Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/management/people/motivation/graduates.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Graduate-рекрутмент

Юлия Полетаева старший консультант SHL

На данный момент конкуренция на рынке труда такова, что даже работодателю с известным и зарекомендовавшим себя брендом не достаточно просто опубликовать свои вакансии для обеспечения организации персоналом. Ориентация компаний на поиск уже сложившихся профессионалов также не всегда приносит ожидаемые плоды. По этим причинам все активнее и активнее работодателями ведется борьба за студентов и выпускников высших учебных заведений (graduates). Уже не только крупные мультинациональные компании, но и российские организации проявляют заинтересованность в привлечении молодых людей к деловому взаимодействию и создают так называемые graduate-программы для поиска эффективных кадровых решений. И, если в период финансового мирового кризиса, некоторые организации все же поддались искушению и объявили о сокращение персонала, в том числе и недавно отобранных молодых специалистов, то большинство компаний все же пока не спешит расставаться с такими трудами завоеванным кадровым резервом.

В связи с этим, до сих пор можно утверждать, что Graduate-рекрутмент на данный момент носит столь интенсивный характер на российском рынке труда, что простых решений уже недостаточно для вовлечения талантливых и потенциальных выпускников. Большинством компаний в жизнь претворяется целый комплекс шагов, поддерживаемых общей HR-стратегией. Именно HR-стратегия будет определять наполнение наиболее важных этапов в процессе работы с graduates:

В вопросах привлечения graduates большинство компаний, заинтересованных в работе с лучшими выпускниками и студентами, уже давно вышли за рамки презентаций «бренда работодателя» в профильных для них ВУЗах. Сегодняшнему graduate уже недостаточно одного бренда или картины идеального работодателя, рисующей возможные перспективы. Для привлечения потенциальных студентов к сотрудничеству компании предлагают различные программы, которые помогут молодым людям, в том числе решать свои задачи в ходе непосредственного обучения. С одной стороны, это могут быть обучающие семинары по тематике, соответствующей профилю студентов и специфике работы организации, проводимые в ВУЗах. С другой стороны, это может быть преддипломная практика и стажировка на рабочем месте, в ходе которой студенты непосредственно участвуют в решении рабочих задач и приобретают ценный для себя практический опыт.

Как уже было отмечено, значительное количество открытых позиций и высокие требования к потенциальным кандидатам со стороны организаций способствуют тому, что спрос на талантливых выпускников превышает предложение. В поисках быстрого достижения важных для себя задач современная целеустремленная молодежь не склонна быстро приобретать лояльность к компании-работодателю и предпочитает сохранять осведомленность о тех вакансиях, которые существуют на рынке. В этой ситуации для организаций, активно привлекающих graduates к работе, одним из наиболее важных вопросов становится вопрос о путях и способах удержания молодых специалистов, прошедших многоступенчатую систему отбора и обученных для эффективной деятельности в рамках компании. В решении этой задачи могут быть использованы формальные пути, направленные как на привлечение, так и на удержание сотрудников. Например, некоторые компании предлагают graduates программы по поддержке переезда и частично решают вопросы, связанные с проживанием в новом городе. Однако не всегда удовлетворение внешних мотивов на работу будет являться эффективной превентивной мерой, так как всегда найдется тот участник рынка, который предложит более привлекательные условия труда. Действительно же вовлечь в свои задачи и заинтересовать молодежь смогут те компании, которые предоставят им четкие, реальные и своевременные возможности для развития, как профессионального, так и карьерного, и организуют их работу таким образом, чтобы успехи были отмечены, а достижения признаны руководителями и коллегами. В ходе исследования, проведенного в 2008 году сотрудниками компании SHL на объемной выборке апликантов, прошедших систему ступенчатого отбора, было выявлено, что в качестве мотиваторов современного российского выпускника привлекает любое движение вперед, это может быть связано, как с возможностью скорого карьерного роста, так и с потребностью в дальнейшем профессиональном развитии, и даже в непосредственном географическом перемещении и переездах. Это наиболее значимые для выпускников мотивы и критерии в отборе ими работодателей. С другой стороны, более тонкие аспекты профессиональной деятельности, такие, например, как степень самостоятельности в принятии решений или особенности корпоративной среды и культуры являются для graduates второстепенными факторами и значимо в массе не влияют на их готовность работать в той или иной организации.

Помимо общих механизмов привлечения и удержания в рамках graduate-программы одним из наиболее важных факторов, влияющим в том числе на эффективность адаптации и дальнейшую успешность деятельности выпускников в компании, является вопрос отбора, его критериев и технологий. Список необходимых для соискателей качеств определяется HR-стратегией организации, однако здесь можно выявить те общие блоки критериев, важность которых постулируется большинством компаний. Первым узким показателем, на который обращают внимание большинство работодателей в рамках первичного отбора, является уровень развития аналитических способностей. Их список обычно ограничивается способностями на анализ числовой и вербальной информации. В дальнейшем выпускник оценивается с точки зрения существующей в компании модели компетенций в целом. Однако в этом стоит отметить позиции консалтинговых компаний, которые акцентируют внимание на том, что в отношении к graduates наиболее эффективным приемом с точки зрения получения объективной оценки является использование модели компетенций, созданной специально для работы с данной категорией сотрудников или же модели мета-компетенций. Необходимость подобного шага может быть объяснена тем, что не всегда выпускник имеет опыт работы, и, соответственно, используемые в компании компетенции будут не всегда релевантны задачам и особенностям отбора недавних студентов. По этой же причине не все организации рассматривают уровень фактических знаний, профессиональной осведомленности и опыт в качестве жестких критериев отбора. Необходимо также отметить, что в ряде организаций особое внимание уделяется личным достижениям молодых людей, наличие которых является важным пунктом резюме и косвенно указывает на целеустремленность и активность кандидатов.

С точки зрения методов и технологий отбора общей тенденцией является то, что компании-работодатели не останавливаются на одном этапе, а создают многоступенчатую систему отсеивания, выставляющую перед выпускниками все новые и новые фильтры. Зачастую данный процесс включает не только тестирование и интервью по компетенциям, но и моделирующие упражнения, например, групповое обсуждение или презентацию. При этом ряд организаций используют и полноценные Ассессмент-центры.

С точки зрения специалистов в рамках отбора graduates необходимо использовать методы, решающие параллельно две задачи. Первая задача заключается в фокусной оценке тех качеств и характеристик выпускника, которые важны для работы в конкретной организации. Вторая задача состоит в уменьшении временных затрат и степени вовлеченности рекрутера в организацию и проведение каждого этапа. Соответственно ориентация делается на точную и менее трудоемкую для hr-специалиста процедуру отбора graduates.

С точки зрения набора инструментов для оценки предлагается использовать тесты, опросники и упражнения, адаптированные, с одной стороны, под соответствующую категорию соискателей, а, с другой стороны, под особенности и критерии отбора, значимые для компании. Это могут быть:

Проведение и обработка всех перечисленных инструментов на большой группе graduates может быть слишком трудоемкой процедурой для hr-специалистов компании. Однако перенос вышеперечисленных методик, дополненных стандартной биографической анкетой, в он-лайн среду позволяет значительно уменьшить время работы рекрутера не только по проведению отбора, но и по созданию базы данных соискателей, позволяющей выявлять наиболее соответствующих критериям отбора выпускников. Стоит отметить, что здесь речь идет не о том, что кандидат заполняет тот или иной тест на компьютере в офисе компании, а о создании полноценной он-лайн системы отбора, пройти которую полностью выпускник может, не выходя из дома. Соответственно hr-специалисту остается задать пороговые значения в базе данных по каждому значимому критерию отбора и автоматически создать группу выпускников для прохождения следующих этапов оценки.

С точки зрения проведения Ассессмент-центра с graduates специалисты компании SHL Russia отмечают необходимость критично подходить к выбору упражнений, которые должны быть адекватны уровню и опыту выпускников и студентов и не должны предъявлять завышенных требований к ним с точки зрения конкретных и фактических бизнес-знаний. В противном случае при использовании нерелевантных инструментов компании могут не досчитаться по итогам отбора многих перспективных студентов. При этом результат работы над упражнениями не обязательно должен оцениваться по специальной модели компетенций для молодых специалистов, он может быть опосредован и перенесен и на язык модели компетенций, имеющейся в конкретной компании.

Итак, работа со студентами и выпускниками ВУЗов приносит ощутимый вклад в решение кадровых вопросов компании. Однако на данном этапе развития молодежного рынка труда она будет успешной только при соблюдении ряда условий. Во-первых, компания должна разработать формализованную graduate-программу на основе общей HR-стратегии с учетом механизмов привлечения, отбора и удержания молодежи в компании. Во-вторых, организация должна занимать активную позицию на этом рынке и использовать различные способы вовлечения студентов и выпускников, а не ждать инициативы от молодых людей. В-третьих, используемые в рамках отбора graduates инструменты должны быть адаптированы и соответствовать особенностям данной категории соискателей, что позволит получить объективную оценку потенциала выпускников, а не результаты анализа различных артефактов.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых