Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/management/iso9000/vim_comments.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Комментарии к международному стандарту ISO 9001:1994

Составитель:Антон Овсянко, vmgroup@mail.wplus.netКГ "Воронов и Максимов", http://www.vmgroup.sp.ru

Рекомендации по подготовке систем качества к сертификации на соответствие международному стандарту ISO 9001:1994

Введение

Настоящий документ не предназначен для того, чтобы дать полное толкование международного стандарта сертификации систем качества ISO 9001. Его цель - обеспечить читателя вводной методической информацией по созданию системы качества и приведению ее в соответствие с требованиями данного стандарта.

Структура документа соответствует структуре основного содержательного раздела стандарта, в котором по порядку рассматриваются все основные элементы системы качества. Этот раздел в оригинальном тексте стандарта имеет номер 4, поэтому нумерация параграфов настоящих комментариев начинается с номера 4.1.

По каждому из элементов системы качества, описанному в стандарте, дана общая методическая информация и перечислены основные требования, определяющие соответствие системы качества требованиям стандарта. При соблюдении этих требований компания, проходящая сертификационный аудит, имеет высокие шансы успешно пройти проверку и в результате получить международный сертификат ISO9001.

ПРИМЕЧАНИЯ:

4.1 Ответственность руководства

Руководство компании несет ответственность за качество продукции и обслуживания потребителя и функционирование системы качества. Руководство должно обеспечивать приоритетность вопросов качества в деятельности компании.

Требования:

4.2 Система качества

  1. Стратегические документы: Политика качества и Руководство по качеству
  2. Процедуры системы качества и карты процессов
  3. Рабочие инструкции, справочные документы, внешние регламентирующие документы (ГОСТы, ОСТы и проч.)

Кроме того в компании должны быть определены формы для ведения протоколов качества.

Должны быть разработаны процедуры управления системой качества и документацией по системе качества, определяющие порядок разработки, утверждения, внедрения, изменения, отмены, уничтожения документов по системе качества. Должна быть разработана единая система идентификации документации и данных по системе качества.

4.3 Анализ контракта

Крайне важный раздел. Его цели:

Требования:

4.4 Управление проектированием

Пункт "Управление проектированием" включается в систему качества в соответствии с моделью обеспечения качества по стандарту ISO 9001, применяемую в случаях, когда компания осуществляет любые элементы проектирования и разработки изделий, поставляемых потребителю. Версия стандарта ISO9000 2000 года предполагает обязательное описание процедур проектирования и разработки изделий для любой компании.

Требования:

Цели процедур управления проектированием:

4.5 Управление документацией и данными

Данный параграф применяется ко всей документации, имеющей отношение к системе качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001, существующим в любой форме (в т.ч. в электронной).

Требования:

4.6 Закупки

Параграф стандарта призван снизить вероятность возникновения несоответствий продукции и процессов установленным требованиям по причине некачественной работы поставщиков (субподрядчиков). Он определяет порядок выбора поставщиков, ведения работы с ними, контроля деятельности в части закупок.

Данный параграф касается закупок всех услуг и изделий, используемых в процессе производства и влияющих на качество продукции и услуг компании.

Требования:

4.7 Управление продукцией, поставляемой потребителем

Цель - обеспечить надлежащее обращение и обеспечение сохранности продукции, принадлежащей потребителю, используемой компанией в процессе производства. К такой продукции могут относиться: давальческое сырье, технологическая оснастка, оборудование и т.п.

Требования:

4.8 Идентификация продукции и прослеживаемость

Цель обеспечение идентификации и прослеживаемости продукции по видам, сортам, принадлежности к партии и заказу. Средства идентификации: бирки, ярлыки, отметки, нумерация или другие средства.

Идентификация может быть использована:

Требования:

4.9 Управление процессами

Параграф регламентирует контроль производственных процессов. Под производственными процессами понимаются процессы, связанные с выпуском продукции или непосредственным оказанием услуг (выполнением работ).

Требования:

4.10 Контроль и проведение испытаний

Требования:

4.11 Управление контрольным и измерительным оборудованием.

Требования:

4.12 Статус контроля и испытаний

Цель параграфа - обеспечить идентификацию статуса прохождения проверок материалами и изделиями в ходе всего производственного процесса. Это необходимо для предотвращения попадания к потребителям непроверенной или несоответствующей продукции. Все материалы и изделия на протяжении технологического цикла должны быть идентифицированы (идентифицируемы) на предмет прохождения ими контроля и испытаний, предусмотренных системой качества. Такая идентификация может быть реализована с помощью: маркировки, сопроводительной документации, размещения продукции в соответствии с установленными правилами и схемами, учета, использования компьютерных систем, позволяющих прослеживать состояние партий и отдельных единиц продукции и т.д.

Требования:

4.13 Управление несоответствующей продукцией

Цель - предотвращение попадания несоответствующей продукции к потребителям (внешним и/или внутренним). Все элементы системы качества, регламентируемые этим параграфом стандарта должны быть направлены на это.

При выявлении несоответствующей продукции (или материалов) должен проводиться анализ с целью принятия решения о ее дальнейшей судьбе.

Несоответствующая продукция может быть:

Требования:

4.14 Корректирующие и предупреждающие действия

Под корректирующими действиями понимаются действия, направленные на устранение причин выявленных несоответствий материалов, изделий и процессов от установленных системой качества требований.

Предупреждающие действия направлены на устранение факторов, которые могут стать причиной тех или иных несоответствий, которые до сих пор не были выявлены.

По каждому выявленному несоответствию материалов, изделий, процессов должны быть выработаны, проведены и проконтролированы корректирующие или предупреждающие действия.

Требования:

4.15 Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка.

Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка рассматриваются как один из важных элементов "Петли качества", коль скоро эти операции влияют на окончательное качество продукции и качество обслуживания потребителей в целом.

Главные цели требований этого параграфа:

Требования:

4.17 Внутренние проверки качества

Для контроля и улучшения функционирования системы качества в компании должны проводиться систематические регулярные проверки качества. Обычно каждое подразделение проверяется не реже чем один раз в год. Фактическая частота проверок должна определяться с учетом многих факторов, среди которых:

Требования:

4.18 Подготовка кадров

В компании должен существовать систематический подход к определению потребностей персонала в обучении. Мероприятия по обучению и повышению квалификации персонала, а также их результаты должны планироваться и регистрироваться. Цель - обеспечить соответствие квалификации и компетентности персонала уровню, обеспечивающему качество продукции и обслуживания потребителя.

Требования:

4.19 Техническое обслуживание

Требования:

И т.п.

4.20 Статистические методы

Требования:

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. 15 декабря 2000 года Международная Организация по Стандартизации выпустила в свет новую версию стандартов сертификации систем менеджмента качества - ISO 9000:2000. Модель менеджмента качества, предусматриваемая новой версией стандарта претерпела определенные изменения, как в части структуры, так и в части содержания, которые однако не делают стандарты ISO 9000 версии 1994 года полностью устаревшими и неинтересными.

Следует отметить, что сертификаты систем качества выданные в соответствии со стандартами ISO 9000 версии 1994 года будут действительны до 14 декабря 2003 года. Более того в течение 2001 - 2002 годов будет также возможна сертификация систем качества в соответствии со старой версией стандарта.

2. В настоящем документе не приводится полный текст требований стандарта, поскольку это противоречило бы законодательству об авторских правах. Тем не менее мы рекомендуем изучать эти комментарии, положив на стол рядом с ними официальный текст стандарта, который можно приобрести в представительствах Госстандарта, ВНИИС и т.д. В любом случае, официальный текст стандарта понадобится Вам, если Вы решили всерьез готовиться к сертификации Вашей системы качества по стандарту ISO 9001.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых