Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/press/management/2001-2/godin.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Информационные технологии и требования к менеджеру 21 века

Годин В.В.

Оглавление журнала


Международная конференция «Менеджер XXI века: роли, компетенции, развитие», была проведена Российской ассоциацией бизнес — образования 5—6 ноября 2000 года в г. Марбейя (Испания) в рамках мероприятий, посвященных десятилетию РАБО.

Сегодня на рубеже тысячелетий, образовательное сообщество чрезвычайно интересует, как скажутся изменения в деловом мире на профессиональных качествах управленцев. Каким будет менеджер XXI века? На конференции состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов, в том числе обсуждалась проблема влияния взрывного развития информационных технологий (IT) на формирование менеджера XXI века, которой посвятил свое выступление В.В.Годин, директор Института информационных систем управления Государственного университета управления. Учитывая актуальность и большой интерес участников конференции к проблеме влияния IT на современный деловой мир, РАБО проведет в апреле 2001 года научно-практическую конференцию «Информационные технологии в образовании и бизнесе».

Мы являемся свидетелями революций в области технологий. Изменения происходят очень быстро, и оказывают влияние на все. Меняется среда бизнеса, изменяется сам бизнес, трансформируются методы и формы управления им, меняются люди, осуществляющие эти изменения.

В предлагаемой вниманию читателей статье автор не ставил цели рассмотреть все аспекты данной проблемы. Он стремился проанализировать влияние IT на бизнес — среду и связанные с этим изменения в требованиях к знаниям, компетенциям и областям ответственности менеджера.

Тенденции развития бизнес-среды

Чем характерна современная среда осуществления бизнеса? Прежде всего, революционными изменениями в производстве и технологиях, и соответствующими новациями в организации и управлении, которые осуществляются на наших глазах. Как отмечается в журнале «The Economist» (от 20 февраля 1999 года), мы имеем дело с пятой индустриальной волной, которая будет самой короткой — 30 лет, с 1990 — 2020 год. Ожидается, что к 2010 году эта волна достигнет своего пика.

Применительно к рассматриваемой нами теме, можно отметить ряд тенденций. Вот некоторые из них:

Все эти тенденции проявляются в различных процессах и формах. Порой их достаточно тяжело понять, когда мы находимся в среде бизнеса, работаем в компании. Взгляд со стороны несколько облегчает их выявление. Поэтому важны консалтинговые и исследовательские проекты. Кроме этого, эти тенденции приводят к формированию потребности в обучении. Причем не в дискретном, а постоянном, в течение всей жизни.

Влияние изменений на представителей общего менеджмента организаций

Итак, мы можем согласиться, что среда бизнеса меняется. Что меняется для общего менеджмента компании в связи с изменением среды бизнеса? На наш взгляд можно указать на ряд аспектов:

Можно было продолжать перечисление изменений для общего менеджмента организации. Но уже очевидно, что менеджер должен постоянно учиться (то есть меняться) и принимать верные решения по изменению своего бизнеса.

Поскольку в заголовке статьи мы оговорили обсуждение влияния на менеджера в основном информационных технологий, то укажем, в чем состоит ответственность менеджеров в области информационных систем своих организаций. Эта ответственность предопределяет и требования к их квалификации:

Для руководителя организации всегда возможны три базовых решения по поводу ее информационной системы:

В чем состоит ответственность руководителя в части информационной системы организации?

  1. Понимание своего бизнеса и места в нем своей организации через информационные потребности (В чем состоит ваш бизнес? Реальный взгляд на будущее организации и создание идей на продажу. Какова среда конкурентного предпринимательства в Вашей области? Какая информация нужна для ответа на предшествующие вопросы, какова частота ее получения? и т.д.).
  2. Понимание возможностей современных автоматизированных и неавтоматизированных информационных систем и технологий (Каким образом нужно руководить Вашим отделом информационных систем? Необходимость планирования информации и информационной архитектуры организации. Установление вероятностных характеристик частей системы. Увеличение технологического потенциала фирмы. Каковы задачи служащего главного информационного офиса? И т.д.).
  3. Умение определить стратегию развития информационных систем (Какова цель развития информационной системы? Какую концепцию развития Вы выбрали? Что и в какой последовательности мы будем делать? и т.д.).
  4. Умение работать в современной информационной среде. (Какими практическими навыками работы в информационной среде Вы обладаете? Знаете ли Вы и работаете ли с базовыми инструментальными средствами деловой информатики (крупноформатными электронными таблицами, текстовыми процессорами, СУБД, графическими пакетами, средствами коммуникации и обмена данными? и т.д.)).

Влияние изменений на представителей IT менеджмента организаций

IT менеджеры (от руководителя всей службы, до начальника какого–либо IT подразделения) — это люди, которые разрабатывают и воплощают в жизнь технологическую политику компании. Их основная задача состоит в обеспечении потребностей компании путем использования потенциала информационных технологий.

Как меняется их роль в свете изменений в технологиях? Какие задачи должен решать, какие требования предъявляются и какими необходимыми знаниями должен обладать главный менеджер информационной службы организации?

В [1] имеется информация об отчете о результатах совместного международного исследовательского проекта Лондонской бизнес — школы (London Business School) и компании Egon Zehnder International «Новый директор информационной службы — исследование меняющейся роли директора по информационным технологиям». Из этого отчета можно сделать некоторые выводы о том, как за последние пять лет изменилась роль директора информационной службы, как она может измениться в ближайшие несколько лет и каковы на сегодняшний день важнейшие факторы его успешной деятельности.

Первый вывод отчета — констатация роста зависимости бизнеса от ИТ, а также расширение функций директоров информационных служб, особенно в области развития бизнеса и формирования деловой стратегии (исследовались руководители информационных служб, почти 60% респондентов подчиняются непосредственно исполнительному директору, 70% входят в высшее звено руководства, а 14,5% — в совет директоров своей компании).

Следующий вывод — высшее звено руководства проявляет растущую заинтересованность в поддержке стандартов или инициатив в сфере информационных технологий, чаще участвует в дискуссиях и процессе принятия решений. Таким образом, мы видим процесс сближения интересов и понимания общности задач у CEO и CIO.

В качестве факторов, имеющих принципиальное значение для успешной деятельности директора информационной службы, отмечаются следующие:

Следующее положение очень важно для нас. Исследователи отметили, что специалистам по информационным технологиям предстоит освоить две сравнительно новые роли. Первая — «мастер перемен»: лидер в организации, управлении и поддержке изменений в сфере бизнеса. Вторая и наиболее важная — «бизнес-стратег» — человек, оказывающий непосредственное влияние на стратегию развития предприятия, отвечающий за технологические аспекты электронной коммерции и т. п. Как мы видим, влияние изменений проявилось в появлении новых ролей для IT менеджера, и эти роли перешли к нему от общего менеджмента организации.

В [1] отмечается, что требования к директорам информационных служб (а, следовательно, и к их квалификации) могут быть сведены к четырем пунктам:

В отчете указано, что примерно половину своего рабочего времени руководители информационных служб проводят непосредственно в своей службе, затрачивая вторую половину на установление внешних контактов (работа с поставщиками информационных технологий, участие в решении проблем, связанных с интеграцией информационных технологий в производство, модернизация бизнеса, участие в стратегическом планировании). И доля этой части работы будет расти.

Исследователям удалось выявить факторы, имеющие определяющее значение для успешной деятельности руководителя информационной службы.

Таких факторов 14. Среди этих факторов: умение строить взаимосвязи с высшим руководством, а также заручиться его доверием; создание высококлассного коллектива управления информационными технологиями; быстрое реагированием на возникающие потребности и пожелания работников и руководства; открытость и честность в отношении возможностей и функционирования информационных технологий; поддержка репутации надежной службы; наличие репутации человека, разбирающегося в бизнесе; и т.д.

Анализ новой роли IT менеджеров в организации, их качеств, факторов успеха позволяет сделать вывод о том, что кроме узко профессиональных свойств, у IT менеджера должны появиться и развиваться качества общего менеджера — лидерство, коммуникабельность, работа в команде, поддержка инициативы, общее понимание бизнеса компании.

И последнее, что касается влияния изменений на представителей IT менеджмента организаций и формирования менеджера 21 века. Какова идеальная модель руководителя информационной службы?

Были сформулированы четыре идеальные модели директора информационной службы нового тысячелетия [1]. Наиболее предпочтительная модель, которую выбрали 41% опрошенных, — «руководитель, имеющий опыт работы с ИТ и опыт управления, способный к формированию деловой стратегии и поддержке ИТ…, который любит свою работу».

Однако наиболее вероятной, хотя и менее желательной, участникам исследования представляется модель, в которой функции директора информационной службы выполняют два человека: «один человек занимается решением стратегических задач и модернизацией производства, в большей степени уделяя внимание информации и системам, чем технологии и инфраструктуре, а другой берет на себя обязанности технологического директора, занимаясь техникой, инфраструктурой и производственными процессами».

Третья модель — «директор, обладающий хорошими техническими знаниями, который преимущественно занимается проблемами технической поддержки, обслуживания и развития систем, создатель мощной инфраструктуры, “долгожитель” ИТ».

Четвертая — «управленец-универсал, менеджер по образованию, имеющий надежных помощников — технарей, который при этом занимается развитием и модернизацией бизнеса и обладает хорошими перспективами карьерного роста».

Несомненно, такие серьезные преобразования в технологиях не могут не коснуться образовательной сферы. Во-первых, бизнес школы, готовят своих выпускников для работы в новых условиях, должны соответствующим образом реагировать на изменения требований к менеджерам. Необходимы новшества в подготовке менеджеров в связи с трансформацией представлений о роли информации и информационных технологий. Во–вторых, развитие технологий оказывает влияние на учебные заведения, методы организации обучения, сам процесс обучения. Можно говорить о процессе интеграции учебных заведений на базе информационных технологий. Более подробно эти вопросы рассматриваются в статье автора, опубликованной в журнале РАБО «Бизнес-образование» (№ 2, 2000 г.)

Литература

1. Майкл Эрл. Директор информационной службы: вчера, сегодня, завтра. Computerword Россия, № 9, 2000.

2. Терхо Уимонен. Сегодня директор ИС, а завтра — генеральный? Computerword Россия, № 9, 2000.

3. Кэтлин Мур. Весь мир ИТ в твоих руках. Computerword Россия, № 7, 2000.

4. За чашкой кофе с Солвиком: Вице-президент Cisco Systems об особенностях карьеры директора информационной службы. Computerword Россия, № 15, 2000.

5. Боб Льюис. Семь смертных грехов специалистов по ИТ. http://www.osp.ru.

6. Холли Блюменталь. Что дает диплом специалиста в области ИТ? http://www.osp.ru.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых