Библиотека управления

"Надеюсь, скоро будем ездить цивилизованно"

Сергей КАЗАНЦЕВ:

Важнейший аспект деятельности многих компаний — автомобильные перевозки. О политике в этой сфере нашему журналу рассказал начальник Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы Сергей Александрович Казанцев

— Сергей Александрович, в Москве, как известно, зарегистрировано более 2,5 миллиона автомашин, что создает определенные трудности для передвижения по городу. Существуют ли способы решения проблемы парковки?

— В настоящее время темпы роста городского автомобильного парка значительно опередили уровень развития улично-дорожной сети. В центральной части города ощущается острый дефицит дорог и мест для парковки транспорта. Это обусловлено тем, что на территории центральной части города, в пределах Садового кольца, плотность рабочих мест и различных объектов массового посещения (магазины, музеи, театры и так далее) в 8—9 раз выше, чем в среднем по городу, а исторически сложившаяся застройка не позволяет коренным образом изменить ситуацию.

В условиях дефицита дорог в движении транспорта возникают проблемы. Пропускная способность жестко связана с геометрическими параметрами дороги, в первую очередь с шириной проезжей части, и имеет свой предел, при превышении которого возникают задержки в движении.

Сбои в движении транспорта приводят к экономическим потерям (потери времени пассажирами, владельцами транспортных средств, снижение эффективности грузовых перевозок и увеличение расхода топлива). Заторы вызывают рост мелких ДТП, в первую очередь попутных столкновений. Но главнейшим негативным последствием является отрицательное влияние на состояние окружающей среды.

Центральная часть и большинство основных магистралей города уже давно подошли к пределу своей пропускной способности. Любая помеха — ДТП, сломавшийся автомобиль, ухудшение погодных условий — приводит к возникновению значительных задержек. Это особенно заметно в предпраздничные дни.

— Что делается для решения этой проблемы?

— Правительство города Москвы было вынуждено пойти на введение ограничений в движении грузового транспорта в центральной части города, что позволило несколько снизить напряженность, но не решило проблему в целом.

Наиболее острой является проблема обеспечения бесперебойного движения транспорта. В целях оперативного реагирования на возможные осложнения транспортной ситуации в Управлении ГИБДД создан и успешно функционирует отдел оперативного управления движением транспорта, разработаны специальные планы и расчеты сил и средств ГИБДД. В часы наибольшей интенсивности дорожного движения на дополнительные посты заступают как сотрудники штабов, административных групп, МРЭО территориальных подразделений, так и сотрудники аппарата Управления ГИБДД.

Одновременно с этим в целях обеспечения бесперебойности движения транспорта нашим управлением проводятся мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения, направленные, соответственно, на повышение пропускной способности улично-дорожной сети города.

По инициативе Управления ГИБДД ведутся работы по дальнейшей модернизации системы телеавтоматического управления движением транспорта «Старт», на базе которой создается единый центр управления движением с подключением к нему радиальных систем координированного регулирования. Это позволит оперативно реагировать на дорожно-транспортную ситуацию в городе и своевременно принимать меры по предотвращению заторов.

Однако учитывая, что основная масса автомобилей паркуется на проезжей части, пропускная способность улично-дорожной сети еще более снижается, и эта проблема с каждым годом все острее.

Одно из наиболее целесообразных и эффективных решений этой проблемы — организация платных парковок в местах скопления автотранспорта. Этот способ приводит к упорядочению парковки на улицах и на площадях города и получению дополнительных средств городским бюджетом.

Опыт крупнейших мегаполисов мира показывает, что организация платных парковок является мерой экономического, а не административного ограничения въезда и отстоя автотранспорта в предельных зонах города и способствует повышению пропускной способности улично-дорожной сети. Однако работники парковок не являются должностными лицами и не могут применять к водителям, нарушающим правила парковки, никакие санкции.

Поэтому для решения вопросов парковки транспорта в городе Москве требуется внесение изменений в федеральное законодательство (в первую очередь — в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях), совершенствование нормативно-правовой базы по организации платных парковок, экономическое регулирование и стимулирование оборудования парковочных мест вне проезжей части.

— Существуют ли особые требования со стороны ГИБДД к служебным автомобилям компаний?

— Никаких особых требований к транспортным средствам юридических лиц не предъявляется. Единственное, в соответствии с распоряжением Правительства Москвы легковые автомашины юридических лиц вне зависимости от года выпуска проходят государственный технический осмотр с использованием средств инструментального диагностирования. Решение вполне обоснованное. Ведь данные автомашины, как правило, имеют весьма значительный годовой пробег.

— Можно ли эксплуатировать автомобили очень старого производства?

— Никаких ограничений по году выпуска не существует. Главное — чтобы автомобиль соответствовал предъявляемым требованиям по техническому состоянию.

— Будет ли восстановлен порядок принудительной эвакуации неправильно припаркованных автомобилей? Законна ли такая эвакуация? Если будет, то сохранятся ли те «пробы», которые наложили на автомобилистов коммерческие структуры, вовлеченные в это дело?

— Что касается возобновления принудительной эвакуации, то данный вопрос к компетенции Управления ГИБДД ГУВД города Москвы не относится. Хотя, откровенно говоря, проблема для нашего города очень актуальная.

В настоящее время эвакуация неправильно припаркованного транспорта не производится. Максимум, что мы допускаем, так это перемещение автомашин с использованием эвакуаторов. Очень часто, особенно в зимний период, именно из-за грубых нарушений правил парковки дорожное движение попросту блокируется.

Например, водитель паркует свою автомашину на остановке общественного транспорта. Автобусы, троллейбусы вынуждены останавливаться для посадки-высадки пассажиров во втором, а то и третьем ряду. При этом троллейбусы иногда вообще не могут объехать препятствие. Мгновенно образуется затор. Сотни, а то и тысячи автолюбителей и пассажиров общественного транспорта теряют время. А инспектора ДПС ничего не могут предпринять, поскольку эвакуировать автомобиль-нарушитель не позволяет закон.

С другой стороны, нарушения правил остановки-стоянки приобрели массовый характер именно из-за отсутствия в действующем законодательстве эффективных мер борьбы с ними (штраф — всего 0,5 МРОТ). Так, протокол должен быть составлен в присутствии нарушителя, который, увидев инспектора возле своей машины, может просто не подходить к ней. Поэтому статья, предусматривающая задержание транспортного средства за нарушение правил остановки или стоянки, повлекшее создание препятствия для движения пешеходов, а также движения транспортных средств, необходима Москве как воздух. Другое дело, что эвакуацию нельзя отдавать на откуп коммерсантам, нужен четкий механизм правового регулирования.

— Можно ли проводить техосмотр на дороге?

— Не техосмотр — проверку технического состояния машин. Люфт, допустим, не может на дороге проверить сотрудник ДПС, а вот чистоту номеров, состояние фар и стекол - может. На эти моменты работник ГИБДД вправе обратить внимание, попросить водителя устранить эти недостатки.

— Имеют ли право останавливать машины на дорогах вне стационарных постов?

— Только при проведении специальных мероприятий антитеррористического характера или мероприятий по розыску преступников.

— Дорожно-патрульная служба ГИБДД или ППС тоже?

— Любой милиционер.

— А как проверить, проведена проверка документов в рамках специального мероприятия или нет?

— Если вы считаете, что вас незаконно остановили, вы вправе обратиться к руководителю того или иного органа внутренних дел. Если ко мне поступает жалоба о том, что автолюбителя остановили неправильно, я уточняю, проводилась акция или нет. Если нет, то привлекаю сотрудников к дисциплинарной ответственности за невыполнение приказа министра внутренних дел.

— Сейчас стали активно действовать мобильные группы вымогателей, которые намеренно провоцируют ДТП, чтобы иметь возможность «доить» их «виновника». Как защититься водителю?

— Первое правило, которое позволит законопослушному водителю избежать подобного инцидента, это неукоснительное соблюдение ПДД. Не допускайте рискованных перестроений, держите достаточную дистанцию до впереди идущего автомобиля и не превышайте установленной скорости. Злоумышленники делают все возможное, чтобы заставить вас нарушить Правила дорожного движения. Не идите у них на поводу.

Если «подставного» ДТП избежать все же не удалось, то немедленно вызывайте на место происшествия сотрудников ГИБДД и постарайтесь найти очевидцев аварии. Ни под каким предлогом не передавайте якобы пострадавшей стороне документы на свою машину и не сообщайте сведений о себе.

Идеальный вариант разрешения подобной ситуации — страхование гражданской ответственности.

— Проясните ситуацию в отношении затемненных стекол. Если они заводского производства, их можно ставить?

— По ГОСТу допускается 30-процентное затемнение.

— Как Вы считаете, необходимо ли ввести требование ездить в холодное время года на зимней резине?

— Я думаю, с точки зрения безопасности дорожного движения, подобное требование было бы оправданным. Посмотрите, что у нас иногда происходит зимой: один едет на летней резине, другой — на всесезонной, но с совершенно истертым протектором. К чему это может привести, думаю, рассказывать не надо.

Но слишком уж часто жертвами подобной безалаберности становятся добропорядочные водители. К тому же прошли те времена, когда резину нужно было «доставать». Сейчас выбор просто огромен — от недорогой, но качественной отечественной, до последних новинок лучших мировых производителей.

— Ждете ли Вы каких-нибудь законодательных и нормативных актов от Госдумы и правительства, которые, с Вашей точки зрения, могли бы кардинально улучшить безопасность движения и вместе с тем не ущемят прав и интересов автомобилистов? Ведь такие акты могут очень помочь ГИБДД в ее нелегкой работе?

— Вы правы, нашу работу легкой никак не назовешь. Тем не менее не взирая ни на что, мы выполняем и будем выполнять задачи по обеспечению безопасности дорожного движения. Федеральные законы в нынешней ситуации нужны как воздух. Это и Закон об обязательном страховании гражданской ответственности, и новый Кодекс об административных правонарушениях. Да и ситуацию с парковкой также нужно решать на федеральном уровне. Но шаги в данном направлении уже делаются. Пример тому — внесение изменений и дополнений в Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. Надеюсь, что в недалеком будущем мы будем ездить более цивилизованно.

Беседу вел Николай ИВАНОВ