Библиотека управления

Оценка эффективности инвестиций в сферу торговли продуктами питания

Н.Р.Хачатурян (на примере мелкооптового и розничного рынка г.Москвы) Из архивов "Инвестиционного эксперта"

Комментарий к статье "Оценка эффективности инвестиций в сферу торговли продуктами питания" поможет оценить круг вопросов, рассматриваемых при анализе проекта.

Роман Сидорчук, "Милагро-М":

В связи с тем, что мне приходится заниматься маркетингом в сфере торговли продуктами питания именно на оптовых рынках, хотелось бы высказать некоторые свои соображения по данному вопросу:

Привлекательность вложений в торговлю на оптовых рынках г.Москвы.

1. Привлекательность вложений в ту или иную сферу можно определять по разным параметрам, но для оптовых рынков в первом приближении можно использовать основной затратный фактор при организации торговли на рынке, а именно возможность арендовать торговое место и арендная плата. Этот фактор зависит от "раскрученности" рынка и месторасположения контейнера или павильона на нем, что в свою очередь определяет объем и вид продаж (соотношения опта и розницы), которые можно осуществлять с данной торговой точки. На сегодняшний день на "раскрученном" рынке не возможно сразу арендовать контейнер или павильон в так называемом "проходном" месте, обычно места там не сдаются, а выкупаются (выкупается право аренды) у прежних владельцев или у администрации рынка (Пример: Мытищинская оптовая ярмарка на МКАД www.yarmarka.com). Рынки, где имеются свободные места обычно характеризуются низкой проходимостью покупателей и исключительно розничной торговлей, и их характерная черта сверхнизкая арендная плата (Пример: рынок Левобережный для продуктов питания - аренда 200$). Можно сделать вывод, что эффективность вложений, уже на первом этапе определяет правильность выбора потенциальных торговых точек. Стоимость выкупа рентабельных торговых точек колеблется от 3000 до 5000 долларов США.

2.Выбор ассортимента продуктов питания для осуществления торговли, является столь же существенным фактором для торговли на рынке, как и выбор месторасположения торговых точек. Не останавливаясь на этом вопросе подробно т.к. он требует отдельного рассмотрения, следует отметить, что почти все поставщики товара через 2- 3 месяца совместной работы предоставляют отсрочку платежа от 3 до 15 дней с сохранением скидок, что позволяет направлять высвобождающийся собственный капитал на расширение ассортимента товаров или увеличения числа торговых точек. Маркетологи или маркетинговые службы крупных поставщиков, обычно помогают своим клиентам в подборе правильного ассортимента товара.

3.Осуществление торговли на оптовом рынке проще и легче, чем на пример через розничный магазин или палатку.

3.1 Заинтересованность администрации рынка в арендаторах обеспечивает большую защищенность от произвола проверяющих и контролирующих органов.

3.2 Обычно администрации рынков предоставляют арендатором широкий комплекс дополнительных услуг по осуществлению торговой деятельности (оформление согласований СЭС, ассортиментных перечней, регистрации предприятий и т.п.).

3.3 Наличие даже номинальной охраны обеспечивает большую сохранность имущества арендатора на рынке.

3.4 Реалии сегодняшнего дня определяют место торговли на оптовых рынках в теневом секторе, что обеспечивает определенную независимость торговли на оптовых рынках от политических рисков и изменяющегося налогового законодательства (Введение налога с продаж в Москве, практически не сказалось на ценах оптовых рынков).

3.5 Достаточно большой оборот (по сравнению с магазином или палаткой той же площади) привлекает потенциальных поставщиков, которые сами предлагают товар, организациям торгующим на оптовых рынках, на льготных условиях.

3.6 Возможность достаточно быстро расшириться и создать первичные накопления (по сравнению с магазином или палаткой той же площади).

Сказанное выше определяет значительную привлекательность для инвесторов с незначительными суммами инвестиций и готовностью самостоятельно осуществлять организацию торговли.