Библиотека управления

Россия и федеральные округа: общие тенденции и индивидуальные особенности экономического развития (по результатам мониторинга за период с 1998 по 2010 гг.)

Галкина Галина Станиславовна ст. преподаватель, Московский институт государственного и корпоративного управления (МИГКУ)

Оглавление


На современном этапе развития общества возникла необходимость перехода стран в целом и их регионов к устойчивому развитию. Для успешного перехода к устойчивому развитию требуется некоторый период времени, в течение которого особенно важен мониторинг состояния природных, человеческих и экономических ресурсов нашей страны в целом и регионов разных уровней. В дальнейшем мониторинг также необходим для информационного обеспечения и постоянной оценки эффективности выбора оптимального способа политического и экономического регулирования самого процесса устойчивого развития, определения результативности в этой связи федеральных и региональных программ, совершенствования маркетинговой концепции в управлении экономикой страны.

Важным этапом в формировании системы мониторинга устойчивого развития является разработка механизма мониторинга макрорегионов — федеральных округов, являющихся крупнейшими единицами регионального деления страны и целостными социально-экономическими системами. Механизм мониторинга устойчивого развития этих макрорегионов определит основные методологические положения, практические рекомендации, параметры, критерии и инструменты мониторинга регионов низшего ранга, входящих в состав федеральных округов.

Для решения этой задачи необходимо определить основные тенденции развития социальноэкономической и экологической ситуации, сложившейся в России за последние годы1. Эти тенденции определяются, прежде всего, географическим и геополитическим положением, климатическими условиями, природными и человеческими ресурсами, структурой экономики, уровнем развития науки и техники, участием в мировой торговле, эффективностью мер, принимаемых для защиты и восстановления окружающей среды.

Для выявления основных тенденций развития России, следует проанализировать человеческие ресурсы страны. В настоящее время в целом по России наблюдается уменьшение численности населения, при этом происходит незначительное выравнивание естественного прироста на фоне общей динамики сокращения населения по регионам. Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах, причем поток мигрантов ориентирован с севера и востока в центр.

В целях сопоставления общей ситуации в стране с ситуацией в каждом из макрорегионов необходим анализ состояния человеческих ресурсов на основе результатов мониторинга ряда определяющих показателей за период с 1998 по 2010 гг.2

Результаты мониторинга численности населения представлены на рисунке 1 и в таблице.

Рис. 1. Численность населения по федеральным округам за период с 1998 по 2009 гг.

Лидером среди федеральных округов является Центральный, а отстающим — Дальневосточный. Среднее положение в течение всего времени наблюдений занимают Северо-Западный, Южный и Сибирский федеральные округа.

У большинства федеральных округов отмечается преимущественная тенденция спада показателя, стабилизирующаяся к окончанию периода мониторинга.

По результатам мониторинга среднемесячных доходов на душу населения (рис. 2, табл.) наилучшее положение занимает Центральный федеральный округ, средние позиции — у Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов. К отстающим можно отнести Южный и Северо-Кавказский федеральные округа.

Рис. 2. Денежные доходы населения по федеральным округам за период с 1998 по 2009 гг.

В течение всего периода наблюдений замечена тенденция роста денежных доходов населения во всех федеральных округах.

Сравнительно низкий уровень жизни и расслоение населения по величине доходов отмечается в ряде регионов Северо-Западного, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов.

Одним из важных показателей, характеризующих трудовые ресурсы, является уровень безработицы в федеральных округах. Результаты мониторинга показателя приведены на рисунке 3 и в таблице.

Рис. 3. Уровень безработицы по федеральным округам за период с 1998 по 2009 гг.

Мониторинг выявил нестабильную динамику показателя с преимущественной тенденцией спада. Явный рост уровня безработицы во всех регионах отмечался в 2009 году.

Максимальные значения показателя наблюдаются у Южного, Северо-Кавказского и Сибирского федеральных округов, минимальные — у Центрального федерального округа. Средние позиции занимают Приволжский, Уральский и Дальневосточный федеральные округа.

Развитие государства определяется запасами природных ресурсов и эффективностью их использования. Основные газовые месторождения находятся в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, месторождения нефти — в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Приволжском федеральных округах, месторождения руд черных, цветных и драгоценных металлов сосредоточены в Северо-Западном, Центральном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Водные ресурсы распределены по территории России неравномерно. По запасам водных ресурсов лидирующие позиции занимают Северо-Западный, Приволжский, Сибирский, Уральский и Дальневосточный федеральные округа.

Ресурсная база в значительной степени определяет экономическое развитие страны. В России в течение всего периода мониторинга отмечался рост ВВП, за исключением 2009 года (мирового экономического кризиса и резкого падения цен на нефть).

Динамика ВРП большинства федеральных округов повторяла общероссийскую тенденцию. Исключение составили СевероЗападный и Дальневосточный федеральные округа, в которых рост ВРП не прерывался до 2010 года включительно. Результаты мониторинга ВРП по федеральным округам приведены на рисунке 43.

Рис. 4. ВРП по федеральным округам за период с 1998 по 2010 гг.

Максимальные значения показателя отмечаются в Центральном, средние — в Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском, минимальные — в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах.

Результаты мониторинга ВРП на душу населения приведены на рисунке 5.

Рис. 5. ВРП на душу населения по федеральным округам с 1998 по 2010 гг.

Рост показателя фиксируется в большинстве федеральных округов в течение всего периода наблюдений, за исключением 2009 года, что соответствует динамике ВРП на душу населения по России в целом. Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа сохраняют непрерывный рост ВРП на душу населения.

Максимальные значения — в Центральном и Уральском федеральном округе, минимальные — в Южном федеральном округе. Средние позиции занимают Северо-Западный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

Результаты мониторинга инвестиций в основной капитал приведены на рисунке 6.

Рис. 6. Инвестиции в основной капитал по федеральным округам за период с 1998 по 2010 гг.

На графике отражен рост инвестиций в большинстве федеральных округов в течение всего периода мониторинга, за исключением 2009 года. Дальневосточный федеральный округ сохранил рост показателя и в 2009 году. Лидирующие позиции занимает Центральный федеральный округ, отстающими являются Южный, СевероКавказский и Дальневосточный федеральные округа.

Результаты мониторинга инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения приведены на рисунке 7 и в таблице.

Рис. 7. Инвестиции в основной капитал на душу населения по федеральным округам за период с 1998 по 2009 гг.

В динамике показателя отмечается тенденция роста до 2008 года, с последующим спадом в 2009 году в большинстве федеральных округов, за исключением Дальневосточного. В 2010 году рост показателя возобновляется во всех федеральных округах.

Максимальные значения инвестиций на душу населения наблюдаются в Уральском и Дальневосточном федеральных округах, минимальные — в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

В структуре экономики России в целом и большинства федеральных округов преобладает промышленность. Ведущую роль играет топливно-энергетический комплекс (все федеральные округа, за исключением Северо-Кавказского).

Металлургический комплекс также занимает в России лидирующие позиции и включает не только добычу руд черных(Центральный, Северо-Западный, Уральский, Сибирский федеральные округа) и цветных металлов (все федеральные округа), но и их обогащение, выплавку металла, производство проката. По добыче и разведанным запасам драгоценных металлов и минералов выделяются Северо-Западный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный федеральные округа.

Результаты мониторинга одного из важнейших индикаторов развития добывающих отраслей приведены на рисунке 8 и в таблице.

Рис. 8. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» по федеральным округам за период с 2005 по 2009 гг.

В течение периода мониторинга с 2005 по 2010 гг. отмечается лидирующее положение Уральского федерального округа и стабильное отставание Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Средние позиции у Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов.

К ведущим отраслям обрабатывающей промышленности России относятся предприятия производства черных и цветных металлов, машиностроения (все федеральные округа, за исключением Северо-Кавказского), химических и нефтехимических продуктов (Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский Дальневосточный федеральные округа).

Производство продуктов легкой и пищевой промышленности является основными отраслями для Центрального, Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского и Сибирского федеральных округов.

Результаты мониторинга объема товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности «обрабатывающие производства» приведены на рисунке 9 и в таблице.

Рис. 9. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности «обрабатывающие производства» по федеральным округам за период с 2005 по 2009 гг.

Лидирующие позиции занимают Центральный и Приволжский федеральные округа, отстающие — Северо-Кавказский и Дальневосточный. Средние значения показателей — у Северо-Западного, Уральского и Сибирского федеральных округов.

По объему услуг связи, оказанных населению в расчете на одного жителя, Центральный федеральный округ опережает другие регионы, отстающими являются Южный и Северо-Кавказский (рис. 10, табл.). Средние позиции занимают Уральский и Дальневосточный федеральные округа.

Рис. 10. Объем услуг связи, оказанных населению, в расчете на одного жителя по федеральным округам за период с 1998 по 2009 гг.

Результаты мониторинга показателя «продукция сельского хозяйства» по федеральным округам приведены на рисунке 11 и в таблице.

Рис. 11. Продукция сельского хозяйства по федеральным округам с 1998 по 2009 гг.

Максимальные значения показателя в течение всего периода мониторинга — в Приволжском, Южном и Центральном федеральных округах, минимальные — в Дальневосточном. Средние значения наблюдаются в Южном, Северо-Кавказском и Сибирском федеральных округах.

Развитие сектора исследований и разработок, модернизация производств на основе технологических инноваций — одно из приоритетных направлений современной российской экономики. К важным показателям устойчивого развития страны следует отнести индикаторы, определяющие состояние информационной инфраструктуры, степень использования средств обработки и передачи информации, систем коммуникации, объемы изобретений новых технологий и продуктов.

Результаты мониторинга числа используемых производ-ственныхтехнологий приведены на рисунке 12 и в таблице.

Рис. 12. Число используемых передовых производственных технологий по федеральным округам за период с 1998 по 2009 гг.

Максимальное число передовых производственных технологий используется в Центральном и Приволжском федеральных округах, минимальное — в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах. Средние позиции занимают Северо-Западный, Уральский и Сибирский федеральные округа.

В настоящее время инновационная активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных,относительно невысока. Отмечается низкий спрос на инновации, преобладают закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран — лидеров этой сферы.

Концентрация в настоящее время большей части населения и производства страны в определенных индустриально развитых районах представляет серьезную опасность для биосферы. Основные источники загрязнения воздуха — промышленные предприятия, выбрасывающие в атмосферу большое количество вредных отходов. Результаты мониторинга объемов выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух по федеральным округам приведены на рисунке 13 и в таблице.

Рис. 13. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за период с 1998 по 2009 гг.

Максимальный объем выбросов — в Уральском и Сибирском федеральных округах, относительно благоприятная ситуация сложилась в Южном, СевероКавказском и Дальневосточном. Средние значения показателей наблюдаются в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах.

Объемы выброса загрязняющих веществ достаточно стабильны в течение всего периода мониторинга во всех федеральных округах. Исключение составляет Уральский федеральный округ, где наблюдается заметный рост, а затем спад показателя.

Источниками загрязнения вод являются стоки промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Результаты мониторинга объемов сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты приведены на рисунке 14 и в таблице. Наибольшие объемы загрязненных сточных вод фиксируются в Центральном федеральном округе. Относительно невысоки значения показателя в Южном и Уральском. В Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах объемы сброса загрязненной воды минимальны.

Рис. 14. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты по федеральным округам за период с 1998 по 2009 гг.

Наблюдается преимущественно отрицательная динамика данного показателя в большинстве федеральных округов, за исключением Уральского и Дальневосточного.

Проведенные исследования выявили рост значений большинства социально-экономических показателей, как по России в целом, так и по федеральным округам в течение всего периода мониторинга, за исключением 2009 года. В наименьшей степени кризис экономики отразился на значениях показателей Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов.

Наблюдается значительная дифференциация федеральных округов по уровню социального и экономического развития. Лидирующее положение занимает Центральный федеральный округ, что объясняется его географическим и геополитическим положением, богатой ресурсной базой и расположением на его территории Московской агломерации.

Сопоставляя результаты регионального мониторинга с общей ситуацией в стране можно выделить три группы федеральных округов:

  1. Федеральные округа, развитие которых соответствует изменениям экономической ситуации в России, как по общим тенденциям, так и по численным значениям показателей (Северо-Западный, Сибирский).
  2. Федеральные округа, близкие к общероссийским тенденциям развития, но отличающиеся по значениям показателей (Центральный, Южный, Приволжский, Уральский).
  3. Федеральные округа, по ряду показателей отличающиеся от общероссийского тренда, как по тенденциям развития, так и по значениям показателей (Северо-Кавказский, Дальневосточный).

Таблица Статистические показатели федеральных округов за 2010 г.

1


1 Данные с учетом образованного в 2010 г. Северо-Кавказского федерального округа по показателям «ВРП», «ВРП на душу населения» и «Инвестиции в основной капитал» выделены Росстатом для предшествующего периода (1998-2009 гг.) и представлены графиками для всего периода мониторинга (1998-2010 гг.). По прочим показателям данные по Северо-Кавказскому федеральному округу до 2009 г. включены в показатели Южного федерального округа и представлены на графиках (1998-2009 гг.), а данные за 2010 г. с учетом выделения С-КФО представлены в таблице.

2 Здесь и далее по данным Российского статистического ежегодника за 1998–2011 гг.

3 Графики ВРП и инвестиций в основной капитал без учета данных за 2010 г. приводились ранее в статье «К вопросу мониторинга валового регионального продукта и инвестиций по федеральным округам» // Практический маркетинг. 2011. № 12 (178). С. 8–17.