Библиотека управления

Статистический анализ эффективности и синергического эффекта в отраслевых корпорациях

Гулин О. А., Щедров В. И.

Оглавление

По нашему мнению логическая схема комплексного исследования отраслевых корпораций может быть представлена в следующем виде (рис. 5). В рамках предлагаемой схемы особо следует остановиться на рационализации взаимодействия банков и отраслевых корпораций (ОК). Предлагаемая концепция их совместной деятельности основывается на следующих основных положениях12:

1. Стержнем, основой финансово-промышленного взаимодействия должна быть совместная инвестиционная программа отраслевой корпорации, отвечающая ее среднесрочным и долгосрочным интересам. Степень реальной заинтересованности банка вкладывать средства в реализацию данной программы – существенный критерий эффективности интеграции. По ежегодной величине удельного веса реальных финансовых вложений банка (в его общем кредитном портфеле) в выполнение корпоративной инвестиционной программы можно судить и о степени участия банка в реальных делах корпорации.

2. На основе банковского мониторинга в составе отраслевых корпораций могут быть выделены отдельные предприятия, имеющие специфику с точки зрения целей, функций и методов финансового обслуживания (например, со значительной неравномерностью поступления выручки, дискретным характером ее использования, высоким удельным весом госзаказов, экспорта и т. д.). При этом банк проектирует и реализует особые формы и методы финансового обслуживания (кредитования и др.) отдельных групп клиентов внутри корпорации. Следовательно, степень разнообразия сложившихся технологий работы корпоративного банка (или банковского пула корпорации) должна соответствовать организационно-экономической сложности (разнообразию) производств, представленных в ОК.

Рис. 5. Логическая схема комплексного исследования процессов и результатов деятельности интегрированных структур13

3. Функции (услуги) корпоративного банка должны распространяться на значительную (если не большую) часть предприятий корпорации. В отдельных случаях банк может сконцентрировать усилия на обслуживании явно лидирующего (базового) предприятия, постепенно распространяя свое влияние на остальные производства, входящие в состав ОК.

4. Основная часть предприятий объединения должна характеризоваться признаками финансово-инвестиционной привлекательности для корпоративного банка, который, безусловно, заинтересован в снижении финансовых рисков и прибыльности от совместной деятельности. Поэтому общекорпоративная стратегия развития в качестве своего важного направления должна предусматривать учет экономических требований банка к потенциальной клиентуре, финансовое оздоровление предприятий корпоративного объединения и совершенствование финансового менеджмента на каждом из них.

5. Выстраивание рациональной системы акционерного контроля (взаимного участия в капитале) финансовых, промышленных и других типов организаций. Со стороны банка реально ожидать, что его мотивация участия в корпорации определяется степенью инвестирования в ценные бумаги (акции) предприятий-участников, что часто является условием прямого инвестирования в промышленные проекты. Как правило, базовые предприятия ОК также хотят быть уверены в том, что банк не стремится к переориентации финансовых потоков сугубо в свою пользу и заинтересованы в своем представительстве в его органах управления. Снижение банковского риска предполагает акционерный контроль банка как в начале, так и в конце технологических (кооперационных) цепочек, а также в центрах прибыли корпорации.

6. Система взаимодействия должна быть развивающейся на основе пересмотра (обновления) функций и методов работы корпоративного банка с целью ею приспособления к меняющейся производственной ситуации в ОК. Должна быть налажена система учета и реализации предложений предприятий корпорации банку и наоборот.

7. Выбор различной степени жесткости банковского контроля над деятельностью участников корпорации и ее управляющей компании: от финансового мониторинга каждого участника (рассмотрение инвестиционных программ, участие в аудите, расстановка кадров специалистов) до жесткого диктата при нарушении графиков выплат по кредитным соглашениям (начало процессов реструктуризации активов, смены руководства дочерних предприятий и т. д.).

В заключение отметим, что мотивация к хозяйственной интеграции в различных организационно-правовых формах сохраняет свою значимость среди руководителей предприятий и организаций. На первый план выступает разработка и реализация адекватных норм и правил корпоративной деятельности.

Только на основе выполнения этих положений можно получить синергический эффект. В частности, дополнительная стоимость может возникнуть в результате вертикальной интеграции, когда поглощаемая часть находится на другом уровне технологической цепочки какого-либо производственного процесса, осуществляемого поглощающим холдингом. Такая интеграция может обеспечить более низкие издержки обращения или более эффективное распределение ресурсов.

Синергизм возможен и при горизонтальной интеграции, когда поглощаемый объект идентичен по направлению деятельности и имеет неиспользованные совместимые производственно-технологические ресурсы или маркетинговые возможности, которыми могло бы воспользоваться материнское предприятие. Это способствует сокращению производственных издержек, расширению масштабов операций, мобильности в распределении финансовых ресурсов.

Эффект синергизма может возникнуть из-за рыночной недооценки стоимости поглощаемой компании или выгод от ее приобретения; из-за избытка наличных средств – поглощающая корпорация может иметь большие резервы денежных средств, которые она может использовать через присоединяемую компанию.

Синергизм увеличивает доходы и усиливает денежные потоки корпораций-результатов. Эффект от слияния, поглощения и присоединения можно выразить следующим образом14:

,

где

n – расчетный период времени;

  – эффект после слияния;

  – расчетная дополнительная прибыль от расширения масштабов деятельности;

  – расчетная дополнительная прибыль от снижения риска за счет внутриотраслевой диверсификации деятельности;

  – экономия текущих производственных издержек;

  – дополнительные инвестиции на реконструкцию и расширение;

  – прирост (экономия) налоговых платежей;

  – инвестиции в момент поглощения.

Не менее важным мотивом того, что одна корпорация поглощает другую, является ожидание роста текущей стоимости и повышения эффективности или рыночной цены акций для акционеров. То есть, синергия означает появление при поглощении преимуществ недоступных двум отдельно взятым хозяйственным единицам.

Рассчитать синергию можно используя стандартную формулу дисконтирования денежных потоков:

,

где

DCFt – разница к моменту t между денежными потоками консолидированной фирмы и суммы денежных потоков каждой компании раздельно; r – математическое ожидание коэффициента дисконтирования, рассматриваемое с учетом планируемой нормы рентабельности на собственный капитал поглощаемой компании.

Приращение денежных потоков равно следующему выражению:

DCFt = DRt – DCt – DTt – DIt,

где

DRt – приращение доходов от поглощения; DCt – приращение издержек, DTt – приращение налоговых отчислений, DIt – приращение дополнительных инвестиций в оборотный капитал и основные средства.

Основываясь на данной формуле, появляется возможность разбить источники появления синергии на четыре основные категории: увеличение доходов, снижение издержек, сокращение налоговых отчислений и снижение дополнительных инвестиций.

Помимо общего синергического эффекта целесообразно проводить анализ уровня интеграции по различным направлениям взаимодействия участников ДКО. В частности, независимо от типов обследуемых структур можно предложить ряд расчетных коэффициентов, характеризующих различные аспекты интеграции участников. Приведенная ниже совокупность коэффициентов уровня интеграции дана для случая анализа фактической деятельности корпорации15.

1. Уровень интеграции в науку можно оценить на базе применения следующих коэффициентов:

,

где

  – годовой объем НИОКР, выполняемый НИИ, КБ – участниками отраслевой корпорации по договорам с другими его участниками;

VНИОКР – общий годовой объем НИОКР, выполняемый НИИ, КБ, входящими в ОК.

,

где

  – годовой объем изделий, осваиваемых в производстве ДКО по разработкам его НИИ, КБ;

VИзделий – общий годовой объем НИОКР (изделий), осваиваемых в производстве участниками ДКО.

,

где

  – размер доли в уставном капитале НИИ, КБ ДКО, принадлежащей участникам объединения;

АКНИИ – общий размер уставных капиталов НИИ, КБ объединения.

2. Уровень промышленной интеграции можно оценить на основе следующих коэффициентов:

,

где

  – годовой объем внутренних поставок по кооперации среди предприятий отраслевой корпорации;

VПОСТАВКИ – общий годовой объем поставок по кооперации, получаемый предприятием-участником ОК.

,

где

  – количество участников корпорации, потребляющих продукцию (сырье, материалы, комплектующие) других участников;

  – общее количество участников отраслевой корпорации.

,

где

  – суммарная производственная мощность участников ОК, используемая в целях обеспечения внутренних поставок;

  – суммарная производственная мощность отраслевой корпорации.

,

где

  – количество участников корпорации, участвующих в капитале других участников (без случая перекрестного владения акциями).

,

где

  – количество предприятий-участников ОК, взаимно участвующих в капитале друг друга.

3. Уровень финансово-промышленной интеграции можно оценить путем применения следующих коэффициентов:

,

где

  – количество нефинансовых организаций ОК, открывших расчетный счет в уполномоченном банке.

,

где

МКапитал – годовая величина кредитов в основной и оборотный капитал;

М – общая годовая величина кредитования банком ОК основного и оборотного капитала ее промышленных предприятий.

,

где

  – средний размер доли в уставном капитале финансовых организаций ОК, принадлежащей нефинансовым участникам;

АКФин – суммарный уставный капитал финансовых организаций ОК.

где

  – средний размер доли уставных капиталов нефинансовых организаций ОК, принадлежащей финансово-кредитным учреждениям – участникам корпорации;

  – суммарный уставный капитал нефинансовых организаций корпорации.

,

где

  – количество нефинансовых организаций корпорации, находящихся под акционерным контролем банков ОК.

Расчет и анализ величин предложенных коэффициентов позволяют дать оценку взаимодействия отдельных стратегических бизнес-единиц ОК как с точки зрения диффузии (взаимопроникновения) деятельности, так и капиталов.

В соответствии с принципами, программными вопросами и рабочими гипотезами исследования в процессе сбора и отработки статистических данных, обследуемых корпораций, необходимо обеспечить получение следующей социально-экономической информации.

1. О фактической эффективности функционирования корпорации в целом. При этом следует обеспечить ориентацию анализа на конечную эффективность процессов интеграции, т. е. на производственно-реализационный корпоративный блок.

В зависимости от специфики системы экономического анализа, применяемой в центральной компании отраслевой корпорации, сбор данных обеспечивается в соответствии с формой 1-ФПГ (показатели ресурсного потенциала, по производству и финансовым результатам) по сопоставимому ядру нефинансовых предприятий-участников за 2 года работы вне корпорации и 2 года – в составе корпорации.

2. О фактической эффективности функционирования блока интегрированных (реально взаимодействующих) промышленных предприятий корпорации. Сбор данных и анализ должны проводиться строго по совокупности промышленных предприятий, обеспечивающих совместную основную деятельность. Выявление "интеграционного ядра" ДКО обеспечивается на основе предварительного анализа коэффициентов уровня промышленной интеграции. Если возможно выделение нескольких однородных интегрированных цепочек корпорации, то обеспечивается сбор показателей в соответствующих разрезах.

Получение информации идет по показателям, рассмотренным выше.

3. О фактической эффективности интеграции промышленного и финансового капиталов.

Сбор данных обеспечивается строго по тем предприятиям, которые в результате функционирования корпорации обеспечивали реальное экономическое взаимодействие с финансово-кредитными учреждениями-участниками ДКО. Выявление взаимодействующего финансово-промышленного ядра корпорации обеспечивается путем предварительного анализа соответствующих коэффициентов степени интеграции.

Сбор данных и аналитическая работа организуются по двум направлениям:

1. Общая оценка эффективности финансово-промышленной интеграции производится по сопоставимому ядру промышленных предприятий, обеспечивающих взаимодействие с финансово-кредитными учреждениями-участниками (получение от них инвестиций в основной и/или оборотный капитал).

2. Дифференцированная оценка эффективности финансово-промышленной интеграции может быть произведена в следующих разрезах:

по перечню заключенных и освоенных в производстве инвестиционных проектов, в которых принимали участие финансово-кредитные учреждения групп;

по предприятиям, которые в рассматриваемом периоде были обеспечены кредитами на пополнение оборотных средств от собственных банков;

по перечню финансовых услуг, предоставленных предприятиям и давших реальную экономию в производстве.

В результате анализа выявляются показатели объемов продаж и прибыли, полученные в производстве по годам рассматриваемого периода как следствие финансовых вложений и услуг банков группы.

4. О фактической интеграции промышленного и торгового капиталов.

Сбор данных обеспечивается по сопоставимому ядру промышленных предприятий, которые реально взаимодействуют с торговыми организациями группы. В этих целях предварительно определяются коэффициенты интеграции промышленности и торговли.

Среди отобранных для анализа предприятий обеспечивается сбор данных: по форме П-1 (разд. 1, стр. 12, 13; разд. 2, стр. 21, 70 только основные виды продаж); по форме П-2 (разд. 1, стр. 14).

Литература

  1. На рубеже веков: экономические проблемы реформирования России: Сб. науч. трудов / Под ред. С. П. Кукуры. – М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1998. – 250 с.
  2. Орехов С. А. Диверсифицированные корпоративные объединения: проблемы статистического анализа. – М.: Буквица, 2001.
  3. Якутин Ю. В. Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность. – М.: Экономическая газета, 1999, – 368 с.

Ссылки

    12 Якутин Ю. В. Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность. – М.: Экономическая газета, 1999, – 368 с.

    13 На рубеже веков: экономические проблемы реформирования России: Сб. науч. трудов / Под ред. С. П. Кукуры. – М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1998. – 250 с.

    14 Орехов С. А. Диверсифицированные корпоративные объединения: проблемы статистического анализа. – М.: Буквица, 2001.

    15 Якутин Ю. В. Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность. – М.: Экономическая газета, 1999, – 368 с.


Оглавление