Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn07/17.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Применение результатов исследований потребностей аналитических служб промышленных предприятий в управлении государственными информационными ресурсами

Рахматуллин И. Ф.

Оглавление

Информационный рынок России переживает эпоху стремительного развития. Этому способствуют различные причины, но самое главное - переход конкуренции на качественный новый уровень. Уровень, когда информационный ресурс фактически стал одним из важнейших факторов успешного бизнеса путем формирования нового делового мышления не только в среде деловой элиты, но и предпринимательства вообще.

В итоге - растущий интерес представителей бизнеса к новым возможностям партнерства с региональными разработчиками информационных ресурсов. Партнерство позволяет практически реформировать концепцию взаимоотношений между производителями и потребителями информационного продукта. Т.е. потребитель готов инвестировать средства в разработку самого продукта, нежели приобретать только существующие ресурсы, а производители ресурсов готовы совместными усилиями разрабатывать данные ресурсы (проводить исследования).

Суть позитива состоит в том, что:

Т.е. большинство групп стали более плотно интегрироваться в российский информационно-исследовательский потенциал.

В качестве подтверждения данного тезиса приведем данные исследования менеджеров маркетинга и сбыта крупных и средних промышленных компаний на выставке "Нефть-газ 2004" (г.Казань, сентябрь 2004г.).

"Являются ли информационные ресурсы органов государственной статистики актуальными и востребованными для специалистов маркетинга или сбыта Вашего предприятия?"

Таким образом, органы государственной статистики были и остаются важнейшими игроками информационного рынка. Но имеющиеся подходы в направлениях реализации информационных продуктов были сформированы еще в середине 90-х годов прошлого века.

Традиционными нишами на информационном рынке являются следующие:

Предоставление готовых информационных продуктов в виде статистических периодических и непериодических изданий, их электронных версий, путем проведения подписки и розничной реализации в республике и регионах России;

Разработка информационных ресурсов по заказам пользователей республики и регионов России;

Проведение маркетинговых исследований и аналитико-конъюнктурных проработок рынков, анализа уровня конкурентной среды в регионах России, ближнем и дальнем зарубежье;

Подготовка и осуществление перспективных коммерческих проектов. В основном это справочные издания по участникам бизнеса регионов, региональные рейтинги.

Одновременно конъюнктурное исследование потребностей аналитических служб предприятий показало:

"Какие формы сотрудничества с Комитетом государственной статистики РТ представляют наибольший интерес для Вас?"
Варианты Ответов
1 Размещение информации о возможностях предприятия и продукции в справочных издания ("Производители и поставщики товаров и услуг в Республике Татарстан") 48
2 Приобретение статистической информации 37
3 Проведение рыночных исследований по заказу 32
4 Консультации по поводу применимости тех или иных информационных ресурсов в практике маркетинговых исследований 17
5 Иное 5
6 Поиск возможных партнеров 3
7 Выборки из баз данных 1

"В разработке каких информационных ресурсов органами государственной статистики в наибольшей степени нуждаются специалисты Вашего предприятия?"

Вариант ответа Ответов
1 Справочные базы данных по участникам рынка 82
6 Отраслевая статистическая информация 35
4 Статистические показатели объемных и стоимостных характеристик производства более широкой номенклатуры промышленной продукции 27
5 Статистические показатели объемных и стоимостных характеристик ввоза и вывоза более широкой номенклатуры промышленной продукции 21
7 Бухгалтерские балансы предприятий и организаций 16
3 Характеристики стиля жизни различных социально-доходных групп 8
2 Демографические показатели 5
8 Иное 2

Однако чтобы соответствовать современным условиям рынка, который остро нуждается в принципиально новых информационных ресурсах, крайне необходима гибкая перестройка в подходах (начиная от разработки и кончая системами продвижения). Традиционных существующих решений для качественного скачка на информационном рынке ужу недостаточно. Открытым остается и главный вопрос - о приоритетах и путях направлений развития. Дать однозначного ответа на него пока не удается.

Важнейший симптом показателен - региональная статистическая продукция пока так и не стала продуктом массового потребления, что по идее должно было стать реальным для постиндустриального общества. Так, например, для наиболее популярных региональных статистических продуктов - ежемесячного аналитического доклада "Социально-экономическое положение региона" или регионального статистического ежегодника объемы продаж редко достигают более 100 экз. Т.е. речь может идти о корпоративных пользователях - банках, промышленных и торговых компаниях, ВУЗах, страховых компаниях.

Основные внутренние факторы сдерживания расширения спектра платных услуг лежат в плоскости неопределенности места статистики на информационном рынке. Т.е. на сегодняшний день практически не существует реальной возможности (финансовых ресурсов и долговременной личной мотивации) для активного развития данного направления государственной статистики. Поскольку в реальности в значительной степени приходится конкурировать в решении прикладных задач с высокоэффективными бизнес-структурами или в реальном режиме по обеспечению бизнес-процессов. Т.е. мы вынуждены действовать в условиях рынка - необходимы инвестиции в конкретные проекты, без которых они практически не осуществимы или осуществимы в той мере, когда их целесообразность практически нулевая (существует прямая зависимость эффективного продвижения стат. сборников региональных и федеральных от уровня имеющихся средств, в т.ч. на активную рекламу).

Эффективность реализации планов по занятию статистической продукции большей ниши на информационном рынке большинством коллег ставится в прямую зависимость также от системы личной мотивации и образовательного уровня специалистов и руководителей.

Однако естественные организационные проблемы, обусловленные особенностями структуры организации, встают определенно на второстепенный уровень, что означает потенциальной готовности региональных подразделений маркетинга расширения присутствия на различных сегментах информационного рынка. Вместе с тем, необходимо остановиться на определенных проблемах, связанных с системой взаимоотношений с конечными потребителями.

"Какие на Ваш взгляд проблемы мешают расширению сотрудничества с Комитетом государственной статистики?"

Варианты ответа Ответ
1 Высокая цена информации 22
2 Низкая достоверность информации 20
3 Моральное устаревание предлагаемых информационных ресурсов 31
4 Не знание источников и методологии, положенных в разработке информационных ресурсов 13
5 Информационные модели предлагаемых продуктов, которые малоприменимы в практике работы 10
6 Не знание возможностей и информационных ресурсов органов государственной статистики 34
7 Отсутствие необходимой информации 1
8 Иное 8

Рассматривая более пристально тенденции на рынке информационных ресурсов, мы задались изучением вопроса - что собственно необходимо в настоящее время для рынка информационных ресурсов от органов государственной статистики.

Да, основным потребителем статистических ресурсов, был и остается государственный аппарат. Отсюда следует и направленность в разработке ресурсов и получаемые продукты. И существующему рынку предлагается продукты, которые в принципе предназначены для решения задач государственного управления. Определенная часть ресурсов подходит и для решения задач бизнеса, прикладных научных исследований. Определенная доля информации подходит лишь отчасти, и есть ресурсы, которые вообще не востребована.

Нельзя также признавать, что сама государственная статистика является крайне консервативной. В этом есть и положительные и отрицательные стороны. Безусловно, сохраняя определенные мониторинги товаров, услуг ведутся многолетние динамические сопоставимые ряды, что позволяет говорить о возможности исследовании историзма явлений.

Вместе с тем, существует весомое отставание за реальными изменениями в обществе и связанными с этим значительными потребностями в ведении мониторинга новых продуктов, услуг. Классическим примером можно назвать мониторинг потребления питьевой бутилированной воды домашними хозяйствами. Данный продукт характеризует качественные изменения в жизни общества (один из тех ключевых продуктов, который характеризует качество жизни). Также можно говорить о необходимости статистического наблюдения производства и реализации определенных промышленных и бытовых товаров, роль которых на рынке стала значительно выше.

Таким образом, в разработке ресурсов следует учесть реальные потребности различных групп потребителей ресурсов. Это можно осуществить только за счет введения эффекта положительной обратной связи с различными группами потребителей. Данная система взаимодействия позволяет не только формировать новые ресурсы, но и формировать систему управления данными ресурсами. Поскольку только наличие системы управления информационными ресурсами на основе адекватных знаниях о ресурсах позволяют реально эти ресурсы капитализировать. И таким образом можно судить о их реальной ценности для потребителя в рамках системы управления.

Однако в настоящее время о наличие системы управления статистической информацией, как ресурсом, пока крайне сложно. Вот наиболее наглядный пример - 90% татарстанских ВУЗов предпочитают приобретать статистические издания в печатном виде. Это весьма ограничивает их активное использование студентами в образовательном процессе, а для преподавателей в научной деятельности. Это происходит несмотря на то, что во всех ВУЗах есть электронные библиотеки, которые в свою очередь жалуются на недостаток изданий статистического характера. Т.е. можно говорить об отсутствии эффективной системы управления информационными ресурсами, которая не позволяет студентам - будущим менеджерам приобретать знания реального использования доступных информационных ресурсов. Зачастую это происходит и в крупных компаниях, когда в одном отделе имеют необходимый информационный ресурс, а в другом о нем даже не знают.

Данные исследования менеджеров промышленных предприятий подтверждаю это:

"Насколько Вы знакомы с предлагаемыми информационными продуктами и услугами государственной статистики? "

Отсутствие знаний о специфике получаемых информационных ресурсов (степени актуальности и реальной применимости) отрицательно сказывается на эффекте от их использования в научных и бизнес-процессах. Подавляющая часть менеджеров имеет только поверхностное знание об имеющихся государственных статистических ресурсах или не имеет их вовсе. Получаемые в ВУЗах знания о предмете "статистика" не дают знаний о возможностях использования информационных ресурсах, их применимости в практике бизнеса и тем более эффективном использовании. Таким образом, существует острая необходимость участия в образовательных процессах ВУЗов, которые являются кузницей менеджмента промышленных предприятий (особенно экономических специальностей).

Касательно носителей информационных продуктов. Это также является важной темой обсуждения. Большинство менеджеров готово перенести информационные бизнес-процессы в электронную форму. Однако уходить от печатной технологии в настоящий момент все же не следует. Так, необходимость бумажной продукции признают 31% ответов менеджеров, 68% предпочитают электронную.

"В каком виде Ваше предприятие предпочло бы приобретать необходимую информацию?" (допускалось несколько вариантов).

Итак, какова же структура положительной обратной связи. Она схематично представлена на рис. 14.

Рис. 14. Структура положительной обратной связи

В контексте взаимного сотрудничества представители ВУЗов и органы государственной статистики выступают уже не только в качестве совместных разработчиков ресурсов, но в более высоком статусе - взаимного управления ресурсами, а также управления знаниями.

Таким образом, речь идет о многоуровневой системе информационного партнерства, итог которой:

Такая система партнерства в действии позволила бы значительным образом генерировать информационные ресурсы для общества, формируя межсегментные информационные потоки (рис. 15). От эффективности работы такой системы в значительном выигрыше оказались бы все группы информационных потребителей.

Рис. 15. Система партнерства

В нашем понимании, современный рынок требует принципиально нового подхода в разработке и управления информационными ресурсами, в значительной степени построенных на принципах эффективного менеджмента. Т.е. речь идет о новой системе взаимоотношений, которая бы позволила разрабатывать и управлять ресурсами, которые во многом будут определять конкурентоспособность региона или России в целом.

В большей степени данный подход означал бы включение в общую рыночную модель взаимодействия формализованную положительную обратную связь с различными группами потребителей, маркетинговыми агентствами, исследовательскими группами, что в итоге должно увеличить степень доверия бизнеса и власти. А это бы позволило решить ключевую задачу информационного рынка - формирование достоверных информационных ресурсов.


Оглавление

© 1998-2023 Дмитрий Рябых