Библиотека управления

Механизм управления возвратным лизингом

Миллер Александр Емельянович Д.э.н., профессор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Рудков Андрей Владимирович Финансовый директор ООО «Холдинговая компания Акция», член Совета директоров ОАО «Омскгазводпроект», г. Омск
Опубликовано в журнале «Контроллинг» №2 за 2008 год

Основной проблемой при применении возвратного лизинга является низкая проработанность организационно-экономических основ возвратного лизинга: не определены элементы и не сформулированы особенности механизма возвратного лизинга, отсутствует модель функционирования рынка возвратного лизинга, недостаточно теоретических и методических исследований процедур планирования применения возвратного лизинга.

Рассматривая возвратный лизинг как совокупность взаимоотношений, следует констатировать наличие: во-первых, собственно самих отношений, во-вторых, субъектов отношений, в-третьих, факторов, влияющих на указанные отношения. Иными словами, существует механизм, в рамках которого реализуются отношения возвратного лизинга.

Механизм возвратного лизинга включает в себя элементы первого и второго уровня взаимодействия (рис. 1).

Элементы первого уровня:

1. Субъекты возвратного лизинга — лизингодатель и лизингополучатель.

2. Факторы внешней среды, такие как законодательство о лизинге, фискальное законодательство, макроэкономическая ситуация в стране.

Элементы второго уровня:

1. Подсистемы управления возвратным лизингом (как со стороны лизингодателя, так и со стороны лизингополучателя).

2. Совокупность целей предприятия, стратегия развития предприятия, политика в области технического перевооружения (для лизингополучателя), финансово-экономическое положение предприятия.

Функционирование механизма возвратного лизинга основано на взаимном влиянии и взаимодействии элементов первого уровня — лизингодателя, лизингополучателя и факторов внешней среды. Лизингодатель и лизингополучатель вступают в отношения возвратного лизинга, основываясь на существующем законодательстве, макроэкономической ситуации в стране, а также на своей потребности вступить в отношения возвратного лизинга.

При этом указанное взаимодействие задействует работу элементов механизма возвратного лизинга второго уровня — подсистемы управления возвратным лизингом. Работа данных подсистем — планирования, организации, координации и контроля основана на наличии как у лизингодателя, так и у лизингополучателя подсистемы ценностных установок и параметров, состоящей из следующих элементов: целей предприятия, стратегии предприятия, политики в области технического перевооружения (для лизингополучателя), финансово-экономического состояния предприятия. Данная подсистема определяет параметры планирования возвратного лизинга, поскольку на ее основе возможно установление контрольных плановых точек, по которым в дальнейшем будет возможность планировать, организовывать, координировать и контролировать возвратный лизинг.


Рис. 1. Взаимодействие элементов механизма возвратного лизинга

Цепочка взаимодействия подсистем управления внутри субъектов возвратного лизинга имеет следующий вид: первоначально на основе подсистемы ценностных установок и параметров предприятия задействуется подсистема планирования. Данная подсистема характеризуется тем, что она способна влиять на все остальные подсистемы управления — подсистему контроля, подсистемы координации и организации. Доминантное положение подсистемы планирования обусловлено тем фактом, что контролировать, организовывать и координировать отношения возвратного лизинга возможно лишь после наличия детального плана, который бы отражал основные технические, экономические, организационные параметры отношений возвратного лизинга, основные результаты данных отношений, контрольные точки, по которым можно было бы судить об успешности возвратного лизинга.

На основе спланированных показателей менеджмент принимает управленческое решение относительно возможности и необходимости использования возвратного лизинга. Если указанное решение положительное, то одновременно задействуются подсистемы контроля, организации и координации.

Особенностью механизма возвратного лизинга является также то, что два элемента второго уровня — подсистема организации и подсистема координации — являются общими для субъектов возвратного лизинга. Организация и координация возвратного лизинга — есть совместные взаимозависимые и взаимообусловленные функции субъектов возвратного лизинга.


Рис 2. Модель рынка возвратного лизинга

При этом данные функции управления возвратным лизингом подвержены наибольшему влиянию со стороны факторов внешней среды, которое обусловлено особенностями рынка возвратного лизинга (рис. 2). На рис. 2 наглядно изображены субъекты рынка возвратного лизинга и связи между ними, которые образуют рынок возвратного лизинга. При этом произведено деление субъектов возвратного лизинга на 3 уровня — в зависимости от того, напрямую влияет указанный экономический субъект или опосредованно. Первый уровень характеризует отношения непосредственных участников возвратного лизинга — лизингополучателя и лизингодателя. Второй уровень субъектов лизингового рынка включает в себя банки, страховые компании, оценочные организации. К третьему уровню субъектов рынка возвратного лизинга относятся организации, которые также способны опосредованно влиять на отношения возвратного лизинга. Однако их особенность заключается в том, что они являются регулятивными органами, которые определяют параметры функционирования банков, страховщиков и оценщиков.

Государство является одним из наиболее влиятельных и весомых субъектов рынка возвратного лизинга: оно способно влиять на отношения возвратного лизинга как напрямую, так и опосредованно. Все действия государства на рынке лизинга обусловлены стратегией развития страны: именно на ее основе формируется политика достижения поставленных целей. Прежде всего, государство — это институт, устанавливающий через законодательные нормы «правила игры» на рынке возвратного лизинга. Государство вправе определять виды, типы, формы лизинга. Также государство способно влиять на степень привлекательности возвратного лизинга посредством законодательного закрепления налоговых послаблений для участников отношений возвратного лизинга. Контроль исполнения данных норм возложен на фискальные и правоохранительные органы.

Таким образом, модель рынка возвратного лизинга отчетливо характеризует высокую зависимость механизма возвратного лизинга от внешних факторов.

Предложенный механизм возвратного лизинга обладает следующими особенностями:

  • наличие двух уровней элементов механизма возвратного лизинга — во-первых, это субъекты возвратного лизинга и факторы внешней среды, во-вторых — подсистемы управления и подсистемы ценностных установок и параметров предприятия, функционирующих в рамках субъектов возвратного лизинга;
  • доминирование подсистемы планирования в рамках процесса управления возвратным лизингом, первичная и основополагающая роль плана при управлении возвратным лизингом;
  • высокая подверженность влиянию факторов внешней среды, поскольку именно из внешней среды (путем государственного регулирования) задаются основные рамки и ограничения — «правила игры» для возвратного лизинга;
  • специфическим свойством подсистем организации и координации возвратного лизинга — данные подсистемы являются общими для лизингодателя и лизингополучателя, они помогают субъектам возвратного лизинга взаимно уравновесить свои цели, поставленные в рамках возвратного лизинга.

Отмеченные особенности механизма возвратного лизинга позволяют сформулировать следующие принципы функционирования механизма возвратного лизинга:

  • принцип динамичности: постоянно существующая возможность изменения параметров субъектов механизма возвратного лизинга, параметров подсистем субъектов механизма возвратного лизинга;
  • принцип системности планирования возвратного лизинга: для качественного и эффективного управления возвратным лизингом основополагающую роль играют планы по применению возвратного лизинга, составленные на основе учета характеристик всех подсистем функционирования предприятия — технической, экономической, финансовой;
  • принцип подчиненности использования возвратного лизинга целям и стратегии субъектов возвратного лизинга: возвратный лизинг возможен лишь в том случае, если он одновременно позволяет достигать поставленных целей и вписывается в стратегию развития субъектов возвратного лизинга.

Рассмотрение субъектов возвратного лизинга как взаимосвязанных и взаимозависимых экономических единиц, имеющих общие цели, позволило сформулировать организационно-экономические основы механизма возвратного лизинга, а также основополагающие принципы функционирования данного механизма.

Таким образом, механизм возвратного лизинга — это динамическая совокупность взаимозависимых элементов, целью которой является достижение целей субъектов возвратного лизинга на основе системных планов применения возвратного лизинга, а также взаимной организации и координации (субъектами) возвратного лизинга.

Отмеченный принцип системности планирования возвратного лизинга предполагает рассмотрение предприятия-субъекта возвратного лизинга как целостной системы. Графически планирование применения возвратного лизинга на промышленном предприятии, основанное на системном подходе, изображено на рис. 3. Объектом планирования являются все показатели, которые отражают инвестиционную, финансовую, производственную деятельность предприятия — с одной стороны, с другой — планируются также показатели, характеризующие непосредственно возвратный лизинг. При этом на рисунке наглядно представлено влияние возвратного лизинга на все подсистемы предприятия, а также взаимосвязь и взаимозависимость подсистем предприятия.


Рис. 3. Планирование применения возвратного лизинга на основе системного подхода

В рамках процесса планирования применения возвратного лизинга выделены следующие группы субъектов планирования в зависимости от их организационной величины, от масштаба и уровня принимаемых решений (рис. 4).

  • Макросубъект планирования — предприятие, как экономическая единица ведет хозяйственную деятельность, направленную на достижение поставленных целей, при этом предприятием как экономическим субъектом постоянно производится анализ и поиск наилучших вариантов и альтернатив, позволяющих добиваться поставленных целей; на уровне предприятия как субъекта возвратного лизинга производится принятие решения относительно применения возвратного лизинга на определенных условиях с определенным объектом возвратного лизинга и с определенным направлением денежных средств, полученных благодаря применению возвратного лизинга;
  • Мезосубъект планирования — планово-экономический отдел, финансово-экономическая служба (координирует деятельность производственных и функциональных отделов по планированию применения возвратного лизинга, получает от указанных отделов информации, просчитывает варианты, рассчитывает целесообразность применения возвратного лизинга, формулирует оптимальные параметры возвратного лизинга);
  • Микросубъекты планирования:
    • Планово-производственный отдел (принимает решение относительно плановых объемов выпуска продукции ввиду изменения производственных мощностей, получения дополнительного сырья и материалов на средства, поступившие от применения возвратного лизинга);
    • Отдел главного энергетика (планирует изменение потребления электроэнергии ввиду изменения производственных сил предприятия и изменения производственной программы);
    • Отдел главного механика (планирует изменение затрат на обслуживание оборудования — нового и имеющегося);
    • Отдел труда и заработной платы (планирует изменение затрат на оплату труда ввиду изменения производственной программы, введения в эксплуатацию нового оборудования);
    • Отделы сбыта и маркетинга (планирует спрос на продукцию, которую можно выпускать на новом оборудовании, планирует расходы на продвижение новой продукции, оптимизацию ассортиментного портфеля);
    • Конструкторское бюро (производит конструкторское обеспечение запросов отдела маркетинга).


Рис. 4. Субъекты планирования применения возвратного лизинга

Таким образом, в качестве субъекта планирования выступают: во-первых, само предприятие; во-вторых, финансово-экономический или планово-экономический отдел, который является своеобразным интегратором и координатором деятельности, направленной на планирование применения возвратного лизинга, определяющим на основе анализа всех данных наиболее оптимальные параметры планируемой сделки; в-третьих, производственные и функциональные службы, которые планируют потенциальные изменения различных подсистем предприятия и принимают решения относительно наиболее рационального использования средств, которые могут быть получены в результате применения возвратного лизинга.

Характерной особенностью возвратного лизинга является то, что, с одной стороны, на предприятии происходит изменение объема и структуры основных средств, с другой стороны — возможно одновременное увеличение оборотных средств. Происходит изменение как производительных сил и технологического процесса, так и производительности, капиталоемкости и других важнейших параметров промышленного предприятия. При этом важнейшей задачей для руководства предприятия является планирование изменения если не всех, то большинства указанных параметров, вызванных применением возвратного лизинга.

Системный подход делает возможным планирование применения возвратного лизинга даже в том случае, когда на вырученные от продажи объекта лизинга средства приобретается оборудование, выполняющее лишь одну из многих десятков, сотен или десятков тысяч технологических операций, когда традиционные методики бессильны.

Определение и расчет различных изменений в функционировании организации стало возможным благодаря так называемому приростному исчислению анализируемых показателей.

Планирование, основанное на системном подходе, предполагает формирование системы показателей, состоящей: во-первых, из показателей, характеризующих непосредственное изменение предприятия как системы вследствие применения возвратного лизинга; во-вторых, из экономических показателей предприятия после использования средств, полученных в результате применения возвратного лизинга.

Плановые показатели при применении возвратного лизинга делятся на две группы (рис. 5). Во-первых, это показатели, которые непосредственно можно отнести к лизинговому проекту и ассоциировать с ним. Во-вторых, показатели, отражающие изменения в текущей деятельности предприятия, относящиеся к деятельности предприятия в целом. Особенность заключается в планировании обеих групп показателей, их оценке, в то время как большинство исследователей при анализе возможности использования лизинга предлагают лишь рассматривать движение денежных средств (даже не финансовый результат от ее проведения), напрямую связанное с лизинговой сделкой. Рис. 5 наглядно иллюстрирует, что системность планирования призвана акцентировать внимание менеджмента предприятия на двух группах планируемых показателей: плановые показатели, которые можно непосредственно ассоциировать со сделкой, и плановые показатели, обусловленные изменением деятельности предприятия в результате определенного варианта использования средств, полученных от продажи объекта лизинга.


Рис. 5. Направления планирования при применении возвратного лизинга

Таким образом, на основании проведенного исследования получены следующие результаты:

  • раскрыты теоретические основы механизма возвратного лизинга; сформулированы его особенности и принципы;
  • предложена модель функционирования рынка возвратного лизинга;
  • обосновано применение системного подхода при планировании возвратного лизинга, позволяющего наиболее полно реализовать принцип системности механизма возвратного лизинга при планировании применения возвратного лизинга;
  • предложена система показателей, на основе которых будет осуществляться планирование применения возвратного лизинга.