Библиотека управления

«В своих решениях я всегда нахожу поддержку коллег»

Юрий ПРОТАСОВ

Оглавление


Сургутский завод стабилизации конденсата расположен в 26 км от Сургута, в прибрежной зоне Оби; площадь его территории составляет более 400 га. Заводу удалось пережить трудные пореформенные годы и стать лидером в отрасли по переработке газового конденсата и крупнейшим предприятием Тюменской области, занимающимся переработкой углеводородного сырья. Директор Сургутского ЗСК Юрий Александрович Протасов с уверенностью смотрит в будущее и считает, что у завода прекрасные перспективы.

(Беседу ведет Иван Сергеев, фото Виктора Пихновского.)

— Юрий Александрович, расскажите, пожалуйста, об этапах развития Сургутского ЗСК. Что представляет собой предприятие в современных условиях?

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | ТЭК 2002— Сургутский ЗСК входит в состав единого, технологически связанного комплекса предприятий ОАО «Газпром» в Тюменской области по добыче и переработке жидких углеводородов. Завод стал основным производителем товарной продукции, и, следовательно, от его успешной работы в значительной степени зависит деятельность всего комплекса предприятий. Исходя из этого основной задачей развития ЗСК является обеспечение выпуска высококачественной, конкурентоспособной и вместе с тем высокорентабельной продукции.

Введенный в эксплуатацию в 1985 году ЗСК первоначально предназначался для стабилизации и подготовки к транспортировке газовых конденсатов месторождений северных районов Тюменской области, предварительно деэтанизированных на Уренгойском ЗПГК. Вскоре после пуска стало очевидно, что использование предприятия просто в качестве промыслового придатка нецелесообразно. Функции завода тогда расширили. На базе оборудования установок стабилизации конденсата в кратчайшие сроки была создана и освоена технология производства дизельного топлива широкофракционного состава. Уже в 1986 году начался выпуск топлива марки ГШЗ в соответствии с техническими условиями ТУ 51-28-86, а также сопутствующей ему бензиновой фракции.

Переход предприятий отрасли на работу в новых хозяйственных условиях, необходимость повышения эффективности переработки жидкого и газового углеводородного сырья, отсутствие в Тюменской области достаточных мощностей по обеспечению региона нефтепродуктами — все это стало причиной увеличения глубины и объемов переработки сырья, с приоритетным производством высококачественных моторных видов топлива.

В 1993 году введена в строй установка моторных видов топлива. Для освоения технологии производства высокооктановых автомобильных бензинов в 1994 году была закуплена блочная установка риформинга фирмы PetroFac. Для обеспечения высококачественным сырьем нефтехимических предприятий в 1997 году на ЗСК построена и пущена в эксплуатацию газофракционирующая установка (блок извлечения изопентана и узел получения пропана).

— Какие основные виды продукции Сургутского ЗСК?

— В ассортимент товарной продукции нашего завода входит автомобильный бензин марок Аи-95, Аи-92 и Аи-80; дистиллят газового конденсата легкий (прямогонная бензиновая фракция); дизельное топливо ГШЗ (по ТУ 51-28) для умеренной и холодной климатических зон; дизельное топливо ГЗП с улучшенными эксплутационными характеристиками (с депрессорными присадками); пропановая фракция (с УПП); бутан технический (бутановая фракция с УПП); изопентановая фракция (с БИИ); смеси пропана и бутанов.

Важнейшим фактором, позволяющим выиграть в конкурентной борьбе, является качество продукции. Сейчас в стране отсутствуют законодательные (кроме запрета применения в Москве и Санкт-Петербурге этилированного бензина) и экономические меры, поощряющие производство экологически безопасного автобензина и дизельного топлива, поэтому НПЗ продолжают выпускать этилированный и высокоароматизированный бензин, что выгоднее. Вряд ли такое положение сохранится и дальше. Я считаю, что в обозримом будущем тем или иным способом, но обязательно будет поощряться производство так называемых реформулированных автобензинов с ограниченным содержанием ароматических компонентов, в первую очередь бензола и низкосернистого дизельного топлива.

— Какие технологии используются вами сегодня для улучшения качества дизельного топлива?

— Для сохранения конкурентоспособности продукции Сургутским ЗСК осуществляется политика выпуска современных видов моторных видов топлива, приближенных по своим эксплуатационным характеристикам к европейским стандартам. В связи с этим совместно с отечественными научно-практическими центрами и лабораториями ряда зарубежных фирм завод проводил и продолжает вести активные исследования по индивидуальному подбору присадок к дизельному топливу. Индивидуальность подбора обусловлена уникальностью химического состава сырья и вырабатываемой базовой дизельной фракции.

Промышленному внедрению предшествовала разработка оптимальной технологии, экономическое обоснование целесообразности применения присадок и выработка опытно-промышленной партии для проведения квалификационных испытаний. С ноября 1998 года завод освоил выпуск дизельного топлива с депрессорными присадками, качество которого не уступает зарубежным аналогам. Применение данных присадок помимо улучшения низкотемпературных свойств этого топлива позволило снизить его себестоимость. В результате удалось расширить ассортимент и увеличить выпуск продукции.

Уже сегодня завод производит экологически чистое дизельное топливо, соответствующее по ряду характеристик европейскому стандарту

ЕN-590. В то же время низкое содержание в нем сернистых соединений вызвало необходимость проведения обширных научно-исследовательских работ по повышению смазывающей способности. В ходе этих исследований определен ряд присадок, позволяющих достичь требуемых показателей. В настоящее время аналогичная работа проводится по отработке антидетонационных свойств.

Еще хотелось бы отметить и то, что скоро на ЗСК будет введена в эксплуатацию установка каталитической депарафинизации дизельного топлива. В результате улучшения его низкотемпературных характеристик завод сможет производить высококачественные зимнее и арктическое дизельные топлива.

— Насколько остро для завода стоит проблема несоответствия характеристик отечественных автомобильных бензинов европейским стандартам? Есть ли уже сейчас пути ее решения?

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | ТЭК 2002— В целях доведения качества российских бензинов до европейских стандартов в России разработан и начал действовать ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия». Данный ГОСТ устанавливает требования к автобензинам, обеспечивающие выполнение норм на выбросы автомобильным транспортом «Евро-2». Сургутский ЗСК с 2001 года осуществляет выпуск такого автомобильного бензина.

Однако уже с 1 июля 2002 года Постановлением Госстандарта РФ № 42-СТ от 31.01.2002 на территории России введен в действие ГОСТ Р 51866-2002 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный». Это русский вариант европейского стандарта EN 228-90, который устанавливает более высокие требования к качеству автобензинов, обеспечивающие выполнение норм на выбросы «Евро-3».

Улучшение экологических и эксплуатационных характеристик автомобильных бензинов до требований «Евро-3» возможно за счет введения в состав топлива таких компонентов, как изомеризат и алкилат. Хотя это и связано со значительными капитальными затратами, но ведущими производителями моторных видов топлива уже сейчас ведутся работы по строительству установок изомеризации и алкилирования.

Для Сургутского ЗСК вопрос введения в эксплуатацию установки каталитической изомеризации не является актуальным, так как существующие мощности по производству изопентана способны обеспечить в полном объеме выпуск автомобильных бензинов. Установка же алкилирования позволила бы не только улучшить фракционный состав, но и сохранить антидетонационные свойства с одновременным снижением концентрации ароматических углеводородов в автомобильных бензинах.

Еще одним путем производства высокооктановых бензинов с улучшенными экологическими свойствами является использование антидетонационных добавок. Применение октаноповышающих добавок позволит понизить жесткость процесса каталитического риформинга и тем самым увеличить выход катализата с пониженным содержанием ароматических углеводородов, а также продлить срок службы катализатора и межрегенерационный период работы установки. Этот путь повышения качества автобензинов особенно интересен для нашего завода, так как в августе текущего года вводится в эксплуатацию каталитический риформинг большой мощности.

— Расскажите, пожалуйста, о перспективах предприятия.

— Государство все более ужесточает требования к качеству нефтепродуктов, что подтверждается выходом в свет различных нормативных актов, правил и постановлений. Закон о сертификации обязал сертифицировать следующую продукцию, которую выпускает или будет выпускать наш завод: автобензины по ГОСТ 2084, автобензины по ГОСТ Р 51105, топливо дизельное по ГОСТ 305, топливо для реактивных двигателей по ГОСТ 10227. В этом году Госстандарт России в одностороннем порядке, не учитывая интересы крупных производителей бензинов, ввел ГОСТ Р 51313, обязывающий провести аккредитацию технических условий на автомобильные бензины и сертифицировать автомобильные бензины, выпускаемые по ТУ. Поэтому завод планирует перейти на выпуск автомобильных бензинов по ГОСТ Р 51105.

Следует отметить, что повышению качества выпускаемых продуктов способствует прекрасное оснащение заводской лаборатории и постоянный профессиональный рост ее сотрудников. С 1996 года она аккредитована Тюменским ЦСМиС и в 2002 году успешно подтвердила свой высокий уровень.

Для ЗСК характерна чрезвычайно большая доля автомобильных бензинов в структуре моторных видов топлива, что в первую очередь обусловлено свойствами перерабатываемого сырья. В недалеком будущем уже при переработке 4 млн т газового конденсата в год по объемам производства автомобильных бензинов наше предприятие окажется сопоставимо с ведущими НПЗ страны, перерабатывающими 12—14 млн т нефти в год. При дальнейшем развитии и увеличении объемов переработки углеводородного сырья до 9 млн т в год ЗСК станет самым крупным производителем этой продукции в Российской Федерации и примерно в полтора раза превысит достигнутые в 1997 году показатели ведущего в настоящее время производителя автобензинов в России — Омского НПЗ. При этом выпуск автобензина на ЗСК почти вчетверо превысит производство на Пермском НПЗ, объем переработки нефти на котором в 1997 году составил 11,2 млн т.

Производство авиационного керосина при переработке 4 млн т сырья в год покрывает планируемые потребности Тюменской области на период до 2030 года. При переработке на ЗСК 9 млн т в год объем производимого авиакеросина будет избыточным для Тюменской области, однако излишки могут использоваться для покрытия прогнозируемого дефицита авиакеросина в Сибири и на Дальнем Востоке.

Определенные перспективы может иметь в будущем экспорт продукции ЗСК на европейские рынки по Оби и Северному морскому пути танкерами усиленного ледового класса. Однако технические и экономические аспекты этого варианта требуют серьезной проработки.

Развитие технологической схемы завода должно обеспечить решение двух основных задач: производство высококачественного автобензина и переработку «избыточных» прямогонных фракций. Строительство новых установок (изомеризации, алкилирования) приведет к расширению ассортимента продукции и еще более улучшит ее качество. В частности, производство высокооктановых бензинов на базе смешения катализата с изомеризатом и алкилатом позволит получать бензины с содержанием ароматических углеводородов до 35—40% масс. и с содержанием бензола до 3% масс.; возможен выпуск высокооктановых топлив не только марки Аи-92 и Аи-95, но и марки Аи-98, если в этом возникнет необходимость. При реализации этих планов на заводе будет обеспечено производство моторных топлив, соответствующих по качеству требованиям европейских стандартов, и сведен к минимуму объем низкорентабельных продуктов и фракций.

— Сколько человек работает сейчас на заводе? Расскажите подробнее о коллективе вашего предприятия.

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | ТЭК 2002— На ЗСК работают 2502 человека, из них 2295 на самом заводе и 207 — в подсобном хозяйстве Сайгатино. Кроме того, в этом году на время летних каникул в целях профилактики наркомании и привлечения подрастающего поколения к труду на работу принято 53 подростка в возрасте от 14 до 18 лет. Производственную практику у нас прошли 65 студентов вузов и 52 учащихся ПТУ.

Завод работает по единой централизованной кадровой программе ОАО «Газпром»: в нее входит и система профессиональной подготовки, и работа с резервом, и работа с молодыми специалистами. Ежегодно проводится конкурс «Лучший по профессии». Изменен подход к аттестации руководителей и специалистов. Введена новая форма аттестации — ежегодное собеседование, это позволяет глубже вникнуть в проблемы работника, определить его цели и задачи на будущий год. Особое внимание уделяется молодежи: созданы все условия для отдыха и творчества, работает совет молодежи. Не забыты и наши ветераны.

Коллектив завода профессионально сильный и дружный. Несмотря на то что он многонационален, морально-психологическая обстановка сохраняется стабильная. Регулярно проводятся встречи руководителей и специалистов администрации с сотрудниками структурных подразделений на их рабочих местах.

На ЗСК трудятся семейные династии, их у нас более 20. Существуют и свои традиции. Например, на должности ведущих специалистов и руководителей люди со стороны не принимаются, действует конкурсная система, где все участники поставлены в равные условия, — это позволяет повысить производительность труда. Многие рабочие поступили в институты и техникумы, 20 человек остались в аспирантуре, четверо стали соискателями. Также не было отказано в трудоустройстве ни одному выпускнику вуза, окончившему его с «красным» дипломом по специальности, приемлемой для завода.

— Как обстоит дело с обучением, переподготовкой специалистов?

— За текущий год повысили квалификацию 160 специалистов завода. Основные учебные центры повышения квалификации специалистов — УЦ ОАО «Газпром», УИЦ РГУНГ им. Губкина. Также работники предприятия направляются в центры повышения квалификации Санкт-Петербурга, Калининграда, Волгограда и др. В ООО «Сургутгазпром» имеется собственный учебно-производственный центр, где можно получить профессию и повысить квалификацию по 20 специальностям. В текущем году там пройдут обучение 1100 человек. Приятно отметить, что среди подразделений ООО «Сургутгазпром» ЗСК занял в этом году первое место в системе подготовки кадров. По инициативе завода и при поддержке ООО «Сургутгазпром» с 2001 года открыты группы по подготовке рабочих в ПУ-17 по основным для производства профессиям. Это яркий пример работы на перспективу.

— Можно ли сказать, что сотрудники и вы — одна команда?

— Да. В своих решениях я всегда нахожу поддержку у коллег. Серьезные проблемы обязательно решаем сообща. Завод переживал нелегкие времена — это и задержка заработной платы и моменты, связанные с реструктуризацией ОАО «Газпром», но выстоял. Все понимали, что это временные трудности и тяжело только в одиночку, а вместе мы одна команда.

— Есть ли у завода социальные программы для сотрудников?

— У нас действует несколько социальных программ. Во время ежегодного отпуска сотрудники завода и члены их семей имеют возможность отдохнуть в пансионатах и на курортах Российской Федерации, для них организуются туристические и учебные поездки за рубеж. При этом предприятие оплачивает 90% стоимости путевок. Кроме того, мы располагаем собственной базой отдыха в деревне Лямино.

В оздоровительно-профилактических целях для наших сотрудников организуется посещение плавательного бассейна и спортивно-оздоровительного комплекса. На заводе есть комнаты отдыха, сауны, комнаты принятия пищи, предоставляется квалифицированное медицинское обслуживание.

В целях материального и социального стимулирования проводятся конкурсы «Лучший по профессии», «Повышение культуры производства», спортивные соревнования. Кроме того, работникам предприятия оказывается помощь в индивидуальном жилищном строительстве.

ЗСК оплачивает пребывание детей сотрудников в детских дошкольных учреждениях. У нас есть свое подсобное хозяйство в деревне Сайгатино, которое обеспечивает коллектив завода продуктами собственного производства, а также спецпитанием.

Если учесть, что работник завода и его семья пользуются услугами социальной программы, можно с уверенностью сказать, что он чувствует себя вполне достойно и комфортно как на работе, так и дома. В решении основных вопросов социального характера завод берет на себя главную функцию, что существенно влияет на повышение уровня социальной защищенности каждого сотрудника ЗСК. Коллективный договор «Сургутгазпрома» в этом плане является одним из лучших договоров градообразующих предприятий.

— Как давно вы руководите заводом? Как вообще начинался ваш профессиональный путь? Каковы личные принципы, к которым вы пришли за годы работы?

— Заводом руковожу с декабря 1998 года. Свой профессиональный путь начал учеником слесаря Балахнинского электромеханического завода. С 1979 года работаю на Севере. Начинал инженером Сургутского управления по транспортировке газа и жидких углеводородов. С 1984 года — на ЗСК, где прошел путь от начальника группы технического надзора до директора. Самый главный принцип для меня — это честность по отношению как к другим, так и к самому себе, порядочность и профессионализм.