Библиотека управления

Синица в руках или журавль в небе: мнения автолюбителей

Журнал "Практический маркетинг" - №3 2000

В марте 2000 года независимым исследовательским центром РОМИР был проведен опрос автовладельцев, направленный на изучение причин покупки импортных или отечественных автомобилей, находящихся в одной ценовой категории. В Москве было опрошено 500 автолюбителей, 50% которых приобрели новые модели отечественных машин и 50% — подержанные иномарки стоимостью от 4 до 6 тыс. долларов в течение последних двух лет.

ИДЕАЛЬНАЯ МАШИНА ПО РАЗУМНОЙ ЦЕНЕ

Как известно, автомобили давно уже не являются недосягаемой роскошью, но рассматривать их как простое средство передвижения было бы также неправильно. Автомобиль не только облегчает жизнь человека, но является символом, с помощью которого окружающим вольно или невольно передается информация о владельце: его экономическом положении, вкусах, зачастую претензиях, а то и комплексах. Поэтому автомобили относятся к товарам, покупка которых планируется заранее и достаточно длительное время. Принимая решение о покупке, будущий автовладелец тщательно взвешивает все «за» и «против». Какие же характеристики, по мнению, автовладельцев, особенно важны при покупке машины?

Как для владельцев новых отечественных машин, так и для счастливых обладателей недорогих подержанных иномарок основным критерием при выборе автомобиля является его «надежность», а также «адаптированность к российским условиям» (диагр. 1).

Почти любой автомобиль — это символ определенного преуспевания, удачи. Поэтому в число пяти самых важных характеристик, влияющих на принятие решения при выборе автомобиля вошел также его внешний вид, ведь во все времена к атрибутам престижного внешнего вида у средних и высших слоев относились, помимо всего прочего, и средства передвижения (в былые века — кареты, лошади, сейчас — автомобили).

Такие характеристики как комфортный салон и хорошее послепродажное обслуживание оказались особенно важны для молодежи — в качестве наиболее важных их выделили соответственно 44% и 22% респондентов до 30 лет. Для людей старше 45 особенно важной характеристикой оказалась цена при продаже, ее упомянули 60% людей старше 45 и лишь 19% респондентов моложе 30 лет.

Наименее важными характеристиками оказались приверженность дилеру, имидж марки и приверженность определенной марке автомобиля.

Автомобиль также должен быть практичным, отвечать современным стандартам, быть устойчивым и динамичным (диагр. 2). Для респондентов средней и старшей возрастных групп оказалась важной такая характеристика как «семейный автомобиль», в то время как для молодежи были особенно важны такие характеристики как «обладающий индивидуальностью» и «динамичный».

Кроме того, при покупке особенно важных критерием оказалась функциональность (диагр. 3) автомобиля (особенно важна эта характеристика была для людей старше 45 лет (50%).

Диаграмма 1.

Принятие решения о покупке автомобиля: наиболее важные критерии (% от числа опрошенных)

Диаграмма 2.

Каким должен быть автомобиль, который Вы бы купили? (% от числа опрошенных)

(Предлагался список, содержащий 11 характеристик, принималось несколько ответов)

Диаграмма 3.

Каким должен быть автомобиль, который Вы бы купили? (% от числа опрошенных)

(Список из 4-х характеристик, один ответ)

НОВАЯ МАШИНА: ЧТО ДОЛЖНО ВХОДИТЬ В СТАНДАРТНОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Можете ли вы представить себе ежа без иголок?
Вероятно, нет.
Так и моторам нужна защита.
(из рекламы автомобилей)

Требования автолюбителей к стандартному оснащению автомобиля при покупке возрастают, так:

  1. 92% опрошенных считают, что при покупке новой машины в стандартное оснащение обязательно должно входить антикоррозийное покрытие.
  2. Противоугонная сигнализация. За необходимость наличия сигнализации высказалось 87% респондентов.
  3. Центральный замок. 84%опрошенных убеждены в необходимости наличия центрального замка в стандартном комплекте при покупке новой машины.

Наименее важными для стандартного оснащения покупаемой машины оказались:

  1. Автоматическая коробка передач. 78% опрошенных считают, что наличие автоматической коробки передач в комплекте с покупаемой машиной совершенно необязательно.
  2. Автомагнитола (68% опрошенных)
  3. Задние электростеклоподъемники (65% опрошенных)

Говоря об отдельных технических характеристиках автомашин, оптимальными по соотношению цена/качество автовладельцы называли двигатели, объемом 1,7 литра с мощностью 112 л с. Наиболее приемлемой для такого автомобиля оказалась цена в пределах 7-8 тыс. долларов.

Оптимальный срок эксплуатации автомобиля

Диаграмма 4.

Оптимальный срок эксплуатации автомобиля (% от числа опрошенных)

Оптимальный срок эксплуатации автомобиля, по мнению большинства автовладельцев, составляет от 3 до 5 лет (диагр. 4). Особенно велико количество таких людей среди владельцев новых автомобилей отечественного производства (61%). Владельцы же подержанных иномарок чаще всего рассчитывают использовать свою машину не более двух лет (57%). Как показали результаты исследования, с возрастом значительно изменяется отношение к сроку эксплуатации автомобиля: 40% людей старше 45 считают, что будут использовать свой автомобиль 6 лет и более, в то время как доля таких людей среди молодежи до 30 лет составляет лишь 8%.

Отечественная или импортная машина

«Отечественный автомобиль — прекрасное средство для поездки в автосервис и обратно»
оригинал — http://kulichki-koi.rambler.ru/moshkow/ANEKDOTY/marphy.txt

Печальной реальностью нашего автомобильного рынка является то, что отечественные автомобили в целом значительно проигрывают западным конкурентам. Это еще раз подтвердили результаты нашего опроса (диагр. 5, 6, 7): 73% автолюбителей за одну и ту же цену предпочли бы купить подержанную иномарку, а не автомобиль отечественного производства. Причем 50% владельцев новых отечественных автомобилей также скорее предпочли бы купить машину импортного производства и основным мотивом покупки ими отечественного автомобиля, была лишь относительная дешевизна сервиса и обслуживания. 98% владельцев подержанных иномарок в любом случае предпочли бы купить автомобиль импортного производства. Более лояльно к автомобилям отечественного производства относятся люди старшей возрастной категории (45 лет и старше), 42% таких людей предпочли бы купить отечественный автомобиль, а среди молодежи до 30 лет доля таких людей составляет лишь 15%.

Диаграмма 5.

Импортный или отечественный автомобиль (% от числа опрошенных)

Диаграмма 6.

Основные причины предпочтения иномарок (% от числа опрошенных, несколько ответов)

Диаграмма 7.

Положительные стороны отечественных автомобилей (% от числа опрошенных, несколько ответов)

НЕМНОГО О ДОВЕРИИ
«Вечером муж нервно ходит перед своим домом, все время поглядывая на часы.
- Волнуюсь за свою жену, — объясняет соседу.
- А что с ней?
- С ней мой автомобиль»
(Из автомобильного фольклора)

Диаграмма 8.

Позволяете ли Вы кому-нибудь еще водить Вашу машину? (% от числа опрошенных, несколько ответов)

Как показали результаты опроса, особенно актуален этот анекдот для людей старшего возраста — 70% людей старше 45 предпочитает никому не доверять водить свою машину. Более демократичны в этом плане автолюбители до 30 лет, 55% которых доверяют вождение своей машины жене или мужу (диагр. 8).

В заключение можно отметить, что среди опрошенных преобладают «расчетливые автомобилисты», для которых главное — экономичность использования машины и ее надежность. Преимущественно это относится к владельцам новых отечественных машин, в то время как среди владельцев подержанных иномарок больше автомобилистов-энтузиастов, которые, помимо практичности и надежности машины, ориентированы на ее внешний вид, скоростные характеристики и предоставляемый машиной комфорт.

Более подробную информацию о методике исследования и его результатах можно получить в независимом исследовательском центре РОМИР.