Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/consulting/mkintro-09.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Сравнительный анализ развития консалтинга в Украине и за рубежом

Трофимова О.К. tok_pub@mail.ru
Украинская ассоциация менеджмент-консультантов

Консалтинговая деятельность зародилась в нашей стране в середине 20-х годов и оказала существенное влияние на формирование теории и совершенствование практики управления. Истоки управленческого консультирования берут начало в концепции научной организации труда (НОТ) 20-30-х годов, когда Институт техники управления при Наркомате РКИ занимался консультационной деятельностью. Позднее в период организации крупных предприятий, в эпоху индустриализации и укрепления административно-директивного стиля управления, консалтинговая деятельность была резко свернута.

Многие годы консалтинговая деятельность носила кратковременный, эпизодический характер, усилия консультантов были рассредоточены и базировались преимущественно на личной инициативе.

В 1971 г. была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции, где особенно акцентировался процесс обмена производственным опытом между странами – членами СЭВ. В Международном научно-исследовательском институте проблем управления (МНИИПУ, Москва) было подготовлено несколько описаний опыта хозяйственной деятельности ряда передовых предприятий стран СЭВ, а именно организации научно-техническим развитием и созданием конкурентоспособности продукции и практики управления инновациями [1].

В СССР был накоплен значительный опыт по управленческому консультированию. В этом направлении плодотворно работали специализированные центры в гг. Таллине, Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске и др. В 80-е годы советскими и болгарскими специалистами проводились совместные разработки по практическому экпериментированию методов диагностического анализа и управленческого консультирования. Накопленное за последние три десятилетия понимание процессов развития профессиональной консалтинговой деятельности представляет большую теоретическую и практическую ценность. Примерно такой период оценивается Лузиным А.Е. [2] и Лейманном Я.А. [3] как период непрерывного развития управленческого консультирования в стране в целом за послевоенное время.

В 80-е годы начали возрождаться службы научной организации труда (НОТ), изначально нацеленные на решение вопросов повышения эффективности труда и управления (и фактически ликвидированные в наше время). По содержанию они наиболее близки к службе внутренних консультантов (СВК) в США. В таблице 1 приведен сравнительный анализ задач, решаемых СВК в США и службами НОТ в Украине [4].

Таблица 1.

СВК 70-80 годы

НОТ 80-е годы

1.Анализ производственно-хозяйственной деятельности, выявление проблем, требующих нововведений

1.Совершенствование кооперации и разделения труда, нормирования и оплаты

2.Разработка или поиск нововведений, способных решать эти проблемы

2.Распространение передовых приемов труда

3.Проведение перестроек в управлении

3.Рациональная организация и обслуживание рабочих мест

4.Повышение общей восприимчивости к нововведениям и распространению по всей организации

4.Научные методы подбора, расстановки и продвижения кадров

Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод, что для СВК главным является поиск нововведений и повышение восприимчивости к ним, а для НОТ характерны большая предметность, эмпиризм и идеологическая нагрузка.

В настоящее время управленческое консультирование в Украине находится на такой стадии развития, когда отрабатывается логика теории, то есть набор правил в рамках этой теории. Управленческому консультированию предстоит преодолеть сложившееся отставание, главным образом, путем высокой самоорганизации, взаимодействия и интеграции с опытом управленческого консультирования зарубежных стран и практического вклада в создание теории управленческого консультирования.

Существует три основные общепризнанные причины, которые способствуют созданию и продвижению профессионального консультирования в Украине:

  1. создание профессиональных отечественных служб, которые смогли бы уменьшить зависимость страны от иностранных экспертов;
  2. оптимальное приспособление “ноу-хау” в области управления к специфическим условиям Украины именно местными профессионалами;
  3. сокращение использования дорогих иностранных специалистов, что позволит уменьшить стоимость консультационной части многих проектов, следовательно, сэкономит валюту, а также сделает эти услуги доступными для местных клиентов, включая мелких предпринимателей.

Итак, подведем итог, в чем же отличие украинских консультантов по управлению от западных консультантов?

1. Уровень профессионализма.

Западные консультанты имеют профессиональное образование и постоянно накапливают опыт и обмениваются им на соответствующих семинарах и конференциях. Однако у них нет большого опыта работы в Украине со своими ментальными особенностями. Имеется большая научная и методологическая база, а также неограниченный доступ к литературе.

Украинские консультанты редко имеют профессиональное образование (зарубежные курсы, семинары, стажировки) и долгий опыт. Однако они лучше понимают проблемы украинских предприятий и их руководителей.

2. Экономическая результативность и рыночная ценность.

Западные консультанты обладают более ясным осознанием смысла и потенциального положительного экономического эффекта, который может дать их профессиональная деятельность. Они рассматривают отношения "консультант-клиент" объективно.

Украинские консультанты проявляют меньше уверенности в том, как можно оценить результаты их деятельности для организаций. Видение ими взаимоотношений консультанта и клиента более субъективно и основано на приоритете человеческих ценностей над экономической целесообразностью.

3. Процессы изменения и управление.

В смешанной культурной среде западные консультанты проявляют крайне нормативное поведение. Украинские консультанты, имеющие подчас образование и опыт в психологии, демонстрируют поведение, ориентированное на персонал, более мягкое, гибкое и эмпатичное. Поскольку западные клиенты более склонны отдавать управление в руки консультанту, действия западных консультантов варьируются от "мягких" до крайне "жестких". Украинские компании менее склонны отдавать контроль в чужие руки, поэтому действия украинских консультантов часто ограничиваются тренингами и сопровождением процесса.

4. Роль формальных взаимоотношений.

Украинские консультанты используют систему личных отношений для доступа в организацию и последующего общения в ней. Они рассматривают консультирование как образ жизни и могут распространять отношения с клиентами в другие сферы профессиональных и личных взаимоотношений.

Западные консультанты более жестко привязаны к формальным установлениям и нормам поведения. Они рассматривают консультирование только как профессию, которой нужно заниматься в рабочее время. Отношения консультант-клиент ограничиваются, как правило, сроком действия контракта.

5. Позитивное мышление и эмоции.

Западная деловая среда и деловое мышление являются более оптимистичными, ориентированными на действие и инициативу. У украинских консультантов больше эмоционально ориентированного поведения, рефлексии и меньше прагматичного подхода к профессиональным проблемам.

В целом можно констатировать, что консалтинг в Украине оформился как профессия, хотя и не имеет официального юридического статуса. Он во многом похож, но не идентичен консалтингу на Западе. И хотя иностранный консультант - привычная сегодня фигура на украинском рынке, возникает закономерный вопрос: а могут ли вообще иностранцы реально помочь украинским предприятиям? Местные консультанты утверждают, что их иностранные конкуренты ничего не понимают в Украине. Иностранцы объясняют, что нужно снижать себестоимость, оптимизировать финансовые потоки, лучше управлять сбытом, грамотно управлять персоналом предприятия. И пишут хорошие планы, как все это выполнять. Однако они не ездят на "разборки" с предприятиями-должниками. Не доказывают в правительстве, что прежде чем штрафовать за неуплату налогов, нужно правительству самому расплатиться с предприятием за продукцию. Иностранные консультанты, безусловно, научили многому, но процесс этот был обоюдный. Следует отметить, что прийти в Украину с готовыми решениями невозможно, необходима адаптация.

Следует также отметить, что в настоящее время украинские консалтинговые фирмы составляют весьма достойную конкуренцию западным фирмам, особенно в таких видах деятельности, как: управление качеством, инжиниринг, информационные технологии, маркетинг, аудитинг, кадровый консалтинг и обучение. Более того, методические разработки в таких видах деятельности, как активные методы обучения, обучение в действии, инжиниринг и аудитинг более разработаны, чем зарубежные аналоги.

Литература

  1. Управленческое консультирование на производственно-хозяйственных объектах стран – членов СЭВ. / Под ред. Л.Ф.Демарцевой. М.: МНИИПУ, 1989. – 182 с.
  2. Лузин А.Е., Елмашев О.К. Вопросы теории и практики управленческого консультирования. Ижевск, 1986.
  3. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. – М.: Экономика, 1983.
  4. Забытые дискуссии и нереализованные идеи. – Л., 1990.


Содержание... Продолжение...

Опубликовано в Вестнике ХГПУ


© 1998-2023 Дмитрий Рябых