Библиотека управления

Особенности управления высокотехнологичными информационными компаниями

Попов М.Л.

Оглавление журнала


Развитие экономики от индустриального типа к постиндустриальному связано с увеличением значимости такого ресурса, как информация. Не случайно, в качестве модели будущего многими исследователями рассматривается именно постиндустриальная информационная экономика. Для решения вопросов поиска, обработки, распределения информации, которые встают практически при осуществлении всех бизнес-процессов, все более широкое применение находят информационные компьютерные технологии. Все чаще информационные технологии и крупнейшие информационные магистрали становятся основой бизнеса многих участников рынка.

В современном деловом мире преимущества получают те компании, которые не только должны успевать реагировать на все изменения внешней среды, но и стремиться самим влиять на эту среду, создавая новые рынки. Именно таким рынком в стадии становления является рынок, на котором активно не только ищут, но и создают свою нишу высокотехнологичные информационные компании (IT-компании).

По видам деятельности к высокотехнологичным IT-компаниям относятся следующие компании:

  1. производители IT-оборудования (Hardware Manufacturers);
  2. производители, разработчики программного обеспечения (Software Developers);
  3. провайдеры доступа и контент-провайдеры (Access & Content Providers);
  4. компании, использующие Интернет как канал для сбыта, закупки товаров, сырья и пр. (E-Commerce).

Стремительное развитие информационных технологий в последнее время породило особенный пласт организаций, чья деятельность целиком и полностью связана с информационными технологиями и глобальными информационными магистралями (назовем их организации группы А). Области деятельности таких организаций могут совпадать с областями традиционных организаций, например, розничная торговля, но посредством только Интернет-магазинов (компания вида 4) по вышеприведенной классификации), или же являться совершенно новыми, связанными именно с развитием самих технологий (компании 1-3).

В таких организациях информационные технологии - это фундамент существования бизнеса организаций. Это могут быть компании, сами создающие высокотехнологичные продукты, т.е. производители аппаратного или программного обеспечения. Можно назвать их традиционными высокотехнологичными компаниями, имеющими хорошо развитые традиционные каналы сбыта продукции, пользующиеся традиционными формами ведения продаж и пр. С другой стороны, к высокотехнологичным компаниям также относятся и компании, для которых информационные технологии и информационное пространство - это основное средство распределения, обмена, торговли теми или иными товарами/услугами (в первую очередь, WEB-компании). Особенность данных компаний в том, что они часто работают лишь на электронных рынках, не занимая никаких позиций, например, в случае Интернет-магазинов, на рынке традиционной торговли.

Кроме компаний, чья деятельность связана только с информационными технологиями, как фундаментом построения бизнеса, неменьшую исследовательскую ценность представляют и компании, имеющие развитые традиционные направления коммерческой деятельности (организации группы В, компании вида 4). Развитие информационных технологий привело к появлению новых рынков, новых способов взаимодействия между партнерами и клиентами. Все чаще такие компании выходят на высокотехнологичные рынки, ставя перед собой вполне определенные цели.

Две области электронной коммерции, B2B (business-to-business) и B2C (business-to-customers), формируют два основных вида виртуальных рынков: электронные порталы для торговли между предприятиями и розничные торговые площадки в сети.

На этих рынках компании выбирают те или иные модели ведения подходящего им бизнеса. Даниэлем Дженелом (Daniel S. Janal) выделяются несколько таких основных направлений или бизнес-моделей 1. Первое направление связано с продажей рекламного места в информационных виртуальных пространствах. Это модель ведения бизнеса информационных провайдеров. Другое направление, для компаний - производителей программного обеспечения, связано с созданием и распространением новых и обновленных программных продуктов посредством сети Интернет. Следующее направление - создание электронных библиотек, платных подписок. Возможно также построение бизнеса по проведению консультаций, обучения через сеть. Ну и конечно же, он-лайновая продажа товаров для сетевых или традиционных торговых компаний.

Кроме этих, ставших уже традиционными направлений, широко развиваются разнообразные модели Интернет-трейдинга, как на фондовых, так и товарных рынках. Использование Интернет-технологий и выход на рынок электронной коммерции дает предприятиям возможность идентификации каждого конкретного клиента, что в свою очередь значительно расширяет возможности самой компании с точки зрения общения с потребителями. На этом основаны и широко разрабатывается CRM-системы. Развиваются и разнообразные логистические Интернет-системы и многое другое. Все это еще раз подтверждает необходимость выхода компаний на электронные рынки B2B и B2C.

На начальном этапе развития электронной коммерции главными участниками этих рынков были исключительно компании группы А. Даже сейчас регулярно упоминается, что до сих пор "нет ни одной сферы электронной коммерции, в которой лидировала бы традиционная торговая компания"2 . Тем не менее, огромное количество компаний традиционного типа (В) пытаются выйти на рынок электронной коммерции, внедрить информационные технологии в существующие бизнес-процессы, что требует от них переосмысления существующих методов управления с учетом возникающей специфики.

Проблематика основных особенностей управления IT-компаниями связана со спецификой ряда элементов (факторов) процесса управления и самой организации. Среди них наиболее значимы: структура организации, структура собственности, технологии, люди, а также ряд внешних факторов: общее развитие технологий, конкуренция, социальное и культурное воздействие, которые, к сожалению, не входят в рамки данной статьи.

Структура организации может очень резко отличаться от традиционной иерархической структуры. Особенность такова, что в структуре таких организаций может присутствовать какой-либо динамический компонент, вплоть до полного отсутствия статических компонентов. Возможно построение организаций, в которых подразделения будут связаны только виртуально и связи могут существовать лишь при наличии общей цели. Таким образом, складывается ситуация, когда как таковая организация существует только в какой-то дискретный момент времени, при достижении определенной цели. В то время как для достижении другой цели может фактически сформироваться новая организация с новой структурой и функциональными элементами. Данные особенности сами обусловлены такими факторами, как персонал и технологии.

Наряду с традиционными в нашем понимании компаниями, (по формам организации бизнеса) на этом рынке появляются и так называемые виртуальные компании. Существование виртуальной реальности как имитации реальных процессов разработок и производства в кибернетическом пространстве, которое одновременно является и средой, и инструментом 3, обуславливает и появление соответствующих виртуальных предприятий, действующих на соответствующих виртуальных рынках. Виртуальные рынки характеризуются свободным доступом к ним и равноправием партнеров, добровольным участием и подверженностью рыночных событий влиянию участников, повышением прозрачности рынка с одновременным снижением различий в степени информированности партнеров.

По мнению В.С.Ефремова, в виртуальных предприятиях не протекают процессы организации, производства, реализации продукции, конкуренции и инвестирования 4. С возникновением конкретной потребности у конкретного потребителя практически мгновенно возникает организационная структура, порождающая конкретный отклик на данную потребность. С данным мнением можно согласиться лишь частично: данные процессы протекают в несколько иной форме, чем в традиционных предприятиях и компаниях. Именно высокотехнологичные компании сейчас все чаще образуются в виде виртуальных предприятий. Процессы организации, производства, инвестирования в виртуальных предприятиях имеют иные объекты: в первую очередь, это идеи и люди - носители этих идей - владельцы интеллектуального капитала.

В качестве примера можно рассмотреть модель открытой разработки Эрика Рэймонда (Eric S. Raymond) 5, которая наглядно иллюстрирует возможную структуру виртуального предприятия (результатом функционирования такой организации является, например, операционная система Linux). Согласно этой модели, понятие организации заменяется понятием проекта. Проект - это совокупность работ, осуществляемых для достижения некоторых объявленных целей (с точки зрения классического менеджмента, организация определяется как совокупность предметов и людей, управляемых для достижения определенных целей). Имеется держатель, или хозяин, или владелец (owner) проекта, осуществляющий общую координацию работ по проекту, сбор и обработку поступающей информации. Есть также участники или конкретные исполнители, осуществляющие программирование, отладку, тестирование. Присоединиться к участникам может любой пользователь Интернет, обладающий необходимым уровнем подготовки. Участники формируют общественное мнение, определяющее направление развития проекта.

Вообще, проект является одним из ключевых понятий в высокотехнологичных компаниях. Часто бывает так, что компания создается именно для реализации какого-либо проекта, либо организация рассматривается как совокупность осуществляемых проектов. Если все проекты реализованы, а новые не возникают, то для высокотехнологичной компании это может означать конец функционирования, что может быть связано не только с субъективными причинами (достижение цели функционирования организации), но и с объективными законами рынка, на котором эти компании функционируют. Это в первую очередь постоянные нововведения, позволяющие уцелеть в условиях высокой конкуренции.

Данный пример открытой разработки можно рассматривать как одну из крайних позиций построения высокотехнологичных IT-компаний, или, вернее сказать, отдельных групп-разработчиков. Естественно, более часто встречается традиционная структура. Однако, не следует рассматривать данный пример как исключение из правила. Виртуальные компании часто создаются с целью реализации программных разработок, требующих участия грамотных узкоспециализированных специалистов, привлечь которых на постоянную работу в ту или иную фирму не всегда целесообразно. Так называемое оффшорное программирование является достаточно существенным сегментом высокотехнологичного рынка и его объемы исчисляются миллиардами долларов на мировом рынке и сотнями миллионов на российском рынке. Аналогичными по своей сути являются и широко используемые в Интернете различные affilate-программы, реализующие возможности удаленной дистрибуции информационных услуг или товаров.

В компании Microsoft, например, широкое развитие получила модель команды Microsoft Solutions Framework. Модель команды - составная часть идеологии MSF. Она оговаривает, каким образом должны организовываться группы и каким принципам они должны следовать, чтобы успешно разрабатывать программное обеспечение 6. Модель команды специфична, но в рамках MSF она является отправной точкой. Отдельные проектные команды могут применять ее идеи по-разному, в зависимости от масштабов и специфики проекта, а также от навыков членов команды. В тоже время, модель команды MSF - это НЕ модель организационной структуры. Часто встает вопрос о том, кто же руководитель, который за все отвечает? Организационная структура описывает, кто кому подчиняется, и кто за все отвечает. В отличие от этого, модель команды MSF описывает ключевые роли и обязанности в команде, но не определяет структуру управления командой с точки зрения кадровой службы. Часто проектная команда состоит из представителей нескольких различных организаций, которые могут отчитываться перед различными руководителями.

Организационная структура многих информационных высокотехнологичных компаний часто представляет собой в первую очередь переплетение команд и проектов, как в случае с компанией Microsoft. Это переплетение как бы скрывает существующую вертикальную структуру. В компаниях могут отсутствовать четкие организационные границы. Основная работа руководства - координация команд специалистов для достижения целей компании в целом. Такая организация действительно позволяет вести одновременно, а не последовательно многие проекты, что ускоряет процесс производства конечных продуктов или услуг. Однако, это может привести и к некоторым негативным моментам в отношении мотивировки персонала. Потому и является чрезвычайно значимой задача формирования корпоративной культуры и организационного поведения.

Люди (персонал) в высокотехнологичных компаниях представляют основной капитал. Именно от конкретных людей часто зависит будущее всей организации или ее подразделения. Прослеживается очень четкая цепочка в таких компаниях: человек - "ноу-хау" - технология - успех, при этом часто подразумеваются весьма конкретные люди для компании. Ни о каких принципах конвейера в управлении такими людьми говорить не приходится. Технологии и люди в таких компаниях становятся отправной точкой их создания и важнейшим элементом роста и функционирования.

Рассматриваются и примеры, когда человек и компания идентифицируются и "с уходом такого человека существование компании теряет смысл. Лучший тому исторический пример дает лаборатория Томаса Эдисона" 7. Как правило, основатели компании, они же в дальнейшем и менеджеры, являются своего рода гениями, разработчиками технологии, на которых и основывается компания. Под стать себе они и собирают команду. То есть высокотехнологичная информационная компания - это, в первую очередь, ее сотрудники. Забегая вперед, отметим, что при анализе вопросов инвестиций в такие компании именно персонал является определяющим фактором. Считают, что для информационных компаний основной актив - команда, люди и их репутация. При этом инвестиции в таких компаниях "вкладываются в первосортных людей при хотя бы и второсортных идеях"8 , что хотя и не бесспорно, но хорошо отражает значимость такого ресурса, как персонал в высокотехнологичных информационных компаниях.

Тем не менее, при развитии компаний возможны типичные проблемы мотивации персонала - рядовых сотрудников, не менеджеров высшего звена. В подобных компаниях практически все сотрудники имеют высокоинтеллектуальную работу, требующую приложения их творческих сил. При росте компании такие сотрудники имеют возможность стать лишь "винтиком в огромном механизме", что может привести не к лучшим последствиям для них и для компании в конечном итоге.

Важной проблемой, связанной с мотивацией персонала, особенно характерной для традиционных организаций, которые начинают внедрение информационных технологий в свои бизнес-процессы, является непонимание специфики труда IT-специалистов. Существует мнение, что "душевный комфорт для IT-специалистов, особенно зрелых, нередко гораздо важнее, чем существенная прибавка в зарплате одновременно с потерей комфорта" 9. Само понятие "душевного комфорта" достаточно неоднозначно по отношению к разным людям. Все-таки в данном случае, видимо, полезно определить его как совокупность нематериальных стимулов, с одной стороны, и материальное подтверждение значимости вклада сотрудника (подтверждаемое, к примеру, авторским правом), с другой стороны. Возвращаясь к модели открытой разработки Эрика Рэймонда (Eric S. Raymond), следует отметить, что там вообще не идет речь о прямом материальном вознаграждении ни участников проекта, ни его держателя. Основными мотивами являются творчество и самореализация.

Это подтверждается и исследованиями Гэри Хэмила, согласно которым компании Кремниевой Долины в течение года порой теряют до 20% лучших сотрудников; последние годы такие компании, как Apple и Silicon Graphics теряют таланты, а энергичные фирмы вроде Yahoo! и Cisco притягивают их 10. Люди хотят получить возможность поучаствовать в создании новых головокружительных проектов. На передний край выходят мотивы самореализации и участие в перспективных новых разработках, воплощении новых высокотехнологичных идей и их генерации. Это отражается и на структуре собственности новых компаний.

Структура собственности компании является важным фактором. Так сложилось, что высокотехнологичные компании (особенно в области информационных технологий) относятся к группе высокорискованных проектов и часта ситуация, когда владельцами являются сами работники, и в то же время, с другой стороны, владельцы венчурного капитала, готовые вложить или уже вложившие средства. Часто возникают противоречия между данными группами собственников.

Структура собственности оказывает сильное влияние на цели компании, на характер управления. В качестве особенностьи функционирования высокотехнологичных компаний можно назвать поддерживаемое инвестирование, то есть привлечение капитала. Важным является состав держателей акций, т.е. участников рынка капитала. Еще в 1990г. М.Портером анализировались роли владельцев акций в различных странах с точки зрения создания конкурентных преимуществ стран для тех или иных отраслей (Michael E. Porter. The Competitive Advantage of Nations.-1990.)11 . Согласно его исследованию, например, в Германии и Швейцарии возможно процветание высокотехнологичных компаний, требующих инвестиций в развитие научных исследований, благодаря тому, что крупнейшими акционерами являются банки, которые интересуются приростом долгосрочных капиталов. Ежедневная динамика курса акций не считается очень важным фактором, акции редко продают.

США представляют пример другой крайности. Большинством акций владеют институциональные инвесторы, которые должны представлять оценку стоимости акций раз в год или раз в квартал. Приобретаются компании с наиболее быстрорастущими курсами акций, что позволяет увеличить капитал инвесторов, в то время как, в отличие от примера Германии, держатели акций не оказывают непосредственного влияния на управление компанией. Наряду с этим в США существует хорошо отлаженный рынок рискового капитала, который в этой стране развит гораздо больше чем в других странах. В интересах венчурного капиталиста финансировать начинающую расти компанию, что и относится в первую очередь к новым IT-компаниям. Они представляют собой высокорискованные, но очень перспективные проекты, что делает их объектом внимания венчурного капитала. Следовательно, и развитие таких компаний происходит преимущественно в странах с развитым рынком рискового капитала.

К таким компаниям в первую очередь относятся Web-компании. В 1998-1999 годах стоимость их акций росла на сотни процентов в день при появлении их на фондовом рынке. 2000 год стал для них годом разочарования. По сообщению Интернет-агентства Cnews (www.cnews.ru), небывалый рост цен на акции в 1999 году привлек внимание уверовавших в рост курса и скорое обогащение не только профессиональных инвесторов, но и армии американских простаков и домохозяек. Приток на растущий рынок "широких масс" привел к его падению. За 2000 год NASDAQ - американский сводный индекс "новой экономики" - снизился на 35%.

На ранках акций высокотехнологичных компаний особенно развиты спекулятивные тенденции. Спекулятивный капитал играет большую роль и номинальными собственниками таких компаний часто становятся именно его владельцы. Естественно, что это не может позитивно влиять на развитие компаний, т.к. владельцы этого капитала стремятся достичь свои краткосрочные цели - получение дохода за счет роста курса акций.

Субъекты собственности можно разделить на институциональные и неинституциональные. Каждый из них может так или иначе влиять на деятельность компании. Именно интересы и характер деятельности данных субъектов, а также степень их участия в собственности определяют пути развития процессов управления.

К институциональным субъектам можно отнести следующих участников процесса управления собственностью: банки, инвестиционные и венчурные фонды, институты перераспределения (биржи и фондовый рынок).

Неинституциональные субъекты включают в себя две группы: внутренние и внешние. К внутренним субъектам управления относятся следующие участники: трудовые коллективы предприятий и их руководители. Внешними неинстуциональными субъектами могут быть такие группы, как население и другие компании, имеющие свои интересы.

Эффективное управление собственностью подразумевает инвестиционный аспект, что значимо в первую очередь именно для высокотехнологичных компаний. Именно инвестиционный аспект управленческой деятельности предполагает возможное развитие объектов управления. Встает вопрос - насколько реальны действия различных субъектов по реализации этого направления. Анализируя неинституциональные субъекты, можно сказать, что ни трудовые коллективы, ни директорат чаще всего не обладают реальными инвестиционными ресурсами, следовательно, имеют весьма ограниченные возможности по развитию и совершенствованию объектов управления. Население, чаще всего, реализует лишь свои спекулятивные интересы посредством институтов распределения. Интересы других компаний направлены на реализацию своих целей, но порой они совпадают с целями данной компании, особенно если собственниками являются венчурные фонды. Это подтверждается слияниями компаний, что не редко встречается на данном рынке, впрочем как и поглощение и скупка более мелких компаний более крупными.

Институциональные субъекты также заняты лишь в большинстве своем вопросами перераспределения собственности. Причем среди них могут быть также развиты спекулятивные интересы. Но именно институциональные субъекты имеют потенциал для развития объектов управления - инвестиционные ресурсы, а также способны разработать механизмы их использования.

Практика показывает, что привлечение институциональных субъектов к управлению собственностью предприятий является весьма перспективным, особенно в тех случаях, когда требуются инвестиции в развитие научных исследований, и интересен прирост долгосрочных капиталов.

Возвращаясь к структуре собственности IT-компаний, надо вспомнить об их особенностях: чрезвычайно значимым для них является не только инвестиционный, но и интеллектуальный капитал. А владельцами этого интеллектуального капитала и являются в первую очередь работники самих компаний, т.е. внутренние неинституциональные субъекты собственности.

Таким образом, важной особенностью структуры собственности высокотехнологичных информационных компаний является взаимоотношение субъектов: владельцы инвестиционного капитала - владельцы интеллектуального капитала. Если не хватает инвестиций, то даже самую передовую IT-компанию ожидает крах, что подтвердил кризис 2000 года. С другой стороны, технологическое отставание и отсутствие постоянных инноваций - достаточное условие для разорения компании, чему немало примеров в мировой практике.

Задача менеджмента в таких компаниях с точки зрения структуры собственности - поиск паритета между этими двумя субъектами - персоналом и инвесторами, т.е. между интеллектуальным и инвестиционным капиталом.


Литература

1. Daniel S. Janal. Online Marketing Handbook. -1997 edition.-436 p.

2. The Cathedral and Bazaar. Eric S. Raymond. Обзор книги в приложении к журналу ComputerWorldRussia - Директору информационной службы. 2000. - март. - с.19-23.

3. The Internet repository of MSF-based materials is located at http://www.microsoft.com/solutionsframework/. 1998 Microsoft Corporation.

4. Аммосов Ю. Что у венчурного капиталиста на уме.//Мир электронной коммерции. - 2000. - №2. - с.36.

5. Головко М. Проекты ИС для крупных предприятий.//ComputerWorldRussia - Директору информационной службы. Приложение. - 2000. - апрель. - с.13-18.

6. Ефремов В.С. Бизнес-системы постиндустриального общества.//Менеджмент в России и за рубежом. - 1999. - №5.

7. Зырянов М. Что там, на горизонте?//Computerworld Россия - Директору информационной службы. - 2000. - январь. - с.4-7.

8. Коллинз Д. Построенные для скачка.//Искусство управления. - 2000. - №2. - с.82.

9. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993. - 896с.

10. Эванс Филип, Верстер Томас С. Реальный взгляд на виртуальную коммерцию.//Искусство управления. - 2000. - №3. - с.22-43.

11. Вютрих Ханс А., Филипп Андреас Ф.. Виртуализация как возможный путь развития управления.//Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №6.

12. Хэмил Г. Дух Кремниевой Долины.//Искусство управления. - 2000. - №1. - с.30-50.


Сноски

1 Daniel S. Janal. Online Marketing Handbook. 1997 edition. p.52-54.

2 Эванс Филип, Верстер Томас С. Реальный взгляд на виртуальную коммерцию.//Искусство управления. - 2000. - №3 - с.22-43.

3 Вютрих Ханс А., Филипп Андреас Ф.. Виртуализация как возможный путь развития управления.//Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №6.

4 Ефремов В.С. Бизнес-системы постиндустриального общества.//Менеджмент в России и за рубежом. - 1999 - №5.

5 Обзор книги The Cathedral and Bazaar. Eric S. Raymond.//ComputerWorldRussia - Директору информационной службы. Приложение. - 2000. - март. - с.19-23.

6 The Internet repository of MSF-based materials is located at http://www.microsoft.com/solutionsframework/. 1998 Microsoft Corporation.

7 Коллинз Д. Построенные для скачка.//Искусство управления. - 2000. - №2 - с.82.

8 Аммосов Ю. Что у венчурного капиталиста на уме.//Мир электронной коммерции. -2000. - №2 - с.36.

9 Головко М. Проекты ИС для крупных предприятий./ ComputerWorldRussia - Директору информационной службы. Приложение. - 2000. - апрель. - с.13-18.

10 Хэмил Гэри. Дух Кремниевой Долины.//Искусство управления. - 2000. - №1 - с.30-50.

11 Портер М.. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993. - 896с.