Библиотека управления

Работа в командах

Дафт Р. Л. Глава из книги «Менеджмент. 6-е изд.»
Изд-во «Питер»

Глава 19. РАБОТА В КОМАНДАХ
Краткое содержание главы
Командный труд
Что такое команда?
Модель эффективности командного труда
Типы команд
Формальные команды
Самоуправляемые команды
Команды на новом рабочем месте
Характеристики рабочих команд
Размер
Роли участников
Командные процессы
Стадии развития команды
Сплоченность команды
Командные нормы
Управление конфликтами в командах
Причины конфликтов
Стили управления конфликтами
Преимущества и недостатки работы в командах
Потенциальные выгоды командной работы
Потенциальные издержки

Управленческая проблема

Расположенная в предгорье Аппалачей Rowe Furniture Company уже более 40 лет изготавливает мягкую мебель. В один прекрасный день на должность управля-ющего фабрикой была назначена Карлин Педроли. Пред ней открылась следующая картина: 500 рабочих фабрики приходили с утра на работу, отмечались, «отключались» от внешнего мира и делали в точности то, что им велели. Заработная плата по местным стандартам была высокой, однако лица работников выражали апатию и скуку. В Rowe издавна применялся сборочный конвейер — один человек резал, другой шил, третий клеил и т. д., раньше система себя оправдывала, однако времена изменились. Раньше, если у розничного торговца не оказывалось необходимой мебели, потребители готовы были месяцами ждать, пока ее изготовят. Но те времена прошли; сегодня уже никто не хочет ждать по три-шесть месяцев. Чтобы повысить объем продаж, менеджеры Rowe установили в мебельных магазинах компьютеры, подключенные к общей сети: покупатель может выбрать модель мебели и тип ткани, и заказ тут же поступит на фабрику. Еще руководство решило сократить сроки поставок до одного месяца. У работников фабрики эта нелепица вызвала только горькую усмешку. Как, ради всего святого, этого добиться? Карлин понимала, что для этого потребуется сверхэффективная система сборки, а также система управления, которая позволит реализовать внутреннюю энергию каждого без исключения работника.

Что бы вы порекомендовали предпринять К. Педроли, чтобы справиться с этой задачей? Поможет ли создание рабочих команд?

Проблемы, с которыми столкнулась Rowe Furniture, часто возникают и в других компаниях. Как добиться повышения гибкости и отзывчивости в отношении за-просов покупателей в современной высококонкурентной среде? В организациях всего мира происходит тихая революция: все больше и больше фирм переходят на командные принципы организации труда. Везде, от сборочных линий до высших эшелонов власти, от гигантских корпораций вроде Ford Motor Company и 3M до небольших фермерских хозяйств, команды становятся «кирпичиками», из которых строятся организации. Данные исследований показывают, что командный подход широко применяет почти половина компаний из списка «Fortune 1000», а 60% фирм планируют увеличить использование команд в будущем. В Канаде из 109 исследованных организаций 42% активно объединяют своих сотрудников в команды и только 13% ответили, что у них нет или почти нет команд. Работа в командах стала одной из наиболее популярных тем корпоративных программ обучения.

Команды появляются порой в самых неожиданных местах. На одном из заводов по сборке электромеханических устройств обнаружили, что переход с традиционной организации производства на командную привел к увеличению и качества продукции, и производительности труда. В компании Mattel команда, состоящая из дизайнеров игрушек, специалистов-компьютерщиков и дизайнеров-автомобилистов, сумела разработать новую успешную игрушку не за 18, а за 5 месяцев. В компании Hecla Mining команды занимаются постановкой корпоративных целей; крупная телекоммуникационная фирма использует команды продавцов для обслуживания крупных клиентов со сложными запросами; в одной из средних школ в штате Кентукки команды учителей составляют расписание уроков на день и решают проблемы с дисциплиной учеников. К работе в командах обратились и многонациональные корпорации, в которых создаются команды менеджеров — выходцев из разных стран мира.

Значение команд как инструментов управления во многом определяется тем, что они способствуют большему вовлечению сотрудников в процесс труда, наделению их дополнительными властными полномочиями. Команды могут включать в себя самых разных работников организации, а значит, они получают большее удовлетворение от труда, демонстрируют высокую производительность, выпускают продукцию высокого качества. Кроме того, менеджеры открывают для себя новый, более гибкий тип организации, когда каждый сотрудник выполняет сразу несколько трудовых функций.

В этой главе мы расскажем о командах и о том, какое применение они находят в организациях. Будут рассмотрены различные типы команд, стадии их развития, а также такие их характеристики, как размер, связь и внутренние нормы. Мы обсудим вклад членов команд в результаты группы, преимущества и недостатки командного труда. Команды — важный аспект жизни организации, и способность управлять ими является важной составляющей успеха как конкретного менеджера, так и фирмы в целом.

Командный труд

В этом разделе мы дадим определение понятию «команда» и расскажем об отражающей многие важные концепции модели эффективности команды.

Что такое команда?

Команда — это группа из двух или более индивидов, которые для достижения опре-деленной цели координируют свои действия и трудовые усилия. В нашем определении три ключевых компоненты. Во-первых, для создания команды требуются как минимум два человека. Иногда в организациях создаются довольно большие команды, но, как правило, их численность не превышает 15 человек. Во-вторых, члены команды регулярно взаимодействуют между собой (мы не называем командой группу пассажиров в лифте или очередь в буфете). В-третьих, труд членов команды направлен на достижение определенной цели, будь то разработка нового карманного компьютера, сборка автомобиля или написание учебника. Студенты, к примеру, часто объединяются в группы на занятиях для выполнения различных заданий. В таком случае их цель — выполнение задания и получение хороших отметок.

Хотя команда — это группа людей, однако эти два понятия не являются взаимо-заменяемыми. Работодатель, учитель, тренер могут собрать вместе группу людей, но при этом не создать команду. Концепция команды подразумевает, что все ее члены привержены единой миссии и несут коллективную ответственность. Здесь будет уместно рассказать о Пат Саммитт, легендарном тренере женской баскетбольной команды Университета штата Теннесси. Пат занимает второе место среди всех тренеров Национальной студенческой спортивной ассоциации (как мужчин, так и женщин) по количеству побед. Она старается не полагаться на «звезд», как делают многие; у нее талант к созданию отличных команд. Каждому новому игроку П. Саммитт говорит: «Ты должна оставить свое “я” ради победы команды». Данный принцип игроки начинают усваивать уже в тот момент, когда их только приглашают на просмотр в команду; «ветераны» команды, как правило, обучают новичков командному духу наравне с тренером. Вообще, в мире спорта много примеров удачной работы в команде. Один менеджер научился тонкостям этого дела, когда участвовал в кругосветной парусной регате (см. вставку «Мастера менеджмента»).

Мастер менеджмента

Как высокопоставленный менеджер научился работать в команде

Большую часть того, что Дуг Вебб теперь знает о работе в командах, он постиг в ходе 10-месячного плавания в составе команды яхты «Логика», участвовавшей в кругосветной регате для спортсменов-любителей «BT Global Challenge». Надо сказать, что многие участники этой регаты попадают «под паруса» впервые в жизни. По правилам яхты должны иметь совершенно одинаковые технические характеристики, да и команды составляются таким образом, чтобы по возможности обеспечить равенство сил. В чем же тогда заключается отличие между победителями и проигравшими? В умении превратить группу разношерстных непрофессионалов в слаженную команду.

Одно из ключевых правил, как понял Д. Вебб, состоит в том, что все члены команды должны ощущать равноправие и помогать друг другу работать с полной отдачей сил. В бизнесе преобладает другая тенденция — тенденция к выявлению «слабых звеньев» и замене их другими; в «BT Global Challenge», однако, это невозможно. Таким образом, крайне важно было выявить и понять мотивацию, интересы и способности каждого, кто присутствовал на яхте, и использовать их ради общего блага. Если командой руководил хороший тренер, люди, на первый взгляд казавшиеся совершеннейшими «салагами», становились ключевыми игроками команды: с подачи лидера они занимали те роли, где могли принести наибольшую пользу, и не выполняли работ, для которых заведомо не годились. Успех порождает уверенность в собственных силах, и чем лучше человек выполнял свою роль, тем больший вклад в успех команды он вносил. Другой важный аспект создания настоящей команды — коммуникации. Члены команды «Логики» собрались вместе задолго до начала гонки и определили правила общения, научились принимать как похвалу, так и критику в свой адрес. Они решили, что самое главное — это возможность говорить честно и прямо, дабы каждый член команды знал, насколько эффективно он работает.

Во время самой гонки каждый матрос участвовал в оценке проделанной работы, учился на своих и чужих ошибках и, разумеется, отмечал достижения. Конфликты обсуждались открыто и потому не нарастали, отравляя отношения в команде. «Логика» пришла к финишу четвертой, а всего в регате участвовало 12 команд. Но самой большой победой для Д. Вебба стало то, что по возвращении на работу — а работает он финансовым директором ИТ-компании, которая называется так же, как и яхта, «Логика», и насчитывает 11 тыс. работников в 28 странах, — он уже знал, что значит уметь работать в команде.

Источник: Doug Webb, «Rhyme of the Ancient Manager: A High-Tech Exec Takes a New Track», Forbes, (September 10, 2001), 76–79.

Модель эффективности командного труда

Эффективность работы команды определяется по двум результатам: производительному выпуску и личному удовлетворению. Под удовлетворением понимается способность команды к насыщению индивидуальных потребностей ее членов, а отсюда — к поддержанию в них стремления к командному труду и приверженности ее интересам. Производительный выпуск — это количество и качество результатов командного труда и их соответствие заранее установленным целям.

Среди определяющих эффективность командного труда факторов на первом месте — сама организация, вернее тот контекст, в котором функционирует команда (структура, стратегия, среда, культура, система оплаты труда). Менеджеры формируют команды в рамках определенного организационного контекста. К числу значимых характеристик команд относятся их тип, структура и состав. Огромное влияние на командные процессы и эффективность труда могут оказать такие факторы, как многообразие (половое, расовое), объем знаний и навыков, установки. В какой-то ситуации целесообразно создать постоянную команду в рамках формальной структуры организации, в другой — временную, для решения конкретной задачи. Большое значение имеют размер команды и распределение ролей ее членов. Кроме того, необходимо решить вопрос о целесообразности создания команды в принципе. Если потенциальные издержки превышают выгоды, возможно, следует поручить выполнение задания кому-то из сотрудников.

Указанные характеристики непосредственно влияют на происходящие внутри команды процессы, которые, в свою очередь, определяют продуктивный выпуск и степень удовлетворения членов команды. Эффективный командный труд предполагает управление (как членами команды, так и заинтересованными в ее деятельности внешними лидерами) стадиями развития команды, ее внутренней сплоченностью, нормами и конфликтами.

Наш дальнейший анализ во многом основывается на модели эффективности командного труда. В последующих разделах будут рассмотрены различные типы команд, их структура, внутренние процессы, сопряженные с ними выгоды и издержки.

Издательство:Издательский дом «Питер»
Выходные данные:
оригинал: Management, 6th ed., Richard L. Daft
Автор(ы): Дафт Р. Л.
Издание: 6-е, 2005 год
ISBN: 5-94723-014-3
Формат: 17x24 см, 864 стр.
Переплет: твердая обложка