного опроса 1 200 жителей Воронежа. Опрос проведен в марте 2000 г.

Почти 13% воронежцев, среди проблем более всего волнующих их лично, называют жилищную проблему. Когда речь заходит о том, какие проблемы должно решать руководство города, в частности мэр, то число горожан, называющих жилищную проблему в списке первоочередных, увеличивается почти до 19%. При этом около 12% жителей Воронежа считают, что имеют плохие жилищные условия, и почти 13% — не имеют возможности в ближайшем будущем решить жилищную проблему. Анализируя вышеприведенные данные, следует обратить внимание на то, что в ходе исследования в каждой семье опрашивался только один человек, следовательно, единицей анализа может служить как индивидуальный респондент, так и его семья. В данном случае, когда речь идет о жилищной проблеме, которая, как правило, является семейной, можно сказать, что более чем 12% воронежских семей обеспокоены этой проблемой. Очевидно, что данная проблема чрезвычайно актуальна для нашего города.

Решить эту проблему, как уже было отмечено выше, могут далеко не все нуждающиеся. В настоящий момент основным способом изменения жилищных условий является купля, либо купля-продажа жилья. Поскольку эти операции требуют значительных финансовых затрат провести их могут далеко не все нуждающиеся в жилье. Консалтинговым центром «Контент» в октябре 2000 г. было проведено специальное исследование, в ходе которого изучались покупатели квартир. Сравнивая полученные данные со средними демографическими показателями, можно отметить, что семьи, которые планируют в течение ближайших полутора лет приобрести квартиру, имеют в среднем в 4 раза более высокий доход, чем жители Воронежа (табл. 1). При этом количество отказавшихся или затруднившихся назвать свой доход почти в 5 раз выше, чем в среднем по Воронежу. Связано это, прежде всего, с общим нежеланием высокодоходных категорий населения разглашать свой доход.

Если проанализировать группы респондентов, по-разному оценивающих свой уровень благосостояния, то видно, что среди потенциальных покупателей квартир эта оценка в целом выше, хотя и среди них встречаются горожане с низким уровнем благосостояния (диагр. 2).

Уровень благосостояния оценивался исходя из следующих, предложенных респонденту высказываний:

Таблица 1 Среднемесячный уровень дохода на одного члена семьи в рублях

Диаграмма 2

Большинство населения Воронежа (почти 50%) сегодня проживает в панельных и кирпичных домах современной застройки. Обитатели «хрущевок» составляют не такой большой, но тоже достаточно солидный сегмент — чуть более 13%. Почти столько же воронежских семей живет в частных домах.

Распределение типов домов проживания горожан, планирующих в ближайшие полтора года приобретать жилье, соответствует среднегородскому, но целевые группы, проживающие в современных кирпичных домах, в панельных «брежневках», в «хрущевках» еще более объемны. Обитателей «сталинок» и современных панельных домов среди потенциальных покупателей квартир меньше, чем в среднем по городу (диагр. 3).

Диаграмма 3

Демографическая структура группы наиболее активных покупателей жилья, то есть тех, кто в наибольшей степени занимается решением организационных вопросов, связанных с приобретением квартиры, отличается от средних для населения Воронежа показателей.

В основном активные покупатели жилья — это женщины (диагр. 4).

Диаграмма 4

В составе населения Воронежа женщин около 56%. Среди активных покупателей квартир их почти в полтора раза больше.

Заметна разница между группой активных покупателей квартир по сравнению с населением Воронежа и по возрастным характеристикам (диагр. 5).

Диаграмма 5

В исследуемой целевой группе — молодых людей и людей среднего возраста на 15—30% больше, чем в среднем по населению, а горожан пенсионного возраста, напротив, на 15—20% меньше.

Активных покупателей квартир с высшим образованием на 30% больше, чем среди населения Воронежа (диагр. 6).

Диаграмма 6

Неполное среднее и среднее образование, в изучаемой целевой группе, имеет меньший вес (на 10—20%), чем в среднем по Воронежу.

Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что потенциальными покупателями квартир в Воронеже являются в основном женщины среднего и старшего возраста с высшим образованием, со средним и выше среднего уровнем дохода. Семьи, которые планируют приобрести квартиру, в среднем имеют в 4 раза более высокий доход, чем обычные жители Воронежа.

Группа покупателей квартир делится на несколько сегментов в зависимости от того, каким способом они собираются сделать свою покупку. Имеются потребители, желающие приобрести жилье, полностью собрав деньги на покупку или же собирающиеся использовать имеющееся жилье в счет оплаты. Есть потребители, предпочитающие различные формы и способы оплаты. Ниже мы приводим общие характеристики этих потребительских сегментов (диагр. 7).

Диаграмма 7 Как вы планируете собрать деньги на покупку квартиры?

Подавляющее большинство потребителей собираются совершить операцию не просто покупки, а обмен с доплатой. В этой связи фирмам, занимающимся строительством нового жилья, можно было бы порекомендовать разработать зачетные схемы, позволяющие потребителям совершать операцию купли — продажи недвижимости непосредственно в офисе строительной фирмы, не обращаясь к услугам риэлтерских фирм (диагр. 8).

Диаграмма 8 Необходимость нотариального оформления покупки недвижимости

Подавляющее большинство потенциальных покупателей квартир предпочло бы оформить свою покупку нотариально. Разработка программы нотариальной поддержки сделок является хорошим рекламным ходом для фирм, занимающихся строительством и продажей недвижимости.

Большинство респондентов из исследуемой группы предпочли бы оплатить свою покупку сразу (диагр. 9).

Диаграмма 9 Предпочитаемые сроки оплаты покупки

Следует, однако, иметь в виду, что сегмент тех, кто предпочел бы более дорогую рассрочку, довольно объемен. Следовательно, для привлечения клиентов, необходима гибкая система форм и способов оплаты. Для покупателей нового жилья актуальными являются практически все формы расчета за покупку, в том числе: безналичный расчет, бартер, векселя и ценные бумаги. Наибольшее количество покупателей нового жилья предпочитает рассчитываться наличными рублями или валютой.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить следующие ключевые моменты. Прежде всего надо сказать, что жилищная проблема является актуальной для очень значительной части населения Воронежа. Разработка и реализация властями комплексной жилищной программы позволит реально решить проблемы нуждающихся и, соответственно, увеличит популярность городского руководства, что немаловажно для чиновников, занимающих выборные должности. С другой стороны, те категории воронежцев, которые финансово могут решить жилищную проблему, хотели бы со стороны риэлтеров и строителей большей гибкости и учета потребностей покупателя. Изучение таких потребностей даст значительное конкурентное преимущество этим фирмам.





© 1998-2023 Дмитрий Рябых