Библиотека управления

Яблоки. Обзор московской оптовой торговли

ВЕТРА-маркетинг Агентство Маркетинговых Исследований

Оглавление


Наряду с бананами и цитрусовыми яблоки составляют основной оборот «фруктовых» торговых компаний.

По итогам 2000 г. доля яблок в структуре российского импорта свежих фруктов составила 24% (диагр. 1), уступив лишь бананам (29%) почетное первое место.

Основной объем поставок составила продукция из Франции, Италии, Польши, Китая и Молдовы. Учитывая внутреннее производство этого вида фруктов, следует признать, что на яблоки приходится наибольшая доля российского фруктового рынка.

Характерной чертой рынка свежих овощей и фруктов является ярко выраженная сезонная динамика объемов торговли разными видами в зависимости от срока массового сбора урожая.

Не является исключением и сегмент яблок. Наибольший объем продаж яблок в нашей стране приходится на осенние и весенние месяцы. Осенью в оптовой торговле преобладает местная продукция (производства России и стран СНГ), которая к началу весны заканчивается. Поставки импортных яблок осуществляются круглогодично, но наибольших объемов достигают в период с февраля по май (диагр. 2).

Основными поставщиками яблок в весенние месяцы являются: Франция, Италия, Польша, Бельгия, Нидерланды, Германия. С середины весны на российский рынок начинает поступать продукция нового урожая из ЮАР, Новой Зеландии и стран Южной Америки: Аргентины, Чили, Бразилии. Летом представленность яблок, доставленных с других континентов, в оптовой и розничной торговле Москвы возрастает, достигая своих максимальных значений. С конца лета на рынке вновь начинает доминировать предложение отечественной продукции.

Диаграмма 1

Доля яблок в объеме импорта в 2000 г.

В структуре предложения московских торговых компаний, занимающихся оптовой торговлей свежими овощами и фруктами, на долю яблок в зависимости от времени года в среднем приходится от 20% до 35% фруктового ассортиментного перечня. Спад оптовой торговли яблоками приходится на период с июля по сентябрь, когда предложение яблок со стороны производителей минимально. Наиболее широкое предложение яблок в оптовой торговле Москвы наблюдается с декабря по май (диагр. 3).

Самыми распространенными сортами яблок в оптовой торговле г. Москвы, по данным регулярного мониторинга цен и ассортимента предложения, проводимого АМИ «ВЕТРА-маркетинг», в весенние месяцы были: Granny — 32%, Golden — 29%, Idared — 13% и Jonagold — 12% (диагр. 4).

Диаграмма 2

Структура предложения яблок в оптовой торговле по странам производства

Диаграмма 3

Доля яблок в структуре предложения оптовых компаний

Что касается ценовой ситуации на рынке яблок, то из анализа динамики цен в 2000—2001 гг. (диагр. 5) можно сделать вывод о тенденции плавного повышения среднего уровня цен по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вызвано это как инфляцией, так и усложнением прохождения таможенных процедур. Самые низкие средние цены на яблоки в оптовой торговле наблюдаются в период массового сбора урожая продукции с начала октября до середины декабря, затем следует традиционное весеннее повышение цен, когда продаются осенние запасы. Наиболее высокими цены на яблоки становятся в июне и июле, когда на рынке представлена продукция из стран Западной Европы и Латинской Америки. Стремительный рост цен на польские яблоки в июле 2000 г. и достижение ими уровня цен на яблоки из Франции и Бельгии объясняются дефицитом продукции.

Диаграмма 4

Структура предложения яблок по сортам в оптовой торговле Москвы (март 2001 г.)

Диаграмма 5

Динамика цен на яблоки в оптовой торговле Москвы в 2000—2001 гг.

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения поставок яблок импортного производства. При сохранении существующих инфляционных процессов при стабильности курса рубля следует ожидать дальнейшей активизации импорта и соответственно увеличения объема российского рынка свежих овощей и фруктов.

Источники информации, использованные при подготовке обзора

Статья базируется на данных мониторинга оптовой торговли продуктами питания г. Москвы, проводимого Агентством Маркетинговых Исследований «ВЕТРА-маркетинг» на еженедельной основе. Мониторинг цен и ассортимента предложения осуществляется путем телефонного опроса представителей компаний, торгующих продуктами питания, также уточняются телефоны и адреса компаний и условия торговли.

Информация об импортных поставках фруктов в РФ основывается на данных ГТК РФ, обработанных с помощью методик АМИ «ВЕТРА-маркетинг».