Библиотека управления

Учет влияния инфляции в проектном анализе (продолжение)

И. Волков, М. Грачева, Д. АлексановИнститут экономического развития Всемирного банка.

1. Инфляция спроса.

Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше чем она способна производить; она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличение реального объема продукции, потому что все имеющееся ресурсы уже полностью использованы. Этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: "Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров".

2. Инфляция, вызванная ростом издержек производства, или уменьшением совокупного предложения

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса.

Два самых важных источника инфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальной зарплаты и цен на сырье и энергию.

2.1 Инфляция, вызванная повышением зарплаты

Если повышение зарплаты в масштабах всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. при неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен.

2.2 Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения

Другая основная разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек, обычно называется инфляцией, вызванной нарушением механизма предложения. Она является следствием увеличения издержек производства, а следовательно, и цен, которое связано с внезапным, непредвиденным увеличением стоимости сырья или затрат на энергию. Убедительным примером служит значительное повышение цен на импортируемую нефть в 1973–1974 гг. и в 1979-1980 гг. Поскольку за это время цены на энергию возросли, увеличились также издержки производства и транспортировки всей продукции в экономике. Это привело к быстрому росту инфляции, обусловленной увеличение издержек.

В реальном мире ситуация гораздо сложнее, чем предлагаемое простое разделение инфляции на два типа - инфляцию, вызванную увеличением спроса, и инфляцию, обусловленную ростом издержек.

Большинство экономистов считают, что инфляция, обусловленная ростом издержек, и инфляция спроса отличаются друг от друга еще в одном важном отношении. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы. С другой стороны, инфляция обусловленная ростом издержек, автоматически сама себя ограничивает, то есть либо постепенно исчезает, либо самоизлечивается. Это объясняется тем, что из-за уменьшения предложения реальный объем национального продукты и занятости сокращается, и это ограничивает дальнейшее увеличение издержек. Иными словами, инфляция, обусловленная ростом издержек, порождает спад, а спад, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек.

После начала перестройки в нашем обществе, мы со всей остротой ощутили влияние этого недуга. Инфляционные явления отразились на многих сферах нашей жизни, они коснулись и области инвестиционной деятельности.

Инфляция является основным фактором, характеризующим окружающую проект среду, инвестиционный климат. Факторы окружающей среды в условиях России являются одними из самых трудно прогнозируемых. Одной из первых и наиболее сложных задач, требующих решения инвестора, является описание окружающей среды и прогноз тенденций ее развития. Первым и основным является инфляция. Она оказывает разнообразное влияние на оценку проектов, сильно осложняя ее.

Особенно сильное влияние на показатели коммерческой эффективности инвестиционного проекта оказывают такие факторы, как неоднородность инфляции по видам продукции и ресурсов. Если вести предложение о том, что инфляция имеет однородный характер, она все равно оказывает огромное влияние на показатели проектов за счет того, что, например, происходит изменение влияния запасов и задолжностей. Это означает то, что в условиях такой инфляции становится более выгодными большие запасы готовой продукции и большая дебиторская задолженность. Завышаются налоги за счет отставания амортизационных отчислений от тех, которые соответствовали бы повышающимся ценам на основные фонды, изменяются фактические условия предоставления кредитов и займов. Нельзя также забывать и о том факте, что в нашей стране можно наблюдать несоответствие уровня инфляции и темпов роста курсов иностранных валют, что значительно затрудняет проведение анализа. Из-за инфляции не только переоцениваются финансовые результаты осуществления проекта, но и изменяется сам план реализации проекта (происходит изменение планируемых величин запасов задолжностей, необходимых заемных средств, объема производства и продаж). Это говорит о том, что даже проведение расчетов в твердой валюте или в натуральных показателях не может избавить от необходимости обязательного учета инфляции.

Для анализа проектов инфляции - центральная проблема несоответствия между российской действительностью и западной. Если рассматривать те проекты, которые уже существуют у нас, просчитываются или даже уже реализуются, то все они рассчитываются в долларах США. Эксперты всячески стараются обойти проблему учета инфляции, ее прогнозов. Но проведенные исследования показывают, что все эти попытки несостоятельны. Только в случае учета инфляции можно получить результаты, адекватные реальности. Стоит также отметить, что в литературе этот вопрос, в основном, обходится стороной.

В настоящее время можно выделить два основных метода, призванных учесть фактор инфляции в оценке инвестиционных проектов. Первый, отстаиваемый разработчиками программного пакета “Альт-инвест”, метод постоянных цен. Второй, отстаиваемый разработчиками другого программного пакета “PROJECT EXPERT” - метод текущих цен.

Метод текущих цен

Сторонниками этого метода считают, что наиболее простой, но не дающий точную оценку вариант - полностью абстрагироваться от инфляции, приняв за денежную единицу всех проектных расчетов доллар США.

Принимая во внимание, что экономическая ситуация в России характеризуется те только высоким уровнем инфляции, но и серьезными структурными изменениями в ценообразовании, последние окажутся не учтены, если не использовать основную валюту. И хотя уровень издержек неумолимо стремиться к мировым ценам, с каждой из статей поступлений и затрат это происходит по-разному. В качестве показательного примера можно привести изменение уровня заработной платы, который в долларовом исчислении увеличился более чем в десять раз за последние три года.

Более точно, хотя и более трудоемко, по мнению сторонников данного подхода, структурную инфляцию смог бы выявить метод, который обеспечивает возможность корректного формирования денежных потоков посредством организации ввода данных в параллельных валютах (операции на внутреннем рынке в рублях, на внешнем рынке в долларах США) и проведение расчетов реальных (текущих) ценах, с учетом инфляции и с периодом, скажем, один месяц. При этом, для устранения погрешности в расчетах, внесенной инфляцией, финансовый результат, полученный в рублях, преобразуется в эквивалент в доллары США по текущему обменному курсу. В результате, анализ проекта может производиться при ставках дисконтирования, используемых для проектов, рассчитываемых в постоянных ценах. Рассмотрим этот метод подробнее.

Итак, все финансовые операции, проводимые на внутреннем рынке, включая поступления от реализации продукции и затраты на приобретение на внутреннем рынке сырья, материалов и комплектующих, привлечение акционерного или заемного капитала, а также оплата услуг, будут производиться в основной валюте. В тоже время все платежи по экспортно-импортным операциям, а также операции по привлечению капитала и займов в иностранной валюте, будут осуществляться во второй валюте для внешнего рынка.

Все поступления и выплаты во второй валюте преобразовываются в эквивалентное значение в основной валюте по текущему обменному курсу в соответствии с заданными тенденциями его изменения с определенным шагом. Значения поступлений и выплат также ежемесячно корректируются в соответствии с заданными параметрами инфляции.

Финансовый результат проекта в виде трех основных документов: отчета о прибылях и убытках, плана денежных потоков и баланса, а также расчет показателей эффективности деятельности предприятия формируются в основной валюте.

Расчет показателей эффективности инвестиций: период окупаемости, индекс прибыльности, чистая приведенная величина дохода и внутренняя норма рентабельности, производится на основе данных, полученных в результате преобразования финансового результата в основной валюте в финансовый результат во второй валюте (доллар США), по текущему валютному курсу. Процедура преобразования финансового результата, рассчитанного в основной валюте в эквивалент во второй валюте, позволяет устранить погрешность в расчетах показателей эффективности инвестиций, которая неизбежно возникает при расчете проекта в текущих ценах с учетом инфляции. При этом устраняется необходимость использовать для каждого расчетного периода индивидуальные ставки дисконтирования и создаются условия для получения сопоставимых с распространением в международной деловой практике уровней значений показателей эффективности инвестиций.

В указанном методе при учете структурной инфляции основной валюты следует разделить показатели инфляции на несколько составляющих, характеризующих определенную группу (статью затрат). В идеальном случае следует прогнозировать изменения затрат на каждую составляющую (материал, продукт, услуга). Необходимость этого подтверждается тем, что индексы инфляции на различные группы товаров, участвующих в одном проекте, различаются в несколько раз.

Итак, инфляция может быть описана группой следующих показателей, характеризующих изменения стоимости по основным статьям поступлений и затрат.

1. Курс рубля по отношению к доллару.

Учитывается значение на предполагаемую дату начала проекта.

2. Инфляция обменного курса рубля по отношению к доллару США.

3. Инфляция на сбыт.

Прогнозируемый рост (снижение) цен на производимую продукцию или услуги в % за год: в рублях - на внутреннем рынке, в $ - на внешнем (экспорт). В случае превышения темпов роста цен над темпами общей инфляции (изменение соотношения курсов валют) может сложиться ситуация, когда цены на внутреннем рынке в рублях превысят уровень мировых цен. Поэтому необходимо следить за корректностью данных, особенно при длительных сроках реализации проекта.

4. Инфляция на переменные издержки или себестоимость продукции (услуг).

5. Инфляция на заработную плату.

6. Инфляция на общие (постоянные) и административные издержки.

Первоначально необходимо определить долю каждой из статей расходов в сумме фиксированных затрат и затем рассчитать суммарный показатель инфляции на общие операционные и торгово-административные издержки с учетом влияния каждой из статей.

7. Инфляция на основные фонды.

Помимо учета структурных изменений в ценообразовании метод текущих цен, в отличие от метода постоянных цен, совершенно целесообразно учитывает влияние факторов времени, таких как задержки платежей, время производства и сбыта продукции, а также условия формирования и использования производственных запасов. Влияние этих факторов на формирование денежных потоков, в условиях высокой инфляции многократно возрастает, и пренебрегать ими при расчете в реальных (текущих) ценах было бы серьезной ошибкой. Основными показателями, характеризующими условия платежей, являются:

1. Дебиторская задолженность, в днях.

Среднее время задержки клиентами (заказчиками) платежей за приобретенные ими товары или услуги - в днях, с момента реализации.

2. Кредиторская задолженность, в днях.

Окончание... (Метод постоянных цен)