Библиотека управления

Бюрократы против бюрократизма

Ирина СКЛЯРОВА

В ОДНО ОКНО

В Госдуме на стадии рассмотрения находится пакет законов о дебюрократизации. В него входят законы «О государственной регистрации юридических лиц», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля», «О лицензировании отдельных видов деятельности». Предполагается, что принятие этих документов поможет ликвидировать бюрократические препоны для бизнеса.

В основе законопроекта «О государственной регистрации юридических лиц» лежит так называемая «идея одного окна» — то есть создание единого регистрирующего органа. При этом проект закона устанавливает предельный срок для оформления регистрации предприятия — пять дней.

Предусматривается также создание единого государственного федерального реестра предприятий и организаций, что позволит любому гражданину получить свободный доступ к информации о фирме, с которой он вступает в коммерческие взаимоотношения.

Следующий нормативный акт — «О защите прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля» — определяет, что контрольная проверка юридического лица может проводиться не чаще, чем один раз в два года. Срок проверки не может превышать одного месяца. Причем за проведение проверок плату с предпринимателей взимать будет запрещено.

И, наконец, законопроект «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает, что предельный срок рассмотрения заявки на выдачу лицензии не должен превышать 60 дней. Лицензии, согласно этому документу, будут выдавать на 5 лет.

Кроме того, закон предусматривает сокращение числа видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, до 104, и ограничивает возможности лицензионного нормотворчества в регионах, где создано огромное число местных разрешительных органов.

Антибюрократический пакет предусматривает также внесение ряда поправок в Административный и Уголовный кодексы. За неправильно оформленную регистрацию предприятия чиновники могут быть наказаны штрафом в размере от 10 до 20 МРОТ. В Уголовный кодекс вносится также поправка, которая позволит в судебном порядке привлекать к уголовной ответственности бюрократов, отказывающих в регистрации предприятия или незаконно вмешивающихся в деятельность бизнесмена.

Предприниматели же будут нести суровую административную и уголовную ответственность за недостоверность учредительных документов. Например, тех, кто подает в регистрирующий орган заведомо ложные сведения о предприятии, накажут штрафом в 5000 МРОТ. А в случае уклонения от взыскания предпринимателю вообще запретят совершать какие бы то ни было сделки от имени юридического лица в течение пяти лет.

Пакет антибюрократических законов был разработан в Минэкономразвития, где ему предрекают нелегкую судьбу. Как заявлял журналистам глава министерства Герман Греф, лицензирование стало своего рода бизнесом для некоторых министерств, представители которых будут пытаться создать лобби против антибюрократического пакета.

Однако сами предприниматели отнюдь не уверены в том, что бюрократия — главное препятствие для бизнеса. По словам Ивана Грачева, депутата Госдумы и главы движения «Развитие предпринимательства», главным барьером на пути развития бизнеса многие предприниматели сегодня считают не бюрократов, а высокий уровень налогов и незащищенность собственности.

ПРАЧЕЧНАЯ ЗАКРЫВАЕТСЯ

В мае законодатели ратифицировали международную конвенцию «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности». Конвенция была подписана в Гааге в 1999 году, и ее уже ратифицировали 25 государств.

Этот документ предусматривает обязательный контроль за обменом валюты, операциями с недвижимостью, открытием банковских вкладов на предъявителя и в пользу третьих лиц, куплей-продажей, дарением, наследованием драгоценностей, предметов искусства, антиквариата, получением страховых компенсаций.

Контроль будет осуществляться за сделками на сумму более 400 тыс. рублей. А для операций с недвижимостью «норма подконтрольности» составляет 2 млн. рублей.

Приобретенное на нелегальные средства имущество подлежит конфискации.

Конвенция — рамочный документ, означающий согласие подписавшей его страны привести свое законодательство в области борьбы с отмыванием доходов в соответствие с международными нормами. В противном случае ей грозят санкции со стороны международного сообщества.

Как считают эксперты, ратификация конвенции может выразиться в том, что другие подписавшие ее страны станут предвзято относиться к российским участникам внешнеэкономической деятельности — например, скрупулезно проверять все проводимые ими операции или же приостанавливать российским банкам открытие корреспондентских счетов. Потому что специальное законодательство о борьбе с отмыванием пока не принято.

Чтобы воспрепятствовать такому развитию событий, сразу вслед за ратификацией конвенции должен быть принят Закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Именно из-за отсутствия этого документа Россия пока остается в «черном списке» стран, не противодействующих отмыванию «грязных» денег.

Проект закона уже существует. Он предполагает создание специального уполномоченного органа, который займется негласным отслеживанием и анализом подозрительных финансовых операций, — одного из управлений ФСНП. А по согласованию с Центробанком он сможет запрашивать дополнительную информацию даже о таких сделках, которые не входят в перечень операций, подлежащих обязательному контролю. При этом организации, проводящие финансовые операции, обязаны будут выдавать такую информацию уполномоченному органу.

Суть этого порядка в том, чтобы исключить возможность легализации «теневых» доходов посредством дробления одной подлежащей контролю операции на несколько неподконтрольных.

Новый закон призван разрешить одну из коллизий, которая возникла после ратификации конвенции. Ратификация эта расширит поле деятельности для налоговых органов, поскольку предполагает, что если доходы легализуются, значит, в процессе их получения не были уплачены налоги, что предусматривает уголовное наказание. Однако, оперируя категорией «преступление», нельзя забывать о понятии «презумпция невиновности»: любые доходы (даже сомнительные с точки зрения их источника) могут рассматриваться как «полученные преступным путем» только лишь по приговору суда.

По словам разработчиков законопроекта, механизм международного сотрудничества в сфере противодействия отмыванию преступных капиталов в идеале должен выглядеть следующим образом. Российское правосудие принимает решение о незаконном происхождении капитала. Этот вердикт направляется в страну, где предположительно сокрыты преступные доходы. В соответствии с законодательством этого государства на средства налагается предварительный арест, а после проведения дополнительных судебных процедур они передаются России.

Итак, отныне капиталы сомнительного происхождения невозможно будет спрятать в швейцарских банках, несмотря на банковскую тайну. В то же время «грязные» деньги можно будет беспрепятственно разместить в США, так как эта страна не входит в Европейскую конвенцию, а к Палермской конвенции Россия пока не принадлежит.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАТРИОТИЗМ

Госдума приняла законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон «О средствах массовой информации», ограничивающий участие иностранных капиталов в отечественных СМИ. Теперь иностранцам и лицам с двойным гражданством будет запрещено владеть контрольными пакетами (49,9%) акций игроков российского информационного рынка.

Запрещена станет также продажа акций средства массовой информации, если в результате сделки доля иностранных инвесторов достигает 50%. Как отметил на пленарном заседании один из разработчиков законопроекта депутат Павел Коваленко, «чтобы заниматься бизнесом, вполне достаточно 49,9% акций, а если иностранцы пришли, чтобы проводить свою политику, им нужно помешать».

Обсуждаемый закон, как ожидается, будет окончательно принят и вступит в силу уже к июлю. Вопрос только в том, зачем он вообще нужен.

Документ имеет ярко выраженный политический характер: в России 12 тысяч средств массовой информации, но иностранный капитал участвует лишь в 66 печатных и 38 электронных СМИ. Закон, призванный минимизировать возможность иностранного политического или лоббистского давления, приведет к печальному итогу — масштабному сокращению и без того небольших иностранных инвестиций в этот сектор.

Кроме того, и с юридической точки зрения законопроект небезупречен. В частности одна из его норм придает обратную силу предыдущим правовым актам: она требует привести в соответствие с положениями закона учредительные документы уже созданных СМИ. Иными словами, иностранцы должны продать свои «лишние» активы. На это им отводится год, однако за этот срок, считают эксперты, можно без проблем осуществить перепродажу акций подставному лицу.