Библиотека управления

Информационное партнерство, как стратегия информационного развития экономики

Рахматуллин И. Ф.

Оглавление

Информационный рынок России переживает эпоху стремительного развития. Этому способствуют различные причины, но самое главное - переход конкуренции на качественный новый уровень. Уровень, когда информационный ресурс фактически стал одним из важнейших факторов успешного бизнеса путем формирования нового делового мышления не только в среде деловой элиты, но и предпринимательства вообще. Государственные информационные ресурсы, являясь одним из ключевых элементов существующего информационного рынка, в значительной степени определяют основные тенденции его развития.

В результате, для всего общества - и аналитиков бизнеса, представителей науки или простых граждан встает вопрос о повышения прозрачности рынка. Это в свою очередь определяет необходимость наличия более глубоких знаний не только существующих информационных ресурсов, но и об источниках и технологиях их получения.

Потому возникла необходимости формирования среды коллективной работы, в которой все ресурсы являются взаимосвязанными, оперативными и согласованными. В такой среде стратегия участников информационного рынка непосредственно увязана с планированием и взаимным интересом по генерированию необходимых прозрачных ресурсов и эффективном их управлении. Такая система партнерства позволяет практически реформировать концепцию взаимоотношений между производителями и потребителями информационного продукта, оно построено на принципиально новой основе - а именно возможности совместной разработки и управления информационными ресурсами и системообразующими знаниями.

По нашему мнению, этот факт находит подтверждение в той мысли, что поддержка темпов устойчивого роста национальной экономики должна, среди прочих мер, опираться на использовании эффективных подходов в управлении информационными ресурсами.

Они уже сейчас способны обеспечить долгосрочное стимулирование бизнес-процессов и инновационное развитие.

Академик А.А. Хорткевич подсчитал, что для того, чтобы увеличить производство какого либо продукта вдвое, производство обеспечивающей его информации нужно увеличить в 4 раза, если в 10 раз, то производство информации в 100 раз 1.

При этом следует дополнить мысль тем, что принципиальным остается вопрос потенциала эффективности имеющихся информационных ресурсов. Информационный ресурс должен рассматриваться "как средство снижения неопределенности ее способностью обеспечивать достижение целей или реализацию потребностей субъекта" 2.

В итоге - растущий интерес представителей бизнеса к имеющимся возможностям партнерства с региональными подразделениями государственной статистики. Партнерство позволяет практически реформировать концепцию взаимоотношений между производителями и потребителями информационного продукта, оно построено на принципиально новой основе - а именно возможности совместной разработки и управления информационными ресурсами и системообразующими знаниями.

Анализ проведенного исследования потребности в информационных ресурсах и услугах крупных и средних бизнес-структур позволило выявить следующие характеристики:

Результаты во многом разъяснили существующие проблемы информационной бизнес-среды, идентифицируя потребности различных потребительских групп. Это дает возможность строить базу для системы партнерства. Однако оно не дает рекомендации по формированию определенной согласованной стратегии управления статистическими информационными ресурсами.

Вопрос 1: "Какие формы сотрудничества с Комитетом государственной статистики РТ представляют наибольший интерес для Вас?" Можно предложить несколько вариантов.

Варианты Ответ
1 Приобретение статистической информации 39
2 Проведение рыночных исследований по заказу 33
3 Консультации по поводу применимости тех или иных информационных ресурсов в практике маркетинговых исследований 18
4 Размещение информации о возможностях предприятия и продукции в справочных издания ("Производители и поставщики товаров и услуг в Республике Татарстан") 48
5 Иное 5
6 Поиск возможных партнеров 3
7 Выборки из баз данных 1

Вопрос 2: "В разработке каких информационных ресурсов органами государственной статистики в наибольшей степени нуждаются специалисты Вашего предприятия?"

Можно предложить несколько вариантов

Вариант ответа Ответ
1 Справочные базы данных по участникам рынка 83
2 Демографические показатели 7
3 Характеристики стиля жизни различных социально-доходных групп 10
4 Статистические показатели объемных и стоимостных характеристик производства более широкой номенклатуры промышленной продукции 27
5 Статистические показатели объемных и стоимостных характеристик ввоза и вывоза более широкой номенклатуры промышленной продукции 21
6 Отраслевая статистическая информация 37
7 Бухгалтерские балансы предприятий и организаций 17
8 Иное 2
9 Иное - Данные по занятости населения по отраслям экономики 1
10 Иное - Данные по обороту розничной торговли по различным группам товаров 1

Практическая реализация концепции организации деятельности партнерства должна быть основана на применении инструментов планирования, консолидации, анализа и мониторинга. Общая схема концепции может быть представлена как синтез науки, системных маркетинговых ресурсов исследовательских компаний и крупнейшей государственной структуры по разработке информационных ресурсов - Федеральной службы государственной статистики.

Результат позволит формировать более прозрачную информационную среду - путем учета имеющихся ошибок в моделях сбора информации, в определенной степени не учитывающих динамичные стратегии современного бизнеса. Здесь речь идет не только о более эффективном перераспределении информационного налога или более эффективном его взимании.

В свою очередь, органы государственной статистики, в виду более общего подхода к сбору статистической информации могут также не знать о реальной картине распределения во времени и пространстве реальных характеристик производства и перемещения продукции. Тому есть не малое количество примеров:

Пример 1. одно из крупных предприятий республики в течение ряда лет не отчитывается по выпуску одного из продуктов (он входит в номенклатуру продукции годовых форм отчетности). Этот факт свидетельствует о нарушении действующего законодательства. Вместе с тем, отсутствие данных о выпуске продукции одного из ключевых игроков, способствует неверному пониманию рыночных тенденций, искаженным экономическим расчетам специалистов компаний, работающих на данном сегменте рынка. Неопределенность в данном случае явно приводит к появлению дополнительных рыночных рисков.

Пример 2. Крупнейший республиканский производитель юридически оформляет отгрузку продукции через свои дочерние компании в других регионах России. В итоге не факт, что они учитываются в межрегиональном обороте. Как следствие - возникает "размывание" рыночных характеристик.

Речь идет о совмещении информационного воздействия для его эффективного сбора с анализом реальных информационных полей, образуемых отдельными элементами бизнес-среды. На сегодняшний день это невозможно без синергии с маркетинговыми и консалтинговыми агентствами.

Данная синергия способствовала бы возможности выйти за рамки традиционных методологий, точнее проводить моделирование происходящих процессов, с учетом современных корпоративным стандартов управления.

Почему крупный бизнес был бы согласен с такой схемой взаимодействия? Управление бизнесом всегда сопряжено с риском (в значительной степени формируемой информационной неопределенностью). С целью защиты интересов, руководителям компаний необходимо идентифицировать риски в каждом бизнес-процессе и выявить их потенциальный эффект этих рисков на каждый бизнес-процесс. В результате, для корпораций встает вопрос о повышения прозрачности рынка.

На первое место будет выходить проблема синергетического производства, и, соответственно, "максимальное эффективное управление информационными ресурсами" 3.

Партнерство позволит создать циклическую связь между корпоративными стратегиями и оперативными данными, решение помогает получить и предельно реалистичное и панорамное представление о состоянии перспективах бизнеса, упреждающе выявлять участки, которые могут неблагоприятно влиять на его развитие и перспективы. Ключевая информация о состоянии рынков может формироваться в соответствии с предпочтениями каждого конкретного пользователя и его ролью в организации. Появится, наконец, то, чего так остро не хватает информационному рынку России - доверия.

Это позволит не только экономить материалы, ресурсы, продукты. Менеджеры смогут формировать прогноз продаж по экономическому потенциалу, географическим регионам, продуктам. В конце концов, позволит решить ключевую задачу информационного рынка - формирование достоверных информационных ресурсов.

Ссылки

  1. Ракитов А.И. Наш путь к информационному обществу// Компьютерная революция и информационное общество.-М., 1990. - с. 6.
  2. Шуть О. Н. "Экономика России: основные направления совершенствования Межвузовский сборник научных трудов". http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn02/08.shtml.
  3. Цвылев Р.И. Социальный конфликт в постиндустриальном обществе. - М.: МэиМО, 1998, №10.

Оглавление