Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn07/12.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Элементы стратегического управления в промышленно-торговых холдингах

Лазарев И. Н.

Оглавление

Потребительская и сбытовая стратегии составляют торговую стратегию промышленно-торгового холдинга (рис. 4). Стратегия представляет собой детальный, всесторонний, комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии холдинга и достижение его целей. Поскольку холдинг торговой отрасли, как правило, представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, функционирующих в различных сферах экономики, целесообразно структурировать подразделения торгового холдинга по целям и задачам, выполняемым ими в его рамках. На основании такого распределения функций разработка торговой стратегии основывается на совокупности торговых функций подразделений холдинга (рис. 5).

Рис. 4. Торговая стратегия промышленно-торгового холдинга

Рис. 5. Торговые функции подразделений холдинга

Процесс разработки стратегии включает несколько этапов:

После выработки общей торговой стратегии специальные подразделения в соответствии со стратегией холдинга, а также в соответствии с состоянием товарного рынка разрабатывают сбытовую и потребительскую стратегии холдинга. Такой подход позволяет, с одной стороны, "директировать" деятельность подразделений, то есть направить различные аспекты деятельности холдинга в единое русло (директриссу или вектор) в соответствии с его миссией, а с другой стороны, гибкая и продуманная торговая стратегия позволяет высшему менеджменту холдинга планировать развитие всех направлений деятельности.

Процесс формирования товарных запасов холдинга торговой отрасли строится на основе его потребительской стратегии, а процесс реализации - на основе сбытовой стратегии, которые разрабатываются с использованием различных экономико-математических методов, составляющих научную методологию формирования торговой стратегии холдинга.

Научная методология представляет собой систему общих правил (принципов), а также специальных приемов и методов экономического исследования. То есть комплексные исследования и разработку торговой стратегии холдинга торговой отрасли целесообразно проводить только в связи с главными целями его функционирования. Таким образом, торговая стратегия холдинга разрабатывается в соответствии с целями его функционирования. В этой связи все товарные запасы и каналы сбыта должны рассматриваться как способы достижения главной цели холдинга (рис. 6).

Рис. 6. Необходимость разработки торговой стратегии

Описание торговой стратегии, как и любого многогранного понятия, не исчерпывается лишь простым определением. Торговая стратегия холдинга торговой отрасли, по нашему мнению, является структурированной совокупностью нескольких взаимосвязанных аспектов, таких как: институциональный, экономический, нормативно-правовой, информационно-аналитический и другие (рис. 7).

Эти аспекты являются взаимосвязанными, их структурирование и распределение приоритетов между ними, на наш взгляд, позволяет получить четкое представление о разработке и реализации стратегии холдинга, поэтому управляющей компании и топ-менеджерам необходимо уделять этим аспектам довольно серьезное внимание.

Рис. 7. Торговая стратегия холдинга как система

Институциональный аспект торговой стратегии представляет собой совокупность таких основных составных частей, как: виды каналов сбыта, товарный портфель, риски. В рамках институционального аспекта выделяются основные управляемые подсистемы, существующие в системе товарооборота холдинга.

Направления информационного обмена указывают типовые приоритеты при разработке и реализации торговой стратегии, связывая аспекты в единое целое. Информационный обмен позволяет согласовывать продолжительность, способы и условия формирования товарных запасов в рамках принятой стратегии холдинга торговой отрасли.

Нормативно-правовой аспект торговой стратегии состоит из следующих основных частей:

Экономический аспект - совокупность экономических частей торговой стратегии, к которым относятся: система экономических показателей для оценки торговой стратегии, управление, финансирование производственного процесса. В рамках экономического аспекта выделяются основные методы, критерии и цели торговой стратегии.

Информационно-аналитический аспект торговой стратегии представляет собой систему обработки информации (СОИ), состоящую из следующих частей: подсистема сбора и сортировки информации, подсистема хранения информации, подсистема поиска, подсистема анализа информации. СОИ является базисом оперативного информационного обмена в рамках холдинговой торговой стратегии, позволяет оперативно реагировать на изменения в юридических основах и фискальной среде, прогнозировать экономические перспективы рынков, планировать изменения в пределах институционального аспекта и корректировать основные части экономического аспекта торговой стратегии.

Таким образом, торговая стратегия - единая высокоинтегрированная система, состоящая из различных аспектов, неразрывно связанных между собой для достижения главной цели холдинга. Рассмотрим более подробно основные этапы реализации торговой стратегии холдинга в конкретном регионе. Торговая стратегия холдинга в регионе принимает вид последовательности мероприятий, осуществляемых для повышения экономической роли холдинга в выбранном регионе. Процедура выбора региона, а также основных каналов поставки товаров и сбыта являются сущностью региональной торговой стратегии холдинга.

Прежде всего, в соответствии с миссией холдинга рассматриваются и анализируются основные стратегические приоритеты развития холдинга. К стратегическим приоритетам развития, по нашему мнению, относятся следующие:

В результате анализа регионы могут ранжироваться по степени удовлетворения стратегических интересов холдинга. Например, регион, в котором есть условия для создания производства или есть торговые предприятия для включения в уже существующие каналы сбыта, представляющий также интерес и как рынок сбыта, будет намного привлекательнее региона, имеющего только одно из указанных достоинств.

После выбора региона как объекта деятельности, составляется программа финансирования деятельности по формированию товарных запасов, утверждению каналов сбыта и системы доставки товаров. После ее утверждения высшим менеджментом холдинга начинается реализация торговой программы в регионе. Эта программа в рамках такого обширного объекта, как регион, требует от холдинга обладания определенными навыками и приемами управления торговлей в крупных масштабах.


Оглавление

© 1998-2023 Дмитрий Рябых