Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/education/webinar.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Вебинары в корпоративном обучении как инструмент организации e-learning в компании

Статья предоставлена платформой для проведения вебинаров etutorium.ru

Вебинары зарекомендовали себя как простая онлайн-альтернатива тренинговому аудиторному обучению сотрудников. С одной стороны, они позволяют компаниям экономить на командировочных расходах и конференц-сопровождении очных мероприятий. С другой, увеличивают скорость передачи навыков и получения информации, необходимой для выполнения сотрудниками своих функций. А если добавить к этим преимуществам возможность записи вебинаров для повторного их использования, то такая форма корпоративного обучения может стать выигрышной для современных компаний.

Заглянем в среднестатистическую торговую организацию с разветвленной дилерской сетью и определим задачи, которые смогут решить вебинары. Персонал компании - это 2 типа сотрудников: представители головного офиса и специалисты региональных подразделений. Наибольшее количество персонала, который нуждается в обучении, находится именно в региональных представительствах, разбросанных по всей стране, а иногда и по нескольким странам. В филиалах регулярно появляются новички одних и тех же профессий (торговые представители, менеджеры по продажам, мерчандайзеры). В головном офисе есть постоянная необходимость в организации работы и обучения всех региональных подразделений. Выход нового продукта, смена условий оплаты и доставки, внедрение нового программного обеспечения - эта информация должна максимально быстро и в полном объеме доноситься до всех сотрудников. Возможности внутреннего документооборота закрывают часть таких потребностей, но они не позволяют задать вопросы эксперту в режиме реального времени или организовать обсуждение сотрудников, работающих в разных уголках страны. А вебинары позволяют!

Для каких целей компании могут использовать вебинары?

Контент для вебинара: этап подготовки

Нельзя взять тренинг по продажам и просто трансформировать его в лекцию, которую тренер прочтет на веб-камеру в формате вебинара. Такое построение учебного занятия не сможет заменить очного обучения. Оптимально - разделить тему на модули, которые будут отработаны в формате вебинара, а для освоения навыков задействовать очный формат. Например, отработку диалогов с клиентом провести с помощью курса-тренажера или в процессе очной встречи с наставником, руководителем. Дополнением к вебинарному обучению может стать мини-тренинг, нацеленный именно на практикум. Он уже не будет занимать 8-16 часов, так как основную часть знаний ученики получают на вебинаре. Таким образом, 1-2 дневное очное мероприятие сократится до 4-х часового и может стать частью программы регулярного очного совещания или другого корпоративного мероприятия.

Функционал веб-комнат

То, каким образом будет построено занятие в веб-комнате, во многом зависит от ее функционала. Преподаватель (спикер вебинара) подбирает оптимальную траекторию обучения, ориентируясь на свой опыт и набор инструментов. Показ слайдов презентации, вещание с веб-камерой, дискуссия в чате, совместная работа на общей доске, демонстрация экрана, проигрывание видео, проведение опросов и тестирования - это основные функции вебинарной платформы. В зависимости от ее возможностей, можно отследить активность участников и записать мероприятие. Перед покупкой платформы стоит проверить технические характеристики корпоративных каналов связи, так как это определит возможности использования всего набора функций выбранного веб-класса.

Обучение спикеров вебинаров

На этапе внедрения вебинаров компания может предположить, что корпоративный очный тренер легко переквалифицируется в веб-тренера без дополнительной подготовки. Не смотря на наличие опыта передачи знаний и проведения обучения в группе, для перехода в онлайн формат тренеру потребуются специальные навыки. Важно учитывать, что стандартный обучающий вебинар проводится в течение 1-2 часов в небольшой группе до 20-ти человек. За это время тренер постоянно отслеживает внимание участников, используя различный функционал веб-комнаты. Опытный спикер каждые 5-10 минут меняет способы подачи информации, дает участникам задания, обращается к ним по имени, проводит тестирование, задает вопросы и просит ответить в чате.

Интерактивность учебного процесса можно реализовать и в дистанционном формате. Вебинар не должен представлять собой скучную лекцию с вещанием спикера через камеру и методичным пролистыванием презентации. Иначе среди участников уже через 10 минут после начала обучения останутся лишь высокомотивированные или те, кто забыл закрыть окно браузера.

Вебинар может стать эмоциональным, интерактивным, вовлеченным, интригующим, интересным и визуально насыщенным мероприятием. Все это зависит от понимания целей обучения, мастерства тренера, удобства использования функционала веб-комнаты и хороших каналов связей для проведения онлайн обучения.

Вебинары в системе смешанного обучения

Многие компании постепенно приходят к пониманию того, что корпоративная система обучения не может быть построена исключительно на очном или чисто на дистанционном формате. Так или иначе, возникает необходимость применения различных инструментов и, в результате, возникают программы смешанного обучения для сотрудников. Примером такой программы может стать учебная траектория, состоящая из электронного курса (базовые знания), вебинара (общение с экспертом и обсуждение), тренинга или тренажера (отработка навыков) и тестирования (финальный этап проверки качества обучения). Таким образом, вебинары в системе смешанного корпоративного обучения берут на себя часть задач, которые ранее решались за счет использования тренингов.

Вебинары в системе корпоративного обучения: КЕЙСЫ “ОРМАТЕК” и “ЛАНТАНА-АВТО”

В ЗАО “ОРМАТЕК” вебинары начали проводить 5 месяцев назад. Главная причина - необходимость оптимизировать денежные и ресурсные затраты на корпоративное обучение. Сегодня в компании 20% очных тренингов трансформировались в онлайн формат. Основная целевая аудитория - директора и руководители региональных торговых точек, а также продавцы. Обучение проводится по темам, касающимся нового функционала, изменений в продуктах и услугах или расширения ассортимента. 6 внутренних тренеров собирают группы по 7-10 участников 4-5 раз в месяц. Первая обратная связь от участников сигнализирует о том, что интенсивность проведения занятий достаточно высокая, так как сотрудникам бывает сложно усвоить большие потоки новой информации. Поэтому в ближайшее время планируется увеличить перерыв между вебинарами. В компании также собирают и используют записи проведенных веб-занятий. Эти материалы находятся на общедоступном корпоративном ресурсе. Имея уже некоторый опыт в проведении вебинаров, сотрудники отдела обучения ЗАО “ОРМАТЕК могут поделиться советами со своими коллегами, которые находятся на стадии принятия решения о внедрении вебинаров: тщательно изучить информацию об особенностях проведения веб-занятий, уделить внимание настройке оборудования и обучению тренеров в подготовке учебного контента и удержанию внимания аудитории.

Компания ООО «ЛАНТАНА-АВТО» проводит вебинары для своих сотрудников в течение 10-ти месяцев. Основная тема - продуктовое обучение. И она собирает достаточно большие группы - до 100 участников. В компании были попытки проводить вебинары по техникам продаж, но оказалось, что для этих тем необходимо более тщательно продумать контент и формат проведения мероприятия для достижения высокой интерактивности и эффективной совместной работы в группах. Спикерами вебинаров выступают тренеры и внутренние эксперты. Изначально причиной аренды платформы для вебинаров стало сокращение затрат на организацию и командировочные расходы очных мероприятий, так как для компании с широкой филиальной сетью управление процессами очного обучения всегда было достаточно дорогим. К тому же, переход в онлайн-формат позволил ускорить информирование о нововведениях и обучение новичков. Сегодня платформой пользуются для обучения не только своих сотрудников, но и сотрудников компаний-партнеров - поставщиков и производителей.

Подведем итоги:

  1. Вебинары - эффективная альтернатива очным учебным мероприятиям для компаний с расширенной филиальной сетью и четкой стратегией обучения.
  2. Основные задачи, которые покрываются за счет внедрения вебинаров, - стандартизированное дистанционное обучение сотрудников массовых профессий, до-и послетренинговое сопровождение учебного процесса, организация обмена опытом и сбора лучших практик, проведение корпоративных онлайн-совещаний.
  3. Имеющийся в компании учебный контент для тренингов нуждается в адаптировании для обучения в формате вебинаров, что выражается в разделении материала на более короткие модули и отработке навыков в очном формате или с помощью тренажеров.
  4. Современные вебинарные платформы обладают функционалом, который при грамотном его использовании обеспечивает качественное обучение.
  5. В blended learning подходе для построения систем корпоративного обучения вебинары выполняют функции, которые ранее возлагались на очные мероприятия и требовали командировочных расходов и временных затрат.

© 1998-2023 Дмитрий Рябых