Библиотека управления

"Проверка на прочность"

Георгий САТАРОВ:

Из всех политических событий, произошедших за последнее время, я бы выделил столкновение между администрацией президента и прокуратурой по поводу судебной реформы. Все остальные политические баталии по сравнению с этой не так значительны.

Судебную реформу в России пытаются провести с 1991 года. И сейчас речь идет о том, чтобы довести ее до конца.

В свое время существенным шагом в разработке новой судебной реформы было принятие Конституции. Там были зафиксированы многие концептуальные позиции, которые разрабатывали еще Борис Золотухин, Сергей Вицин и другие. Эти люди сделали ряд очень важных шагов, в частности, разработали концепцию реформы, содействовали принятию закона «О статусе судей» и ряда существенных дополнений к Уголовному кодексу. Теперь настало время завершить начатое ими дело.

Естественно, реформа изменит не только порядок проведения судов. Речь идет об изменении нашей судебной системы в целом. И тут начинают работать чрезвычайно серьезные ведомственные интересы. Прежде всего интересы прокуратуры, поскольку предусмотренные реформой шаги существенно изменят структуру, функции и полномочия этого ведомства.

Поэтому расстановка сил и позиции действующих лиц в сложившейся ситуации, на мой взгляд, абсолютно ясны. С одной стороны — администрация президента и группа Дмитрия Козака. С другой — противники судебной реформы, среди которых наиболее активна прокуратура.

Сейчас сторонники и противники реформы вступили уже в открытую борьбу. От ее исхода зависит и судьба нашей страны в целом, и судьба бизнеса в частности. Ведь очевидно, что российская судебная система в нынешнем ее виде не устраивает никого — ни рядовых граждан, ни предпринимателей.

Меня в этой ситуации настораживает одно обстоятельство: непоследовательность предпринимателей.

Новое публичное обсуждение судебной реформы фактически было начато бизнесом. Это произошло относительно недавно — на первой встрече бизнесменов с Владимиром Путиным. Тогда представители деловых кругов открыто заявили, что наряду с проблемами, заявленными в президентском послании, в России есть еще один важный нерешенный вопрос — проблема судебной реформы.

Кажется, сейчас у российского бизнеса есть все основания, чтобы поддержать президента, Дмитрия Козака и всех прочих сторонников продвижения судебной реформы. Ведь Путин пытается реализовать именно то, о чем его год назад просили бизнесмены.

Но мы наблюдаем очень странную ситуацию. И позиция администрации, и позиция президента в вопросе судебной реформы сейчас практически не озвучиваются. Официальные лица пока сохраняют молчание относительно своих планов и подоплеки готовящихся действий.

В этой ситуации свое веское слово должен был бы сказать бизнес. Ведь именно предприниматели «подвигали» власти к завершению судебной реформы, и именно они настаивали на том, чтобы российский суд стал сильным, эффективным и независимым органом власти.

Но происходит обратное. Российский бизнес, так же как и другие сторонники судебной реформы, воздерживается от публичных заявлений. Возможно, потому, что многие представители деловых кругов боятся прокуратуры и предпочитают оставаться в тени.

Между тем противники реформ, напротив, заняли очень активную позицию. При этом, влияя на граждан своими публичными заявлениями, они косвенно воздействуют и на депутатов. Судя по всему, таким образом прокуратура формирует благоприятное поле для лоббирования своих интересов в Думе.

Сейчас наступил своеобразный момент истины.

В вопросе проведения судебной реформы бизнесу надо, на мой взгляд, объединиться с администрацией президента и другими сторонниками судебных преобразований. Ведь оставаясь на позиции невмешательства, они дают повод задаться вопросом: по какому праву они выступают с инициативами, если сами ничего сделать не могут?

Безусловно, у предпринимателей есть собственные каналы влияния на депутатов. Поэтому они имеют шанс показать, что не только умеют рассказывать президенту о том, «что такое хорошо и что такое плохо», но и имеют возможность реально содействовать его начинаниям.

Записала Анастасия САЛОМЕЕВА