Библиотека управления

Европейская валютная интеграция: перспективы и последствия

И.Г. Владимирова

Подготовка к созданию Европейского валютного союза, к введению “евро” - единой валюты в странах-членах ЕС идет уже несколько лет. Однако сейчас, когда казалось бы решены многие принципиальные вопросы, дебаты вокруг евро становятся все острее и причем, чем ближе 1 января 1999 года, тем страсти разгораются все больше. Ведь речь идет о важнейшей в истории Европы реформе в сфере экономики и финансов, о проекте не только валютно-финансовом и общеэкономическом, но и геополитическом, который не знает аналогов в мировом опыте.

Введение единой евровалюты - это самый смелый эксперимент нескольких последних десятилетий. Не позднее середины 2002 года большинство стран, входящих в ЕС, должны будут распрощаться со своими национальными валютами - немецкими марками, франками, песетами, эскудо, лирами, драхмами, кронами, а может быть и британскими фунтами, и перейти на единую валюту. Никто не может сейчас однозначно ответить на вопрос об экономической целесообразности валютного союза, о возможном распределении преимуществ и издержек от его создания между различными странами, отраслями хозяйства и слоями населения. Результат этого эксперимента затронет не только сами государства ЕС, но и все остальные страны.

Этапы создания валютного союза

Европа находится на пути к становлению валютного союза уже в течение длительного периода.

Впервые мысль о необходимости проведения единой финансовой политики в рамках Европейского сообщества выдвинута еще в меморандуме 1962 года. Тогда же возникла и идея “валютной змеи”, то есть фиксации обменных курсов валют стран ЕЭС в определенном диапазоне.

Руководители стран-членов Европейского экономического сообщества уже в 1972 году поставили цель создать валютный союз, определив 1980 год как дату ее достижения. Однако энергетический кризис, резкие колебания цен на нефть в середине 70-х годов сделали эту цель недостижимой.

Следующим значительным шагом на пути к валютному союзу было создание в 1979 году Европейской валютной системы (ЕВС). В рамках ЕВС были зафиксированы обменные курсы валют с помощью так называемого Механизма обменных курсов (МОК). Страны, входящие в МОК, обязались удерживать стоимость своих национальных валют в определенных пределах. Изначально для “сильных” валют пределы допускаемых колебаний составляли 2,25% выше или ниже определенного курса, а для песеты, лиры, португальского эскудо и фунта стерлингов - 6%. Когда стоимость одной из них приближалась к этой отметке, центральные банки стран, входящих в ЕС, должны были скупать валюту, оказавшуюся под угрозой, и продавать ту, которая пользовалась в тот момент наибольшим спросом.

В этот период был введен и прообраз евро - единая расчетная валюта, ЭКЮ (ECU - European Currency Unit).

Механизм обменных курсов имел весьма яркую историю. Благодаря ЕВС с января 1987 года до середины 1992 года фиксированные в рамках ЕВС паритеты валют ни разу не менялись. Однако крупнейшие валютные спекуляции на мировых рынках в 1992 году заставили покинуть МОК Великобританию и Италию.

В июле 1993 года подобные же валютные спекуляции вынудили участников МОК в целях предотвращения полного разрушения этого механизма принять решение об увеличении коридора колебания курсов до 15%,

Основной причиной слабости ЕВС оказались слишком глубокие различия в экономическом положении и политике стран, вошедших в систему. Однако, по общему признанию, несмотря на все трудности, МОК удалось достичь свою главную цель - создать в Европе “зону валютной стабильности”. Резкие колебания курсов валют в 1992 и 1993 годах можно рассматривать как еще одно свидетельство необходимости валютного союза для стран ЕС.

Решительный шаг к его созданию был сделан на ганноверской встрече в верхах в июне 1988 года. В это время группой представителей европейских центральных банков и независимых экспертов под руководством Жака Делора, являвшегося тогда председателем КЕС, был подготовлен специальный план создания валютного союза.

План Делора был опубликован в апреле 1989 года. В нем предлагался трехэтапный переход к единой валюте. Временные рамки были в дальнейшем закреплены в Маастрихтском договоре 1991 года:

Первый этап. 1 июля 1990 года - 31 декабря 1993 года. Либерализация движения капиталов внутри ЕС и унификация экономических стандартов. Все страны-члены ЕС должны были присоединиться к МОК, устанавливающему узкий коридор колебания курсов.

Второй этап. 1 января 1994 года - 31 декабря 1998 года. Разработка юридической базы для деятельности Европейской системы центральных банков. Учреждение Европейского валютного института, задачи которого - руководство проектом создания единой валюты и наблюдение за экономическими процессами в странах-членах ЕС.

Третий этап. После 1 января 1999 года преобразование Европейского валютного института в Европейский центральный банк, который возьмет на себя руководство валютной политикой стран-участниц проекта. Учреждение евро как учетной единицы и средства межбанковских расчетов. Установление фиксированных курсов валют стран-участниц по отношению к евро как подготовительный шаг к введению в обращение в 2002 году единых европейских банкнот и монет.

Со вступлением в силу 1 ноября 1993 года Маастрихтского договора о Европейском Союзе, Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза, а также к введению единой валюты и достижению политического союза.

В 1994 году во Франкфурте-на-Майне был создан Европейский валютный институт - предшественник Европейского центрального банка.

В настоящее время создание валютного союза уже кажется вполне реальным. В декабре 1996 года на встрече глав государств ЕС в Дублине будущая единая европейская валюта обрела реальные очертания: были объявлены победители конкурса по дизайну новых евробанкнот. Участники встречи договорились о создании валютного союза в 1999 году, а также о юридическом статусе единой валюты. Было также достигнуто соглашение по так называемому пакту стабильности, который будет поддерживать экономическую дисциплину среди членов валютного союза.

Ориентируясь на решения, принятые в последние годы, и суммируя их, можно привести следующий сценарий ввода единой европейской валюты (таблица 1)

Таблица 1.
Сценарий перехода стран-членов ЕС к экономическому и валютному союзу

Период

Мероприятия

Декабрь 1996 года

Учреждение евро как полноправной валюты.

Принятие пакта стабильности.

Определение отношений между странами, которые войдут в экономический и валютный союз, и теми странами, которые не войдут.

Уточнение правовых, организационных и материально-технических рамок для деятельности Европейского центрального банка и Европейской системы центральных банков.

1997 год

Соблюдение странами ЕС критериев, необходимых для введения на их территории единой валюты евро

Май 1998 года

Принятие решения о том, какие страны выполнили соответствующие требования и будут участвовать в экономическом и валютном союзе.

В течение 1998 года

Создание Европейского центрального банка и назначение членов его правления.

Начало производства евробанкнот и монет.

Принятие необходимого дополнительного законодательства.

1 января 1999 года

Жесткое и окончательное фиксирование курса перевода национальных валют в евро.

Вступление в силу различных законодательных актов: относительно правового статуса евро, о продолжении действия заключенных ранее контрактов и т.д.

Разработка и проведение единой денежно-кредитной политики применительно к евро.

Проведение валютных операций с евро.

Выпуск новых государственных займов в евро.

С 1 января 1999 года и не позднее 1 января 2002 года

Переход к евро банковского и финансового секторов. Использование безналичных евро. Осуществление в евро операций с международными долгами. Новые выпуски облигаций стран-членов ЕС.

Помощь экономике в целом для обеспечения организованного перехода к евро.

Не позднее 1 января 2002 года

Начало ввода в обращение евробанкнот и монет.

Продолжение хождения национальных валют.

Постепенное изъятие из обращения банкнот и монет национальных валют.

Полный переход к евро в системе государственного управления.

Не позднее 1 июля 2002 года

Прекращение существования старых национальных валют; банкноты и монеты национальных валют перестают иметь статус законного средства платежа.

Полное изъятие старых денежных знаков.

Евро как единая валюта стран-членов ЕС

Название единой европейской валюты окончательно определилось только в декабре 1995 года. На протяжении длительного периода времени общую евровалюту называли ЭКЮ. Это нашло отражение и в официальных документах. Выдвигались предложения называть единую валюту по-разному в разных странах - евро-франк, евро-марка, евро-песета... Предлагались и новые названия, например, франкен, флорин. Но в конце концов остановились на евро. Большинству это название не очень-то импонировало, но оно отвечало главным, предъявляемым к общей валюте, требованиям: оно удобно в произнесении для любого европейца и несет идею “всеевропейскости”.

Через год после выбора названия единой европейской валюты определился и дизайн будущих банкнот. Среди основных элементов изображения - ведущие сквозь столетия мосты и арки, которые символизируют процесс объединения Европы. В Германии даже недавно в качестве эксперимента была введена в обращение партия денежных знаков евро.

15 июля 1997 года Европейский валютный институт представил во Франкфурте-на-Майне официальный символ единой европейской валюты евро - полукруг с двумя горизонтальными параллельными чертами посередине. Знак будет введен в компьютерные программы, а также появится на клавиатурах компьютеров и печатных машинок.

Конкурс на дизайн официального символа проводился поэтапно. Символ евро должен был удовлетворять трем простым требованиям: быть легко узнаваемым символом Европы, легко писаться от руки и иметь привлекательный с эстетической точки зрения вид.

На первом этапе из более чем тридцати представленных на конкурс эскизов символа единой европейской валюты было отобрано десять, вынесенных в дальнейшем на рассмотрение широкой публики. На втором этапе конкурса было отобрано два эскиза. И уже из этих двух президент КЕС Жак Сантер и Европейский уполномоченный по евро Ив-Тибо де Сильги окончательно выбрали представленный знак.

Выбранный знак евро внешне схож с написанием греческой буквы “эпсилон” и первой буквой в слове “Европа”. Это приобщает символ к истокам европейской цивилизации. Две пересекающие полукруг параллельные черты, по логике экспертов КЕС, символизируют стабильность евро.

Механизм образования евро определен: с января 1999 года курсы валют всех стран-членов валютного союза будут жестко раз и навсегда зафиксированы к ЭКЮ по рыночным котировкам. Обменные курсы национальных валют будут установлены по взаимной договоренности и без права отзыва. В свою очередь, ЭКЮ переводится в евро один к одному. Национальные центральные банки должны будут снять с себя ответственность за денежную политику и базовую процентную ставку и возложить ее на Европейский центральный банк. Для тех стран, которые не сразу вступят в Европейский валютный союз, будет создан союз обменных курсов, который явится мостиком к дальнейшему их членству в ЕВС.

Более же конкретных решений относительно курсообразования евро не следует ожидать раньше весны 1998 года. Пока даже еще не выработана общая позиция по поводу того, каких целей должен достичь механизм курсообразования: французы полагают, что этот процесс следует подчинить политическим целям, немцы же выступают с рыночных позиций, считая что курс евро должен влиять на экономическую политику Евросоюза.

Создатели евро надеятся, что новая валюта станет также легко узнаваема, как и американский доллар. Они также верят, что ЕС получит валюту, столь же сильную и стабильную, как доллар или японская иена, что позволит объединенной Европе прочно занять место в тройке мощнейших экономических держав.

Целесообразность перехода на единую европейскую валюту

Национальные денежные знаки, как правило, служили символом экономической стабильности страны. В связи с этим среди населения европейских стран довольно силен страх перед незнакомыми деньгами. Многие пока еще не разделяют уверенности в том, что только единая валюта евро способна обеспечить долговременную стабильность цен на континенте.

Для проведения разъяснительной кампании среди жителей европейских стран была разработана и утверждена ЕС в Брюсселе “Информационная программа для граждан Европы”. На реализацию этого проекта выделено до 50 млн. ЭКЮ (около 100 млн. немецких марок).

Информационная программа должна донести до граждан Европы 5 важнейших аспектов, которые, по замыслу авторов, убедят людей в преимуществах введения единой европейской валюты.

  1. Евро даст новый импульс экономическому росту в Европе.
  2. Экономический и валютный союз является необходимым условием функционирования общего европейского рынка.
  3. Евро позволит укрепить хозяйственные и торговые позиции Европы на международной арене.
  4. В международном плане евро будет стабильной валютой.
  5. Введение евро заставит правительства стран-членов ЕС перед вступлением в валютный союз привести свою экономическую и финансовую политику в соответствие с более высокими требованиями.

Европейский валютный союз будет представлять собой логичное и естественное дополнение внутреннего европейского рынка, на территории которого исчезнут последние барьеры на пути свободного движения капитала, товаров, услуг, рабочей силы. Общая валюта повысит эффективность ценообразования и укрепит тем самым конкурентоспособность, ускорит рост. В валютном союзе будут исключены риски изменения курсов валют стран, входящих в него, и тем самым связанные с этим операционные расходы и расходы на хеджирование, что приведет к большей надежности планирования торговли и долгосрочных инвестиций.

Перевод денег из одной валюты в другую порождает большие проблемы. По некоторым оценкам, расходы предприятий по обменным операциям составляют до 20 млрд. ЭКЮ в год. По оценкам же Salomon Brothers только в одной Германии, уменьшение трансакционных издержек, связанных с валютнообменными операциями, составит 35 млрд. марок.

Сотрудничество между странами ЕС сейчас затрудняет и колебание валютных курсов. Риск, связанный с колебаниями, закладывается и в цену продукции, и в процентные ставки кредитов. Введение единой европейской валюты снимет эту проблему. Межстрановый разрыв цен на одни и те же товары резко сократится. В результате их снижения выиграют потребители.

Постоянно меняющиеся курсы обмена валют создают трудности при расчетах доходов от экспорта. Представим, что заключается сделка между двумя компаниями из разных стран ЕС, в соответствии с которой некая компания во Франции, выпускающая шины, поставляет свою продукцию производителю автомобилей в Германии. Между моментом, когда две фирмы договорились о цене поставляемого товара в марках и подписали контракт, и днем, когда шины будут доставлены заказчику и тот расплатится за них, может пройти немало времени. Допустим, что за этот период курс марки по отношению к франку снизился на 5%. Получив оговоренную контрактом сумму в марках и переведя ее в франки, производитель шин таким образом получит на 5% меньше прибыли, чем ожидал. Разумеется, это существенно снижает выгодность сделки, если вообще не ведет к потерям.

Во избежание подобных потерь осуществляется валютная или, например, золотая привязка, то есть в контракте фиксируются предельные размеры колебания курсов валют относительно друг друга или цена золота в той валюте, в которой заключен контракт. Эти и другие риски, связанные с колебаниями валютных курсов, исчезнут с введением единой валюты. Уйдут в небытие валютные фьючерсы. Бизнес в пределах стран-членов валютного союза станет аналогичен бизнесу внутри одной страны. Предприниматели перестанут бояться биржевых спекуляций на валютных курсах.

Эффективнее станут работать фирмы, имеющие большое количество партнеров в разных странах.

Заметно легче станет работать банкам, которые могут забыть об операциях по переводу гульденов во франки и наоборот. Кроме того, снижаются потери, связанные с теми же колебаниями валютных курсов.

В результате единая валюта станет более стабильной, чем любая из национальных валют в отдельности. Центральным банкам стран, объединившимся в валютный союз, станет легче удерживать курс евро, чем любой отдельно взятой стране.

Облегчатся путешествия внутри Европы: при поездках по странам, использующим единую валюту (от Финляндии до Италии), не придется обменивать деньги на местную валюту и платить при этом комиссионный сбор банкам. Член Комиссии ЕС, ответственный за введение в обращение единой валюты, Ив-Тибо де Силги любит приводить такой пример. Если кто-нибудь проедет по всем странам ЕС и каждый раз при пересечении границ будет обменивать свои деньги на местную валюту, к концу поездки плата за обмен у него “съест” почти половину изначальной суммы.

По мнению господина де Силги, снятие бремени этих издержек путем введения единой валюты позволит создать в Европе полтора миллиона новых рабочих мест, что приведет к снижению безработицы в ЕС на целых 10%. Однако этот прогноз не является абсолютно однозначным. Многие эксперты, в том числе и представители Европейского валютного института, считают, что создание валютного союза вряд ли поможет решению проблемы безработицы. Ее придется решать каждой стране в отдельности.

И все же большинство вышеперечисленных мотивов в определенной степени поверхностны. Истинные причины введения евро связаны с глобальными процессами.

Принимая решение о переходе на единую валюту, Европа прежде всего стремится избавиться от доллара, а не от собственных национальных валют. Создание Европейского валютного союза направлено на подрыв монополии США на мировую валюту. “Без единой валюты каждое колебание доллара будет вызывать лихорадку у наших валют, - сказал председатель КЕС г-н Сантер. - Это абсурд, ведь наша экономика в конце концов крупнейшая в мире”. В настоящее время доллар обслуживает около половины всех совершаемых международных коммерческих операций, хотя доля США в мировой торговле не превышает 20% и вполне сопоставима с долей ЕС (см. диаграммы 1, 2,3, составленные по данным Евростата). Если евро все-таки состоится, доллар может быстро потерять свою привлекательность, и мир испытает глобальную дедолларизацию. Переход к единой валюте в Европе может привести к переориентации потоков капитала в пользу Европы.

Уже в настоящее время, когда до введения евро осталось больше года, единая европейская валюта вполне реально влияет на финансовые и валютные рынки. Любые разговоры о возможной задержке вве-дения новой валюты приводят к росту курса доллара и в меньшей степени английского фунта стерлингов.

Американцы уже сейчас побаиваются потенциальной силы евро. Предполагается, что возможны деста-билизирующие дейст-вия со стороны миро-вых валютных рын-ков. Даже официаль-ные лица ЕС призывают к необходимости быть готовыми к таким действиям. Ведь прецедент уже имеется. В 1992 году спекуляции с евровалютами, осуществленные Джорджем Соросом, поставили под вопрос дальнейшее существование Ме-ханизма обменных курсов. В тот пери-од трейдеры на ми-ровых финансовых рынках начали ак-тивно продавать валюты ряда евро-пейских стран, жертвами бирже-вых маклеров стали фунт стерлингов, лира и пессета. Национальные банки потратили миллиарды долларов, скупая свои деньги, чтобы не дать им упасть в цене и удержать валютные курсы в рамках, определенных МОК. Под особенно сильным давлением оказался фунт стерлингов, на закупку которого Английский банк затратил почти четверть своего долларового запаса. Не принесла ожидаемого эффекта и крайняя мера - повышение дважды за один день ставки банковского процента. В “черную среду” 16 сентября 1992 г. британский фунт и итальянская лира были вынуждены выйти из МОК. Песета была девальвирована на 5%. Летом 1993 года был атакован и французский франк.

Приведенный яркий пример валютной спекуляции лишний раз подтверждает необходимость создания Европейского валютного союза, Пока Европа не преодолеет экономическую раздробленность, она не сможет на равных конкурировать с США и Японией. Создание зоны единой валюты должно привести к концентрации производства и капитала, что усилит Европу в борьбе с ее геоэкономическими соперниками.

Единая валюта должна стимулировать предприятия стран, не входящих в ЕС, торговать с европейскими фирмами. Стратегически важным для выживания европейского мира экономики в 21 веке является как расширение рынков сбыта, так и получение гарантированного доступа к ресурсам. Это делает необходимым продвижение ЕС на Восток. Создание единого валютного пространства должно послужить магнитом, который сильнее притянет к ЕС экономики Восточной Европы и бывшего СССР.

Одной из фундаментальных причин создания единой европейской валюты является желание сделать Европу более привлекательной для международных источников капитала. Необходима срочная модернизация производственной базы и структурная перестройка экономики, что просто немыслимо без мощного потока инвестиций.

С другой стороны, рассчитывать на приток прямых инвестиций до коренного реформирования входящих в зону евро стран, снижения высоких по международным меркам издержек производства (прежде всего стоимости рабочей силы) вряд ли стоит. Отсюда вытекает другая, возможно, основная идея Европейского валютного союза, ведь перестраивать экономики, делать их более конкурентоспособными в международном масштабе проще, объединив усилия.

Следовательно, кратко преимущества единого валютного союза можно сформулировать следующим образом:

  • снижение трансакционных издержек;
  • избавление от курсовых рисков;
  • ослабление зависимости от доллара.

Единая европейская валюта должна стать стабилизирующим фактором в мировой валютной системе и заслуживающей доверия альтернативой доллару в международной торговле.

Условия для перехода к единой валюте

Учитывая необходимость достижения наибольшей устойчивости вводимой единой европейской валюты, к возможным участникам валютного союза предъявляются жесткие требования.

Дестабилизирующее воздействие на новую валюту могут оказать высокий уровень инфляции и большие государственные долги стран, желающих войти в союз, В связи с этим каждый претендент должен будет следовать жесткой дисциплине, подразумевающей ограничение размеров бюджетного дефицита (разницы между расходами страны и поступлениями от налогов и других источников), а также размеров государственного долга.

Благодаря единой валюте будет создано единое во многих отношениях экономическое пространство. Для вступления в него страны будут стремиться достичь необходимого уровня экономического развития.

Государства, переходящие на использование общей валюты, должны координировать денежную политику и процентные ставки. Им невозможно будет осуществлять намеренное снижение стоимости валюты с целью сделать экспорт более дешевым и конкурентоспособным.

Маастрихтским договором установлены жесткие требования, или “критерии”, выраженные количественно, в зависимости от достижения которых в ЕС будут приниматься решения о готовности вступления в валютный союз того или иного государства.

Жесткие требования, предъявляемые к потенциальным участникам, принято называть критериями конвергенции (сближения). К ним относятся следующие условия:

  • дефицит бюджета страны не должен превышать 3% ее валового внутреннего продукта (ВВП);
  • государственный долг не должен превышать 60% ВВП;
  • уровень инфляции в стране не должен превышать 1,5% среднего арифметического соответствующих показателей в трех странах с наименьшей в ЕС инфляцией. Инфляция измеряется с помощью индекса цен на потребительские товары на сопоставимой основе, с учетом различий в национальных определениях;
  • средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки не должна превышать 2% среднего арифметического соответствующих показателей в трех странах, имеющих наибольшую стабильность цен;
  • курс национальной валюты страны должен на данный момент уже в течение двух лет находиться в рамках, предписанных МОК.

Причем вышеперечисленные жесткие критерии будут продолжать действовать и после введения единой европейской валюты.

Предполагается, что нарушители этих требований в том случае, если не примут срочных мер, таких как ужесточение налогообложения и сокращение государственных расходов для снижения дефицита бюджета, будут подвергаться штрафным санкциям.

Состав участников валютного союза

Главный вопрос, на который пока нет ответа, но все с нетерпением его ожидают, заключается в том, в каком же составе начнет функционировать валютный союз.

При разработке концепции перехода на единую валюту предполагалось, что все государства ЕС будут находиться в абсолютно одинаковом с точки зрения Маастрихтского договора положении. Никаких привилегий ни одна страна не имеет. Но в то же время особое место в Экономическом и валютном союзе занимают Франция и Германия, без них союз порой кажется нереальным.

Будущие члены союза должны достичь критериев конвергенции не позднее 1997 года. Окончательное решение о том, какие именно страны отвечают установленным требованиям и войдут в союз, будет принято в первой половине 1998 года.

Большинству государств ЕС, претендующих на использование евро, приходится прикладывать большие усилия для приведения своих финансово-экономических показателей в соответствие с установленными критериями: проводить большие сокращения государственных расходов с целью снизить бюджетный дефицит, ужесточать налоговую политику и даже замораживать рост заработной платы.

Многие эксперты прогнозируют, что Франция и Германия обязательно вступят в валютный союз, а вместе с ними - страны, привязавшие курсы своих валют к немецкой марке: Нидерланды, Австрия, Бельгия, Люксембург, Ирландия и Финляндия. Однако и большинству реальных претендентов на участие в союзе будет крайне трудно выполнить зафиксированные Маастрихтским договором требования, особенно не превысить 3%-ный предел дефицита госбюджета. Так, Германия и Франция завершили 1996 год с дефицитом государственного бюджета в размере около 4% ВВП. И хотя они поставили целью добиться снижения данного показателя к концу 1997 года до 2,9-3,0% за счет перестройки системы социального обеспечения, расширения налоговой базы, продолжения приватизации государственного сектора, многочисленные независимые прогнозы отмечают, что шансы снизить дефицит госбюджета невелики. Так, например, журнал Der Spiegel на своих страницах опубликовал расчеты, в соответствии с которыми дефицит бюджета в Германии в 1997 году должен составить 4,15%.

О своем твердом намерении вступить в валютный союз с момента его образования объявили одиннадцать стран-членов ЕС. Однако Италия, Испания и Португалия имеют минимальные шансы выполнить к 1999 году все необходимые требования, несмотря на большие усилия в этом направлении. Например, в ноябре прошлого года впервые после 1992 года Италия вновь присоединилась к МОК. Предполагается, что эти страны смогут перейти на использование единой валюты евро несколько позднее.

Великобритания и Дания гораздо меньше своих партнеров по ЕС убеждены в преимуществах валютного союза, и поэтому они при подписании Маастрихтского договора отказались на данном этапе принимать участие в переходе к единой валюте и оставили за собой право в перспективе определиться с возможностью и целесообразностью вступления в валютный союз.

Тревоги и сомнения относительно реализации утвержденного графика перехода на евро с точки зрения соблюдения потенциальными участниками валютного союза критериев конвергенции привели к тому, что возникают предложения об их смягчении или переносе даты ввода единой валюты.

Евро должна стать сильной валютой и составить серьезную конкуренцию доллару и иене - в этом смысл перехода к ней. Поэтому выполнение финансово-экономических критериев валютного союза безусловно важнее сроков. Иными словами, не исключается при определенных обстоятельствах отсрочка перехода на евро.

Противоречия и проблемы, существующие при создании валютного союза

В последнее время количество противников использования единой валюты в рамках ЕС растет практически теми же темпами, что и сторонников. Политические силы ряда стран стараются доказать, что вступление в валютный союз будет означать потерю контроля над собственной экономической политикой государства и передачу слишком уж большой части государственного суверенитета Европейскому Союзу.

Страсти подогревает и то, что до конца не определены некоторые принципиальные моменты деятельности валютного союза. В частности не решено, кто должен проводить валютную политику и операции на денежном рынке после того как с 1999 года начнется переход на единую валюту, как будет работать Европейский центральный банк (ЕЦБ), какова будет степень его подотчетности политикам, кто будет управлять банковскими резервами - ЕЦБ или национальные центробанки стран-членов валютного союза.

Создание Европейского центрального банка - важнейшее звено Экономического и валютного союза ЕС. Германия и ряд других небольших государств ЕС считают, что Европейский центральный банк сможет эффективно контролировать операции на валютных рынках. По мнению ряда известных экономистов, реализация валютного союза невозможна без ликвидации национальных банков. А Франция доказывает, что эти полномочия должны остаться в ведении национальных центральных банков.

По мнению отдельных государств-участников, некий орган вроде клуба министров финансов стран валютного союза должен контролировать деятельность ЕЦБ. С точки зрения других, банк должен обладать большой степенью независимости, подобно немецкому Бундесбанку.

Понятно, что если ЕЦБ суждено стать лишь неким координирующим центром национальных банков стран-членов ЕС без реальных финансовых рычагов, то он не сможет взять на себя полную ответственность за монетарную политику и проведение операций на валютных рынках.

При создании единого валютного союза стран-членов ЕС возникает и ряд проблем, носящих в определенной степени технический характер. Прежде всего остановимся на трудностях, возникающих при переходе на единую валюту, в сфере торговли.

Соответствующая категория бизнесменов, непосредственно связанная с торговой деятельностью, не вполне удовлетворена предполагаемой схемой обмена денег и до сих пор обращается в КЕС с просьбой приступить к нему раньше или позже, а также сократить или продлить переходный период совместного обращения новой и старых валют. “В Европе установлено 3 млн. торговых автоматов и еще 3 млн. билетных автоматов. Нам придется частично заменить их механизмы, чтобы они соответствовали размерам монет. Время, необходимое для выполнения этой работы, зависит от поколения машины, но в среднем, по нашим расчетам, составляет примерно час, - говорит генеральный секретарь Европейской ассоциации автоматизированной торговли Мориц Роттингер.- При переходе на новую валюту нам определенно понадобится шестимесячный переналадочный период.”

По оценке Роттингера, переоборудование автоматов обойдется в сумму от 2 до 10 млрд. ЭКЮ. Для отрасли с ежегодным оборотом 13 млрд. ЭКЮ такие затраты весьма велики. Специфические проблемы автоматизированной торговли могут потребовать предоставления этой отрасли особых льгот.

В переходный период цены должны быть обозначены одновременно в двух валютах - национальной и общеевропейской - евро. Многие же машины технически не способны высвечивать 2 цены.

Бизнесмены в области розничной торговли в своем подавляющем большинстве заинтересованы в уменьшении переходного периода или в полной его отмене, а также в переносе даты введения единой валюты с 1 января 2002 года либо на конец предшествующего года, либо на февраль 2002 года. Считается, что 1 января 2002 года с этим могут возникнуть проблемы, поскольку в это время идет рождественская распродажа и инвентаризация.

Кроме того потребуются серьезные затраты на дополнительное профессиональное обучение продавцов, чтобы они были вполне готовы к ответам на вопросы, возникающие у потребителей.

К повышению издержек магазинов приведет и необходимость в течение шестимесячного переходного периода маркировки цен как в евро, так и в национальных валютах. Магазины вынуждены будут принимать оплату за товар в двух различных валютах. Однако поправка к законодательным требованиям на этот счет, принятая во время встречи на высшем уровне в Дублине, позволит магазинам принимать оплату в двух валютах, а давать сдачу лишь в одной, что кстати противоречит требованиям групп защиты потребителей, доказывающих обязательность расчетов в двух валютах.

Возникновение аналогичных проблем прогнозируется и в банковском секторе.

Стоимость перехода к единой европейской валюте оценивается банковской федерацией ЕС в 2% от оборота в течение трехлетнего переходного периода (1999-2002 годы). Причем банки будут ощущать последствия перехода к евро еще в течение нескольких лет после 2002 года. Минимальные затраты на создание валютного союза ориентировочно определяются в размере от 8 до 10 млрд. ЭКЮ.

Многие банки также, как и бизнесмены в сфере торговли, считают полугодовой период совместного обращения двух валют слишком продолжительным, а 1 января 2002 года не самым подходящим днем для введения евро. Их устроила бы более ранняя дата.

В связи с введением единой европейской валюты банки в Европе должны будут фундаментально переориентировать свою основную деятельность. В частности, будет развиваться европейская межгосударственная система расчетов ТАРГЕТ - оперативная клиринговая система расчетов в евро, разработанная Европейским валютным институтом, которая объединит национальные системы.

Многие производственные компании столнутся с рядом стратегических и технических трудностей перехода на евро. В связи с изменением микроклимата рынка многим компаниям придется провести ревизию состава своих поставщиков и мест расположения производства.

Одна из проблем создания валютного союза состоит также в следующем. Евровалюту введут в 1999-2002 годах не все 15 членов ЕС, а только те, бюджеты которых будут соответствовать строгим финансово-экономическим критериям конвергенции. То есть в рамках Евросоюза будут существовать параллельно две валютные системы. В этом случае сразу возникнут проблемы валютных отношений между областью единой валюты и странами ЕС вне ее.

Перспективы создания валютного союза

События по созданию Европейского валютного союза могут развиваться по нескольким сценариям.

Первый - создание союза состоится в срок. Единая европейская валюта будет введена с 1 января 1999 года. При этом сценарии возможны два варианта, различающихся по количеству членов валютного союза. Состав участников может быть расширенным, в этом случае возникают опасения по поводу слабости новой валюты. При развитии событий по данному сценарию прямые потери могут понести страны с сильной валютой, вошедшие в союз. Второй вариант характеризует создание валютного союза в усеченном виде. Реалисты прогнозируют, что в валютный союз войдут не 11-15 стран ЕС, а только 4-5, среди них называют Германию, Австрию, Люксембург и Нидерланды.

Второй сценарий заключается в том, что валютный союз будет создан, но сроки перехода к евро будут отложены. Уже сейчас неоднократно высказываются мнения о необходимости строгого соблюдения, прежде всего, критериев конвергенции. Они первичны для придания стабильности новой валюте, а сроки могут быть и перенесены. Но отдельные аналитики полагают, что отсрочка перехода на евро равносильна отказу от проекта вообще. Ведь в некоторых странах возможно изменение политической ситуации, смена правительства и смещение приоритетов в сторону социальных интересов.

И в соответствии с третьим сценарием - порождением пессимизма - предрекается, что валютный союз вообще не будет создан.

Валютный союз ЕС и Россия

Введение в странах ЕС единой европейской валюты коснется всех стран мира без исключения и не может не затронуть и Россию.

Традиционно российская экономика тяготеет к американскому доллару. Доллар США на российском валютном рынке находится вне конкуренции. Это связано, прежде всего, с его большей стабильностью по сравнению с другими валютами, с большим доверием к нему. Объемы финансовых операций в рублях и долларах США в нашей стране вполне сопоставимы, с европейскими же валютами представители отечественного бизнеса работают гораздо реже.

Однако не следует забывать, что объем торговли между Россией и Европейским союзом превышает товарооборот между Россией и США. Крупнейшим внешнеторговым партнером России является Германия. Поэтому предстоящий переход Европы на единую валюту может задать совершенно другие правила игры и затронет интересы как России в целом, так и миллионов ее граждан.

С точки зрения западных экспертов, создание Европейского валютного союза расширит возможности России для внешнеторговых операций на европейском рынке. Благодаря унификации платежной системы в рамках валютного союза российским компаниям будет выгоднее вести расчеты в евро. Кроме того, возрастание конкуренции и “прозрачности” сделок на европейском рынке создаст российским банкам и корпоративным клиентам более благоприятные условия для операций с европейскими ценными бумагами и расширит выбор этих бумаг без риска изменения валютных курсов.

В случае укрепления евро по отношению к доллару российским бизнесменам будет выгоднее заключать контракты со странами ЕС не в старой привычной американской валюте, а в новой европейской.

Что касается рядовых российских граждан, то и им введение евро вроде не грозит ничем плохим. Свои сбережения большинство россиян держит не в наличных валютах стран ЕС, а в долларах. Поэтому замена национальных валют стран ЕС на единую европейскую валюту вряд ли нас обеспокоит.

Следовательно, при общем рассмотрении ситуация для России складывается вроде благоприятная: евро будет иметь более стабильный, чем нынешние европейские валюты, курс, более устойчивыми и объемными станут финансовые рынки ЕС, проще будет сопоставлять цены и т.д. Однако вероятные преимущества единой валюты не могут завуалировать ряд важных проблем, возникающих в этих условиях перед Россией.

По мнению экспертов, переход Европы на новую валюту может грозить России увеличением внешнего долга и падением экспортных доходов. В связи с этим в конце марта этого года в Брюсселе межведомственная делегация МИДа, Минфина и Центробанка провела переговоры с руководством экономической комиссии ЕС и заключила соглашение о проведении консультаций “по профилактике негативных для России последствий” введения в Европе единой валюты.

Одна из основных проблем, которые создает для России введение единой европейской валюты, - необходимость пересчета в евро размера всех российских активов и пассивов в Европе (внешнего долга, контрактных обязательств, недвижимости, ценных бумаг и т.п.). Помимо того, что это очень трудоемкая работа, особые опасения вызывает необходимость пересчета российского внешнего долга. Недавно была завершена выверка долгов Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов: в долларовом эквиваленте они составляют 120 млрд. долларов. Внешний долг России номинирован в пяти валютах - немецких марках, швейцарских франках, японских иенах, долларах США и ЭКЮ. Из общей величины внешнего долга около 40% (порядка 50 млрд.долларов) приходится на долю Германии. По достигнутым договоренностям основные выплаты будут происходить после 2000 года, то есть уже в евро. А на протяжении вот уже нескольких лет курс немецкой марки относительно других евровалют устойчиво растет. Если эта тенденция сохранится, стоимость российского долга в ЭКЮ, а следовательно и в евро, увеличится.

Международный правовой механизм решения таких вопросов отсутствует. Однако у России есть все основания потребовать, чтобы удорожание ЭКЮ было компенсировано снижением процентных ставок по долгам. В этом и будет заключаться ее позиция на предстоящих переговорах.

Вторая серьезная опасность связана с пересчетом в евро внешнеторговых контрактов, зафиксированных в национальных европейских валютах. Эти контракты будут продолжать действовать и в евро, то есть все остальные их условия - процентные ставки, условия совершения и обеспечения платежа и т.д. - сохранят силу.

Необходимо решить вопрос о гарантиях интересов и российских экспортеров, у которых договоры о поставке продукции с компаниями стран-членов ЕС заключены в долларах США. Если евро быстро потеснит доллар, то потери не исключены. В этом случае важно определить, кто и как будет нести валютные риски.

Кроме того, европейские производители получат универсальный инструмент конкурентной борьбы. Для вытеснения с рынка российских экспортеров уже не потребуются и антидемпинговые процедуры, достаточно будет просто создать невыгодные условия валютного обмена. Ведь, как уже говорилось выше, в рамках валютного союза произойдет преобразование Европейского валютного института в Европейский центральный банк, в качестве одной из функций которого будет регулирование курса евро к другим валютам. Европейский центробанк сможет влиять на конкурентоспособность всех импортных товаров, том числе и российских. Учитывая, что на ЕС приходится около 40% товарооборота России, проблема приобретает особую остроту.

Приведем простой пример. Предположим, что российский экспортер поставляет на европейский рынок сырую нефть по цене 21 доллар США за баррель. При установившемся курсе единой европейской валюты к доллару около 2 евро за 1 доллар экспортер будет рассчитывать получить за баррель нефти 42 евро. Если в этой ситуации ЕЦБ путем валютных интервенций на открытом рынке понизит котировки евро к доллару до 1,5 евро за 1 доллар, то российский экспортер за тот же баррель нефти получит всего 31,5 евро.

Российские банкиры, вовлеченные в международные финансовые операции, считают, что введение евро может существенно упростить им жизнь. Механизм страхования валютных рисков на российском валютном рынке оставляет желать лучшего, и предполагается, что появление единой европейской валюты как одной из резервных валют окажет на него стабилизирующее влияние.

Словом, создание огромного единого валютного пространства может существенно повлиять на страны Восточной Европы и, учитывая прочные торговые и финансовые связи Российской Федерации и Европейского союза, к этим преобразованиям необходимо хорошо подготовиться. Введение евро серьезно затронет интересы России, и без переговоров с ЕС нам не обойтись.