Библиотека управления

Спрос на банкеты, фуршеты в зоне действия кафе «CARLSBERG»

А. Бечин, И. Сильницкая, О. Лазоркина

Журнал "Практический маркетинг" - №6 2000

Цель данной работы состоит в получении первичной информации, которая поможет определению дальнейших действий на рынке и маркетинговой политики кафе «Carlsberg».

Кафе «Carlsberg» расположено в холле гостиницы «Космос» вблизи станции метро «ВДНХ» (Проспект Мира, 150, тел.: 215 -8780, факс: 234-10-74). Кафе «Carlsberg», являясь представителем всемирно известной торговой марки, работает на российском рынке ресторанного бизнеса уже 9 лет и специализируется на русской и европейской кухне. Кафе работает круглосуточно и предлагает следующие услуги:

  • Проведение банкетов/фуршетов, детских праздников, семейных обедов.
  • Организация презентаций, выставок картин популярных художников.
  • Проведение вечеров живой музыки с участием известных московских музыкантов.
  • Бизнес-ланч.

Исследование проводилось методом опроса расположенных на территории Всероссийского Выставочного Центра организаций и компаний в лице их официальных представителей. Всего проведено выборочное анкетирование 100 организаций. Полученные 100 анкет были тщательно изучены и обработаны. Для наглядности был составлен ряд графических иллюстраций.

Решение о проведении анкетирования в этом месте было обусловлено рядом причин:

  1. Опрашиваемые организации и фирмы находятся в непосредственной близости от кафе, в деятельности которого предполагается использовать полученные результаты.
  2. ВВЦ располагает достаточным количеством компаний, организаций, среди которых проводилось анкетирование.
  3. Данная территория является одним из важных центров деловой активности столицы.

Дополнительно к анкетам были разработаны рекламные буклеты, призванные не только ознакомить людей с местом расположения и ассортиментом кафе, но и дающие право на получение 5% скидки.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Данные, полученные в результате анкетирования, показали, что большинство компаний и организаций устраивают банкеты и фуршеты довольно часто (диагр. 1).

Диаграмма 1.

Частота проведения банкетов/фуршетов

Целью данного исследования было не только выявление критериев, оказывающих влияние на место проведения банкетов/фуршетов, но и степень их взаимосвязи между собой. Места среди критериев привлекательности распределились так, как показано на диаграмме 2.

За основу при построении графика было принято значение главного, определяющего фактора равное единице. Все остальные показатели изменялись относительно значения данной величины.

В ходе опроса была выявлена следующая закономерность: 3/4 самых популярных вариантов ответов на вопрос о наиболее предпочтительной рекламе приходится всего на три из шести предложенных вариантов (диагр. 3). Наружная реклама вместе с рекламой в печатных изданиях, занявшие 2 и 3 места и набравшие соответственно 21% и 19% от общего числа ответов респондентов, в сумме лишь на 5% опережают самый популярный ответ — советы друзей и знакомых, который, что еще более примечательно, сам по себе отсутствовал в анкете. То есть 35% опрошенных, в ответе на этот вопрос воспользовались свободным вариантом ответа и указали советы друзей и знакомых. Поэтому можно достаточно уверенно утверждать, что если службы ответственные за рекламу сосредоточат свои усилия в работе на этих трех направлениях, то это позволит быстрее добиться желаемых результатов. Рекламу на ТВ, радио и по Интернету согласно результатам исследования предпочитают 9%, 6% и 7% респондентов соответственно. Наименее эффективной является рассылочная реклама (Direct mail), которую в качестве наиболее привлекательной указали лишь 3% всех опрошенных компаний.

Диаграмма 2.

Относительная важность критериев при выборе места проведения мероприятий

Диаграмма 3.

Источники получения рекламной информации

Диаграмма 4.

Сравнительная важность дополнительных видов услуг, предлагаемых барами/ресторанами/кафе

При ответе на вопрос о том, что привлекает респондентов помимо стандартного набора услуг, предлагаемых барами и ресторанами, мнения распределились следующим образом (диагр. 4). На первом месте — живая музыка, наличие которой 65 % опрошенных назвали наиболее значимым фактором при выборе места проведения банкета/фуршета. Выставки же художников, пусть даже всемирно известных, привлекают достаточно ограниченный контингент респондентов — всего 6%. Похоже, что большинству посетителей, вполне достаточно созерцания внутреннего оформления отделки и дизайна помещения ресторана. (То ли количество любителей изобразительного искусства безнадежно отстает от количества меломанов, то ли ресторан или кафе еще слишком трудно ассоциируется в нашем сознании как место проведения художественной выставки).

Достаточно большое количество опрошенных (29%) хочет видеть ресторан тем местом, где можно было бы не только устроить банкет/фуршет, но и провести обед вместе с семьей или ребенком.

На вопрос: «Какую сумму денег в расчете на одну персону ваша компания готова отдать за проведение банкета, фуршета» (диагр. 5), — были получены следующие ответы: 52% опрошенных компаний оценивают свои финансовые возможности при посещении бара, ресторана в 300 — 500 руб., далее 28% — (500-1000 руб.), 8% — (1000-2000 руб.). То есть, если бы не третье место ответа «Цена значения не имеет» можно было бы говорить о том, что популярность ответа снижалась с ростом указанной суммы. Однако разрыв между последним и предпоследним местом невелик. Преобладающее значение ответа «Цена значения не имеет» над «1000 — 2000 руб.» достаточно интересно. 3% разрыв в показателях говорит о том, что предприятия и компании, готовые отдать 1000-2000 руб., на самом деле находятся достаточно близко по финансовым возможностям к тем, кто готов отдать «любые» деньги на проведение банкета/фуршета, т.к. в связи со сложившимся уровнем цен, приличный фуршет вполне уложится в эту сумму.

При ответе на вопрос: «Есть ли постоянные места, где Ваша компания организовывает банкеты, фуршеты» (диагр. 6), — полученные результаты распределились следующим образом: «Да» — 52 % и «Нет» — 48%. Данные показывают, что скорее можно говорить о непостоянстве в подходе к выбору места проведения банкетов/фуршетов.

На вопрос анкеты «Какие факторы были определяющими для Вас при выборе места проведения праздников?» (диагр. 7) самым популярным оказался ответ «Довольны обслуживанием», который получил 29% всех голосов, следом за ним (21%) идет ответ «Довольны обстановкой», который делит второе место с ответом «Довольны всем». Как ни странно, но уровень цен занимает согласно опросу лишь третье место, набрав 19% голосов опрошенных. 8% респондентов просто привыкли, и только 2% проводивших банкет или фуршет, ссылаются на незнание других мест их возможного проведения. Символично, что критерий обстановки занимает лидирующее место среди качеств уже посещаемого кафе, бара, ресторана и второе — среди факторов привлекательности места проведения банкета, фуршета вообще.

Диаграмма 5.

Сумма денег на одного человека, которую фирма готова отдать при проведении банкета/фуршета

Диаграмма 6.

Наличие постоянных мест проведения банкетов/фуршетов

Вопрос «Желали бы Вы изменить место проведения банкетов/фуршетов?» показал, что 40% респондентов затрудняются однозначно утверждать, хотят они или не хотят изменить выбранное ранее место. Второй ответ «Да» в сумме с вариантом «Скорее да, чем нет» ровно на 20% опережает количество ответов респондентов, однозначно сказавших «Нет» или склоняющихся к этому ответу, что, по существу, еще раз доказывает утверждение о непостоянстве в подходе к выбору места проведения банкетов/фуршетов (Диагр. 8).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация, полученная в результате проведенного маркетингового исследования, выводы и предложения в дальнейшем будут использованы в деятельности кафе «Carlsberg». Данное исследование было необходимым, так как в настоящее время в связи с обострением конкуренции на рынке ресторанного бизнеса, вопрос привлечения клиентов и сохранения положения на рынке является наиболее важным.

В результате было выявлено и подтверждено непостоянство в предпочтениях клиентов столичного рынка ресторанных услуг. В связи с этим одним из ключевых в работе маркетинговых служб должен стать вопрос о путях и способах формирования и планомерного расширения круга постоянных клиентов. Эта задача является еще более важной, так как по результатам опроса наиболее предпочтительным способом получения рекламной информации является личная рекомендация друзей и знакомых. Другим направлением деятельности этих служб может и должно стать изучение и расширение набора эффективных методов привлечения клиентов. Основой для принятия решений будет относительная важность факторов привлекательности, которыми в соответствии с результатами исследования являются: внутренняя обстановка и качество обслуживания. Для привлечения новых клиентов необходимо затрачивать средства на разработку новых развлекательных программ, в том числе музыкальных, которые по результатам исследования являются наиболее важным критерием. Анализируя анкеты можно сделать вывод о том, что выставки художников, требующие довольно больших затрат относительно менее эффективны, по сравнению с музыкальными программами.

Успешная ценовая политика будет являться залогом долгого процветания компании. Утверждение о том, что чем ниже цена, тем выше спрос, справедливо лишь в самом низком диапазоне цен. Установление средних цен скорее является ошибкой, так как они одновременно отпугивают широкий спектр клиентов с низкими и высокими доходами, являясь для первых завышенными, а для вторых подозрительно малыми. Применение системы скидок постоянным клиентам также могло бы послужить дополнительным способом привлечения клиентов.

Несмотря на нестабильное экономическое положение в стране, согласно результатам проведенного исследования, существует достаточно стабильный спрос на проведение банкетов/фуршетов. Больше половины опрошенных компаний проводят такого рода мероприятия довольно часто. Эти данные могут быть основанием для усиления деятельности по организации банкетов/фуршетов.

Работа выполнена студентами МИДА: Бечиным Александром и Сильницкой Ириной

под руководством преподавателя каф. маркетинга и ВЭД Лазоркиной О.М.

Диаграмма 7.

Факторы, влияющие на выбор места проведения банкетов/фуршетов

Диаграмма 8.

Желали бы Вы изменить место проведения фуршетов, банкетов?