Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/management/strategy/plan/Strategic_auditing.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Стратегический аудит в малом предпринимательстве: суть, содержание, методология

Филобокова Людмила Юрьевна доктор экономических наук, профессор МГТУ им. Баумана, аудитор ООО «Аудит Картель»
Электронный научно-практический журнал «Учет и контроль» №1-2 за 2016 год

Стратегический аудит — относительно новая категория, область научных знаний, императивно предопределенная потребностями современного этапа развития мировой и национальной экономики. Ее сущность, содержание, методологию, методические подходы, с учетом особенностей состояния, эволюции систем, выступающих объектом аудиторских экспертиз, с учетом задаваемых ими целевых установок стратегии развития — все это еще необходимо осмыслить.

Применение стратегического аудита в отечественной хозяйственной практике пока ограничено, особенно это связано с предпринимательством в малых организационно-экономических формах хозяйствования. Вместе с тем на малое предпринимательство возложены задачи по формированию конкурентной среды в национальной экономике на основе роста его конкурентоспособности и обеспечения инновационного характера развития. В таких условиях стратегический аудит должен стать инструментарно-методическим аппаратом, способствующим разработке и эффективной реализации стратегии развития субъектов малого предпринимательства. Практическому использованию данного инструментария в управлении малым предпринимательством должно предшествовать понимание сущности, методологии (концептуальное обоснование) и содержания, основанных на общенаучных и профессиональных (специальных) подходах.

Сущность стратегического аудита

Исследование многообразия теоретико-методологических подходов и научных позиций показало отсутствие в научном сообществе единого понимания содержания и функциональной роли стратегического аудита. Но, как выявил анализ имеющих место позиций, в понимании сущности и трактовок стратегического аудита существует два основных подхода.

Первый интерпретирует стратегический аудит в качестве самостоятельной отрасли аудиторской деятельности (услуг), обеспечивающей всестороннюю оценку влияния внешних и внутренних факторов.

Второй определяет стратегический аудит в качестве одного из элементов управленческого аудита, направленного на изучение перспектив и эффективности развития.

Автору наиболее близок первый подход к пониманию стратегического аудита, хотя он и не является исчерпывающим и полностью раскрывает сущность исследуемой категории. Основоположник стратегического менеджмента И. Ансофф под стратегическим аудитом понимает степень согласованности политики со стратегическими ресурсами, стратегическим внешним климатом и позициями предприятия [1]. Ф. Котлер — инструментарий сбора важной информации, используемой при разработке конкретных целей и стратегии бизнеса [2]. И.В. Алексеева предлагает рассматривать под стратегическим аудитом оценку степени адекватности стратегии, разработка и реализация которой осуществляется на основе данных, сформированных в рамках учетно-аналитической системы коммерческой организации с учетом условий макро- и микросреды и ресурсного обеспечения [3]. И.Н. Богатая рассматривает стратегический аудит как оценку стратегических условий функционирования коммерческой организации, ее бизнес-идей и их реализацию с использованием стратегического анализа [4].

Разделяя данные позиции, автор полагает, что на концептуальном уровне стратегический аудит следует рассматривать как значимое связующее звено между стратегическим управлением и процессом контроля, главной установкой которого является формирование информационного массива, необходимого для обоснования управленческих решений, а в отдельных случаях — выработка таких решений на условиях альтернативных вариантов.

Для современной науки характерен переход от предметной ориентации к проблемной, когда новое научное направление «вырастает» в связи с появлением крупной теоретической или практической проблемы (а не из специфики предмета). Автор полагает, что аудиторская деятельность (услуги) имеет многопредметное поле — общественные отношения, связанные с осуществлением независимого финансового контроля (собственно аудит), оказанием прочих и способствующих аудиту услуг. Они сопряжены с решением проблем, связанных с управлением социо-эколого-экономическими системами (на макро-, мезо- и микроуровне) посредством использования специфического продукта — аудиторской информации.

Процесс формирования информации в системе стратегического аудита в обобщенном виде представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Система стратегического аудита коммерческих организаций
Источник: разработано автором

С принятием закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 целевые установки аудита сместились в сторону удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности и его использования в качестве инструментария риск-менеджмента и финансового менеджмента [5]. Авторитетные российские ученые и специалисты в области аудиторской деятельности Гутцайт Е.М. и Голованов О.В. отмечают, что аудит по праву считается неотъемлемым элементом рыночной экономики, обеспечивающим принятие различных оперативных и стратегических решений [6], и с этим трудно не согласиться.

Особенности развития и стратегического аудита в малом предпринимательстве

Анализ существующей зарубежной практики позволяет идентифицировать основные проблемы, обусловившие практическое использование стратегического аудита, степень его адаптивности в малом предпринимательстве (табл. 1).

Таблица 1. Международная практика развития стратегического аудита, его адаптивность в малом предпринимательстве


Источник: разработано автором

Анализ эволюции международной практики стратегического аудита позволяет сделать следующие выводы:

Как представляется, особенности стратегического аудита в малом предпринимательстве должны определяться особенностями состояния, движения хозяйственной системы, рассматриваемой в качестве субъекта и объекта аудиторских экспертиз, и целевыми установками управления развитием в формате целевых установок социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов.

С позиций классической экономической теории, малое предпринимательство отличается от крупного бизнеса только своими размерами. С институциональных позиций, малый и средний бизнес — качественно определенный общественный институт.

На наш взгляд, следует выделить такие принципиальные особенности малого предпринимательства, как:

Малое предпринимательство обладает не только количественной, но и качественной определенностью. Его главная черта — соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который управляет данным имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса. Именно с этим качественным отличием связаны основные преимущества и ограничения в развитии малого бизнеса. Соединение собственности и управления в малом бизнесе дает реальные преимущества в конкурентоспособности.

Макроэкономический эффект малого предпринимательства реализуется не только в увеличении объема продаж и прибыли на микроэкономическом уровне, а прежде всего в социально-экономических преобразованиях в масштабах общества в целом, трансформированного к устойчивому социальноэкономическому развитию в условиях глобализации и модернизации.

На малое предпринимательство Российской Федерации возложены не только социальные, экологические и экономические задачи, но и решение проблем, признаваемых глобальными и стратегическими: формирование конкурентной среды национальной экономики, рассматриваемой в качестве одного из базовых условий повышения уровня и качества жизни населения страны [6] (рис. 2). Заданный вектор развития малого предпринимательства в направлении достижения заявленной цели — повышение качества жизни населения Российской Федерации — предопределяет использование стратегического аудита, признаваемого одним из направлений (отраслью, видом) аудиторской деятельности, инструментарием стратегического управления и процесса контроля, необходимых для обеспечения объективности и научного характера принимаемых управленческих решений, а в отдельных случаях и для выработки таких решений.

Рис. 2. Целевые установки развития малого предпринимательства
Источник: разработано автором

Стратегический уровень развития малого предпринимательства предопределяет решение таких целевых установок, как наращивание экономического и финансового потенциала, повышение финансовой независимости и обеспечение устойчивого роста и развития.

Представляется, что на определенном этапе жизненного цикла и состояния системы «малое предпринимательство/малое предприятие» содержание и методический инструментарий стратегического аудита должны быть соответствующим образом адаптированы (табл. 2)

Таблица 2.


Источник: разработано автором

Дифференциация подходов к содержанию, объему, методическому инструментарию стратегического аудита в малом предпринимательстве, на наш взгляд, должна находиться в зависимости от таких основных факторов, как:

По объему капитала (выручка от реализации) субъекты малого предпринимательства существенно дифференцированы:

Содержание стратегического аудита в малом предпринимательстве, дифференцированное по признаку «целевая установка развития» Существенная дифференциация имеет место и по численности работающих:

Малые предприятия с большими оборотами капитала, как правило, прошли те этапы, которые сопряжены с развитием экономического и финансового потенциала, обеспечением финансовой устойчивости и независимости, и ставят перед собой следующие цели: повышение уровня конкурентоспособности, устойчивое развитие на основе инновационных и эндогенных факторов. Содержание и методические подходы в стратегическом аудите таких хозяйствующих субъектов будут существенно отличаться от содержания и подходов при аудите малых предприятий, ставящих перед собой более скромные цели стратегии развития.

Методология стратегического аудита в малом предпринимательстве

Трансформационные процессы движения социально-экономической системы «национальная экономика Российской Федерации» и ее подсистемы — «малое предпринимательство» на инновационновоспроизводственный режим развития преимущественно за счет инновационных и эндогенных факторов предопределяют разработку соответствующего методологического обоснования (рис. 3).

Рис. 3. Методология стратегического аудита в малом предпринимательстве
Источник: разработано автором

Концептуальные подходы (как элемент методологии) к стратегическому аудиту в малом предпринимательстве должны быть направлены на разработку и/или использование накопленных и проверенных достижений нововведений (инноваций) по всем направлениям и составным элементам стратегического аудита с учетом особенностей и целевых установок движения системы «малое предпринимательство».

В отличие от стратегического аудита в корпоративных структурах, в малом предпринимательстве он имеет многопредметное поле (объекты аудиторских экспертиз) и способен трансформироваться в инструментарий стратегического менеджмента, когда аудитор (аудиторская фирма) непосредственно разрабатывает и обеспечивает эффективную реализацию стратегии развития того или иного малого предприятия (рис. 4).

Рис. 4. Методология стратегического аудита в малом предпринимательстве
Источник: разработано автором

Особое внимание в методологии стратегического аудита в малом предпринимательстве уделено системе базовых принципов и допущений. Автор предлагает идентифицировать две основные группы принципов: общеметодологические и профессиональные (специальные).

Первые носят общий характер и являются обязательным условием выполнения аудиторских процедур. К той группе следует отнести следующие принципы: системности; обратных связей; научности; полноты; объективности; своевременности.

В отличие от общеметодологических принципов, профессиональные могут быть воспроизведены только в процессе стратегического аудита. Предлагаются следующие профессиональные принципы:

Системный подход представляет собой конкретно-научный метод диалектико-материалистической методологии, имеющей как общенаучное значение, так и научное значение в исследовании систем разного уровня, в том числе и малых предприятий. Данный метод основывается на ряде принципов диалектики:

Для стратегического аудита в малом предпринимательстве предлагается выделить следующие черты системного подхода:

Процесс стратегического аудита в малом предпринимательстве — процесс, включающий набор последовательно выполняемых операций (рис. 5).

Рис. 5. Последовательность (этапы) стратегического аудита в малом предпринимательстве
Источник: разработано автором

На практике системность стратегического аудита в малом предпринимательстве проявляется в реализации следующей последовательности действий.

1-е действие — подготовительный этап: знакомство и понимание деятельности аудируемого лица, разработка плана и программы, формулировка задач исследования;

2-е действие — определение объекта исследования, его идентификация как системы из окружающей среды;

3-е действие — выбор способа и методики выполнения;

4-е действие — разработка программы аудита: определение и оценка рисков, уровня существенности, обзор нормативно-правовой базы, установление методов сбора аудиторских доказательств;

5-е действие — выполнение непосредственно аудита: аудиторские тесты, процедуры средств контроля, процедуры по существу;

6-е действие — завершение аудита: подготовка отчета о проделанной работе, выводов и рекомендаций;

7-е действие — обоснование и защита предложений по корректировке стратегии, политики, системы управления аудируемого лица.

Заключение

Стратегический аудит является достаточно действенным инструментом, позволяющим повысить эффективность управления социо-эколого-экономическими системами в достижении заявленных ими стратегических целей и задач, в том числе и малыми предприятиями. Однако в России данный инструментарий практикуется в основном крупными и средними предпринимательскими структурами, но не малыми организационноэкономическими формами хозяйствования. Вместе с тем цели и задачи, закрепленные в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства страны, предопределяют высокий уровень конкурентоспособности и конкурентной среды. В малом предпринимательстве стратегический аудит, как и в целом аудиторские услуги, способен трансформироваться в фактор повышения эффективности стратегии его развития, а исследования в области концептуальных основ, методологии и методики являются актуальными, сопряженными с наличием крупной научной и практической проблемы.

Список литературы

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. — СПб: Питер Ком, 1999. — 258с.

2. Гуденица О.В. Стратегический аудит в коммерческих организациях / О. В. Гуденица, Шишов Л.В. — Ростов-на-Дону: БУПК, 2008. — 148 с.

3. Алексеева И.В. Развитие стратегического аудита хозяйствующих субъектов: теория и практика: Монография. — Ростов-на-Дону; Азов Печать, 2010. — 212с.

4. Богатая И.Н. Стратегический учет и аудит: теория и практика / И. Богатая //Фундаментальные исследования. — 2007. — № 4. — С. 87-90.

5. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями).

6. Голованов О.В. Аудит: концепция, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис / О. Голованов, Гутцайт Е.М. — М.: Бухгалтерский учет, 2005.

7. ФПСАД № 7 Правило (стандарт) «Контроль качества выполнения заданий по аудиту», утв. Постановлением Правительства РФ № 863 от 19.11.2008.

8. Хахонова Н.Н. Развитие методики и организации стратегического аудита коммерческих организаций / Н. Хахонова, Емельянова И.Н. — Ростов-на-Дону: ООО «Азов Печать», 2012. —320с.

9. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / А. Томпсон. — М.: Банки и биржи. ЮНТИ. 1998. — 345с.

10. Хангер Д., Уилен Т. Основы стратегического менеджмента / Д. Хангер. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 287с.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых