Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/press/management/2002-2/05.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Проблемы повышения эффективности государственной поддержки ФПГ

Валь А.А.

Оглавление журнала


В результате разрушения экономических отношений, действовавших в советский период, возникла объективная необходимость создания новых форм промышленных объединений, способных к концентрации производственных и финансовых потенциалов. При отсутствии у государства возможностей финансирования крупных проектов в промышленной сфере остро встала проблема налаживания взаимодействия между появившимися финансовыми институтами (коммерческими банками, инвестиционными фондами) и производственными предприятиями.

В создавшихся условиях предстояло также выработать новую экономическую политику всем ветвям государственной власти, ибо требовалось перейти от управления промышленностью и финансовыми структурами к их государственному регулированию.

За минувший десятилетний период преобразований в экономике страны была найдена не только форма взаимодействия промышленного и финансового капитала, но были достигнуты определенные успехи как в области создания новых структур, так и в области их корпоративной деятельности с учетом развития отношений по управлению многообразной собственностью.

Определяющей формой взаимодействия промышленного и финансового капитала становятся в современных условиях крупные объединения в виде концернов, холдингов, конгломератов. В России особое место среди них занимают такие объединения, как финансово-промышленные группы (ФПГ), активно развивающиеся под патронажем государства.

За рассматриваемый период был разработан ряд регулирующих документов, направленных на создание и развитие ФПГ, включая Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. «О программе содействия формированию финансово-промышленных групп». Под финансово-промышленной группой, как подчеркивалось в Указе Президента РФ еще в 1993 году, «понимается официально зарегистрированная на федеральном уровне группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капитала которых произведено в порядке и на условиях, предусмотренных Положением о ФПГ и порядке их создания».

В соответствии с упомянутым указом, государственный реестр финансово-промышленных групп насчитывает около 100 таких объединений. Государственный учет формирующихся ФПГ позволил не только облегчить процесс их создания на базе общих нормативно-методических документов и общего нормативно-правового обеспечения, но и открыл возможности по получению государственной поддержки.

Следует отметить, что к ФПГ фактически также относились группы «Альфа-банка», «Менатепа», «Инкомбанка» и ряд других, хотя они и не были зарегистрированы в качестве таковых. В данных группах произошло объединение финансового и промышленного капитала, но решение об официальной регистрации не принималось. Роль финансово-промышленных групп далеко не исчерпывается привлечением инвестиций в производственную сферу, однако, именно такая задача ставится во главу угла как российским законодательством, так и инициаторами создания ФПГ.

В настоящее время создание и функционирование ФПГ регулируются Законом «О финансово-промышленных группах», принятым 30 ноября 1995 г., т.е. вскоре после упомянутой выше «Программы содействия формированию финансово-промышленных групп». Анализ показывает, что положения этого закона имеют ограниченное применение и нередко расходятся с действующей практикой. Как показал опыт минувших лет, процедура создания и регистрации групп чрезмерно зарегламентирована. Следовало бы не только упростить все процедуры, но и перейти от разрешительного к заявительному принципу их регистрации.

Кроме того, устарел и нуждается в корректировке установленный запрет на участие банков и предприятий в нескольких ФПГ. Активные сторонники его полной отмены ссылаются на то, что такой запрет затрудняет формирование вокруг банков мощных диверсифицированных ФПГ отраслевого профиля и препятствует реализации крупных инвестиционных проектов путем формирования инвестиционных консорциумов из нескольких банков, уже имеющих свои группы.

Каждая финансово-промышленная группа индивидуальна, имеет ряд особенностей, связанных с отраслевой спецификой, количеством и характером предприятий, входящих в группу, степенью их интеграции и др. Чтобы их учесть, государственная поддержка в последнее время нередко носит адресный, весьма конкретный характер. Отражением этого являются Указы Президента: «О мерах государственной поддержки технического перевооружения АО «Магнитогорский металлургический комбинат», «О выработке мер государственной поддержки создания и деятельности финансово-промышленных групп на базе ФПГ «Интеррос», Постановление Правительства

«О привлечении ФПГ «Союзагропром» к формированию федерального фонда продовольствия». В каждом таком случае разрабатывался специальный пакет мер, направленный или на строительство нового металлургического стана (ОАО «ММК»), или на обеспечение стабильным заказом группы агропромышленных предприятий, или на другие цели.

Наряду с необходимостью индивидуальной поддержки существует ряд общих проблем для всех ФПГ, которые нуждаются в государственных законодательных решениях.

Прежде всего, это проблема участия государственной собственности при формировании ФПГ. В период 1993—1994 гг., когда подавляющая доля промышленности являлась государственной собственностью, особенно остро стоял вопрос о порядке включения этой собственности в состав ФПГ, ибо вхождение государственных предприятий в систему новых экономических отношений связывался с повышением эффективности их работы.

В Указе Президента РФ «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» от 1 апреля 1996 г. № 443 предусмотрен ряд мер по решению этих проблем, к числу которых можно отнести: во-первых, передачу центральной компании в доверительное управление федеральных пакетов акций; во-вторых, предоставление унитарным предприятиям права вносить недвижимое имущество в виде вкладов в ее уставный капитал, сдавать его в аренду и залог. Однако на практике нередки случаи, когда лоббирование интересов определенных структур оказывается сильней законодательно закрепленных норм. Так, зауральские ФПГ долго добиваются права на получение в управление пакета акций своих дочерних компаний, тогда как московские банки без особых трудностей получают контрольные пакеты этих компаний на столичных залоговых аукционах.

Важной проблемой, требующей законодательной поддержки, остается проблема концентрации инвестиционных ресурсов ФПГ. Основным ожидаемым эффектом от создания финансово-промышленных групп являлась реализация крупных инвестиционных проектов. Это связано с повышением возможностей к концентрации инвестиционных ресурсов в ходе процесса объединения предприятий. Согласно ст. 15 Закона о ФПГ, в качестве одной из мер государственной поддержки их деятельности предусмотрена возможность предоставления участникам права самостоятельного определения сроков амортизационных отчислений с направлением «сэкономленных» средств на развитие ФПГ.

При сокращении срока амортизации (ускоренная амортизация) данная льгота позволяет получать значительную экономию средств за счет налога на прибыль. Проведение в жизнь процедуры ускоренной амортизации на всех стадиях и видах производства финансово-промышленной группы позволит иметь гораздо больший кумулятивный эффект по сравнению с тем результатом, который дает проведение этой процедуры на отдельном предприятии, что в свою очередь в перспективе позволит увеличить совокупные налоговые отчисления в госбюджет.

Особую роль в деле концентрации инвестиционных ресурсов ФПГ может сыграть государственная законодательная поддержка в привлечении кредитных ресурсов. В финансово-промышленной группе помимо аккумуляции собственных средств важно учитывать возможность привлечения кредитных ресурсов. В мировой практике, как правило, крупные инвестиционные проекты реализуются за счет привлеченных кредитных ресурсов. Но российские предприятия в массе своей имеют низкий кредитный рейтинг, поэтому не в состоянии привлечь кредитные средства под приемлемый процент. Эту проблему способна кардинально решить мера государственной поддержки, отраженная в ст.15 Закона о ФПГ: «Предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций». Можно сказать, что эта статья, отражающая одну из сторон государственной поддержки и весьма желаемая любой ФПГ, является главной и наиболее действенной. В современных условиях ее роль неизмеримо выше, чем такая мера, как государственное кредитование, которая не работает, поскольку у государства нет средств для масштабного кредитования промышленности. Государственные гарантии являются «лакомым куском» для любой ФПГ, так как позволяют привлечь долгосрочные кредиты не только у российских банков, но и у крупнейших банков развитых стран.

Основная проблема здесь заключается в сложности получения данных гарантий. Рассчитывать на них могут, пожалуй, только «прогосударственные» финансово-промышленные группы, имеющие соответствующее лобби в органах государственного управления. Для того, чтобы данная мера поддержки ФПГ эффективно работала, необходимо наладить четкий механизм предоставления государственных гарантий по результатам объективного конкурса инвестиционных проектов.

Важным фактором концентрации инвестиционных ресурсов является повышение финансового потенциала ФПГ. В состав ФПГ помимо промышленных предприятий также входят финансовые организации, как правило, это коммерческие банки (КБ). Стимулирование КБ к активному участию в инвестиционных проектах ФПГ является необходимым элементом системы государственной поддержки финансово-промышленных групп. Данная мера реализована в Законе о ФПГ как «возможность предоставления банкам-участникам ФПГ, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающей снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности». Эта мера способна серьезно повлиять на увеличение финансового потенциала ФПГ. Центральному банку России предоставлено право снижать банкам — участникам ФПГ нормы обязательного резервирования, а это значит, что у банков появятся дополнительные свободные средства для инвестирования. Однако, следует отметить, что до сих пор такой метод стимулирования развития ФПГ не применяется. Это очевидно связано прежде всего с тем, что возможный эффект от высвобождения средств не оправдывает затрачиваемые усилия на получение льготы. Для того, чтобы эта льгота реально применялась, необходимо упростить порядок ее получения, который на данное время чрезмерно регламентирован.

Залогом концентрации инвестиционных ресурсов ФПГ является законодательное обеспечение ее целостности, способствующей свободному перемещению средств внутри ФПГ. Организационно целостность ФПГ обеспечивается в Законе за счет передачи пакетов акций участников ФПГ центральной компании. Но чтобы структура реально работала, необходимо обеспечение свободы перемещения средств внутри ФПГ, т.е. освобождение внутренних финансовых потоков от уплаты НДС и других налогов.

Мерой, обеспечивающей свободное перемещение средств внутри ФПГ, является предоставление возможности ведения консолидированного учета. Эта мера государственной поддержки по своему потенциалу выступает наиболее перспективной и эффективной. Обладание правом ведения консолидированного учета позволяет центральной компании беспрепятственно (с точки зрения налогового законодательства) распределять собственные и привлекаемые ресурсы между участниками ФПГ. Это, в свою очередь, дает возможность говорить о центральной компании как о центре формирования прибыли и распределения инвестиций внутри ФПГ. То есть центральная компания становится, по сути, инвестирующим институтом, не являясь при этом коммерческим банком.

Определение принципов ведения консолидированного баланса ФПГ может иметь решающее значение для всего организационного построения финансовой деятельности ФПГ. Установленная законом возможность признания участников ФПГ консолидированной группой налогоплательщиков и, как следствие, необходимость ведения сводного консолидированного баланса, учета и отчетности должна открывать перед ними значительные возможности по свободному маневрированию собственным капиталом и существенно снижать себестоимость конечного продукта. Эта возможность выражается в следующем: основными факторами, увеличивающими себестоимость производства продукции в настоящее время, можно назвать, во-первых, затраты на сырье и полуфабрикаты, во-вторых, неплатежи контрагентов и, в-третьих, значительные налоговые отчисления. Объединение активов участников ФПГ и ведение консолидированного баланса должно оказать значительное содействие расшивке неплатежей как внутри ФПГ, так и по отношению группы к «внешним» контрагентам. Сводный баланс может позволить вести централизованный учет однородных капиталоемких расходов (на ГСМ, транспорт, энергетику) в объеме всей ФПГ в целом, что вместе с взаимозачетом неплатежей дает возможность избежать неэффективного распыления инвестиционных ресурсов.

Важнейший фактор, увеличивающий себестоимость конечного продукта деятельности ФПГ, — налоговые отчисления. Современная рыночная экономика остро ставит проблему рационального налогового планирования как одну из основных задач, от решения которой во многом зависит эффективность самого производства. Статус ФПГ как консолидированного налогоплательщика, имеющего сводный баланс, может оказаться действенным инструментом финансового менеджмента. Его последовательное использование способно сделать себестоимость производства в конечном итоге в значительной степени расчетной величиной.

Статус консолидированного налогоплательщика позволяет центральной компании ФПГ прежде всего беспрепятственно перераспределять собственные и привлекаемые ресурсы в соответствии с возникающими потребностями в деятельности ФПГ. Эта свобода перемещения активов внутри ФПГ выражается в том, что перераспределение собственных средств в рамках группы может происходить между формально различными юридическими лицами. При этом такое перемещение средств не должно сопровождаться соответствующими изъятиями в бюджет налога на прибыль и на добавленную стоимость. Вне ФПГ любое перемещение средств от одного юридического лица к другому без налогового обложения, если только это не банковская ссуда, обязательно оформляется либо как авансовый платеж, либо как временная финансовая помощь. Однако, в обоих случаях все это требует отчисления в бюджет и НДС, и налога на прибыль. Исключение составляет перемещение средств в соответствии с договором о совместной деятельности, но возможности использования такого рода договоров весьма ограничены. Это связано с множеством формальных условий применения договоров о совместной деятельности, при нарушении которых указанные налоги взыскиваются с начислением штрафных санкций.

Если предприятия-участники группы будут иметь различные системы планирования и учета, консолидировать их в единый денежный поток, а тем более эффективно управлять этим потоком будет весьма затруднительно. В связи с этим, без унификации планово-контрольных функций и отчетов на каждом предприятии-участнике преждевременно говорить о возможности создания единого денежного потока ФПГ, так же как и о консолидированных балансе и отчете о прибылях и убытках.

Подводя итоги, надо сказать, что решение проблем государственной поддержки ФПГ позволит значительно увеличить эффективность работы этих объединений. При этом необходима разработка методик создания ФПГ и осуществления в них инвестиционных проектов, с тем чтобы максимально использовать имеющиеся ресурсы и меры государственной поддержки.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых