В начале был менеджер…
Оглавление
Часть I. ПОПЫТКА СИНТЕЗА
Глава 1. Не бывает компаний без менеджеров
Глава 2. Формальное определение
Глава 3. Ролевая структура деятельности
Глава 4. Система личных ресурсов
Часть II. ПОПЫТКА АНАЛИЗА
Глава 5. Менеджер и иерархия
Глава 6. Профессионализм и карьера
Глава 7. Психологические ресурсы
Послесловие. Три генерации постсоветских менеджеров
Древнейшие профессии: первая, вторая, третья…
В этом списке нет менеджера.
Эта профессия появилась раньше…
Автор
Предисловие
В пределах этой рукописи предметом нашего внимания будет, главным образом, внутрифирменный менеджмент и его участники. Эта тема естественным образом обречена на непрерывную актуальность. И дело не только в российской специфике, которая легко объяснима переходом к рыночной экономике. “Вечная актуальность” этой темы сохраняется независимо от эпохи, географии, политических систем, технологических революций и прочего…
О месте менеджмента в общечеловеческой системе знаний и опыта
Можно с большой долей уверенности предполагать, что менеджмент и как вид человеческой деятельности и как научная и учебная дисциплина, в той или иной форме существовал всегда. Любая форма осознанных групповых действий независимо от эпохи всегда включала в себя 1) собственно действия людей и 2) действия по управлению людьми. Соответственно тому, как развивались практические технологии управления, происходило накопление и распространение общечеловеческого опыта и знаний в области менеджмента.
Появлялись и исчезали за невостребованностью целые отрасли человеческих знаний, уходили поколения, владевшие этими знаниями и использовавшие их, одновременно исчезал и накопленный опыт. Несложно найти десятки и сотни примеров исчезнувших знаний, однако в этом списке нет и, видимо, никогда не появится менеджмент. И сам менеджмент и менеджер как субъект этой деятельности существовали и будут существовать всегда, пока существует потребность в целенаправленной совместной деятельности людей. Общество непрерывно формирует потребность в такой деятельности и непрерывно ее удовлетворяет.
Это обстоятельство и служит источником вечной актуальности научной дисциплины, профессии и вида деятельности, обозначаемых общемировым термином “менеджмент”.
Если мы попытаемся найти место менеджмента среди других наук, то увидим его где-то вблизи философии, психологии, социологии. Где-то совсем недалеко, но все-таки чуть поодаль расположатся экономика и управление производством. Область человеческих знаний, предметом изучения которой являются отношения между людьми, а точнее управление человеком группой людей, не может рассматриваться в отрыве от базовых гуманитарных наук, которые, собственно, и являются одним из источников ее развития.
С некоторым сожалением можно констатировать, что сегодня в общечеловеческой системе знаний позиции менеджмента приближены к сфере дисциплин, связанных с экономикой и управлением производством. Объясняется такое положение вещей, видимо, очень просто: общество видит в менеджменте, в первую очередь, практический инструмент, непрерывно применяемый в производственной (в самом широком смысле) деятельности.
Кажущаяся обыденность менеджмента, приводит к недооценке его значения для общечеловеческой деятельности, однако, именно в недооценке можно видеть нераскрытый потенциал менеджмента как базовой отрасли человеческих знаний и опыта.
Об этой рукописи
Рукопись первоначально задумывалась, как некоторое обобщение практических аспектов современного менеджмента, то есть всего того, что можно было бы назвать технологией управления. Однако уже в ходе работы пришлось изменить планы: по мере того, как происходило логическое структурирование материалов по технологии менеджмента, все явственнее ощущалась необходимость предварительно сосредоточиться на фигуре менеджера: перед тем как обсуждать технологию менеджмента, необходимо понять роль и место менеджера в системе менеджмента вообще и внутрифирменного менеджмента в частности.
Давайте задумаемся: менеджер всегда является главной стороной в процессе управления, но анализу, как правило, подвергается не он как личность и как субъект управления, а собственно сам процесс управления. Вместе с тем, совершенно ясно, что как бы ни была точно и подробно описана технологическая сторона управления, на форму ее реального воплощения, в первую очередь, повлияют субъективные качества исполнителя, то есть менеджера.
Таким образом, естественным образом сложилась структура рукописи, целиком посвященной не менеджменту, но менеджеру как основному субъекту менеджмента.
Первая часть рукописи называется "Попытка анализа”, она посвящена исследованию формальных признаков менеджера, описанию механизма возникновения его прав и ответственности. Развитием этого подхода явилось приведенное в этой же части описание ролевой структуры деятельности менеджера и системы его личных ресурсов, в которую включены административные, профессиональные и психологические ресурсы.
Во второй части, которая обозначена как “Попытка синтеза”, проводится более подробный анализ личных ресурсов. В эту часть включены такие темы как менеджер и иерархия, профессионализм и карьера менеджера, психологическая составляющая его ресурсов.