Динамика самооценки стиля жизни современных российских работников
Оглавление журнала
Материал подготовлен
на основе исследования R-TGI.
R-TGI —
российский индекс
целевых групп.
R-TGI — это единственное в России и СНГ сертифицированное исследование целевых групп потребителей товаров, услуг и СМИ, полностью соответствующее требованиям мировых технологий проведения TGI.
Исследование R-TGI проводится ежеквартально в 40 городах (с 2001 года TGI будет проводиться не менее чем в 55 городах), во всех социально-экономических регионах России.
Адреса для проведения исследования в каждом из городов отбираются из базы адресов города случайным образом.
В отобранном таким образом домохозяйстве опрашиваются все члены семьи в возрасте 10 лет и старше. Для сбора данных применяется комбинированная технология. Сначала проводится интервью типа face-to-face по вопросам семейного потребления, состава и других параметров семьи с домохозяйкой или домохозяином (тем человеком, кто наиболее часто принимает решения о покупке товаров для всей семьи), затем все члены семьи в возрасте 10 лет и старше заполняют анкеты по вопросам собственных потребительских
и медиапредпочтений, стиля жизни.
Представленные данные касаются высказываний респондентов относительно работы и отдыха за два периода: 1996 и 2000 годы.
Нами было проведено деление опрошенных респондентов на целевые группы в зависимости от занимаемой должности и типа предприятий, на которых они работают.
Что касается представленных высказываний, то такие как «мне нравится руководить другими людьми», «на работе для меня чувство уверенности важнее, чем деньги» и «я готов ради успеха пожертвовать временем для общения с семьей» присутствуют только в 2000 году. Эти высказывания были включены в исследование позже 1996 года, поскольку оценка стиля жизни постоянно меняется и ряд высказываний с течением времени становится неактуальным, в то время как вновь появившиеся отражают возникающие новые тенденции.
Тем не менее посмотреть на положение указанных высказываний в ряду других интересно, так как они самым прямым образом относятся к оценке респондентами своего отношения к работе и отдыху.
Прежде всего рассмотрим данные, относящиеся к целевым группам, сформированным по занимаемой должности.
Динамика данных свидетельствует, что практически для всех групп несколько возросла значимость собственного свободного времени. Так, если в 1996 году респонденты чаще всего соглашались с высказыванием «я хожу на работу прежде всего из-за денег», то в 2000 году популярность этого утверждения несколько снизилась и первое место заняло высказывание «я люблю, чтобы мой отдых был организован». Хотя для респондентов, относящихся к группам квалифицированных и подсобных рабочих, по-прежнему наиболее значимо получение вознаграждения за осуществляемую работу, поэтому в этих группах высказывание «я хожу на работу прежде всего из-за денег» осталось наиболее популярным.
Кроме того, во всех группах доля респондентов, которые в 2000 году отметили, что у них «нет времени следить за своим здоровьем», снизилась. Даже те респонденты, которые занимают далеко не руководящие должности, теперь в меньшей степени жертвуют своим отдыхом и свободным временем ради работы. Это может говорить о том, что так называемая неполезность труда возросла, и, таким образом, в психологическом плане отношение к отдыху изменилось, и люди стали его больше ценить.
С другой стороны, это может свидетельствовать о том, что при существующем уровне оплаты труда большинство делают выбор в пользу отдыха, поскольку ценность времени, затраченного на работу, для респондента выше, чем получаемая зарплата. Но поскольку совсем не работать большинство себе позволить не могут, то приходится работать «прежде всего из-за денег». Интересно отметить, что для респондентов — «белых» воротничков (руководители, специалисты и служащие) — весьма значимым оказалось высказывание «на работе для меня чувство уверенности важнее, чем деньги».
Это свидетельствует о том, что для них более характерно придавать значимость не только материальным ценностям, но и чувству собственной удовлетворенности.
В предпочтениях работников предприятий различных типов (иностранные, совместные и т.п.) также произошли некоторые изменения. Так, наиболее «меркантильный» подход к своей занятости продемонстрировали те, кто работает в иностранных фирмах. Они и в 1996-м, и в 2000 году чаще всего отмечали, что ходят на работу «прежде всего из-за денег». Для работников остальных типов предприятий организация отдыха имеет большее значение — первое место по популярности получило высказывание «я люблю, чтобы мой отдых был организован».
Обращает на себя внимание тот факт, что для респондентов, работающих на государственных, иностранных и совместных предприятиях, в тройку наиболее популярных высказываний вошло «на работе для меня чувство уверенности важнее, чем деньги», в то время как для работников негосударственных российских предприятий и занятых индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством третье место заняло высказывание «я готов ради успеха пожертвовать временем общения с семьей».
Вероятно, это связано с тем, что респондентам, занятым в структурах с менее жестко регламентированной организацией труда (негосударственные предприятия, индивидуальная деятельность и предпринимательство), необходимо прилагать больше усилий и тратить больше собственного свободного времени, чтобы достичь результатов в карьерном росте и получать более значимое материальное вознаграждение.
Итак, в качестве заключения можно сказать, что с 1996-го по 2000 год оценка респондентами своего стиля жизни несколько изменилась.
Значимость отдыха по сравнению с работой возросла практически для всех рассмотренных групп.
Это свидетельствует о том, что уровень жизни респондентов, участвовавших в опросе, несколько улучшился, и в данное время их интересует удовлетворение не только материальных потребностей, но и потребностей самореализации.
Средние цены на основные продукты и на рабочие руки в 1913 году
Москва
Петербург
Высказывания о стиле жизни, касающиеся работы или отдыха
Целевая группа (ЦГ) — респонденты, занимающие ту или иную должность (%)
Высказывания о стиле жизни, касающиеся работы или отдыха
Целевая группа (ЦГ) — респонденты, работающие на том или ином предприятии (%)
Составлено по статистико-документальному
справочнику «Россия. 1913 год»
(СПб.: БЛИЦ, 1995. С. 317—318).