Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/finmarket/capitalization.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Как сказку сделать былью

Евгений Коган
Генеральный директор Инвестиционной компании «Антанта Капитал»
Журнал «Консультант», № 13 за 2007 год

Если еще несколько лет назад векселя, облигации, Eurobonds, акции и другие финансовые инструменты использовались в основном крупными и известными компаниями, то сейчас все больше предприятий средней и малой капитализации успешно осваивают новый для себя способ привлечения инвестиций. Однако необходимо отметить, что фондовый рынок реагирует не на все предложения и, соответственно, не каждая фирма может привлечь финансирование на выгодных для себя условиях. В данном случае рынок ценных бумаг — это место встречи инвесторов, игроков, ищущих новые умные интересные идеи, на которых они смогут заработать деньги. Принцип «игры» прост: отдаем меньшую сумму и через какое-то время получаем большую.

Основополагающим показателем для таких инвесторов является капитализация предприятия. Именно со знакомства с этим показателем они начинают размышлять над вопросом «А стоит ли вкладывать в компанию деньги?».

Многое множество

В России сложилась уникальная ситуация, когда в начале 90-х несколько тысяч предприятий в один день стали акционерными обществами. Сегодня акции многих из них обращаются на бирже, однако стоимость большинства подобных компаний пока не получила справедливой оценки. Эти предприятия опытные инвесторы считают наиболее перспективными с точки зрения вложений и относят их к группе недооцененных компаний средней капитализации.

При этом количество фирм, входящих в эту группу, с каждым годом увеличивается. Соответственно растет интерес к этим предприятиям со стороны инвесторов и стремление владельцев и менеджмента к повышению стоимости своего бизнеса. Рост интереса к компаниям средней капитализации начался в 2003 году. Именно тогда на российском фондовом рынке произошла «тихая революция»: инвесторы обратили внимание на предприятия с капитализацией в 20–50 миллионов долларов. Результатом этого стало многократное повышение стоимости таких компаний.

Интерес со стороны инвесторов был обусловлен тем, что предприятия, желающие повысить свою капитализацию, стали вести более дружелюбную политику по отношению к инвесторам: они начали выплачивать справедливые дивиденды, регулярно публиковать для инвесторов свою отчетность. Они стали публичными. Кроме того, их просто стало больше, на российском рынке появились акции компаний с легко прогнозируемым потенциалом роста и понятной стратегией развития.

Благоприятная экономическая ситуация в стране привела к росту доходов, что, в свою очередь, стало причиной притока финансовых ресурсов на фондовый рынок как со стороны институциональных, так и со стороны частных инвесторов. Все это в совокупности способствовало тому, что в последние годы российский фондовый рынок демонстрировал уверенный рост. В 2005 году рост индекса РТС составил более 85 процентов, в 2006-м — более 60 процентов. Несмотря на то что в настоящее время на рынке наблюдается некоторый спад и, возможно, рынок не покажет таких рекордных доходностей, как в предыдущие годы, мы считаем, что он будет расти и развиваться вместе с экономикой России. Кроме того, нельзя забывать, что основу индекса составляют все-таки крупные компании, которые уже по большей части достигли уровня своей справедливой стоимости. Потенциал роста мы видим в секторе ценных бумаг компаний, недооцененных рынком.

Количество развивающихся компаний, акции которых котируются на фондовой бирже РТС на площадке RTS board, только за 2006 год увеличилось почти на 40 процентов. В системе представлены бумаги порядка 900 эмитентов. Количество IPO, проведенных российскими компаниями, за последние два года возросло в три раза. В январе 2007 года на Фондовой бирже РТС начала работу площадка RTS START, а на фондовой бирже ММВБ — Сектор инновационных и растущих компаний (Сектор ИРК). Данные площадки предназначены для размещения и обращения ценных бумаг эмитентов небольшой и средней капитализации.

Все это еще раз доказывает интерес со стороны растущих компаний к фондовому рынку и, наоборот, рынка к таким предприятиям.

Обоюдный интерес

Стимулов для формирования справедливой капитализации у компаний так называемого второго эшелона достаточно. Один их главных — желание привлечь длинные и дешевые финансовые ресурсы. Важную роль в возникновении такого желания сыграл пример других предприятий. Успехи первых IPO, проведенных крупными игроками, вызвали «волну» публичных размещений. Значительное количество эмитентов начали задумываться об IPO не как об уделе 10–20 лидеров рынка, а как о реальном финансовом инструменте. В свою очередь «массовость» подобных проектов сделала IPO более доступным для компаний средней капитализации.

Нельзя не отметить и роль государства, которое также приложило руку к тому, чтобы средние компании стали благосклонно поглядывать на рынок ценных бумаг. С одной стороны, регулирующие органы проводят планомерную работу для повышения уровня прозрачности российских компаний и заставляют предприятия становиться более открытыми. А с другой — не без помощи государства произошел перелом в сознании собственников бизнеса. Они поняли, что гораздо более выгодно зарабатывать на росте капитализации, чем на использовании различных «серых» схем.

Еще одна причина, по которой компании средней руки стремятся увеличить свою капитализацию, — это быстрый рост количества сделок слияний и поглощений. Ведь как известно, при сделке M&A важнейшим критерием при оценке стоимости компании является ее капитализация.

Таким образом, приоритетными целями компании, решившей сформировать капитализацию, помимо развития бизнеса являются его защита и обеспечение процесса «выхода» из него владельцев (см. схему 1).


Схема 1. Цели формирования капитализации

Предприятию со сформированной капитализацией проще и дешевле привлечь для своего развития как кредитные ресурсы, так и средства инвесторов в виде, например, облигационного займа. Акции компании, имеющие понятную рыночную стоимость, могут использоваться в качестве залога при получении банковского кредита. В случае займа финансовых ресурсов через размещение акций (IPO или Private Placement) их можно будет привлечь на более выгодных условиях. И наконец, предприятие получает инструмент для поглощения конкурентов и укрупнения бизнеса: разница в стоимости публичной компании и ее непубличных конкурентов позволит на лучших условиях поглощать аналогичные предприятия отрасли, обменивая акции компании на акции поглощаемых предприятий по выгодному курсу.

Что касается «выхода» акционеров из бизнеса, то здесь преимущества достижения справедливого уровня капитализации очевидны. Акции компании, которые размещаются на биржевых площадках, — это ликвидный актив. В случае необходимости продажи такого актива проблем с поиском покупателя не возникнет, и цена будет существенно выше, чем если бы у компании не было публичной истории.

Бизнес такого предприятия более защищен, чем у закрытой компании. Вероятность недружественного поглощения фирмы, акции которой торгуются на биржевых площадках, очень мала. Потенциальному рейдеру придется заплатить справедливую цену за скупаемые бумаги и быть готовым к искам миноритарных акционеров, среди которых могут быть и западные инвестиционные фонды.

Что по чем?

На стоимость компании влияет целый ряд факторов, которые можно разделить на две крупные группы — внешние и внутренние факторы (см. схему 2).

К внешним факторам относятся характеристики макросреды, рынка капитала, а также тенденции развития этого рынка и конкурентные позиции компании. К внутренним — операционная деятельность предприятия, финансовый успех и стратегия.


Схема 2. Факторы, определяющие стоимость компании

Для того чтобы начинать работу по созданию и повышению рыночной капитализации, предприятие должно провести анализ всех вышеперечисленных факторов. Особое внимание следует уделить тем критериям, которые изначально интересуют финансово-экономическое сообщество.

Во-первых, бизнес компании-дебютанта должен быть устойчивым. Предприятие должно генерировать достаточный денежный поток (Sales > 30 млн долларов). Темпы роста доходов компании должны быть прогнозируемыми и достаточно высокими.

Во-вторых, бизнес должен иметь четкую и понятную структуру собственности. Компания должна своевременно и полно раскрывать отчетность, демонстрировать лояльность по отношению к миноритарным акционерам и, желательно, проводить привлекательную дивидендную политику.

Еще один важный критерий — у фирмы должна быть хорошая публичная история То есть опыт работы на рынках долгового капитала, положительная кредитная история, желательно с большим количеством кредиторов, опыт успешного проведения облигационных займов.

Сроки начала работы по повышению капитализации зависят от поставленных целей. Для обеспечения наилучших условий выхода из бизнеса подготовительную работу желательно начинать минимум за четыре–шесть месяцев. Что касается повышения капитализации с целью получения больших возможностей для развития компании, то здесь четких сроков не существует. Однако понятно, что чем раньше начнется эта работа, тем лучше. То же самое можно сказать и про защиту бизнеса.

Фактически это означает следующее: какие бы цели ни преследовали владельцы бизнеса, они должны планомерно вести работу по созданию и/или повышению капитализации своей компании.

И последние станут первыми…

Существует несколько способов достижения наибольшей капитализации. Основные и наиболее интересные инструменты — это частное и публичное размещение акций.

Частное размещение (Private Placement) — это внебиржевое размещение пакета акций предприятия (обычно менее 50%) в узком кругу финансовых инвесторов. При частном размещении владелец бизнеса сохраняет за собой контроль над ним. Фактически он продает часть своего пакета заинтересованным инвесторам, вхождение которых в капитал предприятия согласовано.

Частное размещение акций позволяет в достаточно короткий срок привлечь финансовые ресурсы для развития бизнеса. Контролирующие акционеры предприятия могут продать часть своего пакета акций по рыночной цене и привести заинтересованных партнеров в свой бизнес.

IPO позволяет привлечь значительные объемы финансирования при максимальной цене продажи пакета акций. Его проведение позволяет создать рыночную капитализацию и публичную историю компании, проводящей размещение, в дальнейшем способствует снижению стоимости публичных заимствований, повышает узнаваемость компании в инвестиционном сообществе.

Если компания по объективным причинам не готова к прозрачности своего бизнеса, но стремится к ней, она может сформировать стоимость, приближенную к рыночной. Для этого акции необходимо разместить в индикативной котировальной системе RTS Board. За счет этого предприятие сможет показать инвесторам свою приблизительную стоимость, обозначить некий ориентир (см. схему 3).


Схема 3. Этапы достижения наибольшей капитализации

После вывода акций в RTS Board компания становится известной инвесторам. Постепенно формируется рынок акций бизнеса: совершаются сделки, повышается ликвидность. Постепенно сделок становится все больше, капитализация компании начинает расти. Следующим этапом становится листинг на фондовой бирже — РТС и/или ММВБ. Он позволяет существенно расширить круг инвесторов, а значит, еще больше повысить ликвидность акций и стоимость компании.

Ценные бумаги могут иметь признаваемую биржевую котировку, используемую для оценки стоимости чистых активов инвестиционных фондов, налогообложения, расчета лимита кредитной организации на одного заемщика.

Про любовь и сказки

Поскольку именно от активности инвесторов, от их денег зависят сроки достижения справедливой капитализации и поддержание ее на приемлемом уровне, то компании-эмитенту необходимо уделять работе с инвесторами первостепенное значение.

Пословица «Любишь кататься — люби и саночки возить» не теряет своей актуальности и в реалиях фондового рынка. Компания-эмитент, начиная работу над созданием капитализации, является для инвестора своеобразным котом в мешке, которого ему предлагается купить. Поэтому понятно его желание узнать о том, что же там, в мешке, находится. Эту информацию инвестору необходимо предоставить. Рассказать о том, что это за предприятие, каково его положение на рынке, какая у него стратегия развития, перспективы и т. д. Будет лучше, если рассказывать о бизнесе будут не только его владельцы или менеджмент, которые все-таки являются лицами заинтересованными, но и отраслевые аналитики. Последним нужно предоставить исходную информацию, с которой они могут начать работать. Как показывает практика, аргументированное исследование какого-либо предприятия, сделанное уважаемым на рынке аналитиком, способно существенно поднять стоимость акций. Выпуск аналитического отчета — первый шаг на пути к сердцу инвестора. Останавливаться на этом не стоит. Компания должна постоянно генерировать поток новостей. И даже не столь важно, положительные они или отрицательные, — инвестор сам разберется. Умение признать свои ошибки, честно рассказать о своих проблемах и обозначить пути их решения добавит очков любому предприятию. Своевременное раскрытие различной отчетной информации, наличие постоянно обновляемого сайта в Интернете, проведение личных встреч с инвесторами — все это играет в пользу компании-эмитента.

Лучше всего, если отношениями с финансово-инвестиционным сообществом будет заниматься специальное IR-агентство. У подобных агентств есть опыт работы в этой области и связи с инвесторами. Они знают, что именно хочет услышать инвестор о компании и в какой форме он хочет это услышать.

Как бы парадоксально это ни звучало, но фондовому рынку нужна «сказка». Конечно же, с хорошим концом. Ведь покупая акции того или иного предприятия, инвестор покупает его будущее. И если это будущее будет лучше настоящего, он хорошо заработает. Поэтому цель компании — рассказать инвесторам «сказку» о светлом будущем. Причем такую, в которую они поверят, и значит, дадут деньги, то есть купят акции. А вот уже с деньгами «сказку» можно сделать былью. И тогда все окажутся в выигрыше: инвестор, поверивший в «сказку», заработает, а предприятие получит справедливую капитализацию и сможет использовать ее как инструмент для достижения поставленных целей, будь то развитие бизнеса, его продажа или защита.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых