Библиотека управления

Учет политического риска при осущетвлении международных финансово-кредитных отношений

Савин В.А.

Журнал “Euromoney” периодически проводит исследование рейтинга платежеспособности различных стран мира. Последняя публикация такого рода появилась в декабрьском номере журнала за 1997 год. Одной из главных составляющих рейтинга является оценка политического риска при осуществлении международных финансово-кредитных отношений.

Степень политического риска определялась с учетом возможности неплатежей по поставкам товаров между странами, оказанию услуг, невыплат по займам, финансовым обязательствам, дивидендам, а также возможности репатриации вложенных капиталов. Степень политического риска оценивались на основе специального опроса специалистов, работающих в банках, страховых компаниях применительно к каждой стране, включенной в рейтинговую таблицу.

Наименьшая степень политического риска получала наивысшую рейтинговую оценку. Максимальная сумма баллов составляла 25, минимальная — стремилась к нулю.

Ниже приводится рейтинг политического риска ста стран мира (см. табл. 1). Страны расположены по мере снижения численного значения рейтинга.

Данные, приведенные в табл. 1, представляют интересы отнюдь не как объективно точное определение рейтинга политического риска финансирования других стран. Есть все основания сомневаться в объективности экспертов журнала “Euromoney”. приведем только два довода. Первый довод. Средний рейтинговый шаг политического риска первых пятидесяти стран примерно в два раза превышает аналогичный показатель для второй группы из пятидесяти стран. Видимо, эксперты располагали по наиболее развитым странам (а именно они образовали первую половину рейтинговой таблицы) достаточно полной информацией, а по второй группе стран — и неполной, и противоречивой. Трудно себе представить, что степень политического риска отношений с Россией и Западным Самое почти одинакова (рейтинговый шаг составляет всего лишь 0,02 балла). И в то же время рейтинговый шаг между Данией и Францией составляет 0,13 балла, между Канадой и Бельгией — 0,5 балла, между Бельгией и Швецией — 0,4 балла, между Ирландией и Италией — 0, 34 балла

Таблица 1

Рейтинговая таблица политического риска ста стран мира

Место, занимаемое в рейтинге политического риска ста стран мира

Наименование страны

Рейтинг политического риска (наилучшая сумма баллов составляет 25, наихудшая стремится к нулю)

1

2

3

1.

США

25,00

2.

Германия

24,97

3.

Швейцария

24,84

4.

Великобритания

24,82

5.

Люксембург

24,70

6.

Нидерланды

24,46

7.

Норвегия

24,37

8.

Япония

24,27

9.

Дания

24,16

10.

Франция

24,03

11.

Австрия

23,91

12.

Канада

23,91

13.

Бельгия

23,41

14.

Швеция

23,01

15.

Финляндия

22,92

16.

Австралия

22,69

17.

Ирландия

22,41

18.

Италия

22,07

19.

Новая Зеландия

22,03

20.

Сингапур

21,91

21.

Испания

21,81

22.

Португалия

21,45

23.

Тайвань

21,16

24.

Бруней

20,83

25.

Гонконг

20,21

26.

Исландия

19,90

27.

Бермуды

19,08

28.

Турция

18,82

29.

ОАЭ

18,68

30.

Мальта

18,46

31.

Чили

18,37

32.

Кувейт

18,01

33.

Кипр

17,92

34.

Южная Корея

17,65

35.

Китай

17,50

36.

Израиль

17,31

37.

Оман

17,17

38.

Саудовская Аравия

17,11

39.

Малайзия

17,10

40.

Греция

17,02

41.

Макао

16,59

42.

Катар

16,40

43.

Чехия

16,39

44.

Пуэрто-Рико

16,39

45.

Маврикий

16,34

46.

Словения

16,33

47.

Багамы

16,17

48.

Ботсвана

15,96

49.

Бахрейн

15,38

50.

Польша

15,33

51.

Венгрия

15,11

52.

Индия

15,09

53.

Тунис

14,91

54.

Филиппины

14,64

55.

Колумбия

14,60

56.

Южная Африка

14,58

57.

Уругвай

14,54

58.

Индонезия

14,39

59.

Египет

14,14

60.

Таиланд

14,08

61.

Аргентина

13,91

62.

Тринидад и Тобаго

13,90

63.

Мексика

13,87

64.

Словакия

13,78

65.

Марокко

13,50

66.

Барбадос

13,23

67.

Панама

13,15

68.

Намибия

13,12

69.

Коста-Рика

13,06

70.

Иордания

12,87

71.

Эстония

12,75

72.

Бразилия

12,60

73.

Венесуэла

12,43

74.

Литва

12,27

75.

Парагвай

11,97

76.

Латвия

11,89

77.

Хорватия

11,66

78.

Папуа-Новая Гвинея

11,63

79.

Ливия

11,57

80.

Шри-Ланка

11,51

81.

Сальвадор

11,48

82.

Перу

11,45

83.

Ливан

11,30

84.

Вьетнам

11,02

85.

Фиджи

11,00

86.

Новая Каледония

10,97

87.

Иран

10,92

88.

Белиз

10,86

89.

Гватемала

10,78

90.

Гана

10,75

91.

Румыния

10,74

92.

Боливия

10,63

93.

Эквадор

10,13

94.

Ямайка

10,08

95.

Габон

9,97

96.

Россия

9,87

97.

Западная Самоа

9,85

98.

Сейшельский Острова

9,71

99.

Тонга

9,67

100.

Зимбабве

9,95

Еще один довод. Едва ли правильна позиция экспертов журнала, которая заключается в том, что одиннадцати странам Содружества Независимых Государств было отказано в чести войти в первую сотню стран по степени наименьшего политического риска. Исключение было сделано только для одной страны СНГ — России.

Нам думается, что рейтинговая таблица отражает прежде всего субъективное отношение ведущих стран — кредиторов к международным финансовым проблемам. И в этом смысле рейтинг имеет право на существование. Основные финансовые центры мира пока еще не прониклись доверием к странам бывшего СССР, не готовы рисковать своими денежными ресурсами.

При анализе таблицы можно обнаружить и некоторые другие интересные моменты. Особенно, если сопоставить эту таблицу с другой, где определялся рейтинг ста стран мира, исходя из ближайших (на 1998—1999 гг.) перспектив экономического развития) такой рейтинг также был опубликован в декабрьском номере журнала “Euromoney”). Так вот, в соответствии с критерием ближайших перспектив экономического развития в первую сотню стран были включены почти все страны СНГ, кроме Туркмении. Правда, большинство стран СНГ прочно обосновались в самом конце рейтингового списка Узбекистану было почему-то отведено 71 место. Россия заняла 75 место, Киргизия — 76, Азербайджан — 81, Казахстан — 83, Грузия — 89, Армения — 93, Украина — 95, Таджикистан — 96, Молдавия — 98. На последнем сотом месте оказалась Белоруссия. Трудно отделаться от впечатления, что экспертами в определенной мере владела предвзятость. Видимо, сказалась и недостаточная информированность.

При сопоставлении с рейтингом ближайших экономических перспектив нельзя не обратить внимание на следующее. Если в рейтинге политического риска Япония заняла довольно высокое восьмое место, то в рейтинге экономических перспектив этой стране было отведено только тридцать второе место после Иордании и Чили. В рейтинге политического риска Германия заняла второе место непосредственно вслед за США, обосновавшимися на первом месте. Во втором же рейтинговом списке Германия оказалась на довольно скромном для себя шестнадцатом месте. (По всей вероятности, эксперты связывали скромные экономические перспективы этой страны с возможным приходом к власти социал-демократов, при которых по сравнению с консерваторами темпы развития, как правило, падают). Более отдаленные места заняли страны Прибалтики во втором списке по сравнению с первым (см. табл. 2).

Таблица 2

Рейтинговые места стран Прибалтики
в списке экономических перспектив и в списке политического риска

Наименование стран

Места в списке

экономических перспектив

политического риска

Латвия

58

76

Литва

63

74

Эстония

53

71

Обычно журнал “Euromoney” определяет рейтинг стран по состоянию на март и сентябрь каждого года. Однако в связи с тем, что в конце 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии разразился финансовый кризис, который затронул и многие другие страны мира, эксперты журнала сделали свои оценки и по состоянию на декабрь 1997 г. Для ряда стран оценки политического риска были ужесточены. Итоги переоценки рейтинга стран, которым были ухудшены показатели, представлены в табл. 3.

Таблица 3

Перечень стран, которым были ухудшены оценки политического риска

Наименование стран

Степень снижения оценки политического риска в декабре 1997 г. по сравнению с сентябрем 1997 г. (в баллах)

1

2

Тонга

1,37

Западное Самоа

1,19

Новая Каледония

1,15

Таиланд

0,84

Южная Корея

0,65

Япония

0,53

Фиджи

0,38

Ирландия

0,37

Сейшельские Острова

0,35

Сингапур

0,31

Тайвань

0,17

Исландия

0,14

Греция

0,13

Нидерланды

0,10

Мальта

0,05

Германия

0,03

При рассмотрении данных приведенной выше табл. 3 нельзя не заметить, что оценки были снижены не только для стран, непосредственно охваченных финансовым кризисом, но и для стран (в основном островных), которые связаны интенсивными международными транспортными потоками с первой группой стран. Правда, вызывает некоторое удивление то обстоятельство, что эксперты не снизили рейтинг Индонезии, а даже повысили на 0,27 балла1.

Для многих стран рейтинговые оценки были пересмотрены экспертами в сторону существенного повышения (см. табл. 4).

Таблица 4

Перечень стран, которым были существенно улучшены оценки
политического риска

Наименование стран

Степень улучшения оценки политического риска в декабре 1997 г. по сравнению с сентябрем 1997 г. (в баллах)

1

2

Турция

7,71

Бермуды

3,92

Ливия

3,40

Ботсвана

3,03

Иран

2,72

Коста-Рика

2,64

Египет

2,61

Иордания

2,54

Макао

2,49

Оман

2,35

Шри-Ланка

2,33

Кувейт

2,29

Багамы

2,28

Маврикий

2,25

Бахрейн

2,25

Катар

2,20

Намибия

2,20

Папуа-Новая Гвинея

2,08

Словения

2,06

Гана

2,03

ОАЭ

1,90

Индия

1,88

Тунис

1,84

Израиль

1,82

Панама

1,76

Бруней

1,75

Ямайка

1,74

Гватемала

1,72

Венесуэла

1,71

Перу

1,65

Уругвай

1,64

Габон

1,63

Россия

1,59

Сальвадор

1,51

Китай

1,50

Следует особо отметить тот факт, что эксперты журнала “Euromoney” несмотря на известные трудности, переживаемые экономикой России в связи с финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии, не усомнились при выведении оценки политического риска и даже несколько улучшили свое мнение. Оценка была улучшена, как видно из табл. 4, на 1,59 балла. Это не так уж мало, если принять во внимание, что средняя степень повышения оценки по всем ста странам, вошедшим в перечень, составила 1,1 балла. Напомним, что максимальная сумма баллов, которой удостоена только одна страна, Соединенные Штаты Америки, достигает 25,00 баллов.

Кстати, то обстоятельство, что средняя оценка политического риска была в столь сложное для международных экономических отношений время улучшена более чем на один балл, свидетельствует о том, что эксперты журнала “Euromoney” оптимистически смотрят в будущее (конечно, речь в данном случае идет о странах, вошедших в первую сотню).