Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/blended_learning.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Смешанное корпоративное обучение

По материалам журнала "Корпоративные Университеты" №41 за 2013 год

Смешанное обучение все чаще применяется в обучении персонала. Связано это с несколькими тенденциями, самой важной из которых можно назвать простое осознание: обучение – это не отдельный электронный курс или тренинг, а целостный процесс. Для того, чтобы этот процесс был эффективным, необходимо поддерживать сотрудников до, во время и после обучения. Не последнюю роль играет и стремление компании оптимизировать затраты на обучение – смешанное обучение позволяет проводить часть обучения в дистанционном формате, в том числе и с помощью электронных курсов.

Отдельные элементы и построение целостной программы

Когда речь заходит о корпоративном обучении, большинство людей первым делом вспоминают про тренинги и семинары; затем идут мастер-классы, электронные курсы, презентации и т.д. Сейчас существует достаточное количество форматов обучения, которые могут эффективно применяться для решения различных задач. При этом у каждого формата есть как свои достоинства, так и некоторые ограничения, о которых важно помнить. Мы не будем подробно рассматривать все форматы обучения, но для примера кратко остановимся на самых известных.

Тренинги – несомненно, лучший вариант обучения для формирования навыков. Тренер может не только рассказать, но и показать, и поправить участников в случае совершения ошибок. Но, даже если он проходит во внутреннем формате, он обходится компании недешево: для проведения тренинга нужны собственные аудитории (или аренда внешних помещений), на время тренинга сотрудники полностью выпадают из рабочего процесса, часто для обучения требуется направить сотрудника в другой город. Еще одним ограничением является небольшой размер группы.

Передача экспертизы внутри самой компании является одним из самых старых форматов, однако его не так часто используют. Сотрудник, являющийся экспертом в своей теме, самостоятельно проводит обучение для коллег. Несомненным плюсом этого формата является то, что передаваемые знания носят прикладной характер, они проверены на практике в реалиях вашей компании. Главная сложность состоит в поиске и мотивации экспертов; иногда им необходимо дополнительное обучение для того, чтобы самостоятельно обучать коллег. Кроме того, формат не снимает ограничений по размеру группы.

Вебинары позволяют обучать большие группы сотрудников. В процессе обучения происходит общение преподавателя с участниками обучения, он имеет возможность давать им задания. Однако их выполнение, как и само обучение, ограничено дистанционным форматом – не все практические задания возможно выполнить в вебинаре.

Электронные курсы позволяют проводить обучение для большого количества сотрудников одновременно. При этом они не отрывают сотрудника надолго от рабочего процесса – даже если курс рассчитан на 8 и более часов, его можно проходить не сразу, а по частям. Однако не все обучение можно провести в электронном формате. Например, навыковые курсы и курсы на изменение осознания в электронном формате будут не столь эффективны. Еще одним минусом является отсутствие связи с преподавателем – возможности задать ему вопросы и получить обратную связь.

Создание базы знаний по определенным направлениям обучения также позволяет сотрудникам обучаться в удобное время без длительного отрыва от работы. Одновременно проходить обучение может любое количество сотрудников. Материалы для базы знаний легче готовить, чем электронные курсы, но в них нет возможности обратной связи от преподавателя, интерактивных упражнений и заданий. Такие материалы лучше всего подходят для изучения теории, а вот для практики вряд ли будут полезными.

Как видно, каждый из отдельных форматов обучения имеет свои преимущества, но одновременно имеет и свои ограничения. Чтобы максимально использовать все возможности и свести к минимуму недостатки, во многих компаниях используется смешанное обучение, сочетающее в себе очные и дистанционные форматы. Как правило, смешанное обучение состоит из нескольких модулей, каждый из которых может включать в себя теоретическую часть, отработку практических навыков, выполнение заданий и обратную связь от преподавателя. Формат каждого модуля будет определяться стоящими перед ним задачами (которые, в свою очередь, вытекают из цели всей программы обучения).

Программой смешанного обучения может считаться только программа, направленная на достижение конкретных целей и ориентированная на конкретную аудиторию. Сочетание нескольких обучающих мероприятий, не объединенных общей целью, не может считаться программой смешанного обучения (пусть даже эти мероприятия имеют различный формат).

Программы смешанного обучения имеют ряд преимуществ, делающих их привлекательным вариантом для обучения персонала:

Смешанные программы обучения можно выстраивать практически из любых форматов. Главное при этом понимать достоинства и ограничения каждого формата и соотносить их с теми целями, которых должны достигнуть участники. Например, овладеть теоретическими знаниями участник вполне способен самостоятельно, без взаимодействия с преподавателем. Поэтому для этой цели лучше всего подойдет чтение подобранных преподавателем книг и статей, а также прохождение электронных курсов. Практику же лучше всего отрабатывать во взаимодействии с преподавателем. Чаще всего для этого используются очные форматы – тренинги, семинары, бизнес-игры и симуляции, action learning, наставничество и т.д. Отдельные навыки возможно отработать и в формате вебинара.

В конце программы обучения, а иногда и в конце каждого модуля, участникам предлагается пройти проверку полученных знаний и навыков. Теоретические знания, как правило, проверяются в ходе тестирования, иногда – путем выполнения кейсов. Для такой проверки не требуется присутствие преподавателя, поэтому проводится она обычно в дистанционном формате. Это может быть тест в самом курсе, или специально назначенное тестирование в системе дистанционного обучения. Теоретические кейсы участники могут индивидуально выполнить на своих ПК и переслать преподавателю по электронной почте. Практические задания на проверку полученных навыков чаще всего выполняются в конце очного модуля под наблюдением преподавателя. Если в процесс обучения тесно вовлечен руководитель или наставник сотрудника, то такая проверка происходит в процессе работы сотрудника.

Тестирование также может использоваться и перед началом обучения, чтобы провести срез начальных знаний сотрудников и впоследствии сравнить их со знаниями после обучения. При составлении программы обучения важно помнить о таком важном элементе как обратная связь от преподавателя. Она может осуществляться в любых очных форматах обучения, в вебинарах, а также по телефону или в переписке по итогам индивидуального выполнения заданий или тестирования.

Электронные курсы: особенности использования

Дистанционные курсы имеют особенности для обучающегося:

  1. Гибкость. Вы сами выбираете время, место и объем обучения. Минус в том, что, если вы не обладаете железной самодисциплиной и умением выстраивать коммуникации с целью организации самообучения, ваши родные, близкие, коллеги, руководство будут соревноваться за ваше внимание и энергию. Как показывает практика, процесс обучения может откладываться, растягиваться, или даже пропускаются целые блоки.
  2. Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой. Минусы см. выше.
  3. Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося и обучаемого не является препятствием для эффективности образовательного процесса. Минус: разница в часовых поясах.
  4. «Массовость». Количество обучающихся не имеет значения, что позволяет получить доступ к качественному контенту людям удаленно. Минус: обезличивание процесса обучения.
  5. Рентабельность. Снижение стоимости обучения (исключение перелетов, платы за гостиницы, аренды помещений и т.п.).
  6. Модульность. Формирование программ по типу кубиков из конструктора. Плюсы – позволяет из набора учебных блоков формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям. Минусы – снижается уровень вовлеченности (как, например, языковое погружение), слабая связь модулей («за деревьями леса не видно») и конечной цели обучения.
  7. Асинхронность. Обучающийся и обучающий могут работать в разное время по удобному графику. Минус – отсроченная обратная связь, невозможность групповой динамики.
  8. Другие требования к преподавателям, учащимся. Навыки работы с новыми информационными технологиями. Определенные личностные качества.

Конечно, для ознакомления с теорией можно использовать не только электронные курсы, но и книги, презентации, статьи и другие информационные материалы. Что лучше использовать – вопрос неоднозначный.

С одной стороны, стандартные информационные материалы легче готовить: сделать презентацию или подобрать полезную литературу может любой тренер, тогда как разработка курса требует профессиональных навыков.

С другой стороны, у курса есть ряд преимуществ:

Электронные курсы оптимально применять в модульных программах обучения в следующих случаях:

Использовать более простые информационные материалы (книги, статьи, презентации и т.д.) эффективно в случаях, когда обучение проходит небольшое количество сотрудников. Это также будет лучшим вариантом, если обучение нужно про вести срочно, и времени на разработку качественного курса просто нет. Заметим, что вполне возможно одновременное использование в одной программе и электронных курсов, и других информационных материалов. Кстати, подобные материалы вполне можно сложить и в сам курс – это могут быть памятки и схемы, которые пользователь может распечатать взять с собой на дальнейшее обучение.

Сочетание с другими форматами

Электронные курсы прекрасно встраиваются в программы смешанного обучения. Как правило, они используются в качестве начального модуля обучения. С их помощью участник получает теоретические знания и имеет возможность самостоятельно выполнить отдельные упражнения. После того, как сотрудник прошел электронный курс, он переходит к следующему модулю обучения. Как правило, это групповые форматы обучения – как очные, так и дистанционные: вебинары, тренинги, семинары, бизнес-игры и т.д. Также возможен вариант, когда после прохождения курса сотруднику предлагается выполнить задание или решить кейс. Возможные решения в таком случае обсуждаются и разбираются на следующем модуле в процессе групповой работы.

Электронные курсы сочетаются практически с любыми другими форматами. Если программа обучения длительная и построена на чередовании теоретических и практических модулей, электронные курсы могут применяться и в начале, и в середине обучения. Различные электронные симуляции могут использоваться и во время очных форматов. Это имеет смысл в том случае, если подобные симуляции основаны на групповом взаимодействии, и не занимают слишком много времени. Иначе эффективнее проводить их в дистанционном формате, проводя в очной форме обсуждение результатов и работу на дальнейшее развитие.

Наконец, электронные курсы могут быть последним модулем программы обучения, выступая в качестве посттренингового формата. В этом случае в электронном курсе содержатся все основные теоретические части, которые были разобраны участниками ранее, и упражнения на отработку навыков (если это применимо). В подобные курсы полезно добавлять дополнительную информацию, которая не несет принципиально новый характер, а дополняет полученные во время основной программы обучения знания.

Смешанное обучение хорошо тем, что каждая программа индивидуальна и дает возможность задействовать самые разные формы обучения практически в любых сочетаниях. Главное – помнить о целях обучения, понимать возможности и ограничения каждого из форматов и использовать для решения отдельных задач тот формат, который будет самым эффективным в этой ситуации.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых