Библиотека управления

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

КУРКИНА Н. И.

Оглавление

Экономическая эффективность ВЯД - это позитивный результат проведения организационных, коммерческих и других мероприятий в рамках выставочно-ярмарочной деятельности. Параметры экономической эффективности ВЯД - это показатели выгодности реализации выставочного проекта. Они включают в себя:

  • прямые доходы от участников и посетителей выставочных мероприятий;
  • доходы, получаемые от организаций, связанных с обслуживанием участников и гостей выставочно-ярмарочных мероприятий;
  • увеличение общих затрат организаторов и экспонентов (реклама, информационные носители, культурная программа и пр.);
  • создание дополнительных рабочих мест и, соответственно, увеличение роста занятости населения;
  • фактор стимулирования торговли, а также повышения имиджа предприятия, города и региона в целом.

Поступления в бюджет от выставочно-ярмарочной деятельности осуществляется из нескольких источников:

  • от выставочных центров, бюджетная эффективность которых отражена в их бухгалтерии;
  • от всех затрат экспонентов, включая услуги городской инфраструктуры ("косвенная" бюджетная эффективность).

При этом важное значение имеет маркетинговое сопровождение выставочно-ярмарочной деятельности. В данном случае мы трактуем маркетинг как систему философских взглядов, методов и инструментов, направленных на эффективное достижение целей фирмы при осуществлении торговых операций в условиях конкуренции.

Выставка обладает уникальными свойствами. За короткий промежуток времени, на ограниченной территории она способна объединять большое число заинтересованных лиц в продукции (специалистов отрасли) и в выставочном бизнесе и, таким образом, самостоятельно выступать важнейшим инструментом маркетинга.

С другой стороны, реализация выставочного проекта, равно как и участие в нем, требуют профессионального подхода.

Маркетинговое сопровождение выставочно-ярмарочной деятельности позволяет избежать роковых ошибок (финансовых, организационных и пр.) и ведет участников выставочного процесса (организаторов выставок и экспонентов) к прогрессу.

Маркетинговое сопровождение ВЯД включает:

  • маркетинговые исследования экспонентов и посетителей;
  • анализ удовлетворенности экспонентов выставкой в целом и ее отдельными компонентами;
  • разработку рекомендаций по совершенствованию выставочно-ярмарочной деятельности, в т. ч. разработку предложений и рекомендаций по совершенствованию организационной структуры, содержательной программы, работы с экспонентами, методов привлечения посетителей и т. п.

Все эти параметры требуют систематического сбора и анализа статистических материалов. Статистические данные выставки - важнейший показатель ее масштаба и значимости. Профессиональный сбор и интерпретация выставочной статистики необходимы для:

  • корректировки и прогнозирования выставочной стратегии;
  • определения приоритета выставочного проекта;
  • определения экономической эффективности ВЯД.

Организаторы выставок и экспоненты часто осуществляют маркетинговую деятельность самостоятельно. В настоящее время на рынке выставочных услуг работают профессиональные консалтинговые и маркетинговые центры, по отношению к которым, участники выставочного процесса выступают заказчиками на маркетинговое сопровождение ВЯД.

При разработке любой программы ВЯД кнечная значимость определяется соотношением всевозможных затрат к полученному результату. В нашем случае при рассмотрении, как приоритетных выставок, так и рыночных, проводимых по инициативе фирм-устроителей, невозможно привести точно конечную цифру эффекта от предлагаемых выше мероприятий, формирующих предлагаемую программу. Так как это зависит от конкретных целей при проведении выставок в каждом отдельном случае, от конкретной тематики, времени, места проведения, механизма организации и т. д.

Целью исследования в нашем случае является не выявление и указание на источники финансирования ВЯД с определением их точных масштабов, а формирование целостной концепции перспективного развития ВЯД, в рамках которой определяется конечная цель - формирование современной инфраструктуры региона, реально повышающей уровень его благосостояния, и локальная, но являющаяся главным условием стратегической - совершенствование деятельности предприятий, повышение их функциональной устойчивости на рынке. При этом вопрос о финансировании, как на уровне приоритетных выставок, так и коммерческих может решаться различными способами: собственными средствами, привлечение спонсоров, выделение субсидий и т. д.

На большинстве оптовых ярмарок и выставок-продаж участникам предоставляются дополнительные услуги. Они очень разнообразны. Сюда входят, например, транспортировка ярмарочных грузов, аренда легкового автотранспорта, ксерокопирование, предоставление переводчика и выполнение машинописных работ и многие другие услуги. Полный перечень услуг, предлагаемых участникам организаторами ростовских ярмарок, более широк.

Кроме того, источником дохода для организаций служит плата за рекламу, аккредитационный взнос (т. е. лицензия, позволяющая участвовать во всех мероприятиях выставки или ярмарки), регистрационный сбор и т. д. Многие ярмарочные и выставочные организации вводят в свой баланс торгово-посреднический процент от совершенных сделок. Однако здесь возникают сложности, так как практически невозможно учесть совершаемые между участниками сделки. Поэтому в последнее время выставочно-ярмарочные организации не используют этот источник дохода и заранее уведомляют потенциальных участников, что коммерческая деятельность на выставке (ярмарке) процентным сбором в пользу устроителей не облагается.

Необходимо также отметить, что повышению эффективности торговли способствует глубоко продуманная и хорошо организованная рекламная кампания, установление дополнительных стимулов (например, конкурс на лучший экспонат или на наиболее социально значимую продукцию) и другие мероприятия.


Оглавление