Библиотека управления

Российский рынок плодоовощной свежезамороженной продукции

Исследование российского рынка плодоовощной свежезамороженной продукции проводилось специалистами «Мос-внешинформ» в мае-июне 2000 г. Была собрана и качественно и количественно проанализирована информация, в полной мере характеризующая текущее состояние и тенденции развития спроса и предложения свежезамороженных овощей и фруктов на российском потребительском рынке, произведена оценка емкости рынка и анализ сырьевой базы для развития отечественного производства.

Источниками информации являются результаты проведения специалистами «Мосвнеш-информ» прямых и телефонных интервью, анкетирования представителей предприятий — производителей сырья и замороженной продукции, профильных федеральных и региональных министерств и ведомств, специализированных НИИ и ассоциаций участников рынка, материалы ГКС и ГТК России, профильных министерств и ведомств, отраслевой периодики и СМИ.

Соотношение объемов предложения импортной и отечественной свежезамороженной продукции на российском рынке

Поскольку российское производство свежезамороженных овощей и фруктов из отечественного сырья в настоящее время находится в стадии становления, основу продукции, предлагаемой потребителю на российском рынке, на сегодняшний день составляет импортная «заморозка». На диагр. 1 представлены данные о соотношении объемов отечественного производства замороженной продукции и продукции, поставляемой в Россию из-за рубежа.

Диаграмма 1 Соотношение объемов российского производства замороженных овощей и фруктов из отечественного сырья и объемов импорта этой продукции в Россию за 1998 и 1999 гг.

Согласно приведенным данным, разрыв, существующий между объемами импорта плодоовощной «заморозки» в Россию и объемом собственного производства этой продукции из отечественного сырья в стране в 1999 г. значительно увеличился даже по сравнению с предыдущим 1998 г. Действительно, объем поставок импортной замороженной продукции в 1999 г. превышал объем ее внутрироссийского производства более чем в 60 раз, в то время как в 1998 г. — примерно в 20 раз.

Особенно значительная разница в объемах отечественного производства и импорта замороженной плодоовощной продукции в последние годы наблюдалась для овощной заморозки (диагр. 2).

Особенно разительное «отставание» отечественного производства наблюдалось для свежезамороженных овощей (без учета картофеля). Объем импорта этого вида заморозки в 1999 г. превышал объем отечественного производства почти в 500 раз. Объем производимого в РФ замороженного картофеля в 1999 г. был ниже, чем объем импорта этой продукции в 183 раза, в то время как в 1998 — всего в 45 раз.

Совершенно другая картина наблюдалась для свежезамороженных фруктов и ягод. Объем российского производства этой продукции, прежде всего замороженных лесных ягод, таких как клюква, морошка, черника, ежевика и пр., организованного главным образом на предприятиях с участием иностранного капитала, был достаточно высок и в 1999 г. даже превысил объем импорта (диагр. 3).

Приведенные данные показывают, что объем производства замороженной плодово-ягодной продукции в России в 1998 г. был ниже объемов импорта этого товара всего на 10%, а в 1999 г. даже превысил объем импорта почти в 1,6 раза.

Диаграмма 2 Соотношение объемов российского производства и импорта замороженных овощей в 1998 и 1999 гг.

а) замороженные овощи (всего)

б) замороженный картофель

в) замороженные овощи (без учета картофеля)

Однако реальное соотношение предлагаемой на российском рынке отечественной и импортной плодово-ягодной «заморозки», в силу значительности объемов вывозимой из страны продукции, было совершенно иным.

В самом деле, объем российского экспорта свежезамороженных фруктов и ягод в 1998 г. составлял почти 5,5 тыс. тонн, а в 1999 г. увеличился примерно до 6,7 тыс. тонн. То есть экспортная доля — доля вывозимой из РФ продукции в общем объеме внутреннего производства — в 1998—1999 гг. была выше 98% (98,2% и 98,5% соответственно), а объем отечественной плодово-ягодной «заморозки», предлагаемой в этот период на российском рынке, не превышал 0,1—0,2 тыс. тонн в год (диагр. 4).

Реальное соотношение объемов предлагаемой на российском рынке отечественной и импортной замороженной плодово-ягодной продукции в 1998 г. составляло 1 : 62. В 1999 г. за счет значительного уменьшения объемов импорта плодово-ягодной «заморозки» объем предложения импортной продукции превысил объем предложения отечественной продукции примерно в 21—22 раза.

В соответствии с этим реальное соотношение между предложением свежезамороженных овощей и фруктов на российском рынке можно представить себе следующим образом (диагр. 5).

Таким образом, анализ ситуации, сложившейся на российском рынке свежезамороженных овощей и фруктов показывает, что доля замороженной продукции, предлагаемой потребителю отечественными производителями, экстремально низка. Коэффициент импортного проникновения плодоовощной «заморозки» на российский рынок, то есть доля импортной продукции в общем объеме потребления замороженных овощей и фруктов в 1998 и 1999 гг.

Диаграмма 3 Соотношение объемов российского производства и импорта замороженной плодово-ягодной продукции в 1998—1999 гг.

Диаграмма 4 Соотношение объемов предложения отечественной и импортной свежезамороженной плодово-ягодной продукции на российском рынке в 1998—1999 гг.

Диаграмма 5 Соотношение объемов предложения отечественной и импортной свежезамороженной плодоовощной продукции на российском рынке в 1998—1999 гг.

Импорт свежезамороженных овощей и фруктов в Россию

Динамика объемов импорта

Российский рынок свежезамороженной плодоовощной продукции является достаточно «молодым», но относительно быстро растущим рынком, ориентированным главным образом на импортную продукцию.

Динамика объемов импорта замороженных овощей и фруктов в Россию в 1998—1999 гг. представлена на диагр. 6.

Диаграмма 6. Динамика объемов российского импорта свежезамороженной плодоовощной продукции в 1996—1999 гг. и I квартале 2000 г.

Согласно представленным данным, объем российского рынка замороженных овощей и фруктов в последние годы по-следовательно увеличивался. Несмотря на серьезное ухудшение общей экономической ситуации в стране, произошедшее в III квартале 1998 г. и последовавшее за этим резкое снижение уровня реальных доходов россиян, объем импорта свежезамороженной плодоовощной продукции в 1999 г. в РФ увеличился почти в 3,9 раза по сравнению с уровнем 1998 г. В начале 2000 г. объем импорта в РФ замороженных овощей продолжал расти и в I квартале с.г. объем ввоза этой продукции в РФ достиг 111,7 тыс. тонн, превысив уровень I квартала 1999 г. примерно на 64,7%, а уровень соответствующего периода 1998 г. — более чем в 2,6 раза. Если наблюдаемые в I квартале 2000 г. темпы прироста объемов импорта сохранятся и в дальнейшем, следует ожидать, что годовой объем ввоза «заморозки» в текущем году составит не менее 800 тыс. тонн.

Такое значительное увеличение объемов импорта замороженных овощей и фруктов в Россию в первую очередь было связано с успешной маркетинговой политикой, проводимой иностранными фирмами-производителями и их торговыми представителями в России, направленной на создание широкой дилерской сети в регионах России, c целью продвижения этой продукции на новые рынки, где ранее ее практически не было в розничной торговле.

При этом по мере выхода замороженной плодоовощной продукции на региональные рынки в РФ происходило лавинообразное увеличение числа потребителей этой продукции, ранее малознакомой жителям средних и малых городов российской провинции. Такое существенное расширение «географии» дистрибьюции овощной заморозки в России с лихвой компенсировало относительное уменьшение уровня потребления этой продукции, которое отмечалось в 1999 г., в целевой потребительской группе в крупнейших городах, связанное с резким снижением уровня реальных доходов населения в РФ в посткризисный период.

Существенное влияние на рост объемов российского импорта оказала также оптимизация ассортимента ввозимой продукции, значительное снижение контрактных долларовых цен на овощную «заморозку», которое позволило импортерам этой продукции укрепить свои позиции на российском рынке за счет значительного повышения объемов реализации замороженных овощей (диагр. 7).

Значительное понижение уровня контрактных цен, произошедшее в течение 1998 г., темпы которого ежеквартально увеличивались (от примерно 6% во втором квартале до 37% в четвертом квартале), предотвратило «обвал» российского рынка импортной плодоовощной продукции в 1998 г. и способствовало росту поквартальных объемов ее ввоза из-за границы в течение всего 1999 г. и в I квартале 2000 г.

Сезонные колебания общего объема российского рынка замороженных овощей и фруктов, связанные с уменьшением потребления населением этой продукции в летний период, в 1998—1999 гг. практически не оказывали влияния на динамику ежеквартальных объемов импорта этой продукции в РФ. Так, спад объемов импорта в III квартале 1998 г., составивший 54,4% по сравнению с уровнем I квартала, по-видимому, следует приписать августовскому финансовому кризису, а в III квартале 1999 г. объем зарубежных закупок «заморозки» на 17,1% превысил суммарный объем импорта этой продукции в I и II кварталах этого года.

Таким образом, почти 72% годового объема ввезенных в 1999 г. в Россию свежезамороженных овощей и фруктов поставлялись в III и IV кварталах (диагр. 8).

Причиной наблюдаемого смещения фазы сезонного цикла в распределении объемов импорта «заморозки» плодоовощной продукции относительно поквартального потребления этой продукции в России, кроме некоторой стабилизации уровня денежных доходов россиян, отмечавшейся экспертами во второй половине 1999 г., послужил также фактор ярко выраженной сезонности цен на зарубежных рынках быстрозамороженных овощей и фруктов, когда сразу после сбора основного урожая, выращенного на открытом грунте, зарубежные производители овощной «заморозки» предлагают наиболее широкий ассортимент своей продукции и по самым низким в году ценам.

Поэтому именно в этот период российским импортерам становится выгодным закупать и создавать запасы этой продукции для последующей реализации в течение года.

Структура импорта по странам-поставщикам

Диаграмма 7 Динамика поквартальных объемов российского импорта свежезамороженной плодоовощной продукции и средних контрактных (таможенных) цен на эту продукцию в 1998—1999 гг. и I квартале 2000 г.

Традиционно основной замороженной плодоовощной продукцией, поставлявшейся в Россию до начала экономических реформ, были замороженные овощи и фрукты, произведенные в Болгарии, Польше и Венгрии. В настоящее время продукции болгарских и венгерских производителей почти нет на рынке России. Однако продукция польских фирм повсеместно завоевала российский рынок свежезамороженных плодов и овощей. Следует отметить, что наиболее известным в России польским производителем «заморозки» является фирма «Hortex Holding» SA (Варшава), однако в последнее время на российский рынок активно продвигается и продукция других польских производителей, например, краковской компании «Chlodnie zgoda» и фирмы «Igloofruit» из Дебицы. Замороженная продукция польского производства до сих пор занимала лидирующие позиции по объему своего импорта в РФ. Так, доля прямых поставок замороженных овощей из этой страны в 1998 и 1999 гг. составила 23,3% и 24,7% от общего объема российского импорта (соответственно).

На диагр. 9 представлены рейтинги основных стран — поставщиков замороженной овощной продукции за 1998 и 1999 гг.

Польша является безусловным лидером также и среди стран — поставщиков замороженных фруктов и ягод, причем доля ее импорта в общем объеме российского импорта фруктово-ягодной «заморозки» в 1998 и 1999 гг. составляла 83,9% и 58,1% соответственно (диагр. 10).

Таким образом, российские производители не смогли воспользоваться преимуществами сложившейся ситуации, и на российском рынке замороженных овощей присутствуют в основном иностранные фирмы.

Диаграмма 8 Поквартальная динамика объемов российского импорта замороженной плодоовощной продукции в 1998—1999 гг. (по натуральным показателям)

Диаграмма 9 Рейтинг основных стран-поставщиков по объему импорта в Россию замороженных овощей за 1998—1999 гг.

Диаграмма 10 Рейтинг основных стран-поставщиков по объему импорта в Россию замороженных фруктов и ягод за 1998—1999 гг.

Дополнительную информацию по отчету: производители, потребительские предпочтения, анализ спроса и предложения, конъюнктура рынка и пр. можно получить в компании «Мосвнешинформ».