Библиотека управления

Критерии оценки КИС - часть 2

Уточнение целей

Разработка системы критериев оценки КИС не ставит целью выстраивание единого рейтинга таких систем или даже выделение лидеров в отдельных категориях. Любой однозначный ответ на вопрос "Какая система лучше?", поставленный вне связи с конкретным пользователем этой системы, будет профанацией. Мы лишь пытаемся выделить набор ориентиров, позволяющих материализовать те знания о компаниях и продуктах, которые есть у экспертов, сделать их более выпуклыми и доступными.

Система критериев

В общем виде система критериев состоит из следующих групп:

1. Внешние характеристики (оценка компании, предлагающей КИС):

  • Масштабы бизнеса
  • Деловая активность
  • Известность торговой марки

2. Внутренние показатели (оценка системы):

  • Функциональная полнота
  • Масштаб системы
  • Качество реализации

Надо заметить, что в каждой группе, также как в финансовых показателях, могут быть использованы различные критерии. Например, для измерения масштабов бизнеса мы использовали оборот. Но можно воспользоваться множеством других данных: число проданных лицензий, число сотрудников, размеры партнерской сети и пр. - мы выбрали из этого списка то, что показалось нам наиболее удобным и качественным отражением масштаба.

Некоторую трудность представляет составление объективных оценок такого параметра как функциональная полнота или качество реализации. Но и в этом направлении есть определенные подвижки, в следующих публикациях мы постараемся подробнее рассмотреть методики их измерения. Пока же я приглашаю вас высказывать свои соображения по этому поводу в нашем форуме.

А между тем, мы продолжаем публиковать примеры реализации внешних характеристик систем.

Показатели деловой активности

Показатель деловой активности должен отражать деятельность компании по продвижению своего продукта на рынке: маркетинговые акции, создание партнерской сети, заключение контрактов. Поскольку нас интересует российский рынок, для западных систем следует оценивать работу их российского представительства.

Наиболее подходящим показателем, на который можно опереться при оценке деловой активности компании, является число информационных поводов, которые она создает. Если допустить, что маркетинговые службы компании не упускают возможности напомнить о себе (а это, как правило, так), то создаваемые компанией информационные поводы достаточно корректно отражают ее поведение на рынке.

Для подготовки данного рейтинга мы воспользовались архивом пресс-релизов, доступным по адресу www.pressroom.ru. Я понимаю, что этот источник далеко не идеален, но в его пользу говорят следующие факты:

1. Для компаний, чьи пресс-релизы опубликованы в архиве, обеспечиваются равные условия публикаций.

2. Агентство "Алгоритм", поддерживающее этот сервис, известно всем производителям КИС как владелец крупных СМИ, посвященных информационным технологиям, а сама база пресс-релизов используется многими журналистами, поэтому у компаний есть веские основания для того, чтобы публиковать в базе все появляющиеся пресс-релизы.

Минусы тоже очевидны - несмотря на упомянутые выше веские основания, далеко не все компании публикуют на этом сайте все свои пресс-релизы. Поэтому, если у вас есть на примете более удачные варианты, приглашаю вас обсудить их в форуме.

Компания

Число пресс-релизов
в 2000 году

Columbus IT Partner

34

Парус

19

Интерфейс *

18

Альфа-Интегратор

17

АйТи *

17

Robertson & Blums

14

Интеллект-Сервис

14

ЭпикРус **

11

Галактика

10

Scala BS СНГ

8

СОКАП

5

Meijin

5

Атлант-Информ

3

1С *

3

VDEL

2

1С:Рарус

1

Цефей

1

(*) Учтены только пресс-релизы, посвященные системам управления предприятиями

(**) Учтены также пресс-релизы, выпущенные компанией под старым названием - Platinum Software

Кстати, надо заметить, что полученные данные полностью совпадают с моими собственными ощущениями от знакомства с рынком. В частности, агрессивный маркетинг компании Columbus IT Partner явно бросался в глаза весь прошлый год. Теперь это можно выразить в конкретных цифрах. Большинство других компаний, оказавшихся вверху рейтинговой таблицы, также запомнились в прошлом году появлением новых продуктов или крупными переменами.