Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/press/practical/1999-06/08.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Информатизация социального управления

А.В. Милехин

Журнал "Практический маркетинг" - №6 1999

В жизни современного общества все большую значимость получает информация, системы и технологии ее сбора, анализа и воздействия на людей.

Понятие “информация” (от латинского informatio - изложение, разъяснение) в современном языке приняло смысл сведений о каком-либо предмете, а процесс информационного взаимодействия, в наиболее простом понимании, может быть представлен как передача сообщений между передающей и принимающей системами. В науке выработаны более сложные определения этого понятия и трактовки обозначаемого им явления.

Такого рода трактовки, раскрывающие с разных сторон даже не просто сложную, но глубокую онтологическую сущность информации, создают теоретико-методологическую базу для ее рассмотрения в том или ином более конкретном, практическом плане. Такой более конкретный подход характерен для социологии, которая рассматривает информацию в связи с изучением своего основного объекта - социальных систем.

В этой реальности информация предстает как совокупность сведений, необходимых для успешного функционирования той или иной социальной системы, вплоть до общества в целом как большой системы. В таком, можно сказать - позитивистском, духе информация понимается и в официальных документах.

В Законе РФ “Об информации, информатизации и защите информации” от 25 января 1995 г. последняя определяется как “сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления” (п.1 ст. 2). Это определение является общим, относящимся ко всем видам информации. Термин “информация” был применён и в ряде других федеральных законов. В настоящее время разрабатывается пакет федеральных законов на базе Концепции формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации, информационной безопасности РФ.

Сведения, составляющие содержание необходимой для функционирования общества и отдельных его подсистем информации, имеют самый разный характер.

Уже производственно-трудовая деятельность людей, образующая фундамент всей общественной жизни, невозможна без передачи и использования информации - технологической, организационной, экономической. Громадной институциональной системой, занимающейся получением и трансляцией информации, стала наука. Обращая внимание на нее, следует отметить, что знания, являющиеся продуктом научной деятельности, строятся на основе информации, содержат ее в себе и т.д., но знания нельзя отождествлять с информацией, как иногда ошибочно представляется в литературе. Знания включают в себя дополнительные компоненты по отношению к лежащей в их основе информации.

Получение, переработка и использование информации всегда были присущи жизнедеятельности человеческого общества. Ее объем и значимость в общественной жизни возрастали по мере исторического развития, в частности, расширение этого процесса было связано с возникновением и развитием науки, а затем - средств массовой информации - в виде печатной продукции, затем радио, телевидения и т.д. Но в наше время изменения в этой области произошли и развертываются дальше буквально лавинообразно. Многократно возросли объемы научной информации. Поскольку наука глубоко проникла в производство, и последнее зачастую стало технологическим применением науки, резко увеличилось и его информационное обеспечение. Резко увеличились объемы информации, передаваемой в деятельности образовательных институтов, особенно занимающихся профессиональной подготовкой. Колоссальное развитие получили средства массовой информации, буквально заполонившие собой нашу жизнь. На совершенно новый качественный уровень поднялась управленческая деятельность, прежде всего в организации производства (не без основания изменение ситуации в этой области получило название “революции управляющих”, или “менеджериальной революции”), а также и в государственном управлении, регулировании жизнедеятельности самых различных социальных систем, развития социальных процессов. И если управленческая деятельность вообще всегда строится на основе использования информации (на чем еще придется остановиться специально), то происшедшее необычайное усложнение этой деятельности придало качественно новый характер и ее информационному обеспечению во всех общественных и государственных структурах. “Мир человека, в том числе и государственно-правовая реальность, предстаёт в виде иерархии информационных моделей и систем”.

Не случайно одной из широко признанных характеристик современного общества является понятие “информационное”.

Анализ сегодняшних мировых тенденций позволяет заключить, что в новом, наступающем тысячелетии информация станет магистральной силой новой цивилизации, источником ее постоянного развития, что информации будет отдаваться приоритет во всех сферах человеческой деятельности.

Усиление информатизации общественной жизни включает в себя мощное техническое обеспечение, решение целого ряда организационных задач и внесение существенных изменений в подготовку и пополнение профессиональных знаний кадров.

Такая степень насыщения общественной жизни информацией, при которой общество становится возможным именовать “информационным”, могла стать реальностью только тогда и благодаря тому, что был изобретен персональный компьютер и произошло массовое распространение техники, начали создаваться все более сложные компьютерные сети и использоваться все более совершенные программы их функционирования. Это потребовало не только подготовки нового типа профессионалов, непосредственно обслуживающих информационные системы, обучение которых получило массовый размах, но и существенного пополнения знаний и навыков очень многих категорий работников.

Можно сказать, что возникла новая, особая сфера в жизнедеятельности общества - информационная. Условно ее можно разделить на пять предметных областей:

    1. Производство (создание) информации, её преобразование.
    2. Получение и распространение информационных продуктов.
    3. Предоставление информационных услуг.
    4. Поиск, получение и потребление информации пользователями.
    5. Создание и применение механизмов и средств обеспечения информационной безопасности.

Наличие развитой и адекватной современным потребностям общественного развития информационной сферы является необходимым условием устойчивого и динамичного развития общества и его социальных институтов. Такая информационная сфера включает в себя различные системы:

Рассмотрим наиболее важные системы, образующие информационную сферу. Информационное общество непременно должно иметь развитую распределенную компьютерную сеть в сочетании со сформированной телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами. Но в то же время информационное общество не сводится к наличию развитой компьютерной сети, телекоммуникаций и информационных ресурсов. В качестве субъектов информационного общества выступают индивиды в процессе своей разнообразной деятельности, включая управленческую, а также различные предприятия, учреждения, и др. организации.

Информационная сфера сегодня все более вовлекает в свою орбиту системы интернациональных информационных ресурсов. Технологические системы развития глобальной информационной инфраструктуры, (прежде всего, Интернет, Интранет и другие глобальные компьютерные сети и спутниковые системы) сегодня играют особо важную роль. Соединение указанных сетей с аудиовизуальными средствами открывает новые перспективы.

Важной составляющей информационной сферы является система информационной безопасности. Учитывая чрезвычайную актуальной этой проблемы, рассмотрим подробнее весь комплекс мер, обеспечивающий успешную работу указанной системы.

Система информационной безопасности как комплекс законодательных, административных и программно-технических мер включает защитные мероприятия и призвана обеспечить конфиденциальность информации, являющейся массовой. Кроме того, эта система ставит цель выработать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения, поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в “информационной войне”. Политика безопасности реализуется с помощью набора законов, правил и норм поведения по отношению к информации. В них определяются способы организации, обработки, защиты и распространения информации. В частности, правила определяют, в каких случаях пользователь имеет право оперировать с определёнными наборами данных. Реализация политики безопасности основывается на определенных принципах. Таковыми являются принципы законности, баланса интересов личности и общества, интеграции с международными системами, экономической эффективности, комплексности.

Принятие Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” от 20.02.95 № 24 – ФЗ усилило правовую базу обеспечения защиты информации. Данный закон впервые применил понятие “конфиденциальной информации”, которое рассматривается как документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом устанавливаются общие правовые требования к организации защиты такой информации в процессе её обработки, хранения и циркуляции в технических устройствах, информационных и телекоммуникационных системах и комплексах. Данный закон (статья 20) определяет основные цели защиты информации:

Обеспечение надёжности - дорогостоящее мероприятия. Чем выше требуемый уровень обеспечения надежности системы, тем сложнее становится схема и, соответственно, стоимость обеспечения безопасности. Тем не менее нельзя пренебрегать требованиями надежности и достоверности информации.

В зависимости от сформулированной политики можно выбирать конкретные механизмы, обеспечивающие безопасность информационных систем. Обеспечение безопасности включает в себя выявление возможных причин потерь, искажения, утечки, неоправданного применения или, наоборот, исключения информации и выбор мер предупреждения, противодействия соответствующим факторам, а при необходимости корректировки механизма обеспечения защищенности информационных ресурсов и потоков.

Сегодня сформировались три подхода к обеспечению безопасности информации. Первый из них ориентирован на решение частных задач ее обеспечения, второй – на решение комплекса задач по единой программе, третий - на интеграцию различных подсистем безопасности в единую систему на основе общности методологических и методических подходов. Наиболее эффективен и надёжен интегральный подход обеспечения информационной безопасности. Он предполагает обязательную непрерывность процесса обеспечения безопасности массовой информации, как во времени, так и в пространстве. Интегральный подход к этой проблеме является наиболее перспективным, однако его применение невозможно без развитой инфраструктуры, значительных материальных и интеллектуальных затрат и высокого уровня технических средств. Эти обстоятельства сдерживают развитие интегральной безопасности.

Наиболее важным и эффективным аспектом обеспечения защиты информации является обеспечение безопасности физическими средствами. Для создания надёжной системы физической безопасности проводится анализ действующих в данный момент и могущих возникнуть в будущем причин, вызывающих риск потери защищённости информации. Анализ рисков осуществляется с использованием средств оптимизации конкретного рода информации и объекта в определенной обстановке. В целом система физического обеспечения безопасности информации и информационных систем включает: управление доступом; обнаружение проникновения; инженерно-техническую защиту; отображение и оценку обстановки; принятие мер в тревожных ситуациях; организацию оповещения в экстремальной ситуации; личную безопасность персонала, имеющего доступ к информации.

В условиях, когда пространство распространения информации выходит далеко за границы России, важно организовать международное сотрудничество, прежде всего, со странами СНГ в области защиты информации. Идея международного сотрудничества России со странами СНГ в области защиты информации нашла своё воплощение в заключённых межправительственных соглашениях с республиками Казахстан и Украина. Практически готово соглашение с Белоруссией. Система мер, реализуемых в соответствии с этим и другими соглашениями, которые предполагается заключить, обеспечит надёжный обмен информацией, одновременно обеспечив её защиту.

Отмеченные процессы развития информационной сферы развернулись в последние годы в нашем обществе. Но пока достигнутые здесь результаты существенно ниже того, что наблюдается в наиболее развитых странах. Мы существенно отстали от них. В этой области у нас существует достаточно много проблем, проявляющихся в более слабой технической оснащенности, менее развитой компьютерной сети и отсутствии должной взаимосвязанности между отдельными ее звеньями, и в недостаточном умении значительных масс работников разных категорий использовать современные информационные технологии и т. д. Так что перед нашим обществом стоят большие задачи, решение которых необходимо для выхода на современный уровень информационного общества.

В особенности острой является потребность усиления информатизации управленческой деятельности, учитывая ее громадное значение для функционирования общественного организма и всех его отдельных подсистем. И в соответствии с основной проблематикой настоящей статьи - следует специально остановиться на проблемах информатизации в управленческой деятельности, начиная с краткого рассмотрения самых исходных ее характеристик.

Управление представляет собой целенаправленное воздействие на какую-либо систему, выступающую объектом этого воздействия, с целью поддержания ее функционирования в заданном режиме или перевода ее в новое состояние в соответствии с программой, принятой субъектом соответствующей деятельности. Наряду с природными и техническими системами объектами управления выступают общественные системы, относящиеся к разным сферам общественной жизни - экономические, социальные, политические, системные образования, складывающиеся в духовной жизни, а также поведение людей, в котором находит свое проявление функционирование соответствующих общественных систем.

Экономическими являются системы отношений по поводу собственности и ее использования в процессах производства, распределения и потребления различных благ. Целенаправленное воздействие на такие отношения в рамках всего общества и его подсистем вплоть до отдельных хозяйственных единиц представляет собой экономическое управление. Разновидностью такого управления является, например, воздействие на рыночный спрос и предложение товаров посредством методов маркетинга, что будет специально рассматриваться в наших дальнейших публикациях.

Управление в политической сфере представляет собой целенаправленное воздействие на политические системы, функционирующие в обществе, и на поведение людей в политической жизни. Примерами того являются воздействие на деятельность политических партий и движений со стороны стоящих вне их социальных институтов или со стороны их собственных руководящих органов. В частности, это воздействия, направленные на усиление популярности в массах деятельности определенной политической организации и отдельных политических деятелей, что также будет рассматриваться в настоящем исследовании.

Сущность социального управления, т.е. управления социальными системами в научной литературе трактуется по-разному в связи с весьма неоднозначным смыслом, вкладываемым в само понятие социального. Как известно, оно понимается и в предельно широком смысле, когда им охватываются все явления и процессы, существующие в обществе, во всех его сферах (тогда оно тождественно понятию “общественное”), и в узком смысле - как охватывающее явления и процессы, относящиеся лишь к одной сфере общественной жизни - социальной, находящейся в одном ряду с экономической, политической и т.д.

Соответственно разный смысл придается и социальному управлению. Некоторые авторы считают таковым управление в любых общественных системах.

Другие авторы рассматривают социальное управление как разновидность управленческой деятельности, воздействующую на явления и процессы лишь социальной сферы общественной жизни “Предметом теории социального управления являются законы и принципы управления как системно-интегративного явления, которые складываются в процессах целенаправленной организующей деятельности людей, осуществляемой в рамках соответствующих социальных систем (социальных институтов и организаций) в целях повышения эффективности их деятельности”.

Думается, что такая трактовка социального управления в узком смысле - этого понятия является правильной. Примером этой разновидности управленческой деятельности может служить управление таким социальным институтом, как средства массовой информации.

Конечно, вся совокупность видов управленческой деятельности, относящихся к разным сферам общественной жизни, тоже может именоваться социальным управлением, но уже в широком смысле - тождественным понятию “управление общественными системами и процессами”. Инструментом именно такого управления, охватывающего различные сферы общественной жизни, следовательно, различные по своей природе общественные процессы и явления, является мониторинг, суть которого связана с информационным характером управления.

Иногда при рассмотрении процесса управления явно или молчаливо исходят из такой посылки, что сбор и анализ информации представляет собой лишь начальную стадию этого процесса, либо образует одну из его функций. Такое представление является, несомненно, ошибочным. Использование информации пронизывает весь управленческий процесс, все его стадии.

Он начинается действительно со сбора и анализа информации, характеризующей состояние объекта управления, на базе чего выявляется наличие и характер присущей ему проблемной ситуации. На этой стадии идет поток информации снизу вверх. Следующей стадией является постановка целей управления и выработка управленческой стратегии, сопряженная с прогнозированием возможных последствий принятия той или иной стратегии. На этой стадии происходит анализ информации - и той, которая была получена о состоянии объекта, и той, которая добывается в ходе прогнозных разработок, а во многих случаях и почерпнутая из научных исследований. Затем происходит разработка и принятие решения, в ходе чего завершается анализ перечисленной выше информации. На следующей стадии управленческого процесса - организации выполнения принятого решения - информационный поток прежде всего идет сверху вниз: от управляющей подсистемы к исполнителям, до которых доводится принятое решение, определяются обязанности отдельных из них и т.д. Но уже на этой стадии снова необходима организация информационных потоков снизу вверх - от исполнителей к управляющей подсистеме (насколько первые поняли суть решения, поставленные цели, свои обязанности и т.д.), что представляет собой обратную связь в механизме управления. Эта информация позволяет управляющей подсистеме проследить, как начинается выполнение принятого решения. На следующей стадии, когда осуществляется контроль за ходом выполнения решения и при необходимости корректировка соответствующей деятельности, информация снизу вверх выходит на первый план, и в то же время на основе ее анализа при необходимости корректировки решения и совершенствования деятельности исполнителей снова начинают идти информационные потоки к ним, т.е. снизу вверх.

Информация в любом случае представляет собой отображение каких-то явлений материальной действительности, духовной жизни или системы человеческих отношений, явлений, возникающих в процессах взаимодействия между людьми или между ними и окружающей их природной и социальной средой. Но предмет отображения, рассматриваемый в его отношении к субъекту, осуществляющему сбор и использование информации в разных ситуациях ее использования является неодинаковым.

В одних случаях главный интерес для субъекта представляет информация о каком-либо изучаемом объекте (так обстоит дело в ходе любой научно- исследовательской деятельности) или объекте его реального или потенциального воздействия. Например, в производственно-трудовой деятельности - получение сведений о подлежащем обработке материале с точки зрения возможности его использования для получения нужного продукта. Или когда для эффективного функционирования средств массовой информации выявляются особенности аудитории, на которую они рассчитаны, собираются и анализируются сведения о том, что ее интересует, какова степень подготовленности людей к восприятию более или менее сложных материалов в СМИ и т. д.

В других случаях информация представляет собой сведения о самом субъекте - когда ему нужно, например, определить цели своей деятельности и соответственные возможности справиться с их достижением.

И, наконец, в ситуациях третьего вида происходит получение и переработка информации, нужной для осуществления выполняемой или планируемой субъектом деятельности, содержащей сведения не о нем и не об объекте его воздействия, а какие-то сторонние. Типичный пример - освоение научной информации, ранее полученной кем-то другим, или сведений, почерпнутых из чужого опыта, опираясь на что субъект может эффективнее осуществить подобную деятельность.

В управленческой деятельности бывает необходима информация всех трех названных видов. Но главной для нее - в отличие от характера информации, используемой в научных исследованиях функционировании СМИ и др. - является информация об объекте - его исходном состоянии и происходящих изменениях, поскольку только располагая соответствующими сведениями, можно поддерживать функционирование или изменение управляемого объекта в заданном режиме, к чему и сводится, как отмечалось, данная деятельность.

Организация и технология сбора, обработки и использования информации в управленческой деятельности претерпели и продолжают претерпевать глубокие, колоссальные изменения. Особенно рельефно они проявляются в наиболее экономически развитых странах, но все шире развертываются и в остальных частях мира, в том числе и в нашей стране.

Эти изменения прежде всего заключаются в широкой компьютеризации систем управления, переходе от традиционных “бумажных” методов сбора и хранения информации на электронные носители. В передовых странах этот переход практически завершен, охватив даже самые малые управленческие системы. В этих странах на создание высокотехнологичных информационно-управленческих систем затрагиваются колоссальные суммы денег. В Германии только на разработку средств программного обеспечения уже в 1993 г. было затрачено более 50 млрд. марок, а в последующие годы эти затраты увеличились по нарастающей. В США только на создание информационной системы в администрации президента в 1994 г было израсходовано более 10 млрд. долларов. В последние годы эти затраты еще более выросли. В России и затраты, и прилагаемые усилия в этой области и результаты гораздо скромнее. Но тем не менее к настоящему моменту времени создана уже довольно мощная и разветвленная инфраструктура информационного обеспечения управленческой деятельности. При всей сложности развития экономики в России инвестиции в такую важнейшую отрасль как телекоммуникационный комплекс из года в год растут. Так, если в 1990 году в эту сферу не поступил ни один доллар зарубежных инвестиций; в 1996 г. - 505, 975 млн. долл. США; в 1997 г. - 880,0; в 1998 г. - 893, 1 долларов США (проект). Создано большое количество информационно-управленческих систем разного масштаба, уровня и назначения. При самом крупном классификационном членении их можно подразделить по масштабам охвата объектов на следующих уровней: а) общегосударственного, б) регионального (субъектов федерации) и межрегионального, в) локального (в рамках местных территориальных сообществ и разного рода меж организационных объединений) и г) уровня отдельных организаций (предприятий, фирм и т.п.). Если взять по другому основанию, можно различать системы ведомственные, территориальные и еще такие, которые используются для сбора и обработки информации какого-то особого рода - например, общественных настроений, популярности в массах определенных деятелей или проводимых акций Последние из упомянутых информационные системы не имеют общепризнанного видового названия; можно их назвать функциональными, имея в виду, что они собирают информацию не в целом о каком-то объекте или совокупности объектов, а лице об отдельных, строго определенных функциях его жизнедеятельности.

Хотя информационно-управленческая инфраструктура в нашей стране в основном создана, предстоит еще многое сделать для ее развития и совершенствования. Во-первых, при всей ее значительной развитости она пока еще далеко не является всеохватывающей, имеется немало звеньев в жизни общества - в основном сравнительно мелких, но есть и средние по масштабам, - функционирующих все еще по старинке в плане информационного обеспечения, без использования современных технических средств и технологий. Во-вторых, информационные системы, которые по их сути должны быть соединены между собой, образуя единую сеть, функционируют вне такого объединения и порой даже не совместимы друг с другом. В-третьих, нередко даже каждая отдельная система сама по себе оказывается довольно несовершенной.

Можно сформулировать следующие требования, которым должна удовлетворять каждая информационная система.

а) достоверность входной информации;

б) невозможность вмешательства человека - оператора в процесс ее обработки;

в) обнаружение любой попытки изменить кем-то выдаваемую информацию.

Действующие информационные системы не всегда удовлетворяют перечисленным правилам. Руководствуясь ими, и следует совершенствовать имеющиеся и создавать новые, формируя из них все более широкие и эффективно функционирующие сети.

Многие недостатки действующих у нас информационных систем порождены отсутствием должного научного подхода к их проектированию и построению. В этой работе нужно внедрять современные технологии, доказавшие свою эффективность. Такой является, например, CASE-технология, разработанная одной из российских фирм - АО Экспит. Это - интегрированная программная система, включающая совокупность средств автоматизации проектирования информационного и программного обеспечения на стадиях стратегического планирования, анализа, проектирования и разработки информационной системы. Не входя в детали этой технологии, что представляет собой весьма специальный вопрос, достаточно лишь сказать, что она представляет средства автоматизации моделирования данных, прототипирования, разработки схем потоков данных и иллюстративных материалов. Эти средства интегрированы в единую среду проектирования через базу данных, в которой накапливаются все получаемые в ходе проектирования информационных потоков данные.

Использование данной технологии позволяет получить однозначно понимаемый проект системы, включающей в себя:

Внедрение CASE-технологии обеспечивает не только повышение производительности труда проектирования информационной системы, но - главное - существенное повышение качества этого проектирования, а следовательно и лучшее качество создаваемой таким путем системы. Между тем такого рода технологии пока у нас слабо входят в практику, это, несомненно, является одной из основных причин того, что информация управления в стране оказывается недостаточной - в соответствии с современными требованиями и возможностями - как в количественном, так и в качественном отношениях.

Итак, даже краткое и довольно отрывочное рассмотрение положения дел в области информатизации управленческой деятельности в нашей стране, показывает, что оно довольно противоречиво. С одной стороны, нельзя отрицать происшедших за последние годы громадных сдвигов и наличия тенденций все более широкого развертывания процессов информатизации управленческой деятельности. С другой - по сравнению с развитыми странами здесь особенно сильно и болезненно проявляется наше отставание, многие звенья в системе управления обществом оказываются еще слабо приобщенными к современным информационно управляющим технологиям. Требуется еще очень многое сделать, чтобы информатизация управленческой деятельности в целом вышла на уровень современных мировых стандартов. Именно в таких противоречивых условиях входят в жизнь нашего общества мониторинговые исследования и осуществляющие их организационные системы. Возникновение и функционирование таких систем само по себе выступает ярким воплощением развертывающегося процесса усиления информатизации управленческой деятельности со всеми достигнутыми в этой области результатами и недостатками в сравнении с мировыми стандартами.

Литература

  1. Собрание законодательства РФ, 1995, № 8, ст. 609.
  2. Об акционерных обществах (24 ноября 1995 г.); О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (9 июня 1995 г.); О Конституционном Суде Российской Федерации (24 июня 1994 г.); О безопасности" (5 марта 1992 г.); О внешней разведке (8 июля 1992 г.); О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров (23 сентября 1992 г.); О рекламе (18 июля 1995 г.); О науке и государственной научно-технической политике (23 августа 1996 г.).
  3. Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. М.: Юридическая книга, 1998. - С. 10.
  4. Мысин Н.В. Теория социального управления. СПб, 1998. - С. 25.
  5. См.: Проблемы информациологии и мирового информационного сообщества. М., 1997. - С. 33



© 1998-2023 Дмитрий Рябых