Анализ рынка консалтинговых услуг за рубежом
За последние десять лет наблюдается очень большой рост консалтинговых услуг. Это связано с глобализацией мировой экономики. Последние достижения информационной технологии, глобальные информационные сети изменили представления о границах предприятий и о технологии производства, управления и ведения бизнеса. Насыщение традиционных рынков товаров потребовало поиска новых подходов к потребителю. Именно поэтому 81% портфеля заказов ведущих консультационных фирм составляют фактически заказы на услуги по реорганизации и реструктуризации бизнеса.
На сегодняшний день этот рынок оценивается почти в 90 млрд.долл. с годовым потенциалом роста порядка 15-20 процентов в течении последних нескольких лет. В начале 80-х годов в отрасли управленческого консультирования было занято приблизительно 18 000 консультантов, а на сегодняшний день число специалистов составляет около 700 000 человек, без учета консультантов, занимающихся только вопросами информационных технологий и управления кадрами. Объём консалтинговых услуг в 1993 г., составлял около 25 млрд. долларов, в 1994 г. - около 34 млрд. долларов, в 1995 г. - около 40 млрд. долларов [3].
В мире насчитывается около 1720 фирм, специализирующихся в области управленческого консалтинга. По параметрам численности специалистов и объёма годового оборота услуг 40 фирм из этого числа можно считать крупными, 180 фирм - средними, а 1500 фирм - мелкими. Мировой рынок управленческих консультационных услуг при этом поделен следующим образом: 40 самых крупных консалтинговых фирм обслуживают 66% этого рынка, 180 средних фирм - 25%, 1500 мелких фирм - 9%. Крупная фирма имеет от 300 до 30000 профессионалов и годовой доход от 68 млн. до 3 млрд. долларов. В средней фирме трудится от 100 до 300 профессионалов, генерируя годовой доход до 20 млн. долларов. Мелкие фирмы - это фирмы, в которых в среднем около 4-х профессиональных консультантов и годовой доход не более 0.5 млн. долларов [3].
Анализ структуры услуг, производимых 40 крупнейшими управленческими консалтинговыми фирмами, дал следующие результаты [3]:
- 31% - консалтинговые услуги по вопросам управления операциями и процессами, включая вопросы реорганизации бизнеса и всеобщего управления качеством (TQM),
- 17% - консультирование по вопросам корпоративной стратегии,
- 17% - консультирование по вопросам информационно-технологической стратегии,
- 16% - консультирование по вопросам развития бизнеса,
- 11% - консультирование по вопросам организационного проектирования,
- 6% - финансовое консультирование,
- 2% - услуги по вопросам маркетинга и продажам.
Все эти результаты представлены автором в виде гистограммы на рис.1.:
Рис. 1. Анализ структуры консалтинговых услуг
Анализ оказываемых консалтинговых услуг по различным сферам деятельности имеет следующий вид:
- 22% - заказы от предприятий финансового сектора экономики,
- 11% - от предприятий по производству товаров народного потребления,
- 11% - от других промышленных предприятий,
- 10% - от компаний сферы телекоммуникаций,
- 9% - от предприятий энергетического сектора,
- 9% - от правительственных учреждений,
- 9% - от учреждений здравоохранения,
- 8% - от научно-исследовательских учреждений,
- 3% - от средств массовой информации и предприятий шоу-бизнеса,
- 2% - от предприятий оптовой и розничной торговли,
- 6% - от других источников.
Вышеуказанные данные представлены автором на рис.2.:
Следует отметить, что на долю США приходится около 49% всего мирового рынка управленческих консалтинговых услуг.
В 1993 г. в США различным фирмам предоставили свои услуги в области консалтинга приблизительно 80 тыс. экспертов-консультантов - всего на сумму около 17 млрд долл. Стоимость крупных контрактов с консалтинговыми фирмами в том же году колебалась в среднем от 30 до 50 млн долл. В 1998 г. доходы от аудиторских услуг в мировом масштабе составили около 70 млрд долл., а объем продаж сектора консультационных услуг достиг 90 млрд долл., где на долю консультирования в области информационных технологий пришлось 60%. За последние три года рост объемов продаж консалтинговых услуг ежегодно составляет не менее 10%.
Рис. 2. Анализ оказываемых консалтинговых услуг по различным сферам деятельности
По данным New York Times, 15% компаний пользуются услугами консультантов на регулярной основе и 35% прибегают к помощи консультантов по мере необходимости.
Структура спроса на консалтинговые услуги по странам Европы в 1997 г. следующая (в млн.дол.) [10]:
Австрия | 396,0 |
Бельгия | 440,0 |
Болгария | 28,6 |
Великобритания | 4441,8 |
Венгрия | 13,2 |
Германия | 9199,3 |
Греция | 90,2 |
Дания | 310,2 |
Испания | 1142,9 |
Италия | 638,0 |
Нидерланды | 1042,8 |
Норвегия | 612,7 |
Польша | 94,6 |
Россия | 76,3 |
Словения | 30,8 |
Финляндия | 270,6 |
Франция | 1760,0 |
Швейцария | 345,4 |
Исследование удовлетворенности услугами консультантов, проведенное Kennedy Information Group в 242 западных компаниях, показало, что, чем больше размеры консалтинговой фирмы, тем в меньшей степени клиенты удовлетворены их услугами (см. рис.3 и рис.4).
Как сообщает журнал Consulting Magazine (Сonsultants News, 11/99), в котором опубликовано исследование, президенты компаний в большей степени удовлетворены услугами консультантов, чем вице-президенты и директора. Особенно интересно, что компании, тратящие больше денежных средств на консалтинг, считают полученные услуги более полезными, чем компании, истратившие на консалтинг меньше средств.
Компании, нанимающие консультантов, чаще всего недовольны следующим:
1) Предложением "консервативных" (уже известных) решений за большие деньги
2) Игнорированием мнения клиента
3) Рекомендациями, которые трудно претворить в жизнь
Рис.3. Удовлетворенность клиентов консультантами в зависимости от типа нанимаемой компании
Рис.4. Удовлетворенность клиента консультантами в различных отраслях
Суммарные доходы “Большой пятерки” за 1998 год оцениваются в 60 млрд. долл., а их персонал составляет примерно 500 000 человек! Следует отметить, что в секторе аудита они занимают абсолютно доминирующее положение - из каждого заработанного в отрасли доллара около 80 центов приходится именно на эти пять компаний. Но такие фирмы как A.T.Kearney, Bain & Company, Booz-Allen & Hamilton, the Boston Consulting Group, McKinsey & Company, Mercer Management Consulting и другие оказывают достойную конкуренцию “Большой пятерке” на рынке управленческого консалтинга. Однако с каждым годом консалтинговые подразделения пяти крупнейших аудиторско-консультационных компаний наращивают объемы выручки именно на этом рынке. В последние годы этот сектор стал основным источником роста для компаний “Большой пятерки”. Так, например, доходы фирмы Ernst & Young от этого рода деятельности в 1998 году выросли до 4 млрд. долл. - на 33%, а у крупнейшей компании PricewaterhouseCoopers рост выручки от услуг по управленческому консультированию составил 41,5% (до 4 млрд.долл).
Наряду с международными консалтинговыми компаниями есть и крупные фирмы общего профиля, специализирующиеся на определенном регионе или стране. Они могут быть как местными, так и иностранными.
Помимо специализации в направлениях консалтинга, существует целый ряд фирм, которые ориентируются на клиентов из определенных отраслей. Например, крупная международная консалтинговая компания SH&E (Simat Helliesen & Eichner), имеющая ряд проектов в странах СНГ, специализируется исключительно на авиапредприятиях. Консалтинг в области авиабизнеса является основным видом деятельности и ряда небольших региональных фирм, таких, как английская "Атлас Проджект Менеджмент" (Atlas Project Management) и российско-ирландская "Авиа Интернэшнл Лимитед" (Avia International Ltd), большинство клиентов которых - авиапредприятия бывших союзных республик.
Раз в четыре года проводится Всемирная конференция менеджмент-консультантов. Уже было проведено пять Всемирных конференций: в Париже (1987), в Нью-Йорке (1990), в Риме (1993), в Иокогаме (1996) и в Берлине (2000). В документах 4-го Всемирного конгресса консультантов констатируется, что консалтинг уже является всемирной отраслью экономики - индустрией, находящейся в процессе становления [9].
Проводят Всемирные конференции менеджмент-консультантов профессиональные консалтинговые ассоциации и объединения.
Профессиональные консалтинговые ассоциации существуют в настоящее время в 42 странах мира. Обычно членство в них является корпоративным, т.е. они объединяют не индивидуальных консультантов, а консалтинговые фирмы. Индивидуальные консультанты создали специальные формы объединений, которые называются "Институты менеджмент-консалтинга". Национальные консалтинговые институты объединены в Международный совет консалтинговых институтов со штаб-квартирой в Торонто (Канада).
Существуют два ведущих международных профессиональных объединения консалтинговых фирм:
- Европейская федерация ассоциаций по экономике и управлению (ФЕАКО). Она была основана в 1960 г. в Париже, а в 1991 г. ее штаб-квартира была перенесена в Брюссель. В настоящее время членами ФЕАКО являются 25 национальных ассоциаций стран Европы (по одной от каждой страны, в том числе 17 - из стран Западной Европы и 8 - из стран Центральной и Восточной Европы). Ассоциации-члены ФЕАКО включают 1200 консалтинговых фирм, насчитывающих более 12 000 консультантов.
- Ассоциация менеджмент-консалтинговых фирм (АМКФ). Она основана в 1929 г. и является старейшей в мире консалтинговой ассоциацией. Будучи изначально национальной ассоциацией консалтинговых фирм США (АКМЕ), в середине 1990-х гг. она де-факто обозначила себя как международную ассоциацию, введя в свое название подзаголовок "Всемирная ассоциация консалтинговых фирм". В отличие от ФЕАКО АМКФ пока не межнациональное, а транснациональное объединение, так как ее международный статус основывается на том, что членами этой организации являются крупнейшие американские консалтинговые фирмы, имеющие филиалы практически во всех регионах мира [8].
Главными уставными задачами профессиональных ассоциаций и институтов консультантов выступают обеспечение и гарантирование высокого качества консалтинговых услуг и профессионального поведения своих членов.
Помимо профессиональных консалтинговых ассоциаций, существуют также организации, в которые консультанты включаются наряду с другими специалистами в области менеджмента: преподавателями, профессиональными менеджерами и т.д. К таким организациям относятся Европейский фонд развития менеджмента (EFMD), Ассоциация развития менеджмента стран Центральной и Восточной Европы (CEEMAN), Американская ассоциация менеджмента (AMA), Всеяпонская федерация менеджмент-организаций (ZEN-NOH-REN).
В целом сектор консалтинговых услуг развивается опережающими темпами по сравнению с другими отраслями мировой экономики. Особенное развитие рынка консалтинговых услуг ожидается в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Китае. В качестве наиболее перспективного рынка с точки зрения объема спроса рассматривается Китай [9].
Литература
- Управленческое консультирование. /Под ред. М.Кубра. В 2т. - М.:Интерэксперт, 1992. – Т.1. 319 с.
- Нисевич Е.В., Муханова Е.Б. и др. Проблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры. – М.: Институт экономики АН СССР, 1991. – С.41.
- Ефремов В.С. Управленческий консалтинг как бизнес. // www.bcg.ru
- Управленческое консультирование на производственно-хозяйственных объектах стран – членов СЭВ. / Под ред. Л.Ф.Демарцевой. М.: МНИИПУ, 1989. – 182 с.
- Лузин А.Е., Елмашев О.К. Вопросы теории и практики управленческого консультирования. Ижевск, 1986.
- Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. – М.: Экономика, 1983.
- Забытые дискуссии и нереализованные идеи. – Л., 1990.
- Посадский А.П. Основы консалтинга. - М.: ГУ ВШЭ, 1999. - 240 с.
- Management Consultants 1996 World Conference "The Roles and Activities of the Consulting Business toward the 21st Century". Yokohama: Zen-Noh-Ren, 1996. P.165-167.
- Survey of the European Management Consultants Market in 1997. FEACO PMP Research. Brussels, 1998.
Содержание... |