Кризис в России в 1998 г.
10 ноября 1998 г.
Нынешний кризис в России является составной частью мирового финансового кризиса. Кризис начался с краха банковской системы в Чехии весной 1997 г., осенью того же года он охватил Малайзию и Таиланд. В начале 1998 г. кризис распространился на Индонезию, Южную Корею и Японию. В августе 1998 г. кризис достиг России, затем переместился в Бразилию и Аргентину, которые находятся под угрозой серьезных потрясений в настоящее время. Особенность глобального финансового кризиса 1997–1998 гг. состоит в том, что это первый кризис, поразивший большинство стран с развивающимися рынками, к числу которых относится Россия. Кризис оказал существенное влияние на мировую финансовую систему в целом, поставив вопрос о необходимости ее реформирования, включая реформу международных финансовых организаций (МФО).
Мировая экономика испытывает наиболее серьезные потрясения за период после нефтяного шока середины 70-х – начала 80-х годов. Хотя еще рано говорить о вероятности мировой депрессии, но страны, на которые приходится 2/5 мирового ВВП, переживают состояние спада. Следствием финансового кризиса является замедление темпов экономического роста развитых стран. Падение курсов акций приобрело повсеместный характер, упали цены на сырьевые товары — налицо классическая картина раннего этапа мирового спада. Надежда избежать его остается в силу устойчивости экономики США и Западной Европы. Серьезные проблемы испытывают Япония и большинство стран Восточной Азии. Продолжается дальнейшая корректировка оценок перспектив мирового роста в сторону их замедления. В частности, специалисты Всемирного банка прогнозируют рост реального ВВП в 1998 году на 2,0%, а в 1999 году — на 2,4%. Наиболее пессимистичные прогнозы предполагают рост мирового производства лишь на 1,5% в 1998 году, и на 1,7% — в 1999 году.
Можно выделить ряд общих черт, характеризующих развитие кризиса в странах Азии и в России: 1) резкое обесценение национальной валюты; 2) крах банковской системы; 3) падение уровня капитализации фондового рынка; 4) значительное сокращение размеров производства; 5) отрицательное сальдо платежного баланса по текущим операциям. В России кризис принял особенно острую форму из-за отсутствия заметных структурных реформ в основных секторах экономики, значительной зависимости от притока краткосрочного иностранного капитала, падения цен на нефть как основную статью российского экспорта, низкого уровня сбора налогов.
С июня 1997 г. по сентябрь 1998 г. среди 4 стран Азии (Южная Корея, Малайзия, Таиланд и Индонезия) в наименьшей степени по отношению к доллару обесценился корейский вон, более всего — индонезийская рупия. Реальный курс российского рубля упал примерно на 60%. Во всех указанных странах за 12 месяцев с начала кризиса реальное обесценение национальных валют превысило 30%. Значительно пострадал фондовый рынок. Национальные фондовые индексы за тот же период упали в 11 раз в Индонезии и России, в 4,5 раза — в Южной Корее, в 4 раза — в Малайзии и Таиланде. По уровню капитализации рынки наиболее пострадавших стран отброшены к 1993–94 гг. Снижение объема ВВП в 1998 г. становится одной из основных проблем для ЮВА и России, но азиатские страны имеют значительный резерв в виде активизации экспорта (см. таблица).
|
Изменение реального курса валюты1,, % |
Падение фондового индекса, число раз |
Изменение ВВП, % |
Баланс по счету текущих операций, %ВВП | ||
июнь97-сент.98 |
Июнь97-сент.98 |
1997 |
19983 |
1997 |
19983 | |
Ю.Корея |
-19.8 |
4.5 |
5.5 |
-7.0 |
-1.8 |
12.9 |
Индонезия |
-56.3 |
11 |
4.6 |
-15.0 |
-1.8 |
2.5 |
Таиланд |
-19.1 |
4 |
-0.4 |
-8.0 |
-2.0 |
10.7 |
Малайзия |
-27.2 |
4 |
7.8 |
-6.4 |
-4.8 |
6.5 |
Россия |
-45¸-552 |
11 |
0.9 |
-6.0 |
-0.1 |
-1.3 |
Бразилия |
0.7 |
2.5 |
3.2 |
1.5 |
-4.2 |
-3.6 |
Аргентина |
3.9 |
2 |
8.6 |
5.0 |
-3.5 |
-4.4 |
Примечания:
1 на основе данных о двусторонней торговле с партнерами каждой страны за период 1994–96гг.
2 оценка на основе показателей инфляции и данных о двусторонней торговле
3 прогноз
Источник: МВФ «World Economic Outlook», October 1998
Мировой финансовый кризис привел к фундаментальным сдвигам в представлении международных инвесторов (крупнейших банков, паевых и инвестиционных фондов, страховых компаний) относительно инвестиционных рисков в странах с развивающимися рынками, ухудшил для этих стран перспективы получения новых частных инвестиций. Очевидно, что ни длительный экономический рост, ни благоприятное отношение международных финансовых организаций не служат гарантией от кризиса национальной финансовой системы, массовых банкротств банков и промышленных предприятий, падения курса валюты. Один из уроков последнего финансового кризиса в Восточной Азии состоит в том, что даже быстрорастущая экономика с несформировавшейся, хрупкой финансовой системой не в состоянии противостоять действиям международных инвесторов. На малейшие колебания экономической и политической конъюнктуры в первую очередь реагируют портфельные инвесторы, довольно легко перебрасывающие средства на более надежные, хотя и менее прибыльные рынки.
По оценкам экспертов МВФ, чистый приток частного капитала в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой (Латинская Америка, Азия, Африка, Центральная и Восточная Европа, включая Россию) сократился с 215 млрд. долл. в 1996 г. до 123,5 в 1997 г. Ожидается, что в 1998 г. он еще больше упадет — до 56,7 млрд. долл. Основной результат состоит в уходе значительной части капитала с развивающихся рынков. Уход носит временный характер, и по прогнозам МВФ в 1999 г. вновь ожидается рост частных инвестиций (до 129 млрд. долл.). Однако возвращение на рынок будет сопровождаться повышением «рисковой» составляющей при кредитовании, и как результат, общим ростом стоимости заимствований. Можно полагать, что в ближайшие годы западные банки и фонды будут рассматривать страны с развивающимися рынками, включая Россию, как сферу высокорискованных вложений.
Необходимо учитывать также ограниченность возможностей МВФ и МБРР по оказанию финансовой помощи странам, для которых кризис имеет наиболее серьезные последствия. Решения о выделении помощи связаны, прежде всего, с готовностью стран продолжать структурные реформы, включая реструктуризацию банковской системы, демонополизацию экономики. Условия предоставления международного пакета помощи по стандартам и под наблюдением МВФ были приняты Индонезией, Республикой Кореей и Таиландом, которым выделяется 42, 58 и 17 млрд. долл. соответственно. В свою очередь, в рамках АТЭС был одобрен ряд инициатив по сотрудничеству и развитию региональных рынков капитала, включая укрепление надзора за финансовыми рынками; усиление роли ценных бумаг, гарантированных активами; реформу пенсионной системы; развитие сети агентств кредитного рейтинга; укрепление инфраструктуры для взаиморасчетов банковских требований; усиление сотрудничества между агентствами кредитования и финансирования экспорта.
На примере стран Восточной Азии наглядно видно различие подходов к сотрудничеству с международными финансовыми организациями. Хотя практически во всех странах кризис не привел к смене правящих режимов (за исключением верхушечных изменений в Индонезии), реакция правительств на истоки и последствия кризиса существенно отличается. Южная Корея и Индонезия в целом согласились с условиями, выдвинутыми МВФ при предоставлении пакетов помощи, пойдя на радикальное реформирование финансового сектора, разрушение сложившихся «тесных» связей между предприятиями и банками. Малайзия, напротив, предприняла меры по ограничению движения капитала и обмена валюты, что идет вразрез с требованиями Фонда. Премьер-министр Малайзии отличается особенно резкими высказываниями в адрес МВФ и «международных спекулянтов», обвиняя их в несостоятельности политики и подрыве национальной валюты. Был уволен министр финансов — предполагавшийся преемник премьер-министра и главный реформатор малайзийской экономики.
Ход финансового кризиса показал, что было бы неверным считать Россию самостоятельным источником кризисных потрясений в мире. Россия оказалась в общей цепи мирового кризиса, испытав на себе как просчеты в собственной политике, так и поведение международных инвесторов. Правительство и Центральный банк РФ в первой половине года недооценили возможные последствия кризиса для российской экономики и финансовых рынков. Однако нельзя отрицать, что события 17 августа оказали влияние на углубление кризиса в Латинской Америке, главным образом, в Бразилии.
Экономический кризис в России возобновился в начале 1998 г., заметное падение производства шло уже с мая. Финансовый крах отражал одновременно слабость реального сектора экономики, несогласованность бюджетной, кредитно-денежной и банковской политики, хотя негативная роль постоянно ухудшающейся внешней обстановки на финансовых рынках сыграла важную роль. Дефолт внутреннего долга и вероятное прекращение платежей по внешнему долгу (некоторым его видам) России оказались звеном в развитии мирового финансового кризиса. Еще предстоит увидеть, удержится ли Бразилия и Аргентина, несмотря на серьезные собственные усилия и международную помощь. С экономической точки зрения судьба Латинской Америки существенна для предотвращения глобальной депрессии — значение российской экономики значительно меньше.
Встреча в Куала-Лумпуре представляет собой своего рода совещание трех групп стран: основных кредиторов, прежде всего США; стран, следующих рекомендациям МВФ (Корея, Индонезия) в борьбе с кризисом и получающим масштабную помощь; Малайзии, которая пытается бороться с кризисом не путем либерализации, а ужесточения валютного контроля и регулирования финансовых рынков. Съехавшиеся лидеры будут с огромным интересом ждать заявлений о позиции России в отношении путей выхода из кризиса.
Представленная в Думу программа сочетает ограничение бюджетных расходов, меры по увеличению доходов, реструктурирование банковской системы и значительный пакет усиления административного вмешательства в экономику. Интерпретация намерений России остается полем, на котором доминируют СМИ и предположения о неизбежной эмиссии и гиперинфляции к весне. Данная встреча представляет собой удачную возможность подтвердить намерения использовать средства государственной власти для создания институционально-правового основания рыночной экономики, проведения важнейших структурных реформ.