Библиотека управления

Обмен доверия на деньги

Мария Карпенко, Владимир Залужский Журнал «Комп&ньоН», № 27 за 2008 год
      Создание службы по связям с инвесторами позволит не только уменьшить волатильность котировок акций, но и привлечь новые подходящие компании инвесторов.

Деятельность по связям с инвесторами (Investor Relations) определяется как стратегическая функция корпоративной коммуникации, направленная на информирование финансово-инвестиционного сообщества о текущем состоянии компании и перспективах ее развития. Поскольку эта информация существенно влияет на динамику стоимости акций, то программа по связям с инвесторами будет напрямую связана с поддержанием и увеличением ликвидности ценных бумаг компании, ее рыночной капитализации в целом.

«&» проанализировал, для чего украинские компании организуют службу по связям с инвесторами, кто станет успешным связующим звеном между компанией и ее акционерами, какое место должен занять IR-отдел в структуре компании.

Для чего нужен IR

В мировой практике основными задачами отдела по связям с инвесторами являются развитие отношений с крупнейшими существующими и потенциальными инвесторами, разработка процедур и координация работы по раскрытию информации инвесторам, подготовка информационных материалов для руководства компании и участие в проведении презентаций компании на специализированных конференциях и в ходе роад-шоу. Дарья Игнатьева, IR-менеджер ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», дополняет список задач данного отдела на примере своей компании — это подведение ежеквартальных итогов деятельности компании и их раскрытия; подготовка годовых отчетов; взаимодействие с акционерами и организация общих собраний акционеров; взаимодействие с финансовыми аналитиками инвестиционных компаний, ответы на их вопросы и пояснения к отчетности; подготовка материалов к заседаниям совета директоров. Также отдел осуществляет взаимодействие с представителями основного акционера (специфика структуры капитала компании такова, что 90,5% голосующих акций принадлежат одному юрлицу).

Функции и задачи IR-отдела украинских компаний также обширны. «Главной задачей команды IR является нахождение правильного баланса между интересами акционеров и инвесторов, а также создание такого информационного поля, в котором инвесторы четко понимали бы риски компании и могли их правильно оценить, что в конечном итоге должно развивать и улучшать взаимоотношения с западными инвесторами, — объясняет Юлия Трухан, руководитель IR-департамента группы «Фуршет». — Для этого IR-менеджер должен четко понять стратегию развития компании. От такого менеджера руководство ожидает разработки концепции IR, что делать, в каком направлении развиваться и какой бюджет для этого требуется». Кроме донесения инвестиционному сообществу объективной информации о компании, IR-отдел также осуществляет постоянный мониторинг аналитической информации об отрасли и конкурентах (в том числе в России).

Еще одной важной задачей IR-отдела является анализ существующей базы инвесторов, а также привлечение новых с желаемым профилем. Зачастую эта задача осуществляется им самостоятельно, без помощи внешних консультантов. «Анализ инвесторов, владеющих акциями компании, мы обычно проводим ежеквартально, по необходимости — ежемесячно. Причем делаем это самостоятельно или используем информацию инвестиционных банкиров. Услугами специализированных IR-агентств мы пока не пользуемся», — детализирует Юлия Трухан. Компания «Балтика» подобный анализ также осуществляет самостоятельно, но ежегодно.

«В случае низкой ликвидности ценных бумаг компании IR-коммуникации играют ключевую роль, — добавляет Кристина Паробок, руководитель отдела стратегического планирования ОАО «Страховая компания «Универсальная». — Когда рынок не отображает реальную стоимость акций компании, именно от IR-отдела зависит, насколько качественно и своевременно осуществляется подготовка и дистрибуция необходимой информации. На основе данной информации инвесторы принимают решение и проводят расчеты справедливой стоимости своих вложений».

Если акции компании не котируются на рынке или котируется небольшое их количество, задачи отдела упрощаются. «В связи с тем что у нас очень небольшое количество акций находятся в свободной продаже (free float), направление IR является для нас скорее имиджевым, нежели стратегическим. Поэтому особых планов мы не составляем — стараемся быть открытой компанией и делиться результатами своей работы. Наша задача на данном этапе — поддерживать IR, быть открытыми и не оставлять без внимания инвесторов, которые интересуются нашей компанией. Мы ежеквартально проводим встречи с инвесторами по результатам работы. По четырем мероприятиям, проведенным в год, нас и будут оценивать, — делится информацией Елена Маркова, менеджер по связям с общественностью группы предприятий «ВВН Украина».

IR — не только для IPO

В большинстве случаев IR-отдел создается под конкретную цель, в первую очередь — перед IPO или привлечением иностранных инвесторов. Несмотря на рекомендации специалистов создавать службу по связям с инвесторами хотя бы за полгода до IPO, в практике украинских компаний это происходит, как правило, уже после размещения. «Идея создания службы IR возникла после проведения компанией ряда частных размещений акций, а также после того, как акционерами компании стали несколько ведущих иностранных институционных инвесторов, — отмечает Кристина Паробок. — Отдел IR был создан как абсолютно новая структура».

Типичная ситуация: консультанты подготовили компанию к публичному размещению акций, провели его и ушли, а компания осталась один на один со своими инвесторами и регуляторами. «Сегодня инвестиционные структуры активно пропагандируют прелести IPO, не акцентируя внимание на трудностях, появляющихся у компании с момента продажи ее акций, — рассказывает Евгений Коваленко,  финансовый директор холдинга Unitrade Group. — Так, инвесторы начнут внимательно следить за каждым шагом компании, интересуясь ликвидностью своих акций буквально каждую минуту. Поэтому особенно актуальной будет систематическая деятельность IR-менеджера, который только таким образом сумеет обеспечить объективную оценку рынком акций компании и создать благоприятную почву для будущих привлечений капитала». Но для этого, по мнению эксперта, о создании службы по связям с инвесторами лучше позаботиться заранее. Причем не только в тех случаях, когда компания собирается выходить на рынки капитала. «В идеале IR-специалист (отдел) должен существовать в любой компании, которая является эмитентом ценных бумаг, — убеждена Елена Деревянко, управляющий партнер агентства PR-Service. — Авральное же выделение IR-функции перед выходом на IPO можно оправдать только желанием получить центр ответственности для взаимодействия с компетентным аутсорсинговым агентством».

Компании, создавшие эффективно функционирующую IR-службу, действительно сумели расширить источники привлечения капитала. «IR-отдел в нашей компании существует с 2006 г. «Фуршет», пройдя достаточно длинный путь по подготовке к IPO, в итоге не осуществил выпуск, так как стратегическое партнерство с группой «Ашан» не предполагает выход компании на такие рынки, — рассказывает Юлия Трухан. — Тем не менее, отдел создан и его функции достаточно обширны. Компания активно работает с международными финансовыми институтами по вопросам привлечения долгового финансирования. На постоянной основе представляется информация о работе компании существующим инвесторам (в состав акционеров входят международные финансовые инвесторы), а поддержание партнерских отношений с «Ашан» требует от нас достаточно больших усилий, особенно на начальных этапах работы».

Место IR-отдела в структуре компании

В крупных западных компаниях штат IR-отдела сравнительно небольшой. Например, в крупных корпорациях уровня BP или GlaxoSmithKline, в службе IR работают всего 10–15 человек. Для сравнения: в целом штат специалистов по корпоративным коммуникациям, куда входят и специалисты с IR, достигает в таких компаниях 100 человек, то есть на IR приходятся 10–15% всех коммуникационных специалистов компании. Возглавляет IR-отдел сотрудник, как правило, в ранге директора.

В Украине в крупных даже по местным меркам компаниях IR-службы насчитывают вместе с руководителем два-три человека. «Как правило, в украинских компаниях IR-служба не превышает одного-двух человек: IR-менеджер или руководитель подотдела IR в структурном подразделении большего масштаба плюс его подчиненный. При условии наличия сильной PR-службы и/или обслуживающего PR-агентства достаточно среднего уровня IR-активности (обязательное раскрытие информации, не слишком большое количество особых событий)», — подчеркивает Елена Деревянко. В небольших компаниях руководство IR-направлениями вообще могут поручить директору по маркетингу или CFO, у которых может быть в подчинении один IR-ассистент. «В нашей компании штат IR-отдела — два человека. Данный отдел находится в прямом подчинении финансового директора, а руководитель IR-службы является его заместителем, — разъясняет Юлия Трухан. — Именно финансовые службы компании предоставляют IR-отделу необходимую для работы информацию». Аналогичного подхода придерживаются и в СК «Универсальная». Там IR-отдел входит в структуру финансового блока, однако является подотчетным как CFO, так и CEO. Руководитель IR-отдела присутствует на всех собраниях совета директоров, организует личные встречи с руководством относительно текущего состояния дел в компании, прогнозов ее деятельности. «Начальник отдела IR имеет также доступ к полной финансовой отчетности, планам, прогнозам деятельности. Он осуществляет мониторинг всех пресс-релизов PR-отдела компании, оповещая акционеров о наиболее важных из них», — уточняет Кристина Паробок.

Иного подхода к месту IR-отдела в организационной структуре компании придерживаются в российской «Балтике». «У нас IR находится в прямом подчинении вице-президента по корпоративным вопросам, в косвенном — президента компании, — рассказывает Дарья Игнатьева. — IR как новая функция появилась на базе трех отделов — PR, финансового и отдела корпоративной работы (юристы). В процессе развития IR перешел из подчинения директора по корпоративным связям и информации в подчинение вице-президента по корпоративным вопросам. Он участвует в подготовке материалов к заседанию совета директоров, во встречах топ-менеджеров компании при подготовке раскрытия информации по ключевым событиям компании».

Эксперты не берутся однозначно ответить на вопрос, какая из моделей более эффективна, однако отмечают важность прямой связи IR-руководителя с высшим руководством компании. «Наличие в компании IR-менеджера не может заменить общение инвесторов с руководством», — убежден Евгений Коваленко. Согласно статистике CFO и CEO тратят не менее 25% своего рабочего времени на IR. CFO компании «Балтика», к примеру, помимо участия в роад-шоу и во встречах с инвесторами, также входит в состав комитета, ответственного за раскрытие информации (в его работе принимают участие юристы и PR-специалисты).

«Кроме встреч для анонсирования квартальных финансовых результатов компании, CEO и CFO в среднем два раза в год проводят личные встречи с представителями инвесторов, — делится опытом Дарья Игнатьева. — А официальным спикером наиболее часто выступает президент компании». По словам Кристины Паробок, в СК «Универсальная» CEO, CFO, IR-руководитель принимают активное участие в коммуникациях с инвесторами. Личные встречи CEO и CFO компании с представителями инвесторов проводятся по мере необходимости либо по желанию одной из сторон не менее двух-трех раз в квартал. Официальным спикером чаще других выступает IR-руководитель. «Такой подход увеличивает нагрузку на отдел по связям с инвесторами, однако позволяет генеральному и финансовому директорам тратить меньше времени на выступления и подготовку к ним. Но квалификация IR-руководителя, если он является основным спикером в компании, должна быть высочайшей», — резюмирует Кристина Паробок.

Распределение времени между задачами IR

Кристина Паробок, руководитель отдела стратегического планирования СК «Универсальная»:

– Основные ключевые направления работы отдела:

  • проведение рабочих встреч, телефонных и конференц-переговоров с акционерами и инвесторами, занимающих около 25% рабочего времени;
  • оперативная реакция на запросы инвесторов, инвестиционных компаний, брокерских организаций, фондового рынка (25%);
  • участие в инвестиционных конференциях (15%);
  • организация коммуникаций инвесторов с топ-менеджментом компании (5%);
  • организация роуд-шоу (10%);
  • организация аналитической поддержки фирмы инвестиционными банками и компаниями (15%);
  • обеспечение подготовки и публикации периодических аналитических отчетов о компании (5%).

Порядок создания IR-отдела

Денис Гайдак, директор по финансам и экономике компании «Сармат»:

– Для начала компании необходимо определиться с организационной структурой и подчиненностью IR-службы. Данный вопрос можно решить относительно быстро, затем решается вопрос с персоналом. Это самое трудное и длительное в наших условиях занятие, особенно учитывая необходимость обучения людей. После этого стоит заняться разработкой IR-концепции будущего размещения акций (это может занять неопределенный срок, поскольку зависит от общего временного графика подготовки к IPO). Вопросы, связанные с поиском медиапартнеров и прочих участников IR-коммуникаций, заказ материалов решаются после утверждения IR-концепции и бюджета расходов.

Однозначно, есть смысл проведения специального обучения для сотрудников IR-службы. Место тренингов определяется будущей географией IPO: обучаться работе есть смысл на тех рынках, на которых компания планирует размещаться.

Информация в IR-службу может поступать различными путями в зависимости от системы ее подчиненности. Если IR-служба входит в финансовый блок, конечно же, информация поступает через финдиректора. В иных случаях подчинения IR-службы (PR-блок; прямое подчинение первому руководителю) целесообразно организовать процесс регулярного предоставления информации об определенных событиях в компании (в том числе и финансовые данные) от центров ответственности в IR-службу. Конечно же, в ходе подготовки к IPO консалтинг, в том числе и по вопросам организации IR, есть смысл покупать у тех компаний (банков), которые будут заниматься вашим размещением. Однако использование полного аутсорсинга в таких деликатных вопросах мне кажется нецелесообразным. Достаточно иметь соглашения с рядом постоянных информационных агентств для оперативного и качественного размещения информации в СМИ.