Библиотека управления

Скрытые возможности независимых юристов

Трифонов Александр Управляющий проектами юридической фирмы «ВЕГАС-ЛЕКС»

Оглавление журнала

      За последние несколько лет российский юридический бизнес превратился в динамично развивающуюся отрасль экономики. В каждой крупной организации есть соответствующий отдел или департамент, обеспечивающий ее жизнедеятельность. Однако в некоторых случаях приходится прибегать к помощи сторонних юристов, которые готовы оказать профессиональную помощь в анализе и решении правовых проблем функционирования и развития компании. Попытаемся определить, в чем «плюсы» и «минусы» приглашенных специалистов, как выбрать внешнего юриста и сделать совместную работу наиболее эффективной, опровергнув таким образом тезис о нецелесообразности привлечения внешних консультантов.

Две стороны одного юриста
Любая успешно развивающаяся компания на определенных этапах своей деятельности сталкивается с комплексом правовых проблем, решение которых требует применения особых, узко специализированных знаний, высокопрофессиональных методик и нестандартных по сути, креативных и независимых подходов. В таких случаях оправданным является привлечение опытного внешнего юриста-эксперта (например, юридической фирмы или адвокатского бюро), способного провести независимый анализ ситуации. Внешний консультант не может по мановению волшебной палочки устранить все проблемы предприятия. Необходимо грамотное построение отношений между «своими» и «чужими» юристами, основанное на знании сильных и слабых сторон и других. Попробуем проанализировать достоинства и недостатки привлеченных специалистов исходя из тех немногих и поэтому очень ценных исследований, посвященных консалтингу и юридическому бизнесу.
Итак, главное достоинство внешнего юриста — доскональное знание той сферы (отрасли права и индустрии бизнеса), специалистом в которой он является. Работа в команде и обширные связи консультанта обеспечивают более быструю реализацию проекта. Однако иногда его сроки затягиваются, например из-за возникших по ходу дела производственных осложнений, состояния текущих дел на предприятии, неадекватного взаимодействия и т. д. Зато клиент может не бояться остановки рабочего процесса в связи с форс-мажорными обстоятельствами, в том числе болезнью специалиста. Его почти всегда можно заменить — в отличие от штатного сотрудника.
Привлеченный консультант обладает гораздо большей степенью свободы и независимости, нежели внутренний специалист, поэтому он объективнее и может увидеть проблемы, которые не замечают работники фирмы.
Финансовую ответственность сторонний юрист несет в рамках заключенного контракта и полиса страхования ответственности. Однако не стоит предполагать, что «внешний консультант решит все ваши задачи».
При всех своих достоинствах внешние юристы имеют три недостатка. Во-первых, они не зависят от развития бизнеса клиента и не могут нести полную ответственность за свою работу. Во-вторых, позволить себе привлечь первоклассного юриста может только состоятельная фирма. Это критерий готовности предприятия к изменениям, и, поскольку руководство платит за работу деньги, оно заинтересовано в реальных результатах. Наконец, в-третьих, внешний юрист иногда досконально не знаком с бизнесом клиента и ему приходится долго вникать в специфику материала. А для того чтобы добросовестно разобраться во всех деталях и особенностях работы организации, требуется достаточно много времени, которое также оплачивается компанией.
Привлеченные юристы решают конкретные задачи на определенном этапе развития организации. Они ориентированы только на результат в рамках проекта, а не на развитие персонала фирмы-клиента и не на окончательное решение всех проблем. Поэтому внешние консультанты будут решать лишь непосредственные задачи, поставленные в рамках конкретного проекта.

Избирательная комиссия
Прежде чем привлекать консультанта, руководство компании должно четко сформулировать задачу и очертить круг работ. Чем яснее будет цель, тем быстрее будет найден действительно «нужный» во всех смыслах внешний юрист.
На российском рынке юридических услуг представлены три основные группы игроков: региональные филиалы международных компаний, отечественные юридические фирмы и адвокатские бюро и, наконец, так называемые «свободные» консультанты, действующие самостоятельно (в том числе адвокаты-одиночки).
Крупные международные фирмы целесообразно привлекать в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть международный авторитет проекта клиента. Услуги таких компаний стоят достаточно дорого, а наработанные ими методики не всегда адаптированы к российской действительности. «Свободные» юристы могут решать лишь локальные задачи на небольших предприятиях. Невысокие расценки и, как правило, большая по сравнению с юридической компанией оперативность обеспечивают подобным консультантам хороший прием у многих клиентов.
Для большинства средних и крупных компаний наиболее разумным решением является сотрудничество с известными российскими юридическими фирмами, особенно если последние обладают опытом работы с клиентами — не резидентами, занимались реализацией подобных проектов и имеют как минимум десятилетнюю историю. Таких юридических фирм и адвокатских бюро на самом деле не много — около 15. Их рейтинги ежегодно публикуются в таких журналах, как «The Legal 500», «Forbes» и некоторых других.
Выбрав потенциальных кандидатов, стоит навести справки о компании: например, посмотреть, какую официальную информацию она дает о себе, какова оценка качества ее работы действующими клиентами и т. д.
В составе опытного коллектива обязательно должны быть как минимум несколько десятков штатных специалистов; сотрудники должны иметь опыт профессиональной деятельности (т. е. золотая середина между «студентами и сединой»).
Следующий этап — личное знакомство, целью которого является получение дополнительной информации, оценка предшествующего опыта деятельности и готовности юриста к выполнению поставленных задач. Выбор внешнего юриста всегда субъективен. Это факт. Залогом успешного сотрудничества заказчика и подрядчика является возникновение между ними взаимопонимания и доверия: или вы полностью полагаетесь на привлеченного юриста, или не работаете с ним вовсе! Все подобные проекты, как бы серьезны они ни были, строятся на хрупкой основе человеческих взаимоотношений.
Процесс общения с внешними юристами может развиваться в двух направлениях: «разовая» работа над конкретным проектом и так называемая «постоянная аккредитация» фирмы-консультанта при клиенте. В последнем случае заказчик вносит ежемесячную абонентскую плату, а фирма время от времени или по мере необходимости дает свои заключения по различным вопросам и находится в постоянном контакте с клиентом. В долгосрочном взаимодействии есть свои преимущества. Во-первых, за время сотрудничества юристы вникают в тонкости бизнеса своего клиента. А во-вторых, в случае возникновения проблемы (результаты налоговой проверки, крупная сделка, инвестиционный проект, согласование документов в ФАСе и т. д.) компания может, не тратя время на поиски юристов на рынке, прибегнуть к услугам аккредитованных фирм. Клиент ставит задачи, предоставляет необходимые документы и в короткий срок получает несколько вариантов готовых решений. Компания делает выбор, руководствуясь предложенными вариантами и такими показателями, как юридические схемы и риски, сроки, бюджет проекта, профессиональное резюме консультантов и т. д.
Аккредитацию юридических фирм, как и выбор проекта, следует проводить, опираясь на результаты независимого тендера. Его участникам рассылается максимально четко сформулированное техническое задание, к созданию которого целесообразно привлекать независимого специалиста. Ему можно отдать на аутсорсинг и само проведение тендера «под ключ». На практике пока не сформулированы единые принципы определения победителей в подобных конкурсах. Поэтому прежде всего необходимо установить критерии оценки. Это могут быть, во-первых, качество — полнота и точность понимания консультантом целей и задач проекта, выполнимость предложенной программы действий, оригинальность подходов; во-вторых, стоимость услуг и соотношение цена/качество; в-третьих, характеристики компаний — участниц тендера: опыт, репутация и т. д. Важно, чтобы в процессе подведения итогов приняли участие руководители и специалисты тех подразделений компании-клиента, которые в дальнейшем будут взаимодействовать с внешним юристом.

Работа с «внешностью»...
Привлекая стороннего юриста, необходимо четко регламентировать бизнес-процессы, детально прописать задачи и сроки их исполнения. Непременными условиями подобного сотрудничества являются конфиденциальность оказываемых услуг.
Однако все это — лишь одна из составляющих успешного взаимодействия клиента и внешнего юриста. Достаточно часто приход консультанта воспринимается внутренней юридической службой как выражение недоверия. «Свои» сотрудники всегда могут найти массу аргументов в пользу отказа от «чужих» услуг.
Во избежание потенциальных конфликтов между внутренними и внешними юристами руководству предприятия можно порекомендовать согласовывать возможности привлечения сторонних специалистов со штатными работниками, которые, кстати, обязательно должны участвовать в подведении результатов описанного выше тендера.
Успех сотрудничества с консультантом напрямую зависит от клиента. Последний должен понимать, что платит юристу не за решение всех проблем компании, а за оптимизацию процессов ее жизнедеятельности путем оказания соответствующих услуг, в том числе проведения независимой и креативной юридической экспертизы. Внешний юрист только предлагает свои варианты решения проблем, а окончательный выбор остается за клиентом, который таким образом делит с приглашенным консультантом ответственность и риски.
Внешний юрист — это не конкурент, а партнер, эффективное взаимодействие с которым позволяет клиенту выявить новые правовые механизмы и возможности в развитии и защите собственного бизнеса.