Организация налогового планирования на предприятии
2.6. ОАО “Капролактам”
ОАО “Капролактам” — крупнейшее предприятие Дзержинского промышленного района, химического центра России. Общество расположено в Нижегородской области. Год основания — 1939. Количество работающих на предприятии — 7 428 человек. Объем реализованной в 2000 г. продукции — 1 740 млн. руб. Общая сумма уплаченных в бюджет и внебюджетные фонды обязательных платежей составила 521,84 млн. руб. Уставный капитал — 510,99 млн. руб. ОАО “Капролактам” является соучредителем совместного предприятия — ЗАО “Нефтехим” с ОАО “НОРСИ” и ряда акционерных Российских предприятий и банков. В состав ОАО “Капролактам”, наряду с производственными подразделениями, входит крупный научно-технический центр с численностью около 300 человек, включающий научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую части.
В состав ОАО “Капролактам” входит 2 технологических завода, ремонтный и энерго-заводы, более 70 цехов. ОАО “Капролактам” является крупнейшим среди химической группы предприятий г. Дзержинска, объединенным единой технологической схемой с другими предприятиями Дзержинского промышленного района производственными связями кооперации как поставщик, и как потребитель химической продукции.
Основной производственный профиль предприятия:
- хлорорганические производства на базе привозной соли и этилена: производство хлора и каустической соды; производство продуктов хлорорганического синтеза: дихлорэтана, винилхлорида, поливинилхлорида, трихлорэтилена, хлорэтила, этиленхлоргидрина, монохлорамина; производства, связанные с переработкой поливинилхлорида (кабельные пластикаты, пленки, профили, линолеум и пр.);
- производство продуктов органического синтеза: синтанолы, оксиэтилированные продукты, полиэтиленгликоли и др.;
- производство товаров народного потребления;
- производство малотоннажных химических продуктов.
В 2001 г. на предприятии планируется глубокая модернизация и реконструкция производства, которая стала возможна благодаря приходу нового стратегического инвестора в лице ОАО “СИБУР-Нефтехим”, представляющего интересы АК “СИБУР” — дочернего предприятия РАО “Газпром”. Целью реконструкции является увеличение мощностей завода “Капролактам” по производству винилхлорида до 135 тысяч тонн в год, по выработке из него ПВХ — до 120 тысяч тонн в год, по переработке ПВХ — с 42 тысяч тонн до 80 тысяч тонн в год. После завершения создания новых мощностей действующее производство ПВХ, морально устаревшее и энергоемкое, будет закрыто или перепрофилировано. В рамках программы технического перевооружения на “Капролактаме” предполагается перевести производство коагулянта на использование более дешевого минерального сырья вместо алюминиевой крупки, рассмотреть вопрос об использовании цеха сульфоэтаксилатов для выпуска тиоколов.
Организационная структура налогового планирования на ОАО “Капролактам” представлена на рис. 9.
Организационная структура налогового планирования на ОАО “Капролактам” строится исходя из функционального состава планирования налоговых платежей: собственно планирования (на рисунке — область А), реализации плана (область Б) и контроля за реализацией плана (область В), а также в соответствии с выбранным на предприятии линейно-функциональным принципом построения управленческих взаимосвязей.
Планирование налоговых отчислений производится в рамках разработки годовой производственной программы, которая формируется ПЭО совместно в области прогнозирования налоговых выплат с финансовым отделом и отделом по контролю за уплатой налогов (управленческая связь 1). При этом с отделом по контролю за уплатой налогов согласовывается график уплаты текущих налогов, а также погашение реструктурированной задолженности; финансовый отдел предоставляет информацию касательно прогнозов наличия финансовых ресурсов на дату запланированной уплаты налоговых платежей. Сверстанный план производства передается в порядке согласования директору по экономике (2), который критически анализирует его совместно, в части исчисления налоговых платежей, с главным бухгалтером и финансовым директором (3), вносит коррективы и утверждает у генерального директора (внешнего управляющего) (4). Утвержденная производственная программа передается на исполнение (5).
Рис. 9. Организационная структура налогового планирования на ОАО “Капролактам”
Следующий этап — реализация запланированных показателей. Отдел налогообложения и сводной отчетности исчисляет и закрепляет в бухгалтерском учете налоговые платежи, формирует бухгалтерскую отчетность, заполняет налоговые декларации, которые передаются на оценку в отдел контроля за уплатой налогов (6). Отдел контроля за уплатой налогов в необходимых случаях согласовывает данные отдела налогообложения и сводной отчетности с данными налогового органа либо получает консультации в последнем относительно возникших вопросов при анализе деклараций (7). Кроме того, изучается возможность уплаты исчисленных платежей финансовой службой (7), учитывая дефицит ликвидности, испытываемый предприятием. В дальнейшем бухгалтерская и налоговая отчетность утверждается у заместителя главного бухгалтера по налогам (8), подписывается главным бухгалтером и направляется отделом налогообложения и сводной отчетности в ГНС по г. Дзержинску (10). Финансовая служба производит уплату налогов (11) по распоряжению заместителя главного бухгалтера по налогам (9), согласованному с финансовым директором.
Контроль за правильностью исчисления налогооблагаемой базы осуществляется отделом по контролю за уплатой налогов в процессе непосредственной реализации налогового плана. Контроль за эффективностью реализации запланированных действий производится на основании данных, предоставленных заместителем главного бухгалтера и финансовым отделом независимо друг от друга (12), совместными усилиями директора по экономике, главного бухгалтера и финансового директора (13).
Таким образом, в процедуре налогового планирования на ОАО “Капролактам” задействованы два отдела главной бухгалтерии, непосредственно ответственные за налоговую политику предприятия: отдел по контролю за уплатой налогов и отдел налогообложения и сводной отчетности.
Состав отдела по контролю за уплатой налогов насчитывает 5 человек. Функции отдела:
- разработка плана налоговых отчислений в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством, а также на основе информации о производственных возможностях, предоставляемых ПЭО, наличии денежных ресурсов (финансовый план) и данных налогового и бухгалтерского учета;
- контроль за правильностью ведения налогового учета и заполнения налоговых деклараций, справок и другой обязательной документации, представляемой в налоговые органы;
- реструктуризация налоговой задолженности предприятия;
- разработка финансовых схем по оптимизации налоговых платежей предприятия;
- контроль за своевременностью уплаты налоговых платежей финансовой службой;
- анализ действующего налогового законодательства, рекомендации по результатам проведенного анализа всем заинтересованным лицам;
- взаимоотношения с налоговыми органами всех уровней, органами налоговой полиции, таможни при проведении последними выездных и камеральных налоговых проверок, расследовании уголовных дел, возбужденных в связи с неуплатой налоговых платежей, а также при разрешении спорных и требующих неоднозначного разрешения вопросов налогообложения;
- регулярное предоставление руководству предприятия сведений о задолженности в бюджет и внебюджетные фонды по налоговым платежам.
Все специалисты отдела имеют высшее образование, постоянно повышают свою квалификацию, посещая тематические семинары, проводимые сторонними организациями, изучая периодическую и научно-практическую литературу.
Отделу налогообложения и сводной отчетности вменены следующие обязанности:
- отражение на счетах бухгалтерского учета предприятия операций по налогообложению, а именно ведение сч. 19 (“Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”), сч. 68 (“Расчеты по налогам и сборам”), сч. 69 (“Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”), сч. 67 (Плана счетов от 01.11.91 г.) (“Расчеты по внебюджетным платежам”), иных счетов, участвующих в формировании сводной отчетности (например, сч. 90, 91 и др.);
- расчет в соответствии с данными бухгалтерского учета налоговых платежей, причитающихся к уплате в бюджет в отчетном периоде;
- подготовка и предоставление в налоговые органы и органы статистики налоговой и бухгалтерской отчетности.
Отдел состоит из начальника, двух заместителей начальника, соответственно возглавляющих бюро составления отчетности и бюро учета. В бюро составления отчетности, помимо начальника бюро (заместителя начальника отдела), — 2 экономиста, один из которых имеет высшее образование, другой — среднее специальное. В бюро учета — 5 бухгалтеров, имеющих среднее специальное бухгалтерское образование. Руководящий состав отдела имеет высшее образование.
Специалисты отдела налогообложения и сводной отчетности ежегодно посещают тренинги и семинары, проводимые под методическим руководством сотрудников отдела по контролю за уплатой налогов с привлечением специалистов финансового, юридического, планово-экономического отделов, заместителя главного бухгалтера и, иногда, сторонних консультантов, в качестве которых выступают эксперты аудиторской фирмы ООО “Аудит-Партнер” — официального аудитора ОАО “Капролактам”.
Кроме того, ООО “Аудит-Партнер” по мере возникновения проблемных ситуаций консультирует предприятие по сложным вопросам налогообложения.
Среди инструментов налогового планирования, применяемых на предприятии, можно выделить: периодические издания: “Учет. Налоги. Право”, “Главбух”, “Налоговый вестник”, “Налоговый адвокат” и правовую информационную базу “Консультант+”.
При планировании налоговых платежей на ОАО “Капролактам” применяют следующие мероприятия по оптимизации налогового портфеля:
- метод отсрочки налогового платежа;
- метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту — в настоящее время наиболее значимые активы предприятия переводятся в бридж-структуру с целью создания нового, не отягощенного прежними долгами, в том числе и перед бюджетом, предприятия;
- метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей;
- метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков;
- метод расчетов с бюджетом поставкой продукции по завышенным ценам.
3. МЕТОДОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Организация налогового планирования должна строится исходя из методических рекомендаций, разработанных для организации системы экономического планирования на промышленном предприятии, учитывая квинтэссенцию налоговых платежей, их значимость в жизни социума.
Постановка системы налогового планирования, как правило, начинается с определения стратегических целей и задач предприятия на современном этапе развития экономики. А уже затем, исходя из идеологии развития, формируется организационная структура налогового менеджмента, подбираются необходимые кадры, разрабатывается аппарат исследования, выделяются финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для достижения стратегических целей налогового планирования.
Система целей в сфере налогового администрирования является неотъемлемой частью общего дерева стратегических целей, составляет его как целостный взаимосвязанный и взаимообусловливающий конгломерат.
Начальной, основополагающей целью налоговой ветви дерева стратегических целей организации должна стать идея, конкретизирующая миссию фирмы, о неотвратимости, а главное, о целесообразности для данного хозяйствующего субъекта уплаты налоговых платежей. Ибо, что бы ни говорили о налоговых отчислениях, как о “неизбежном зле”, налоги — есть один из наиважнейших инструментов поддержания стабильности в обществе, его социального благополучия. Любая социальная организация, в том числе и промышленное предприятие, являясь звеном целостной экономической системы, не может игнорировать влияние внешней среды на свою деятельность. Не могут хозяйствующие субъекты работать в вакууме, отстраниться от решения социальных, экономических, культурных и иных общественных недостатков. Рано или поздно негативные явления внешней среды найдут свое отражение в деятельности этой организации. Поэтому эта социальная общность, созданная для достижения экономических целей, обязана делиться с обществом частью своей прибавочной стоимости, дабы поддержать порядок и стабильность в той социальной среде, с которой эта общность взаимодействует. Другой вопрос: какую долю участие предприятия в обеспечении общества финансовыми ресурсами посредством налоговых отчислений должно занимать в добавленной стоимости, произведенной предприятием, чтобы иные участники производственного процесса (работники, менеджмент, собственники) получили удовлетворение соразмерное их участию в процессе воспроизводства общественно-полезного продукта?
Собственники каждого конкретного промышленного предприятия должны самостоятельно ответить на этот вопрос и определить тот уровень налоговых изъятий с произведенной имущественным комплексом, находящимся в их пользовании, владении и распоряжении, добавленной стоимости, который, по их мнению, позволит, с одной стороны, успешно развиваться хозяйствующему субъекту в современных динамично изменяющихся условиях, а с другой стороны — будет учитывать уровень общественных интересов, способствовать достижению социального прогресса.
Индикатором уровня налоговых платежей служит показатель доли налоговых отчислений в добавленной стоимости, произведенной предприятием, рассчитываемый ежеквартально, исходя из следующих условий: добавленная стоимость находится сложением сумм амортизационных отчислений на восстановление основных средств, заработной платы работников, процентных платежей по займам и кредитам, налоговых отчислений и приравненных к ним платежей, прибыли; к налоговым отчислениям относятся все платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды, соответствующие положению ст. 17 НК РФ.
Отношение доли налоговых отчислений к общей сумме добавленной стоимости должно стать основным показателем эффективности функционирования системы налогового менеджмента предприятия, в том числе и налогового планирования, ибо данный показатель, по сравнению с предлагающимися в литературных источниках иными показателями, наиболее полно учитывает экономическую сущность конструкции налоговых платежей, позволяет принимать управленческие решения независимо от изменений, происходящих во внешней или внутренней среде.
Помимо задания целевого параметра в виде желаемой доли налоговых отчислений в добавленной стоимости, произведенной предприятием, собственники и руководство компании могут определить посредством управления структурой налогов основных реципиентов платежей и те социальные программы, которые, по их мнению, в наибольшей степени способствуют процветанию общества. Так, менеджмент предприятия может поддержать пенсионную реформу, проводимую сейчас в РФ, увеличив отчисления по социальному налогу, уменьшив при этом налоговую базу по налогу на прибыль, поступления от которых идут на финансирование иных статей бюджета, в том числе на содержание бюрократического аппарата государства, которое руководство предприятия, возможно, не собирается оплачивать.
В данном случае, важная роль отводится коэффициенту соотношения конкретных видов налоговых платежей в общей сумме налоговых отчислений, планирование которого приобретает большое значение в налоговом менеджменте.
Конечной, завершающей целью системы стратегических установок налогового планирования должно стать своевременное, полное, оптимизированное с учетом положений действующего налогового законодательства и заданных стратегических параметров формирование сетевого графика денежных потоков налоговых отчислений, являющихся, в свою очередь, статьями расходной части бюджета предприятия, разрабатываемого в процессе бюджетирования. Иными словами, необходима координация стратегических и операционных схем налогового планирования с последующей имплантацией итоговых данных процесса планирования налоговых платежей в показатели бюджетного процесса. Кроме того, результаты и аппарат налогового планирования могут использоваться в целях финансового и оперативного анализа. Дело в том, что налоговые отчисления, исходя из их экономического существа, представляют собой затраты предприятия (большинство налогов при этом участвуют в формировании себестоимости продукции). Поэтому, помимо организации управления целостными налоговыми потоками предприятия, уменьшения посредством снижения налоговой базы по конкретным налогам абсолютного показателя в виде денежных выплат налоговых изъятий, достижения приемлемого уровня показателя доли налоговых отчислений в добавленной стоимости, большое значение приобретает анализ налоговых затрат предприятия с точки зрения коррекции структуры издержек производства в целях достижения задач финансового менеджмента. На первый план здесь выходит операционный анализ.
Операционный анализ — это анализ соотношения и взаимного влияния цен на товары, объемов реализации, затрат и прибыли, получаемой предприятием. Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование. Операционный анализ часто трактуется в более узком смысле как анализ точки безубыточности. Точкой безубыточности называется величина объема продаж, при которой затраты равны выручке от реализации и нет ни прибыли, ни убытков.
Ключевым в этом анализе является деление затрат на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объема реализации, но при этом прямо пропорциональны времени и требуют своего покрытия независимо от объема реализации. Переменные затраты пропорциональны объему реализации.
Налоги также могут быть дифференцированы на постоянные и переменные налоговые затраты. К постоянным затратам можно отнести:
- сбор за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация”;
- платежи за пользование недрами и сбор за участие в конкурсе на право использования недр;
- единый социальный налог в части повременной оплаты труда;
- платежи за пользование объектами животного мира;
- налог с владельцев транспортных средств;
- единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- лицензионные сборы;
- налог на имущество предприятий;
- плата за землю;
- сбор на содержание милиции, благоустройства территорий, нужды образования в части повременной оплаты труда.
К переменным налоговым издержкам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- таможенные пошлины; налог на прибыль;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- единый социальный налог с работников, имеющих иную, по сравнению с повременной, форму оплаты труда;
- налог на пользователей автомобильных дорог;
- плата за пользование водными объектами;
- налог с продаж;
- сбор на содержание милиции, благоустройства территорий, нужды образования с работников, имеющих иную, по сравнению с повременной, форму оплаты труда.
Некоторые налоговые отчисления могут носить и признаки постоянных издержек, и признаки корреляции с изменением объема реализованной продукции в зависимости от конкретного вида производства, рыночной ситуации, существа хозяйственной сделки и т.д. Такие издержки в финансовом менеджменте принято называть смешанными издержками. К смешанным налоговым издержкам принадлежат: налог на операции с ценными бумагами; государственная пошлина; плата за загрязнение окружающей природной среды; налог на приобретение автотранспортных средств; налог на рекламу.
Дифференциация налоговых отчислений, представляющих собой смешанные издержки, на постоянные и переменные налоговые затраты может производиться методом максимальной и минимальной точки, статистическим методом и методом наименьших квадратов. Разработкой аппарата указанных методов занимается наука финансового менеджмента.
Снижение финансовыми менеджерами постоянных затрат (накладных расходов) на определенную величину приводит к сдвигу влево точки безубыточности, увеличению прибыли и снижению величины операционного рычага. Поэтому можно сказать, что снижение постоянных затрат является ключевой проблемой управления затратами. Снижение переменных затрат на ту же величину приводит к меньшим изменениям в точке безубыточности. Это обстоятельство необходимо помнить при планировании мероприятий по оптимизации налогового портфеля предприятия. Первоначально должны быть затрачены ресурсы, организована работа по минимизации постоянных налоговых платежей, ибо последние оказывают наиболее существенное влияние на параметры прибыли.
С точки зрения финансового анализа, огромное значение приобретает показатель минимального уровня денежных активов, обеспечивающего текущую налоговую платежеспособность предприятия. Особенно полезен этот показатель будет при использовании системы экспресс-диагностики банкротства предприятия. Экспресс-диагностика банкротства характеризует систему регулярной оценки кризисных параметров финансового развития предприятия, осуществляемой на базе данных его финансового учета по стандартным алгоритмам анализа. Основной целью экспресс-диагностики банкротства является раннее обнаружение признаков кризисного развития предприятия и предварительная оценка масштабов кризисного его состояния. Поэтому, учитывая, что, в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального Закона РФ “О несостоятельности (банкротстве)”, налоговые органы имеют право обращаться с ходатайством в арбитражный суд о признании предприятия банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате налоговых платежей, применение показателя минимального уровня денежных активов, обеспечивающего текущую налоговую платежеспособность предприятия, приобретает особую важность.
Адекватность отнесения запланированных налоговых данных в бюджет достигается не только при помощи использования научно обоснованного и практически апробированного аппарата финансового менеджмента, но и при наличии рационально структурированной циркуляции информационных потоков между участниками процесса бюджетирования и налоговыми плановиками. При построении организационной структуры налогового планирования необходимо исходить из двойственной ипостаси этого процесса. С одной стороны, планирование налоговых платежей является составляющей деятельности по финансовому планированию, а значит должно проходить в рамках последней, внутри той организационной структуры, участники которой разрабатывают финансовые планы. С другой стороны, налоговое планирование призвано не только упорядочить выплату налогов в соответствии с задачами финансового менеджмента, но и оптимизировать их, исходя из предоставленных налоговым законодательством вариативных допущений. В данном случае, помимо применения организационного механизма финансового планирования, необходимо использование прямой помощи юридических, коммерческих, экономических, ревизионных служб предприятия, которые лишь опосредованно участвуют в процессе финансового планирования. Таким образом, организационная структура налогового планирования должна строится, базируясь на двух принципах: являться неотъемлемой составляющей организационной структуры бюджетного процесса в рамках финансового планирования и использовать навыки, потенциал иных служб предприятия при планировании мероприятий по оптимизации налогового портфеля. Подобным требованиям отвечает проектная организационная структура (рис. 10).
Проектная организационная структура — это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников предприятия для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества.
Необходимость реорганизации традиционных организационных структур связана с быстрым изменением внешней среды и усложнением задач и проектов предприятия. При этом может складываться ситуация, когда нарушается четкость формулировок целей и задач подразделений; появляется дублирование функций в системе управления; возникают также ситуации, нерегламентированные инструкциями и требующие творческого подхода. Выходом из создавшейся ситуации может стать внедрение на предприятии адаптивных организационных структур, предназначенных для того, чтобы компания имела возможность быстро реагировать на изменения внешней среды. В проектной организационной структуре члены проектной группы (специалисты, собранные для реализации конкретного проекта) подчиняются и руководителю проекта, и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает широкими полномочиями. Они могут варьироваться в зависимости от объема делегируемых руководителю проекта прав от почти всеобъемлющей линейной власти над всеми деталями проекта до чисто штабных полномочий. Руководитель проекта несет ответственность за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту. В его распоряжение передаются материальные и финансовые ресурсы по данному проекту. Руководитель проекта отвечает за планирование проекта, составление графика работ, проверяет ход его выполнения. Применение данной концепции при построении организационной структуры предприятия позволяет максимально использовать дефицитные финансовые и людские ресурсы.
Рис. 10. Гипотетическая проектная организационная структура налогового планирования
Проектная структура организации налогового планирования позволяет в наиболее полной мере использовать потенциал самых квалифицированных специалистов в своей области деятельности при планировании, реализации и контроле мероприятий по налоговой оптимизации, не выходя вместе с тем за рамки процесса бюджетирования, функционирующего на основе линейно-функционального принципа организации управленческих взаимосвязей. Формирование команды, призванной осуществлять оптимизацию налоговых потоков предприятия, из сотрудников различных служб предприятия, которые одновременно с участием в проекте выполняют свои основные обязанности, помимо всего прочего позволяет устранить негативные моменты, связанные с отсутствием базы информационного обеспечения принимаемых в области налогового планирования управленческих решений, ликвидировать разрывы информационного поля, прослеживающиеся в практической деятельности, установить обратную связь между структурными подразделениями предприятия. Кроме того, проектная структура разрешает безболезненно для симметрии управленческих отношений вводить в состав группы по оптимизации налогового портфеля сторонних консультантов и ревизионную службу предприятия.
В процессе налогового планирования предлагается создание трех независимых налоговых групп, призванных выполнять три основных функции планирования: составление плана, реализация плана и контроль за реализацией плана.
Первая налоговая группа создается по поводу составления плана оптимизационных мероприятий. Группа состоит, во-первых, из специалистов, занятых формированием финансовой (бюджетной) части производственной программы, — экономистов ПЭО, бухгалтеров, финансистов, сотрудников налогового отдела, если такая служба существует, и, во-вторых, из юристов и сторонних консультантов. Привлечение сотрудников финансового блока способствует принятию такого плана мероприятий, оптимизирующих налоговые выплаты, который бы в полной мере соотносился с интересами бюджетного процесса, строился на одних принципиальных положениях с последним; использование навыков юристов и мнения высококвалифицированных сторонних консультантов позволит построить систему мероприятий по оптимизации налогообложения с учетом требований действующего законодательства (юридически чисто и обоснованно) и имеющейся практики применения методов минимизации налогообложения. Руководство группой осуществляет сотрудник планово-экономического отдела (выделенная стрелка на рис. 12), ибо именно ПЭО разрабатывает производственную программу и функционально отвечает за ее правильность и адекватность, а значит, специалист этого подразделения наиболее эффективно сможет координировать работу группы. Результирующие данные выработанного плана мероприятий по оптимизации налогового портфеля накладываются на график налоговых выплат, разрабатываемый ПЭО совместно с бухгалтерией или отделом налогов при его существовании, который, в свою очередь, заносится в бюджет предприятия.
В целях реализации плана мероприятий по оптимизации налогового портфеля собирается вторая группа специалистов, состоящая из сотрудников юридического отдела, бухгалтерской службы, коммерческого блока и отдела налогов. Привлечение сотрудников коммерческого блока (отделов снабжения, продаж, маркетинга, внешнеэкономических связей) вызвано прежде всего тем, что данные специалисты непосредственно участвуют в хозяйственно-договорных отношениях, и следовательно, должны учитывать налоговую специфику в контактах с контрагентами предприятия. Кроме того, здесь необходимо отметить, нежелательность участия в реализации оптимизационных мероприятий третьих лиц, в том числе и тех, которые составляли план этих мероприятий, ибо практическое применение способов оптимизации налогового портфеля подчас, вольно или невольно, выходит за рамки дозволенности действующим законодательством, и значит требует соблюдения определенного уровня конфиденциальности.
Координационное руководство группой реализации мероприятий по оптимизации налогового портфеля осуществляет начальник отдела налогов, либо, при отсутствии в структуре предприятия такой организационной единицы, заместитель главного бухгалтера по налогам. Принимаются решения о практической реализации запланированных оптимизационных мероприятий в связи с наличием вероятности наложения ответственности на руководство предприятия директором по экономике и финансам.
Контроль и оценка эффективности мероприятий по оптимизации налогового портфеля осуществляется службой внутреннего аудита и планово-экономическим отделом совместно с ревизором Общества и сторонним консультантом (Аудитором). Цель группы: обнаружить и обосновать причины расхождений в запланированных и фактических данных, основания невыполнения запланированных оптимизационных мероприятий. Планово-экономическая служба предоставляет данные о фактическом исполнении бюджета, внутренние аудиторы и ревизор оценивают адекватность действующему законодательству и соответствие плановым параметрам мероприятий по оптимизации налогового портфеля. Имеющиеся расхождения докладываются руководству. Консультанты анализируют результаты применения оптимизационных мероприятий и дают заключения об исправлении допущенных просчетов. Руководит группой старший аудитор отдела внутреннего аудита. Выработанные группой рекомендации применяются при дальнейшем планировании мероприятий по оптимизации налогового планирования.
Эффективность контроля и оценки мероприятий по оптимизации налогового портфеля, равно как и результатов реализации запланированных действий, зависит от наличия на предприятии рационально организованного документооборота налогового планирования.
Все действия, предпринимаемые в процессе налогового планирования, требуют документального закрепления, ибо, во-первых, четко оформленный документооборот налогового планирования позволяет осуществлять объективный контроль со стороны руководства предприятия за действиями групп налогового планирования; во-вторых, учитывая весьма большую вероятность судебных разбирательств по результатам применения оптимизационных мероприятий, наличие литерально оформленных отношений по поводу оптимизации налогового портфеля позволяет аргументированно отстаивать свою точку зрения в арбитражных судах; и, в-третьих, документооборот — важная составляющая управления, обеспечивающая стабильность хозяйственно-производственных связей.
Документооборот налогового планирования является неотъемлемой частью централизованного документооборота предприятия. Вся документация налогового планирования должна регистрироваться ответственным секретарем групп налогового планирования либо в секретариате, либо в канцелярии предприятия; а также визироваться сотрудником, осуществляющим руководство налоговой группой (иными работниками руководящего звена). Основные документальные источники, использованные в процессе налогового планирования, сдаются в архив предприятия, где хранятся по функциональным группам налогового планирования согласно действующему налоговому законодательству (от 3-х до 5-ти лет).
Таблица 3
ДОКУМЕНТАЦИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ
Подразделение исходящего документа |
Подразделение входящего документа |
Наименование документа |
Общая характеристика документа |
Директор по экономике и финансам |
Канцелярия и все отделы группы планирования |
Распоряжение о создании группы планирования |
Учредительный документ группы планирования мероприятий по оптимизации налогового планирования |
ПЭО |
Налоговая группа планирования |
Бюджет без учета налогов |
Сверстанный бюджет реализации без учета налоговой составляющей его расходной части |
Бухгалтерия |
Налоговая группа планирования |
Календарь налогоплательщика |
График выплаты по каждому налогу в соответствии с требованиями законодательства |
Налоговая группа в лице бухгалтера- налоговика (специалиста отдела налогов) |
Органы МНС |
Заявление-запрос |
Запрос относительно разрешения вопросов налогообложения, возникающих в практической деятельности и имеющих противоречивые толкования |
Сторонний консультант |
Налоговая группа планирования |
Аналитическая записка |
Обзор практики применения мероприятий по налоговой оптимизации на аналогичных производствах |
Налоговая группа планирования |
Налоговая группа планирования |
Докладные и аналитические записки, справки |
Все вопросы, возникающие в процессе работы над составлением плана и требующие разрешения совместными усилиями нескольких подразделений должны оформляться письменно |
Налоговая группа планирования |
Директор по экономике и финансам |
План мероприятий по оптимизации |
План мероприятий с расчетом экономической эффективности, требуемые ресурсы для его осуществления |
Директор по экономике и финансам |
ПЭО, налоговая группа реализации мероприятий |
План мероприятий по оптимизации |
Скорректированный и утвержденный директором по экономике и финансам для исполнения план мероприятий |
ПЭО |
Директор по экономике и финансам |
Бюджет с оптимизированными налогами |
Документ, уже с общехозяйственными параметрами, передается на повторное согласование и окончательное утверждение |
Директор по экономике и финансам |
Финансовый отдел, бухгалтерия, налоговый отдел |
Утвержденный руководством бюджет |
Передается бюджет в части исчисления и уплаты налоговых платежей на исполнение |
Директор по экономике и финансам |
Канцелярия и все отделы группы реализации |
Распоряжение о создании группы реализации |
Учредительный документ группы реализации мероприятий по оптимизации налогового планирования |
Коммерческий блок |
Налоговая группа, юрид. отдел |
Аналитическая записка |
Перечень контрагентов и схемы хозяйственных операций, планируемых в отчетном периоде |
Юридический отдел |
Налоговая группа реализации |
Хозяйственные контракты |
Контракты, составленные с учетом требований гражданского законодательства и планируемых схем взаимодействия с контрагентами |
Налоговая группа |
Коммерческий блок |
Хозяйственные контракты |
Схема юридического оформления предполагаемых хозяйственных отношений в соответствии с принципами оптимизации налогового портфеля |
Налоговая группа |
Директор по экономике и финансам |
Аналитические записки, справки |
Согласование и утверждение способов налоговой оптимизации, разработки схем минимизации налоговых отчислений, других вопросов налогового планирования |
Налоговая группа |
Финансовый отдел, бухгалтерия |
Справка |
О применении льгот по уплате налогов, минимизации налоговых отчислений |
ПЭО, финансовый отдел |
Директор по экономике и финансам |
Отчет о выполнении бюджета |
Анализ исполнения бюджета, причины отклонения запланированных показателей от фактически исполненных |
Ревизор Общества, внутренний аудитор |
Директор по экономике и финансам |
Заключение |
Оценка адекватности действующему законодательству и соответствия плановым параметрам мероприятий по оптимизации налогового портфеля |
Сторонний консультант |
Директор по экономике и финансам |
Заключение |
Рекомендации по поводу исправления допущенных просчетов при реализации мероприятий по оптимизации; анализ последствий |