(Behaviorally anchored rating scales (BARS)) – поведение сотрудников в различных ситуациях оценивается по шкале от наиболее желательного до недопустимого.
краткая информация по термину |
По сути, поведенческая рейтинговая шкала – это тот же семантический дифференциал, используемый в рейтинговых методах оценки. Существенным обстоятельством здесь является принцип составления поведенческой рейтинговой шкалы на основе опроса работников (возможно – анонимного) относительно фактических примеров поведения на рабочем месте. Наиболее часто встречающиеся в ответах примеры накладываются на шкалу: от желательного до недопустимого. Дальнейшая оценка предполагает оценку аттестуемого работника по этой шкале и исчисление балльной аттестационной оценки.
Пример: поведенческая рейтинговая шкала отношений работы с клиентом продавца-консультанта бытовой техники
Оцениваемый продавец-консультант:
- грамотно и квалифицированно объясняет покупателю правила пользования бытовой техникой, разъясняет, в чем состоят отличия между моделями, поясняет правила оформления кредита и гарантийного обслуживания техники, остается вежливым даже с раздраженными клиентами 2 балла
- объясняет покупателю правила пользования бытовой техникой, разъясняет, в чем состоят отличия между моделями, поясняет правила оформления кредита и гарантийного обслуживания техники, но с раздраженными клиентами предпочитает не работать, «передав» их другому продавцу 1 балл
- ограничивается краткими объяснениями правил пользования бытовой техникой, отличия между моделями характеризует нечетко, правила оформления кредита и гарантийного обслуживания техники оставляет для объяснения работникам кредитного и гарантийного отделов 0 баллов
- общение с клиентом ограничено лишь необходимой предпродажной проверкой изделия, пояснений не дает, отсылая за ними к другим сотрудникам -1 балл
- допускает невежливое отношение к раздраженным клиентам -2 балла
Метод поведенческих рейтинговых шкал является одним из наиболее сложных методов проведения аттестации. Рекомендуется применять его в тех случаях, когда поведение сотрудников чрезвычайно важно для эффективности их работы.