Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/management/people/corpsocial.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Корпоративные социальные инструменты и их роль в компании

По материалам Блога о корпоративных социальных сетях и развитии людей в компаниях

Часто под термином «корпоративная социальная сеть» понимают некий конгломерат всех Enterprise 2.0 инструментов, включая корпоративные блоги, форумы и вики-страницы, иногда даже просто комментарии к новостям на портале.

Это неправильно, так как всё-таки это достаточно разные инструменты с разными свойствами и разными задачами.

Это всё не вовлекает людей! Посещаемость колеблется между низкой и очень низкой, а количество постов и комментариев можно пересчитать по пальцам. Знакомо?

Блоги

Блоги – хороший инструмент для обстоятельного выражения своих мыслей. Но самый большой их недостаток – это то, что далеко не все пользователи готовы писать длинные обстоятельные заметки.

Считается, что из 100 читателей только 1 будет писать заметки в блог. И только 10 будут комментировать. Таким образом, новые посты будут появляться пару раз в неделю. Это слишком редко, чтобы у ваших сотрудников выработалась привычка регулярно заходить читать новое в блогах.

А если у людей нет привычки читать, то и писать в такой блог не будет даже тот 1% пользователей, который хотел бы это делать. Ведь какой смысл писать то, что почти никто не прочитает? Именно поэтому корпоративные блоги редко получают настоящую популярность.

Вики

Вики — хороший полезный инструмент для совместной работы или для накопления и систематизации знаний.

Но сам по себе он не является вовлекающим. Мало кто будет ходить в вики каждый день и перечитывать статьи – не появилось ли что-то новенькое. Подписка на изменения тоже не даёт нужного результата, так как большинство изменений незначительны и не касаются лично вас (основываюсь на личном опыте).

В итоге вики часто становится уделом лишь для нескольких энтузиастов, которые просто очень верят в её полезность.

Форумы

Форумы могут давать достаточно хорошую степень вовлечения пользователей. Но всё-таки меньшую, чем могут дать социальные сети. Можно сказать, что форумы – это прародитель нынешних социальных сетей.

На мой взгляд, основная проблема форумов – это их сложная структура с разделами, подразделами и топиками. Чтобы добраться до нужного тебе контента, каждый раз приходится немножко попотеть :)

Социальные сети в этом смысле привносят хороший инструмент подписок (или «добавлений в друзья»). Это позволяет вам один раз подписаться на нужных людей и нужные темы и после этого читать только ОДНУ страницу новостей, которая содержит только то, что вам действительно интересно.

Поэтому форумы – это хоть и неплохой инструмент, но всё сильнее уходящий в прошлое.

Электронная почта

Хотя электронная почта и имеет положительные стороны применения, не стоит закрывать глаза и на многие проблемы, возникающие при работе с ней, в частности проблемы с коммуникациями:

Но существует еще одна вещь, которая сделала электронную почту крупнейшим сливом продуктивности для сотрудников – навязывание общения по электронной почте получателю письма. Да, это относится именно к получателю, а не к отправителю. Разрабатывать структуру хранения писем и разбирать хаос в папках с входящими сообщениями – к этому приводит отсутствие в почте собственной коммуникационной структуры. В итоге фильтрация писем становится трудной задачей – необходимо определять актуальную информацию, находить относящиеся друг к другу письма и раскидать все это по папкам. Эти действия проделывает каждый человек, участвующий в обсуждении, для каждой отдельной ветки писем. А если прибавить к этому высокоинтеллектуальному труду «профессиональный спам» — когда у получателя нет возможности отказаться от некоторых обсуждений, к которым он был добавлен отправителем — ситуация становится неуправляемой для многих людей и куча времени тратится в пустую.

Иллюстрация разницы между «культурой профессионального спама» и «культуры выбора».

В «культуре выбора» у всех и каждого есть возможность определять в каких разговорах они хотят активно участвовать. Скорее всего, это будут обсуждения представляющие ценность для сотрудника и интересные ему темы. Это означает, что темы разговоров по умолчанию открыты и размещаются на открытых платформах. В этом случае отправитель принимает тот факт, что получатель не обязан тратить свое время на ознакомление со всеми публикациями, а читает лишь те, которые ему наиболее интересны и ценны.

Даже людей, использующих электронную почту по привычке можно заманить в новый вид коммуникации. Они по прежнему могут писать сообщения по электронной почте, автоматически оставляя сообщения в корпоративной социальной сети, а не списку адресатов в электронной почте. Таким образом, они точно доставят информацию именно тем, кому она будет интересна. Даже если другие члены команды выбирают подписку на группу/тему через электронную почту, информация останется доступной в сети всем, кто в ней когда-либо будет нуждаться. Как только получатели прочитают информацию, они спокойно могут удалить электронное письмо и при этом будут уверенны, что они найдут содержимое письма в группе/теме. Другими словами, нет необходимости тратить время на организацию писем в папках почтового клиента для упрощения поиска в дальнейшем. Они просто заходят в группу в корпоративной соцсети, чтобы найти нужное обсуждение, находят его с помощью общего поиска или в списке тем. Если они захотят оставить комментарий к обсуждению, почему бы не сделать это в группе, где все увидят, кто и что прокомментировал, вместо того, чтобы создавать многочисленные связки электронных писем, нажимая на кнопку «ответить всем».

Как извлечь пользу из корпоративной соцсети

Говоря о соцсетях имеется в виду очень конкретный пользовательский интерфейс – такой, который используется в Facebook и вКонтакте – самых массовых социальных проектах.

В отличие от блогов и вики писать в соцсеть очень легко, поскольку она не требует создания больших обстоятельных статей. А написать пост на пару предложений – это легко, это может почти каждый. Наша статистика показывает, что активных писателей в корпоративной соцсети – 30%. То есть вовлеченность на порядок больше, чем у блогов (1% авторов и 10% комментирующих).

Корпоративная социальная сеть решает задачу вовлечения людей лучше, чем любой другой из инструментов Enterprise 2.0. Она действительно позволяет достичь того, что ваши сотрудники будут ходить туда каждый день. Просто потому, что там всегда будет что-то новое и интересное.

А уж если ваши сотрудники начнут ходить в вашу соцсеть каждый день, то она сразу станет способом повысить посещаемость и всех остальных ваших внутренних ресурсов – корпоративного портала, блогов, вики, систем управления проектами, систем дистанционного обучения и прочих. Для этого достаточно будет просто публиковать в соцсети ссылки на новые события в этих ресурсах, при чем это может делаться автоматически.

Если говорить совсем кратко, то корпоративная социальная сеть призвана повысить посещаемость и востребованность всех существующих у вас в компании инструментов коммуникаций и совместной работы. И поэтому её нельзя путать ни с чем другим!

Недавнее исследование, проведенное McKinsey Global Institute, под названием «The Social Economy: Unlocking Value and Productivity Through Social Technologies», утверждает, что с помощью социальных технологий, компании могут повысить производительность труда на целых 25%.

По данным McKinsey, компании продолжают использовать социальные инструменты для привлечения клиентов инновационными способами. Однако, наряду с использованием внешних социальных инструментов, компании начинают использовать и внутренние социальные сети для получения дополнительных преимуществ. Основной ценностью корпоративных социальных инструментов является: укрепление коммуникаций между сотрудниками, возможность поделиться накопленными знаниями, а также совместная работа в рамках вашего предприятия.

По результатам исследований ученые в McKinsey Global Institute определили четыре основные области, в которых платформы для совместной работы наиболее эффективно повышают производительность труда офисного персонала:

  1. Электронная почта. Около 28% времени (11,2 часа в неделю) в среднем тратиться на ответы и чтение электронной почты. При использовании корпоративных социальных сетей, временные затраты сокращаются на целых 30% (примерно на 4 часа в неделю), за счет возможности поиска по всем созданным сообщениям.
  2. Поиск и сбор информации. 19% (7,6 часов в неделю) в среднем, тратиться на поиск внутренней информации, которой обладают определенные сотрудники в компании. Опять же, из-за возможности поиска среди абсолютно всего созданного контента эта цифра может быть уменьшена почти на 35% (до ~4,9 часов в неделю), экономя, в среднем, 2,7 часа на одного сотрудника.
  3. Общение и совместная работа. Использование телефона, электронной почты, личных встреч между сотрудниками занимает около 5,6 часов рабочей недели (14%). При помощи внутренней социальной сети, сотрудник может напрямую обратиться к нужному человеку, минуя почтовый ящик, и не загромождая его, что поможет вашей компании сэкономить до 35% рабочего времени (2 часа) на одного работника.
  4. Исполнение конкретных задач. Работники компании на выполнение задач тратят наибольшее количество времени, примерно 39% или 15,6 часов в неделю. Внутренние социальные сети помогают увеличить производительность труда примерно на 15% (2,3 часа в неделю). С одной стороны корпоративные инструменты позволяют централизовать все рабочие процессы в одном месте, а с другой — все ваши сотрудники могут использовать данные функции для непосредственного исполнения задач.

Мифы о социальных корпоративных инструментах

Многие не решаются использовать социальные инструменты для совместной работы из-за заблуждений или отсутствия четкого маршрута к успеху. Кроме того, нечеткие описания преимуществ соединения и вовлечения сотрудников не передают истинного значения обмена знаниями и социального сотрудничества для решения важнейших проблем бизнеса. Ну и не стоит забывать о вопросах безопасности.

Ниже приведены пять распространенных мифов, которые препятствуют получению передовых инструментов для социальной совместной работы внутри компании, и комментарии к ним.

Миф 1 — Социальные платформы для совместной работы не являются надежными и безопасными.

Так как большинство социальных инструментов для совместной работы располагаются внутри ИТ-инфраструктуры организации, можно быть уверенным, что все ваши данные находятся в безопасной окружающей среде – идеальной платформе для специалистов и групп, работающих над конфиденциальными проектами или заданиями.

Миф 2 – Корпоративные социальные инструменты больше для объединения сотрудников, общения и веселья, они не могут быть использованы для выполнения задач.

Компании обращаются к корпоративным социальным платформам для достижения критических бизнес целей, в том числе для быстрого взаимодействия, обмена знаниями и выстраивания более рациональных коммуникаций, чтобы избегать лишних головных болей и ограничений электронной почты, о которых шла речь выше. Вместо просеивания цепочки из нескольких email-писем, лишь только для того чтобы найти наиболее важную и актуальную информацию, а затем ждать ответа, сотрудники получают мгновенный доступ к экспертам, отделам и информации для выполнения критических задач!

Миф 3 – Корпоративные социальные инструменты помогают сотрудникам использовать социальные медиа для коммуникации с их ключевой аудиторией.

Традиционные социальные сети, такие как Facebook, LinkedIn и Twitter, в первую очередь, объединяют людей на личностном, равном уровне за пределами корпоративных брандмауэров. Корпоративные социальные инструменты, напротив, используются для привлечения пользователей внутри организации для решения бизнес-задач, раскрытия знаний экспертов для создания инноваций, принятия решений и улучшения результатов. Эти инструменты взаимодействия безопасны, рациональны, работают в режиме реального времени и синхронизируют взаимодействие и коммуникацию команд, что приводит к увеличению их производительности и рентабельности.

Миф 4 – Корпоративные социальные инструменты не решают реальных проблем бизнеса / не показывают истинное ROI.

Существует большая потребность в неформальном рабочем инструменте, который обходит типичные барьеры программного обеспечения, существующие в большинстве организаций. Современные технологии (CRM, ERM, автоматизация бизнес процессов и другие) делают свою работу, храня информацию и оказывая помощь стандартным бизнес-процессам, но не поддерживают динамические неформальные коммуникации, необходимые для инновационного мышления и принятия совместных решений. Корпоративные социальные инструменты для совместной работы показали положительный прирост эффективности, производительности и прозрачности бизнеса, помогая командам решать реальные проблемы и выполнять задачи. Главное, что нужно сделать – связать эти показатели в бизнес-целям организации. После соответствия с бизнес-целями, истинные преимущества корпоративных социальных инструментов для совместной работы быть измерены для получения реального ROI.

Миф 5 – Социальный корпоративный инструмент для совместной работы не может быть адаптирован для удовлетворения моих потребностей. У меня нет выбора, кроме как вкладывать деньги в полностью надежную платформу.

Компания всегда может выбрать, какие именно инструменты социального взаимодействия обеспечат те возможности и преимущества, которые наиболее важны для организации. Formicary Collaboration Group считает, что эти инструменты могут быть разделены на три категории: вовлечение сотрудников, осведомление сотрудников и коллективного разум. Компании могут начать с категорий, отвечающих наиболее актуальным потребностям бизнеса и продолжить внедрение уже оттуда. Например, имеет смысл выбрать инструменты, которые максимизируют базу талантов вашей организации для формирования кадрового резерва или улучшат непосредственные взаимодействия между командами для принятия решений по критически важным вопросам. Независимо от категории или нужд компании внедрение должно произойти не в одночасье, а стать процессом.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых