Библиотека управления

Современные тенденции и противоречия в высшем образовании: маркетинговая диагностика

Шевченко Дмитрий Анатольевич д. э. н., профессор, зав. каф. маркетинга и рекламы РГГУ

Оглавление


2012 год многое изменил

Для российского рынка высшего образования 2012 год стал судьбоносным. Принят новый закон РФ «Об образовании». Россия вступила в ВТО. Для высшего профессионального образования (ВПО) этот момент имеет принципиальное значение.

Министерство образования и науки провело скандальную оценку эффективности деятельности вузов по четырем направлениям: образовательная деятельность, научно-исследовательская, финансово-экономическая и международная. В результате такого мониторинга ведомство примет решения о сокращении и объединении высших учебных заведений. Теперь все вузы стремятся попасть на мировую арену и войти, если и не в первую десятку, то в число топовых вузов мира. Правда, даже МГУ пока не входит в первую сотню.

Демографическая ситуация

Последние изменения на рынке ВПО, связанные с резким сокращением филиалов, вузов, присоединением слабых вузов к сильным, во многом объясняются именно демографическими проблемами с сокращением числа школьников выпускных классов и самих школ.

По результатам переписи на 1 января 2011 года в РФ проживает 142,9 млн человек.

Однако при общем росте численности населения количество школьников в возрасте 17 лет (абитуриентов) с каждым годом сокращается.

В период с 2005 по 2010 гг. количество школьников 11 класса сократилось более чем на 30% (с 2 400 до 1 676 тыс. чел.). По прогнозным оценкам к 2016 году общая численность студентов сократится на 27% (с 7 050 до 5 133 тыс. чел.).

С 2010—16 гг. первокурсников станет меньше на 20% (282,6 тыс. чел.). Нельзя при этом забывать, что установленный норматив ППС к численности студентов — 1 преподаватель к 10 студентам, за исключением некоторых видов образовательных программ.

Можно предположить, что к 2016 году количество ППС сократится как минимум на 30% в каждом вузе автоматически.

Стоимость рынка образования

По оценкам Минобрнауки расходы на образование достигли 5,4% ВВП (2011 год), что составляет примерно 293,5 млрд рублей из расчета ВВП 54 369 трл рублей в 2011 году.

Частные расходы на оплату образования в 2011 году составляли по разным оценкам от 130—150 млрд рублей. По оценкам Discovery Research Group, в 2011 году оборот рынка коммерческого высшего образования России составил 197,2 млрд рублей, 71% стоимостного объема рынка пришлось на государственные и муниципальные учебные заведения высшего профессионального образования. Общие расходы на ВПО, включая частные, составят 446 млрд рублей к 2013 году.

В соответствии с программой развития образования на период до 2012 года, общие расходы на высшее образование с 2014 года будут примерно равны 500 млрд рублей ежегодно, что сопоставимо с общими расходами на образование развитых стран экономики.

Исследователи замечают, что денег в бюджет заложено только на два будущих года. Но к 2015 году пять российских вузов должны войти в первую сотню международных рейтингов.

Одна из задач — повышение оплаты труда преподавателей вузов, которая в соответствии с президентскими указами должна возрасти до средней зарплаты по региону.

Основные тенденции на рынке ВПО

Первая тенденция — беспрецедентный ростчисла студентов!

Всего к 2012 году в вузах России обучается 7 049,8 тыс. студентов.

На 10 тыс. жителей страны пришлось 529 студентов вузов. По этому показателю Россия обошла многие развитые страны мира.

В Москве на начало 2010/11 учебного года обучались 1 168,1 тыс. студентов.

Вторая тенденция — беспрецедентный рост числа вузов!

В 2010/11 гг. в России насчитывалось 1115 вузов, из них 653 государственных вуза.

Рост числа вузов, преимущественно и безусловно, происходит за счет роста количества негосударственных вузов и главное — филиалов. На сегодня 2 000 филиалов, что почти в два раза превышает количество всех вузов.

Надо отметить.

Столкнувшись с жесточайшей конкуренцией, некоторые вузы накопили хороший маркетинговый опыт использования конкурентных стратегий в регионах, где иногда на 100 тысяч населения приходится около 8—10 филиалов вузов.

Вывод.

Значительный удельный вес платного образования, устойчивый спрос на образовательные программы: бакалавриата(отчасти магистратуры), сложившийся к 2011 — 12 гг. позволяет говорить о возникновении рынка профессионального высшего образования, с присущей ему острой конкуренцией.

Правда, региональные вузы предлагают практически одни и те же образовательные программы — специальности, чаще всего: менеджмент, экономику, право.

Перенасыщение предложений на замкнутых региональных рынках ОУ породило ситуацию, при которой возникли деформации в структуре образовательных потребностей населения. Возникли диспропорции между образовательными потребностями потребителей и требованиями рынка труда, что фактически снижает эффективность высшего образования, воспроизводства и развития социально-профессиональной структуры региона.

В 2011 году было принято решение о том, что Росстат с 2016 года будет каждые пять лет проводить сплошное обследование выпускников профессиональных учебных заведений на предмет их трудоустройства. Пилотные исследования показывают, что 80% выпускников трудоустраиваются в первый год после окончания учебы, 9% не могут найти работу совсем, а 33% не могут устроиться по специальности.

В условиях малых городов обострилась проблема доступа к обучению, решая которую филиалы вузов начали снижать качество образования до зачетов на дому и по телефону.

Проблема.

К 2015 году станет невыгодно «кормить» столько вузов из бюджета. Платные вузы, используя низкие цены за обучение в ущерб качеству образования, не смогут выполнить задачу подготовки молодых специалистов для инновационной экономики, учитывая, что практически 90% из них предлагают экономику, управление и право. Поэтому в первую очередь под сокращение попадают платные вузы, они должны будут быть перепрофилированы в ПТУ (лицеи), стать средними специальными учебными заведениями. В настоящее время по инициативе Президента России началось резкое сокращение вузов и, особенно, филиалов. Эта мера назрела объективно, но сценарий ее воплощения в России, как всегда свой — политический. К 2016 году количество вузов с 1 115 (в 2010 г.) сократится до 770 (в 2016 г.), т. е. сокращение числа вузов произойдет в течение ближайших четырех лет на 31%.

Третья тенденция — развитие науки в вузах.

В России созданы группы университетов с особым статусом: федеральные, национальные, исследовательские, а также МГУ и СПбГУ с особым статусом, в очереди МВТУ им. Баумана. Они получают от государства дополнительное финансирование под программы, утвержденные правительством РФ. Наука становится основным показателем инновационности и эффективности работы вуза!

Четвертая тенденция — активный брендинг вузов.

Рынок ВПО характеризуется наличием в его системе разных по имиджу и репутации вузов. Специалисты по маркетингу различают бренд-лидеры, брендовые и небрендовые вузы. Брендовые вузы знают и отличают от других более 60%, а бренд-лидеров до 90% потребителей данной товарной категории. Бренд-лидеров не бывает много, их не более двух или трех. Бренды сложное для понимания явление, как правило, «территория» брендов — сознание и психология потребителей. Сами вузы в глазах потребителей без маркетологов разделились на: «элитные», «достаточно престижные» и «необязательно престижные».

Характер спроса и конкуренция на рынке ВПО

Официальная статистика свидетельствует, что спрос на технические направления подготовки высшего профессионального образования в 2—3 раза уступает гуманитарным.

Все изменилось в послекризисном 2009 году. Конкурс на гуманитарные направления в государственных вузах взлетел до 10 человек на место! Наиболее показательна статистика количества выпускников вузов в 2004 и 2010 гг. на физико-математические науки — двойное сокращение (18,0 и 9,7 тыс. чел.). И, напротив, в 2004 году выпускники гуманитарных специальностей составляли 144,7 тыс., а в 2010 — 178,9 тыс. человек.

Рынок ВПО в 2010—12 гг. стал развиваться по сценарию беспрецедентного роста спроса на социально-экономические и гуманитарные образовательные программы. Опережающий рост в начале 21-го века количества социально-экономических и гуманитарных вузов над техническими вузами обусловил и характер развития конкурентного рынка ВПО в стране.

Негосударственным образовательным учреждениям (НОУ) как отдельной категории предсказать будущее их развитие сложно. Объективно цели у НОУ иные: следование за ростом объема продаж, количеством платных студентов, поиски способов удержать их «любой» ценой. Это оборачивается снижением требований и контроля знаний.

Государственные образовательные учреждения (ГОУ) в лучшем положении: общежитие, гарантированное финансирование материальной и технической базы образования, науки, зарплаты, «социалка» из бюджета и др.

Вывод

Конкуренция между ГОУ и НОУ не имеет перед собой сколько-нибудь серьезных оснований для того, чтобы говорить о ее развитии в перспективе.

Оразовательные программы

Все успокоились. Рынок труда не реагирует вообще ни на что.

Теперь почти везде (за исключением специальностей, относящихся к национальной безопасности: медицина, IT, информатика и др.) перешли на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратура. Повышается ликвидность наших образовательных программ (ПО) на международном рынке. Но нужна корректировка содержания, веса и наименования ОП. Иностранные студенты не видят нас в Интернете, часто нет пока даже сносного перевода на английский язык основного контента.

Профессорско-преподавательский состав - создатель стоимости ВПО

Уточним, к профессорскопреподавательскому составу (ППС) относятся — ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели, доценты и профессора.

ППС, его интеллектуальные способности, квалификация и профессиональные качества — мощный фундаментальный нематериальный актив и конкурентный фактор любого вуза.

Число ППС в 2010—11 гг. составляет 324,8 тыс. человек. Среди них 40,2 тыс. докторов (32,6 тыс. профессоров) и 169,2 тыс. кандидатов наук. Среди 653 государственных вузов 349 составляют университеты, 176 — академии, 128 — институты.

Вечная проблема — оплата труда ППС в вузе.

В настоящее время оплата труда квалифицированного и полного профессора в элитных вузах равна зарплате западных вузов и составляет, примерно — 100—150 тыс. рублей в месяц. В престижных вузах она меньше — 50—90 тыс. рублей. В непрестижных вузах, филиалах — 25—40 тыс. рублей.

К 2018 году средняя зарплата преподавателей вузов должна составлять 200% от среднего заработка в регионе. В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года (№ ВП-П8-1018) в сентябре-декабре 2012 года заработная плата преподавателей российских вузов должна быть доведена до уровня не ниже средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Это большая трепетная и отдельная тема, и проблема — как к ней подступиться. Вузы ищут решения.

Цены

Цены выстроились вслед за брендами и их отсутствием. Цены на образовательные услуги разнятся от 60—80 тыс. рублей в Ярославле, Владимире, Твери, Костроме, Туле, Иванове и до 300 тыс. и более в элитных и 200—250 — в престижных московских вузах. Между большими сегментами вузов нет конкуренции, но внутри сегментов она есть, и активная.

Шансы для поступления в московские вузы остаются только у немногих абитуриентов с высоким уровнем семейного дохода.

То, что частные вузы много доступнее по ценам, чем государственные, подтвердило недавнее исследование образовательного агентства «РейтОР». Например, оказалось, что самый дорогой вуз по специальности «менеджмент и экономика» — МГИМО — 249 400 рублей за год. На втором месте — Высшая школа экономики — 234 800, РГГУ — 249 000, МГУ им. Ломоносова — 191 200. Обучение же по этой модной специальности в продвинутом частном вузе, например в Российской экономической школе, обойдется в 119 400 рублей в год, в Международной академии бизнеса и управления — 45 900, в Институте деловой карьеры — 35 000 рублей. При этом аккредитованные частные вузы выдают такие же дипломы государственного образца. Сейчас активно обсуждается вопрос замены единых дипломов государственного образца на дипломы конкретных вузов. Это может сильно изменить ситуацию спроса на рынке ВПО.

Продвижение

Наиболее характерно для рекламы и коммуникационных стратегий вузов то, что «Магомед пошел к горе». В школах стали устраивать очереди для презентации вузов.

Бюджеты рекламы и маркетинга растут у тех вузов, кто понимает конкурентную ситуацию и не испытывает чванства во времена российского дефицита.

Появился один важный фактор, влияющий на мотивацию при выборе вуза абитуриентом — логистика, точнее, логистические издержки. Многие абитуриенты и родители, особенно в мегаполисах, выбирают вуз ближе к дому, тем самым также избегая некоторых рисков.

С кем мы имеем дело? Потребителем рынка ВПО, основные сегменты

Высока дифференциация материальных возможностей «на входе» в вуз среди различных категорий абитуриентов. При этом большие группы потребителей (сегменты рынка) различаются не только по социальноэкономическим, но и по психографическим параметрам, которые обнаруживаются в их ожиданиях и культурных запросах.

Отдел маркетинга и рекламы РГГУ провел многочисленные исследования абитуриентов и бывших абитуриентов (студентов 1-го курса), результаты свидетельствуют о разных мотивациях в отношении собственных перспектив карьерного роста и жизненных ценностей в зависимости от материального положения в семье — домохозяйстве. Подробно можно будет посмотреть эту тему в готовящейся монографии «Управление маркетингом в вузе».

Вывод.

Мы имеем дело с определенно сложившимися сегментами рынка ВПО, которые представляют собой устойчивые большие группы абитуриентов (представителей домохозяйств): с высокими, средними и низкими доходами («богатые», «обеспеченные», «нуждающиеся»).

Схематично, рынок высшего профессионального образования России выглядит следующим образом: 7% — 22% — 71% («богатые», «обеспеченные», «нуждающиеся»). Московский рынок абитуриентов, соответственно, составит 15% — 35% - 50%.

Если брать конкретные сегменты вузов: элитные — престижные - непрестижные, то здесь будут другие показатели. В конкретном вузе, например престижном, соотношение сегментов в процентном отношении может оказаться примерно 15% — 55% — 30%, с учетом бюджетных мест. В элитном вузе соотношение «богатых», «обеспеченных» и «нуждающихся» может быть: 40% — 50% — 10%.

Важное замечание.

Заметим, что рынок высшего профессионального образования развивается по тем же законам и принципам, что и любой потребительский рынок в России.

По сути, участники рынка ОУ ведут себя так же, как и операторы развитых рынков потребительского сектора: рынка недвижимости, молодежной одежды и обуви, телекоммуникаций, других.

Здесь, как в любом бизнесе, ставится одна главная и основная цель — адаптировать собственный бизнес, настроить конкурентные стратегии своих компаний подтребования сегментов рынка, т. е. потребностей и запросов потребителей, клиентов и вип-клиентов, используя при этом все новейшие технологии продвижения ОУ, социальные сети, сайты, блоги, кастомизированный маркетинг и др.

Современная ситуация на рынке ВПО: реформа или кризис

Руководство страны в 2011 — 12 гг. предприняло революционные шаги для скорейшей адаптации (реформы) рынка ВПО к требованиям ВТО и вышло с инициативой до конца 2012 года выявить неэффективно работающие государственные вузы, а также разработать и утвердить до мая 2013 года программу их реорганизации.

По планам с 2013 года 15—20 лучших университетов страны начнут получать внушительную государственную поддержку для того, чтобы к 2020 году как минимум пять из них вошли в сотню лучших мировых университетов.

У менеджеров популярна пословица: «Если вы не можете это измерить, то вы не можете этим управлять».

И вот, для быстрой и объективной оценки Минобрнауки РФ предложило пять основных количественных критериев: средний балл ЕГЭ студента; объем НИОКР в расчете на одного педагогического работника; удельный вес численности иностранных студентов, не считая стран СНГ; количество доходов из всех источников в расчете на одного педагогического работника; и пятый критерий — объем площадей помещений, находящихся в праве собственности или в оперативном управлении вуза.

Для филиалов добавлены были еще три дополнительных критерия: число обучающихся, «остепененность» преподавательского состава и доля штатных преподавателей.

Министерство образования и науки РФ обнародовало на своем сайте результаты полного мониторинга работы 541 высшего учебного заведения и 994 филиалов российских государственных вузов и их филиалов. Результаты известны: эффективные вузы, вузы с признаками неэффективности и неэффективные вузы.

Надо признать, что многие региональные вузы, особенно филиалы, давно уже потеряли собственные рынки труда. Асимметричность развития регионального рынка образования и труда является неразрешимой экономической проблемой. Бюджетные деньги не превращаются в инвестиции, если выпускники ищут работу не по профессии, а довольствуются «корочками» о государственном высшем образовании. Вузы,у которых сложились свои рынки труда, много не проиграют. Региональным властям выгодно поддерживать своими бюджетами высшее образование, если оно будет «работать» на регион.

Вывод

Для сложившегося рынка ВПО — этот мониторинг и его последствия, как следует полагать, станут тяжелейшим ударом по имиджу и репутации в целом российского образования и обернутся непредсказуемыми последствиями для многих региональных вузов и студентов. С позиции экономики спрос на ВПО со стороны абитуриентов не упадет, он, как говорится: «никуда не денется», но сложившиеся региональные ориентиры абитуриентов и критерии оценки брендов вузов серьезно пошатнутся.

По существу, мы имеем критическую ситуацию. Трудно сейчас оценить последствия такой политической «реформы». Потребуется значительное время для восстановления рынка ВПО. Изменения цен на образовательные услуги, логистика и другие расходы лягут на семейные плечи потребителей образовательных услуг. Слияние вузов будет проходить с огромными кадровыми, творческими, образовательными потерями.

Перспективы вступления в ВТО и его последствия для рынка ВПО

Процесс присоединения России к Всемирной торговой организации (далее — ВТО) завершился 16 декабря 2011 года подписанием Протокола о присоединении к Марракешскому соглашению о создании ВТО.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» исходит из того, что обучение иностранцев в России и российских граждан за рубежом преимущественно осуществляется по договорам между заинтересованными сторонами.

Подобным комплексным образом должны решаться все вопросы, возникающие в процессе международной купли-продажи услуг!

Здесь ставится точка на дискуссии, является ли образование товаром? Да, является, и на рынке это — ОУ, выводимые вузом в целях продажи, т. е. статус товара.

Россия, в соответствии с ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами), принимает на себя обязательства по доступу иностранных поставщиков на рынок услуг. Поэтому при формировании перечня российских обязательств по услугам преследуется цель создать нормальную конкурентную среду на национальном рынке услуг, привлечь иностранные инвестиции,а также обеспечить необходимый уровень защиты для тех российских поставщиков услуг, которые могут находиться в неравном положении по отношению к иностранным мощным конкурентам, которые знают и отлично используют маркетинг.

Если сравнивать варианты поставки услуг, можно заключить, что в большей степени российской образовательной среде потребуется защита в случае коммерческого присутствия иностранного поставщика, а также присутствия иностранных физических лиц.

ВЫВОДЫ - Кризиса высшего образования нет, но есть кризис образовательного менеджмента

Стратегия выживания для подавляющего большинства российских вузов — не новость. ВПО многие годы находится в перманентной стадии турбулентности. Многие руководители вузов (ректоры и проректоры) привыкли к неожиданным «переменам» и бесконечным проверкам на чистоту и качество работы вуза. Но идут и кадровые перемещения, суды и забастовки, в том числе голодовки. Стали назначать омбудсменов по делам студентов, обсуждать двухуровневую систему управления вузом: президент и ректор, назначаемый собственником. Вводить и панически готовиться к бесконечным, в том числе своим, доморощенным, рейтингам вузов, готовность вуза к Приемной комиссии, рейтинг сайтов по методике испанской Вебометрикс, размещение контрольных и курсовых работ студентов в Интернете, возможное, но отложенное ГИФО (Государственное именное финансовое обязательство), и многие другие новшества и инновации.

В свете настоящих и грядущих реформ руководство вузом вынуждено считаться с влиянием двух факторов.

Во-первых, вузы больше не могут полагаться только на традиционные источники финансирования. Рост платности услуг будет расти, бюджетное финансирование сокращаться.

Во-вторых, вузы должны активно искать финансовой поддержки у рынка, а значит, испытывать на себе действие конкурентных атак других вузов.

Конкуренция становится важнейшей проблемой для вуза.

Наступает время острых конкурентных, ценовых, рекламных войн на рынке ВПО. Подавляющая часть государственных вузов не готова и не умеет вести себя на рынке.

Во многие вузы конкурсы минимальны, студенты не хотят в них учиться. И дело тут не в гуманитарной или технической направленности вуза.

Ситуация на рынке ВПО качественно меняется. Россия встает на путь международной интеграции рынка ВПО и рынка труда.

У студентов появляются новые возможности получить качественное и уникальное образование, найти интересную работу, выстроить профессиональную карьеру на отечественном и зарубежном рынках труда.

Для преподавателей вузов открываются возможности укрепления своего материального по-ложения,творческого и научного потенциала, у руководства вузов открываются новые перспективы для инновационных стратегий и нестандартных маркетинговых решений в новейших условиях развития системы ВПО.

В заключение необходимо высказать несколько общих замечаний относительно развернувшейся реформы ВПО и последствий вступления России в ВТО.

Будучи одновременно «переходной» и ресурсоизбыточной экономикой, Россия имеет особые основания для поддержания объема государственного сектора на достаточно высоком уровне. Для догоняющих экономик государственные вузы могут и должны играть, кроме того, особую роль — быть в определенном смысле социальными институтами развития, передовыми маяками образовательного менеджмента и научных достижений.

Но для этого необходимо совершенствовать управление государственной собственностью вузов. При квалифицированных управляющих, крупные ГОУ могут обладать большим плановым горизонтом, чем НОУ, и иметь доступ к долгосрочным кредитам и инвестициям. Это дает им возможность инициировать научно-исследовательские проекты, совместные с частными фирмами в регионе (в том числе с НОУ), которые частный сектор «в одиночку» не мог бы реализовать. Обладая высококвалифицированными и заинтересованными экспертами,такие вузы могли бы стать основой для реализации регионального частногосударственного партнерства.

Государственный сектор, как проводник образовательной политики, приобретает особое значение в условиях ВТО, когда возможности обычных инструментов государственного влияния на развитие образования ограничены, и в силу вступают рыночные механизмы конкуренции и формирования спроса на образовательные услуги.

Для успеха реорганизации необходимо содействовать повышению качества образовательного рынка — внедрению современной деловой этики, формированию высоких стандартов корпоративного управления вузом. Государственные вузы должны служить образцом в этом отношении, тем самым оказывая существенное влияние на негосударственные образовательные учреждения и на экономику региона.

Только определив цели и оценив возможности и роль государственных вузов в каждой отрасли и профиле, можно рассматривать вопрос об их реорганизации.

В будущем целесообразно вообще отказаться от «шоковых» кампаний:реорганизация, слияния и присоединения должны стать рутинной деятельностью и протекать не в соответствии с политическими указаниями сверху.

P.S.

С точки зрения маркетинга, в статье, как и во всей цепочке распределения продукта (конечным продуктом является выпускник вуза — специалист в определенной им самим профессии), не хватает некоторых необходимых важных звеньев общей цепи «поставки», таких социальных институтов как: семья, школа, начало профессиональной карьеры.

Много разных мнений относительно значения и роли этих социальных институтов, их места в рейтинге воспроизводства и развития, заметим, любого общественного профессионального организма. Нет сомнений, что общество объективно заинтересовано в своей профессионализации — чем точнее и качественнее подготовлен выпускник вуза, тем успешнее его участие в обменных операциях в общественно-полезном разделении труда. Он обменивает свои профессиональные компетенции на материальные и духовные блага, тем самым увеличивая собственное богатство и богатство общества и народа (А Смит).

Точка зрения автора тут такая.

Начало всех начал (50 и более процентов) в этой производственно-сбытовой цепочке «поставки» молодых профессионалов на рынок труда следует отвести семье! 25% — школе и 25% — вузу. Все!

То, в какой материальной и духовной обстановке будет протекать «доставка» выпускника на рынок труда, зависит как от государства, тех условий, которые оно может сконструировать, так и от стремлений самого участника этого процесса — студента!

***

Богатые и умные понимают, что такое образование!

Делают инвестиции и пожертвования в его развитие!

США

Джонс Хопкинс (1795—1873) — один из богатейших людей XIX в., торговец и совладелец железных дорог — основал Johns Hopkins University (16-е место в рейтинге университетов) и Johns Hopkins Hospital.

Джон Рокфеллер (1839—1937) — глава Standard Oil, самый богатый человек в истории — основал University of Chicago (10-е место в мировом рейтинге университетов) в 1889 г. Также основал Rockefeller University и Rockefeller Foundation.

Эндрю Карнеги — основатель Carnegie Steel Company, второй по величине богач США после Джона Рокфеллера — пожертвовал деньги на создание более чем 2 500 библиотек по всему миру. Основал Carnegie Foundation и Carnegie Mellon University.

Энтони Дрексель (1826—1893) — американский банкир, партнер Дж.П.Моргана — основал Drexel University.

Корнелиус Вандербильд (1794—1877) основал Vanderbilt University.

Эндрю Меллон (1855—1937) — банкир, бизнесмен, третий по величине налогоплательщик США в 20-х после Рокфеллеров и Форда — пожертвовал Питтсбургскому университету 43 млн долл. (в ценах 20-х). Основал Mellon Institute of Industrial Research.

УиллКеллог(1860—1951) — миллиардер, производитель хлопьев «Келлог» — основал California State Polytechnic University и Kellogg Foundation.

Ховард Хьюз (1905—1976) — авиатор, изобретатель, миллиардер (Hughes Aircraft и Hughes Airspace) — основал в 1953 Howard Hughes Medical Institute. Эндаумент института составляет в настоящий момент около 16 млрд долл.

Майкл Блумберг — мэр Нью-Йорка, миллиардер, владелец агентства финансовых новостей Bloomberg, пожертвовал 300 млн долл. John Hopkins University.

Билл Гейтс — глава «Майкрософт», миллиардер — основал B/У/ & Melinda Gates Foundation. Это крупнейший частный благотворительный фонд мира, эндаумент которого составляет 36 млрд долл. В частности, Фонд потратил 1,5 млрд долл. стипендий для талантливых студентов из нацменьшинств и 250 млн долл. на развитие школ в США.

Уоррен Баффет — миллиардер, инвестиционный гуру, глава Berkshire Hathaway, самый богатый человек мира в 2008 году — завещал 83% своего состояния (около 30 млрд долл.) фонду Билла и Мелинды Гейтс.

Кстати:

Принстон был основан благодаря четырем богатым землевладельцам: Джону Стоктону, Томасу Леонарду, Джону Хорнору и Натаниэлу Фитцрандольфу — которые предоставили университету землю и деньги.

Гарвард основан штатом Массачусетс и назван в честь Джона Харварда, который завещал университету библиотеку и деньги на его содержание.

Йель был назвал в честь Элайи Йеля, уроженца Бостона и губернатора Мадраса, пожертвовавшего университету книги и ценные вещи.

Россия

Алишер Усманов, миллиардер, купил футбольный клуб «Арсенал».

Сулейман Керимов, миллиардер, купил футбольный клуб «Анжи».

Леонид Федун, миллиардер, совладелец «Лукойла», купил футбольный клуб «Спартак».

Олег Дерипаска, миллиардер, владелец «Русала», купил футбольный клуб «Кубань».

Роман Абрамович, миллиардер, купил футбольный клуб «Челси».

Антон Зингаревич, сын Бориса Зингаревича, миллиардера, владельца «Илим Палп», купил футбольный клуб «Рединг».

Максим Демин, миллиардер, председатель Совета Директоров «Национальной страховой группы», купил футбольный клуб «Борнмут».

Дмитрий Рыболовлев, миллиардер, экс-владелец «Уралкалия», купил футбольный клуб «Монако».

Владимир Антонов, миллиардер, банкир, купил футбольный клуб «Портсмут».

«Газпром» купил футбольный клуб «Зенит». Вложения «Газпрома» в «Зенит» оцениваются в 150 млн долл. «Газпром» также спонсирует немецкий «Шальке», сербский «Црвена звезда», российский «Сахалин» и является партнером Лиги Чемпионов УЕФА.

Среди этого скопища футбольных фанатов есть исключение. Михаил Ходорковский, миллиардер, владелец ЮКОСа, спонсировал Российский государственный гуманитарный университет и основал фонд «Открытое общество». В настоящее время Ходорковский находится в заключении.