Библиотека управления

Управление экономической безопасностью общества

Коротков Э.М., Беляев А.А.

Оглавление журнала


Особая актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена рядом обстоятельств экономического, социального и политического характера. Они имеют как внутреннюю, так и внешнюю направленность. В конце 2000 г. в России происходили одна катастрофа за другой: гибель атомного подводного крейсера «Курск», взрыв на Пушкинской площади в Москве, энергетический кризис в Приморье и других районах Сибири и Дальнего Востока, разгул криминальных элементов, возможность банкротства РФ из-за пика выплат по зарубежным займам в 2003 г., нехватка квалифицированной рабочей силы из-за сокращения ее прироста в результате уменьшения населения страны, стремление ряда стран добиться технологического превосходства над Россией с целью достижения выгодных для себя односторонних уступок во внешнеэкономической и политической областях.

Можно без преувеличения утверждать, что разработка проблем обеспечения гарантированной внутренней и внешней безопасности страны, всех ее аспектов и особенно экономической безопасности является приоритетной задачей специалистов в области менеджмента.

Экономическая составляющая в структуре национальной безопасности

Для начала надо выяснить, что представляют собой такие понятия, как «безопасность» и «экономическая безопасность».

В специальной литературе под понятием «безопасность» кого-либо или чего-либо понимается такое их состояние, при котором они находятся в положении надежной защищенности. Когда речь идет о стране, обществе, то чаще всего используется понятие «национальная безопасность».

Россия — многонациональная страна, которая включает десятки национальностей, имеющих свою государственность и даже свои Советы безопасности, занимающиеся обеспечением национальной безопасности. Может сложиться впечатление, что в Российской Федерации под национальной безопасностью понимается безопасность только русской нации, но это не так. Понятие «национальной безопасности» отражает состояние, уровень защищенности всех народов и наций, входящих в Россию. Главными объектами защиты являются личность, общество и государство. В послании Президента РФ Федеральному собранию «О национальной безопасности» подчеркивается, что «национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства»1.

Не лишним будет подчеркнуть, что защита безопасности общества, человека и государства от многочисленных угроз и опасностей не сводится к тому только, что достигнуто, а предполагает создание благоприятных условий, обеспечивающих модернизацию, быстрое развитие всех сфер жизнедеятельности российского общества, совершенствование его государственного организма в интересах прогрессивного поступательного развития всех наций и народов России.

В целях большей конкретизации различных видов опасностей их подразделяют на внутренние и внешние2.

Внутренние опасности для общества и государства порождаются действиями различных радикально настроенных социальных, национальных, этнических групп, слоев, политических партий, движений, направленных на изменение конституционного строя, подрыв или ослабление экономических устоев, политической стабильности и обороноспособности страны и государства.

Внешние угрозы и опасности могут порождаться действиями недружественных или враждебных сил, находящихся за пределами страны. В качестве таких сил обычно выступают государства, союзы государств, различные эмигрантские, сепаратистские организации, существующие на их территориях и часто направляемые спецслужбами. Кроме этих сил, угрозы могут исходить из политики и действий правящих элит и государственных органов зарубежных стран с целью подрыва, ослабления экономической мощи, достижения односторонних уступок, овладения сырьевыми ресурсами, изменения политического строя и т.п.

Воздействие внутренних и внешних опасностей и угроз на состояние национальной безопасности страны (общества), как правило, не бывает раз и навсегда данным. Оно меняется в зависимости от складывающейся в обществе и государстве внутренней и внешней окружающей среды.

В одном случае наибольшую угрозу могут представлять действия внутренних сил, в другом — решающее влияние на состояние безопасности страны, государства могут оказать действия внешних сил. При анализе уровня безопасности общества следует иметь в виду, что воздействие внутренних и внешних угроз может агрегироваться в сторону усиления общей угрозы, а может и ослаблять, «гасить» друг друга. Например, угроза внешнего вторжения, агрессии, как правило, вызывает в стране патриотический подъем и сплачивает нацию, народ.

Внешние и внутренние опасности существуют и проявляют себя в основных сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, политической, духовно-нравственной, информационной, оборонной. Именно в этих сферах конкретизируются опасности и угрозы, от которых надо защищать общество и государство с помощью продуманной системы методов и механизмов применительно к каждой общественной сфере.

В структуре национальной безопасности (см. рис. 1) экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения.

Распад СССР показал, что для безопасного существования недостаточно иметь мощную армию и высокотехнологичную оборонную промышленность, нужны еще многие слагаемые экономики, развитый сектор потребительских благ и услуг, конкурентность товаров на мировом рынке, отлаженный механизм экономического управления и др.

Устойчивость экономики, динамизм ее развития в значительной мере способствуют стабилизации социальной сферы, сплочению различных социальных групп, слоев, этносов, преодолению деструктивных конфликтов, увеличению занятости населения, повышению качества жизни, сокращению числа людей, доходы которых ниже прожиточного минимума.

Рис. 1. Структура национальной безопасности

Экономическая составляющая оказывает существенное влияние на развитие политической системы общества, ее готовность и возможность противостоять действиям деструктивных сил. Без надлежащего экономического потенциала нельзя создать и обеспечить деятельность политических, правовых и силовых структур, способных успешно защищать политические интересы страны.

Наука, образование, культура в состоянии в полной мере раскрывать свои потенции, быть ведущим фактором ускорения гуманистического развития общества только при условии опоры на соответствующий экономический потенциал. Итак, в национальной безопасности экономическая составляющая представляет собой несущую опору, ведущий стержень, обеспечивающий функционирование всех элементов системы.

Экономическая безопасность как объект управления

В специальной литературе предлагаются различные определения понятия «экономическая безопасность». Так, в солидном монографическом труде «экономическая безопасность» трактуется как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов»3.

Сущность экономической безопасности, подчеркивают авторы монографии, реализуется в системе критериев и показателей (индикаторов). Выделяются такие показатели, как уровень и качество жизни, темпы инфляции, норма безработицы, экономический рост, дефицит бюджета, государственный долг, встроенность в мировую экономику, состояние золотовалютных резервов, деятельность теневой экономики.

Экономическую безопасность, непосредственно связанную с задачами обеспечения обороноспособности страны, обычно рассматривают как военно-экономическую безопасность. Военно-экономическая безопасность предполагает такое состояние военного сектора экономики, которое гарантирует достаточный уровень военного потребления в период войн и вооруженных конфликтов и обеспечивает в мирное время удовлетворение оборонных потребностей в пределах разумной достаточности. Понятно, что решение этой сложной задачи зависит от уровня и качества состояния национальной экономики в целом.

Для анализа состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели (индикаторы), сколько их пороговые значения, т.е. те предельные величины, несоблюдение которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

В экономической литературе даются количественные характеристики уровней безопасного состояния экономики, их пороговые значения4 (табл. 1).

Таблица 1
Показатели экономической безопасности РФ

Показатели Пороговые значенияФактическое состояниеСоотношение фактических и пороговых значений
Объем ВВП на душу населения, в % от среднемирового 100% 25% 0,25
Доля в промышленном производстве обраба- тывающей промышленности 70% 50% 0,71
Доля в промышленном производстве маши- ностроения 20% 15% 0,75
Объем инвестиций, в % от ВВП 25% 13% 0,60
Расходы на научные исследования, в % от ВВП 2% 0,5% 0,25
Доля новых видов продукции в объеме вы- пускаемой продукции (машиностроение) 6% 2,6% 0,43
Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (сентябрь 1996 г.) 7% 20% 0,29
Продолжительность жизни населения 70 лет 64 года 0,91
Разрыв между доходами 10% самых высоко- доходных и 10% самых низкодоходных групп населения 8 раз 12,9 раз 0,62
Уровень преступности (количество преступ- лений на 100 тыс. населения) 5 тыс. 6 тыс. 0,83
Объем наличной иностранной валюты, в % от объема наличных рублей 25% 100% 0,25
Доля импорта во внутреннем потреблении, всего, 30% 53% 0,56
в том числе продовольствия 25% 30% 0,83
Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму 1,5 раза 5 раз 0,3

Приведенные в таблице пороговые значения уровней экономической безопасности РФ применительно к началу ХХI века, к сожалению, мало изменились. Если оценивать уровень государственного долга, ослабление научно-технического потенциала, разрушение индустриальных основ национальной экономики, региональную экономическую дезинтеграцию, резкую дифференциацию в доходах и нарастание безработицы, возникновение чрезвычайных ситуаций, утечку финансовых средств за рубеж, то по этим показателям экономическая безопасность РФ продолжает снижаться.

Практически не улучшается положение дел в осуществлении структурной перестройки народно-хозяйственного комплекса, в разработке и реализации новой инвестиционной и промышленной политики. Снятие угрозы деградации народного хозяйства непосредственно связано с использованием в этих целях потенциала оборонных отраслей промышленности. Здесь по-прежнему сосредоточено высококачественное оборудование, передовые технологии и лучшие специалисты.

Содержание понятия «экономическая безопасность РФ» может быть рассмотрено в относительно статичном состоянии как комплекс таких важных для национальной экономики элементов, как человеческие ресурсы, технико-производственный, технологический, продовольственный, энергетический, управленческий и информационный элементы (рис.2).

К сожалению, здоровье населения России значительно хуже, чем в индустриально развитых странах. В целом по интегральному показателю здоровья россияне находятся на 68 месте в мире5. Средняя трудоспособность российского рабочего, если оценивать по количеству лет работы, потерям рабочего времени из-за болезней и несчастных случаев, активности на работе, в два раза ниже, чем рабочего США.

Значимой личностной характеристикой человеческих ресурсов является нравственность. На это качество указывал еще Аристотель в своей работе «Никомахова этика». За годы реформ получили развитие такие отрицательные черты нравственности у работников, как безынициативность, агрессивность, конфликтность, циничное отношение к обществу, государству и человеку, взяточничество, рэкет, коррупция.

В условиях онаучивания производства, его постоянного усложнения человеческие ресурсы, их профессионализм, компетентность и нравственность в значительной мере определяют экономическую безопасность общества.

Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая. Под ней понимается способность индустрии страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства. В результате значительного импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок. Особенно высока она по металлообрабатывающему, металлургическому и химическому оборудованию. В случае обострения экономического положения или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям. Вот почему так необходимо отечественное производство машинно-технической продукции высокого качества и в достаточном количестве.

Рис. 2. Содержание понятия «Экономическая безопасность РФ»

Вместе с тем анализ данных Госкомстата РФ показывает, что высокотехнологичные отрасли — производство станков, кузнечно-прессовых машин, радиоэлектронной аппаратуры, компьютеров, современных средств связи составляет чуть более 5 % от уровня 1991 г. Удельный вес машиностроения в общем объеме промышленной продукции сократился втрое.

Промышленность России в настоящее время ориентирована преимущественно на производство промежуточного продукта — топлива и сырья. Отрасли, производящие продукцию конечного потребления, составляют только примерно две пятых промышленного производства. Основные фонды промышленных предприятий реального сектора экономики более чем на половину изношены, а в топливно-энергетическом комплексе изношенность уже достигает почти 80%7.

Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Повышение самообеспеченности России в ключевых технологиях, наращивание технологического потенциала на основе новейших научно-технических достижений, несомненно, укрепит экономическую безопасность страны. Массовое же использование перспективных технологий будет способствовать ускоренному переводу экономики на интенсивную модель развития, существенному изменению экспортно-импортной структуры российской экономики, ликвидации ее экономической зависимости от зарубежных стран.

В третьем тысячелетии передовые страны мира — США, страны Европы и Япония — стоят на пороге нового этапа научно-технического прогресса, внедрения новейших технологий ХХI века во все сферы жизни.

Ведущим направлением в научно-технической сфере является гуманизация технического прогресса, усиление жизнеобеспечивающей ветви НТП, смещение приоритетов в сторону биологии, биохимии, биофизики, медицинских наук, информационных услуг, т.е. в сторону тех направлений науки и техники, которые повышают качество жизни людей.

Вторым важным направлением НТП является снижение энергоемкости и металлоемкости общественного производства. Развитые страны существенно продвинулись на этом пути, постепенно переходя к такому типу экономического роста, при котором удовлетворение производственных и личных потребностей людей сможет осуществляться при меньших удельных объемах вовлекаемых в производство ресурсов. Реализация этого направления будет способствовать обеспечению устойчивого развития отдельных стран и глобальной экономики.

Индустриально развитые страны уделяют исключительное внимание развитию информационных технологий. Развитие информационных сетей и спутниковой связи позволяет легко преодолевать национальные границы и придает жизни общества все более глобальный характер. Освоение комплекса новейших информационных технологий — Интернет — сравнивают с изобретением и распространением книгопечатания.

Для нашей страны вызов глобализации означает необходимость постепенного отхода от энергосырьевого экспорта к более сбалансированному участию путем интеграции отечественного научного и технологического потенциала в мировую экономику, экспорта наукоемкой продукции и услуг, подключения к стратегическим альянсам.

Важным элементом системы экономической безопасности является продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечивать население страны продовольствием, а промышленность — необходимым сельскохозяйственным сырьем.

Сегодня опасность утраты продовольственной независимости страны становится весьма реальной. Архаичность сельского хозяйства и в целом продовольственного комплекса России резко усугубились в результате избранного варианта проведения аграрной реформы. Поспешность в разрушении сложившихся структур и хозяйственных связей, обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания — все это подрывает базу для самообеспеченности страны продовольствием. Заметно снизилась товарность сельского хозяйства. Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство сельскохозяйственной продукции неэффективным. Доля импортного продовольствия составляет 30%. По данным Минсельхозпрода, доля импорта по мясу и мясопродуктам — 34%, молоку и молокопродуктам — 18%, сахару (включая сахар-сырец) — 73%, растительному маслу — 42%, рыбе и рыбопродуктам — 50%. В крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, доля многих видов импортных товаров достигает 80%7. Эти и другие данные показывают, что критический порог по продовольствию значительно превышен. Это может привести к диктату цен, а также к разрушению отечественного производства, захвату российского внутреннего рынка.

Сложившиеся неблагоприятные условия создают реальную угрозу потери продовольственной независимости страны, которая может стать свершившимся фактом, если органами исполнительской власти и хозяйствующими субъектами не будут предприняты эффективные меры по ее преодолению.

В системе экономической безопасности велика роль энергетической составляющей, которая предполагает обеспечение стабильности поставок энергоносителей для нужд национальной экономики и оборонного комплекса. Российская экономика приобретает все больше топливно-сырьевой характер. В то же время энергетическая составляющая может стать ограничителем экономического роста. Рост производства вызовет увеличение внутреннего потребления топлива. Между тем топливная промышленность в настоящее время не готова заметно увеличить объемы своей продукции. Практически все крупные и средние месторождения нефти вовлечены в эксплуатацию, они находятся преимущественно в поздней стадии разработки. Приросты разведанных запасов почти по всем видам топливных ресурсов в течение длительного периода не компенсировали добычу. Например, «Газпром» в последние 20 лет не вкладывал деньги в разработку крупных месторождений, поскольку вынужден был выступать в роли национального кредитора всей российской экономики. Бывший руководитель «Газпрома» Рэм Вяхирев недавно привел факты ужасающего финансового состояния «Газпрома» — ему должны 7,5 миллиардов долларов, а его собственный долг равен 4,5 миллиарда долларов, поэтому и нет денег на инвестиции в добычу газа8.

Нужна четкая и ясная для всех структурная политика в ТЭК, которая определяла бы приоритеты в отрасли, обеспечивающие экономическую независимость страны.

Поразивший прошлой зимой Приморье глубокий энергетический кризис воочию убедил в необходимости реформирования энергетической системы РФ. Энергетическая система страны, сложившаяся в период планово-административной экономики, в условиях формирования во всех сферах жизни общества рыночных, конкурентных отношений нуждается в существенной модернизации и реконструкции. Причем это необходимо делать весьма обдуманно, с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта в интересах всей национальной экономики.

В структуре экономической безопасности особое место занимает управленческая составляющая. Она включает целый набор разнообразных умений, навыков, необходимых менеджерам для реализации функций управления в масштабе макро- и микроуровня. В литературе выделяют две основные группы умений и навыков, которыми должны в совершенстве владеть специалисты в области управления:

Первая группа. Умение реализовать управленческий цикл, направленный на успешное решение проблемы, умение определять перспективные цели, рационально планировать свою работу и работу подчиненных, четко доводить задания до исполнителей, соблюдать режим, не поддаваться текучке.

Вторая группа умений связана с коммуникативной функцией. Это прежде всего умение менеджера общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних организаций и государственных структур. К этой группе относятся также умение слушать собеседника, входить в его положение, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции.

Сейчас судьбы экономики в значительной мере определяются качеством управленческого потенциала, эффективностью систем управления на макро- и микроуровне. К сожалению, до сих пор на многих предприятиях не преодолено упрощенное представление о проектировании и принципах управления социально-экономическими системами. Порой все дело сводят к изменению форм собственности и ее переделу. Но не уделяется внимание созданию современной системы управления финансами (прежде всего, управления затратами), разработке детальных маркетинговых программ продвижения выпускаемой продукции на внутренний или внешний рынок. Не ведется достаточной работы по реструктуризации предприятий, проектированию эффективных организационных структур, расширению масштабов и повышению роли информационных технологий, компьютерных сетей, телекоммуникаций.

Особое внимание следует обратить на необходимость обоснованного и взвешенного использования механизма банкротств.

Подавляющее большинство российских предприятий ввиду высокого уровня взаимной задолженности формально отвечают признакам банкротства либо могут иметь такую возможность при относительно небольшом изменении макроэкономических условий.

Учитывая эти обстоятельства, важно определиться в целях и рамках применения института банкротства, а также обеспечить иные меры воздействия на складывающуюся ситуацию, прежде всего посредством финансового оздоровления предприятий.

Кроме того, существует опасность неадекватной оценки вероятности банкротства предприятия. Она прежде всего связана с отсутствием надежных рейтинговых оценок кредитоспособности российских предприятий.

Поэтому необходимо совершенствовать методику их расчета применительно к специфическим российским условиям.

Информационная составляющая экономической безопасности предполагает такой порядок взаимного обмена экономическими, социальными, научно-техническими и военными сведениями внутри народнохозяйственного комплекса и зарубежными партнерами, при котором будет гарантироваться надлежащая тайна ведения бизнеса в интересах государства, общества и хозяйствующего субъекта.

Информационная функция системы экономической безопасности заключается в получении системой в целом и ее элементами информации, необходимой для осуществления согласованной и целенаправленной деятельности по достижению поставленных целей.

Требования к реализации этой функции будут определяться необходимостью и достаточностью представляемой потребителю информации в соответствии с его запросами и потребностями.

Информационная опасность имеет место тогда, когда величина и вероятность возможного информационного ущерба больше порогового значения, требующего принятия мер по его предотвращению, защите объекта безопасности.

Понятие информационной безопасности противоположно понятию информационной опасности и означает защищенность от получения значимого информационного ущерба.

В последние годы возросла значимость обеспечения информационной безопасности во всех сферах общественной жизни, включая экономическую. Это объясняется рядом причин: быстрым развитием возможностей информационной техники и технологии, усилением экономического противоборства между государствами, транснациональными корпорациями и фирмами, возрастающим воздействием на общественное сознание различных групп населения, интересами и потребностями клиентов и поставщиков.

Информатизация финансово-экономической сферы оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на ее развитие. О негативном воздействии на экономическое сознание и поступки российских граждан говорят следующие факты: сотни мошеннических финансовых пирамид, раскрученных различными каналами телевидения, позволили мошенникам ограбить миллионы доверчивых российских граждан, а недобросовестная реклама способствовала распродаже некачественных товаров на сотни миллионов долларов.

По мнению специалистов, компьютер становится самым активным инструментом экономической борьбы и преступности. Ведь деньги теперь — это официальная информация об обладании определенным объектом ценностей, зафиксированная на бумаге или магнитном, электронном носителе. В странах Запада и некоторых регионах России широкое распространение получили кредитные карточки, заменяющие бумажные деньги. Подделка кредитных карточек, воровство денег с помощью ЭВМ приняли характер подлинного бедствия в США, Италии, некоторых других странах.

Быстрыми темпами развивается и промышленный шпионаж (и контршпионаж). В США убытки частных фирм из-за хищения производственных секретов оцениваются десятками млрд. долларов в год. По оценкам экспертов, из России за годы реформ вывезено ценнейшей информации об изобретениях, открытиях, «ноу-хау» на сотни млрд. долларов9.

Ведется компьютерная борьба с конкурентами с помощью так называемых вирусов (программных закладок). Такая борьба ведется как на внутрифирменном, так и на международном уровне, усиливаясь по мере информатизации экономики государств. Не исключено, что потрясения на фондовых рынках мира в 1997-1998 гг. есть следствие умело проводимой информационной операции крупных финансовых спекулянтов.

Итак, на старте ХХI века особую роль и значимость приобретает информационная составляющая экономической безопасности.

Анализ основных элементов, составляющих экономическую безопасность РФ, показывает, что ее пороговые значения во многих случаях превысили минимально допустимые нормы. Угрозы и опасности охватили ведущие отрасли экономики, затронули фундаментальные основы обеспечения жизнедеятельности человека и государства. Пока еще не все потеряно. Но необходимо оперативно разработать эффективную стратегию обеспечения экономической безопасности России.

Основные субъекты управления экономической безопасностью страны

В качестве субъектов безопасности в обществе выступают отдельные граждане (индивиды), социальные группы, общественные, хозяйственные организации, которые осознают угрозы и опасности обществу, государству и призваны осуществлять определенную деятельность по их профилактике и преодолению. В той или иной мере каждая личность, социальная группа, этническая и национальная общности занимаются обеспечением своей безопасности.

В Законе РФ «О безопасности» подчеркивается: граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенций в данной сфере.

Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты.

Наиболее сильной подготовленной формой организации, призванной обеспечить национальную безопасность, является государство. Государство осуществляет деятельность по обеспечению всех видов национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической и оборонной.

Государство направляет усилия всех граждан общества, независимо от их национальной принадлежности, на создание условий, способствующих защите их национальных интересов и интересов самого государства. Государство через систему своих органов принимает законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными. Государству принадлежит монополия на законотворчество и принуждение при его реализации.

Государство представляет объединяемое им общество людей в качестве целостности во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через систему государственных механизмов устанавливаются и поддерживаются политические, экономические договоры и соглашения, создаются региональные и мировые организации и союзы, направленные на защиту политических и экономических прав и свобод граждан.

Посредством разработки общенациональной стратегии и целеполагания государство привносит в общество интегрированное сознательное начало, на осуществлении которого сосредоточиваются усилия всех социальных слоев и групп общества. Осуществляется системный подход к обеспечению всех составляющих национальную безопасность видов, в том числе экономической безопасности.

Об этом следует сказать особо. Дело в том, что в российских СМИ и специальной экономической литературе активно обсуждается идея о том, что экономика не может быть объектом государственного управления, экономике, мол, надо предоставить неограниченную возможность стихийной саморегуляции. Сторонники подобной идеи предали забвению весь мировой опыт экономического развития в течение ХХ столетия. Ни в одной стране, в том числе и в США, никогда рыночная экономика не приобретала системные свойства помимо и без государственного регулирования и управления. Другое дело: методы, формы и средства государственного управления. В современном обществе и экономика, и политика, и социальная жизнь подлежат государственному регулированию и управлению. Но в каждой стране масштабы, формы государственного регулирования и управления различны, что определяется действиями многих условий и факторов.

Государство обладает значительными материальными и финансовыми ресурсами, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие.

По нашему мнению, проблема не в том, чтобы отстранить государство от управления экономикой, а в том, чтобы высвободить государство из объятий бюрократии, придать его управленческой деятельности нравственное, социально-культурное начало. Тогда и роль его в обществе, в обеспечении экономической безопасности каждого гражданина и страны в целом станет конструктивной и созидательной.

Фактически вопросами обеспечения экономической безопасности занимаются все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом очень важно разграничение их полномочий в области обеспечения безопасности страны и ее регионов. Это закреплено в Законе РФ «О безопасности». В Законе указывается, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в РФ осуществляет Президент.

Но поскольку это направление деятельности представляет большую сложность и требует профессиональных знаний и умений в различных областях, Закон предусмотрел создание специального органа — Совета безопасности Российской Федерации, который призван осуществлять подготовку решений Президента страны в области обеспечения всех составляющих национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.

Совет безопасности — это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.

В Законе «О безопасности» сформулированы следующие основные задачи Совета безопасности:

  • определение жизненно важных интересов государства, выявление внутренних и внешних угроз;
  • разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства;
  • подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в стране;
  • разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; и др.

При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации для участия в работе Совета безопасности, как правило, привлекаются их полномочные представители и руководители федеральных органов исполнительной власти. Секретарь Совета безопасности подчиняется непосредственно Президенту РФ.

Законом «О безопасности» установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет безопасности может создавать специальные межведомственные комиссии.

Кроме государственных органов и институтов управления обеспечением экономической безопасности в обществе сложилась и действует система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц. Они осуществляют агрегирование жизненно важных экономических и социальных интересов, осуществляют защиту экономических прав и свобод различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности.

Взять, например, деятельность такой массовой негосударственной организации как профсоюзы. Они последовательно проводят в жизнь политику защиты экономических интересов работников, работающих по найму, ведут борьбу с безработицей, добиваются полной занятости и улучшения условий труда.

Значительна роль профсоюзов в осуществлении института социального партнерства. В России социальное партнерство осуществляется в форме сотрудничества профсоюзов, объединений предпринимателей и государства. Обоснованная и эффективная политика профсоюзов по реализации принципов социального партнерства позволяет обеспечить участие членов трудового коллектива в разработке коллективных договоров и соглашений, в управлении производством, определении достойных условий работы, оплаты труда, установления контроля за соблюдением оплаты труда.

Экономическая безопасность России тесно связана с активизацией поддержки бизнеса. Учитывая опыт развитых стран, необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятий.

Уходит в прошлое стиль управления, базирующийся на жесткой административной иерархии. На первый план выходят инициатива снизу, доверие к рядовому и среднему персоналу.

Итак, в управлении по обеспечению экономической безопасности страны ведущую роль играет государство и его институты экономического управления, особенно такой конституционный орган как Совет безопасности. С формированием гражданского общества в России все большую роль в обеспечении экономической безопасности будут играть неформальные организации, предприниматели и бизнесмены, работники частных и государственных предприятий.

На рис. 3 представлена возможная система управления экономической безопасностью страны.

Рис. 3. Система управления экономической безопасностью страны

Основные направления совершенствования управления экономической безопасностью страны

За прошедшие два года в экономике России произошли положительные сдвиги. Ряд важных отраслей промышленности успешно преодолевают кризисное состояние и выходят на траекторию стабильного и устойчивого развития. Но говорить о том, что экономика страны полностью оправилась, вышла из кризиса, негативные тенденции — явление давно минувших дней, было бы чрезмерно оптимистично и безответственно.

Российская экономика вошла в ХХI век ослабленной, неконкурентоспособной, с деформированной структурой производства и с низким уровнем жизни населения. Угроза экономической безопасности страны продолжает сохраняться, а по некоторым направлениям даже возрастать.

В экономической литературе можно найти обоснование различных подходов для вывода страны на траекторию устойчивого развития и обеспечения экономической безопасности10. Остановимся на некоторых из них.

1. Обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в регулировании экономических процессов и упрочении экономической безопасности. Опыт социально-экономического развития ведущих стран Европы и Америки и наш российский опыт показал, что ни полный уход государства из экономики, ни полное огосударствление экономических процессов не дают положительных результатов. Экономическая деятельность государства не должна подменять рыночные механизмы. Государство должно быть желанным партнером бизнеса. Есть много сфер, где у государства и бизнеса существует совпадение интересов: создание условий для активизации инвестиционной и инновационной деятельности, формирование надлежащей инфраструктуры, охрана прав собственности, борьба с криминальными элементами и др.

Нельзя переоценить роль государства в совершенствовании управления государственной собственностью и создании механизма повышения эффективности ее использования.

Хотя считается, что более 70% предприятий находится в частной собственности, государство через пакеты акций в акционерных обществах владеет солидным производственным потенциалом. Смешанная собственность преобладает в ключевых отраслях экономики: ТЭК, металлургии, машиностроении. Однако доходы от смешанных предприятий в бюджет страны крайне малы. Чтобы изменить положение, необходимо решительно улучшить работу представителей государства в советах директоров АО. Они должны быть надежными защитниками в АО национальных экономических интересов страны.

Эффективным фактором обеспечения экономической безопасности является повышение качества управления государственными унитарными и казенными предприятиями. Большинство из них производят продукцию для нужд обороны страны. Эти предприятия не могут работать, подчиняясь только рыночным механизмам. За них отвечает государство, а они отвечают перед государством. Пока этой взаимной ответственности нет. Минэкономики РФ не отладило механизмы современного планирования, организации маркетинга и контроля за деятельностью казенных и унитарных предприятий.

Возрастает роль государства в реструктуризации предприятий в целях совершенствования их организационной структуры, обеспечивающей снижение производственных и управленческих издержек, экономию оборотных средств, интеграцию науки и производства.

Одним из направлений организационных преобразований может быть создание интегрированных структур, объединяющих предприятия, финансовые и научные организации (финансово-промышленные группы, федеральные научно-производственные центры, корпорации, холдинговые компании).

2. Для социально-экономического развития страны особое значение имеет всемерная поддержка малого предпринимательства. Малое предпринимательство позволяет обеспечить структурные сдвиги в производстве, активизировать инновационные процессы, разрабатывать, осваивать новые технологии в различных отраслях национальной экономики.

Государственные законодательные федеральные и региональные органы должны проявить большую настойчивость в совершенствовании нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства. Необходимо разработать и принять правовые акты об обществах взаимного кредитования, инвестиционных союзах, о порядке выдачи государственных гарантий по программам и проектам малого бизнеса.

Развитию малого бизнеса должна способствовать налоговая политика. Во всем мире это достигается путем патентных платежей. В российских условиях надо активней развивать эту форму.

Существует реальная потребность в создании инфраструктуры малого предпринимательства для обслуживания программ по реализации высоких технологий и инновационных структур (венчурные фирмы).

Некоторые экономисты считают, что преимущества малого предпринимательства обусловлены экономическим содержанием нынешнего этапа научно-технического прогресса. Многочисленные обследования показали, что удовлетворенность лиц творческого труда обратно пропорциональна величине организации, в которой они трудятся. Нередко высококвалифицированные сотрудники предпочитают устраиваться на работу в небольших фирмах или же начинают собственное дело.

3. Важным направлением обеспечения экономической безопасности является инновационная деятельность различных типов предприятий. Чтобы эта деятельность была более продуктивной, необходимо сформировать единую государственную инновационную политику, определить приоритеты развития инновационной сферы, усовершенствовать законодательные, нормативные акты, перевести предприятия на более высокие технологические уклады и создать для этого благоприятные экономические и финансовые условия.

Наиболее болезненная проблема для российской науки — это проблема преемственности, передачи знаний и опыта от старшего поколения младшему. В связи с этим необходимо воссоздать государственную систему содействия кадровому обеспечению высокотехнологичных производств, организовать опережающую подготовку научных и инженерных кадров по приоритетным направлениям науки и технологии.

Государственные органы призваны оказывать финансовую поддержку патентной и изобретательской деятельности, осуществлять содействие в защите интеллектуальной собственности в России и за рубежом, способствовать развитию венчурного капитала.

Заслуживает внимания совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и их исполнителей. Приоритет должен отдаваться при этом относительно небольшим и быстро окупаемым инновационным проектам при условии их паритетного финансирования из бюджета и за счет собственных средств предприятий.

При отборе инновационных проектов следует отдавать предпочтение применению технологий двойного назначения, информационных технологий, биотехнологий, разработке и реализации программ инновационного развития регионов с высокой концентрацией научно-технического потенциала (технополисов, технопарков, наукогородов).

4. Приоритетным направлением развития, обеспечивающим экономическую безопасность страны является разработка и претворение в жизнь структурной политики, направленной на сохранение наиболее ценных элементов накопленного технического потенциала, преодоление сложившихся деформаций в отраслевой, внутриотраслевой и производственной структуре, выражающихся в техническом и технологическом отставании отечественного производства. Важно создать и закрепить собственную нишу на мировом рынке для экспорта российской промышленной продукции, добиться насыщения внутреннего рынка отечественной промышленной продукцией в соответствии с объемом структурного спроса.

Наряду с разработкой и проведением рациональной структурной политики должна быть активизирована научно-техническая политика. По расчетам специалистов, доля бюджетных расходов, направляемых в сферу НИОКР, должна быть не ниже 2% ВВП.

Необходимо освободить от налогов затраты предприятий на НИОКР; создать с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающие коммерциализацию результатов НИОКР; обеспечить субсидирование затрат отечественных предприятий и организаций на импорт технологий, поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и производств.

Чтобы добиться прорыва в этом важном направлении, государство должно использовать все имеющиеся рычаги воздействия: индикативное планирование, государственные инвестиции, таможенные пошлины, образовательную политику, выделение квот на закупки высокоэффективных технологий и ноу-хау и др.

Особого внимания заслуживает поддержка со стороны государства и коммерческих структур формирования «виртуальных корпораций» — часто рассредоточенных, не явно видимых и не формализованных глобальных конгломератов, действующих на основе сотрудничества и общих экономических интересов. В этих системах происходит интенсивное перемещение идей, капиталов, технологий и высококвалифицированных специалистов.

5. В укреплении экономической безопасности страны могут сыграть значительную роль меры, направленные на предотвращение утечки капиталов из России и их возврат в национальную экономику.

Отсутствие серьезных мер противодействия утечке капитала привело к тому, что национальная экономика потеряла колоссальный объем валюты, превышающий размер внешнего долга РФ. По разным методикам подсчета, с 1992 по 2000 гг. из России уплыло от ста пятидесяти до нескольких сотен миллиардов долларов11.

За десять последних лет в существующей системе утечки и отмывания российского капитала практически ничего не изменилось. Поток не иссякает и движется по тому же руслу. Эта река аккуратно уносит в среднем по 20—25 млрд. долларов в год. И никто не несет ответственности за происходящее ни у нас в России, ни за рубежом. Между тем, к вывезенным из России деньгам в нашей стране имеют непосредственное отношение около 5 тыс. конкретных лиц, 60 % из которых — менеджеры ныне здравствующих или обанкротившихся банков и компаний, 40 % — нынешние или бывшие чиновники федеральных и региональных органов власти. Никаких мер по отношению к ним, по сути, не применялось.

Сейчас в рамках поиска путей возврата отечественного капитала из-за рубежа обсуждается вопрос о мере ответственности его владельцев за содеянные правонарушения. Существуют две точки зрения. Сторонники первой выступают за полную амнистию, в том числе за счет отмены ограничений на движение капитала. Сторонники второй (в основном представители силовых министерств) выступают за ужесточение контроля и применение уголовной ответственности во всех случаях нелегального вывоза капитала.

На наш взгляд, амнистии не должно подлежать ни одно из правонарушений, подпадающих под статьи о мошенничестве, лжебанкротстве, хищении государственных средств. Исключение можно сделать лишь для случаев уклонения от налогообложения до введения единого 13-процентного подоходного налога.

Следует подчеркнуть, что далеко не все представители российского банковского сообщества солидаризируются с теми, кто ратует об амнистии тех банкиров, которые нарушают законодательство в процессе вывоза капиталов из России. Прежде всего речь идет о крупных отечественных банках, потерявших сотни миллионов долларов в результате мошеннических операций. Они не могут вернуть их без помощи силовых ведомств и правоохранительных органов РФ, которые обладают оперативной информацией, кадрами и определенными полномочиями. Банки со своей стороны располагают тем, чего не хватает силовикам, — квалифицированными финансистами, средствами, необходимыми для масштабных розыскных действий. Поэтому, на наш взгляд, было бы полезно объединить усилия правоохранительных органов и банковского сообщества в работе по возврату в страну незаконно вывезенного капитала. Некоторые представители банковского сообщества считают, что банки могли бы направить в фонды правоохранительных органов до 50 % возвращенных средств на цели благотворительности и стимулирования. Проблема возврата капитала — общенациональная. Для ее решения необходимо объединение и сотрудничество всех порядочных и достойных граждан страны. Только таким путем можно добиться подлинных результатов.

6. Непременным условием и ведущим направлением обеспечения экономической безопасности страны является существенное изменение культурной, информационной и воспитательной политики государства и структур гражданского общества, приведение ее в соответствие с традиционными ценностями российской духовной культуры, освоение современной формы национальной идеи Российской Федерации, что способствовало бы сплочению и духовному обогащению различных этнических, социальных групп людей и гармонизации общественных отношений.

Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, социальной соборности, творческого труда, первенства духовного над материальным, на принципах социального партнерства и справедливости будет способствовать формированию высококачественного человеческого потенциала, интеллектуализации общественного производства, а, значит, обеспечению экономической безопасности страны, преодолению системного кризиса.

В статье рассмотрены лишь некоторые вопросы и определены основные направления обеспечения экономической безопасности страны и выхода из кризиса. Однако же готовых рецептов нет. Необходим творческий поиск, нестандартные решения, социально-экономические эксперименты. Но при этом методы экспериментирования должны иметь научное обоснование ожидаемых социальных и экономических последствий и минимизировать риск и возможные ошибки.


Сноски

1 О национальной безопасности. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию.//Независимая газета. — 1996. — 14 июня.

2 Национальная безопасность: Актуальные проблемы. Курс лекций. — М.: АГШ, 1999. С. 115.

3 Экономическая безопасность. Производство — финансы — банки. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. — С. 12.

4 Российский экономический журнал. — 1997. — № 1. — С. 4.

5 Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами в российских организациях. — М., 2000. — С. 17.

6 Независимая газета. — 2001. — 12 марта.

7 Финансовые известия. — 1998. — 24 февраля.

8 Независимая газета. — 2000. — 24 ноября.

9 Национальная безопасность: Актуальные проблемы. Курс лекций. — М.: АГШ, 1999, С. 188.

10 Глазьев С. Геноцид. — М.: Терра, 1998; Экономическая безопасность: Производство — Финансы — Банки./Под ред. В.К. Сенчагова. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.

11 Независимая газета. — 2001. — 17 апреля.