Библиотека управления

Управление издержками предприятия и анализ безубыточности

Савчук Владимир Павловичvps@a-teleport.com

Содержание

  1. Основные методические положения анализа издержек
    1.1. Классификация издержек и основные методы их анализа
    1.2. Локализация издержек по видам продукции
    1.3. Методы калькуляции себестоимости продукции
  2. Основные положения анализа безубыточности и целевого планирования прибыли
    2.1. Исходные допущения
    2.2. Расчет и анализ точки безубыточности
    2.3. Рабочий формат для анализа безубыточности и целевого планирования прибыли
    2.4. Влияние вложенного дохода и анализ операционного рычага
    2.5. Методика анализа безубыточности для многономенклатурного производства
  3. Гибкое планирование и контроль накладных затрат
    3.1. Основные положения гибкого планирования
    3.2. Особенности технологии гибкого планирования накладных затрат
    3.3. Использование АВС-метода для гибкого планирования
    3.4. Технология гибкого планирования для нескольких базовых показателей
  4. Основные положения управленческого учета на предприятии
    4.1. Исходные положения
    4.2. Система управленческого учета текущего состояния ресурсов и задолженностей предприятия
    4.3. Система учета издержек предприятия
  5. Система управления издержками предприятия в рамках CVP-подхода
  6. Стратегическое управление издержками предприятия
    6.1. Общие положения системы стратегического управления издержками
    6.2. Использование концепции цепочки ценностей
    6.3. Акцент на стратегическое позиционирование
    6.4. Концепция затратообразующих факторов
    6.5. Мониторинг издержек как средство достижения стратегических целей
  7. Практические упражнения и задания по управлению издержками и анализу безубыточности
    7.1. Контрольные вопросы
    7.2. Комплексное задание с решением
    7.3. Задания для самостоятельного решения

Введение

Настоящее учебное пособие посвящено систематическому изложению вопросов анализа и управления издержками предприятия, а также вопросам анализа безубыточности и целевого планирования прибыли. Речь идет о, так называемом, ресурсном, или товарном, планировании, когда анализируются и планируются не денежные потоки, а выручка и издержки. Цель такого вида аналитической деятельности заключается в поиске таких условий работы предприятия, при которых оно генерирует прибыль. При этом вопросы получения “живых денег” рассматриваются на следующем этапе планирования, который обычно называют “составление и контроль выполнения бюджета”, или просто “бюджетирование”. Планирование прибыли является своеобразной предтечей “бюджетирования” – если установлено, что предприятие способно генерировать прибыль, то можно говорить о планировании положительных денежных потоков. В противном случае – следует основательно изучить причины убытков, добиться прибыли, а затем снова вернуться к вопросам планирования денежных потоков.

Данная задача не может быть решена без эффективной системы управленческого учета. Управленческий учет – это учет “внутренней кухни” предприятия. Он предназначен для создания оперативной системы принятия решения руководством и обычно является конфиденциальным. Неформально, управленческий учет существует в любой организации – ценность его применения существенного зависит от того, насколько данные управленческого учета “поставляются” для принятия решений в реальном масштабе времени и ценности. Зачастую данные о ресурсах и издержках предприятия содержаться одновременно в нескольких местах: как правило, это – бухгалтерия, планово-экономический отдел и вычислительный центр. Причем эти данные нередко являются противоречивыми. Идеальной схемой управленческого учета на предприятии является создание внутренних стандартов учета и компьютеризация процесса учета с помощью адекватного программного обеспечения в составе внутренней сети предприятия.

Система управленческого учета строится не сама по себе, а главным образом для решения задач оперативного анализа и управления на предприятии. Этот блок имеет название “CVP-анализ”, от английского термина “Cost-Volume-Profit анализ”, т.е. совместный анализ издержек, объемов реализации и прибыли. Данное название носит условный характер, так как полный спектр работ в составе этого блока не исчерпывается анализом, а предполагает широкий комплекс деятельности менеджеров предприятия по управлению издержками и целевому планированию прибыли.

Автор имеет достаточно большой опыт практического воплощения CVP-анализа на отечественных предприятиях в рамках проектов Днепропетровского Центра послеприватизационной поддержки предприятий и Киевской консалтинговой фирмы Apple Consulting. Наибольший эффект был получен в тех случаях, когда аналитическая работа совмещалась с установкой и внедрением промышленных управленческих систем, в частности системы Navision, внедряемой украинской фирмой InnoWare.

Пособие снабжено большим количеством контрольных вопросов и расчетных задач. Способность ответить на все вопросы и решить все предложенные задачи свидетельствует о достаточном усвоении читателем основного материала пособия.