Библиотека управления

Продвижение стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса региона в федеральных органах государственной власти и на внешних рынках

Муртузалиева Таира Велимагомедовна к. э. н., доцент кафедры маркетинга
Шишкин Анатолий Викторович д. э. н., профессор кафедры маркетинга, проректор по научной деятельности
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Оглавление


Маркетинговая программа продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса региона должна быть обоснованным экономически и социально планом действий в определенной последовательности. Именно в таком статусе она имеет право на существование и поддержку на внешних рынках и в федеральных органах государственной власти. Создание в сознании последних понимания того, что стратегия имеет целью всеобщее развитие региона и изменение к лучшему, будет залогом ее успешной реализации. Именно такую роль может и должна выполнять программа продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса отдельно взятого региона1.

Воздействие на сознание человека, малых и больших групп людей всегда связано с процессом коммуникации, предполагающим наличие прямых и обратных связей. Осуществление взаимовыгодного, результативного процесса коммуникации государства и субъектов рынка рассматривается в рамках взаимовыгодного сотрудничества, где должны согласоваться мероприятия программы продвижения, ее бюджет, длительность, сроки проведения, намеченные результаты и методы их оценки. Общее содержание методических рекомендаций по организации продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса региона иллюстрируется на приведенных ниже рисунках. На рисунке 1 показаны этапы процесса формирования и реализации программы продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса региона.

Рис. 1. Этапы формирования и реализации программы продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса региона

В рамках предварительного сотрудничества стороны должны согласовать мероприятия программы продвижения, ее бюджет, длительность, сроки проведения, намеченные результаты и методы их оценки. Кроме того, для организации внутреннего взаимодействия стороны должны установить ответственных лиц за реализацию проекта и создать координационный совет проекта.

Комплекс мероприятий для разработки эффективной программы продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса для отдельно взятого региона представлен на рисунке 2. Предложенная схема продвижения стратегии инновационного развития применима к использованию для предприятий малого и среднего бизнеса конкретного региона в целом, так и по каждому отдельно взятому инновационному проекту.

Рис. 2. Мероприятия программы продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса региона

В комплексе мероприятий по продвижению стратегии инновационного развития региона, помимо рекламы, акцент должен быть сделан и на использование BTL-технологий, особое достоинство которых заключается в возможности привлечения к процессу продвижения всех заинтересованных субъектов рынка.

Реализация маркетинговой программы продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса отдельно взятого региона в федеральных органах государственной власти и на внешних рынках будет способствовать оптимизации структуры экономики той или иной территории, созданию узнаваемой системы уникальных особенностей региона через развитие его продуктовой специализации, расширение потенциальных рынков сбыта региональных продуктов и услуг, приведет к максимальному и сбалансированному использованию ресурсов региона и получению Данные рекомендации имеют свое целевое предназначение для Челябинской области (ЧО), подготовлены коллективом преподавателей кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова в рамках выполнения научно-исследовательской работы (НИР)2.

С позиций современного маркетинга стратегия инновационного развития малого и среднего бизнеса представляет собой сложный товар, который по своей сущности может быть отнесен к продуктам интеллектуального труда.

К сожалению, необходимо отметить, что население области слабо информировано о наличии и содержании стратегии инновационного развития региона, оно практически не привлекается к разработке и продвижению стратегий развития в регионах, несмотря на его заинтересованность3. Данная заинтересованность представляет собой мощный фактор, который может и должен быть использован как в организации кампаний по продвижению разрабатываемых стратегий, так и в дальнейшем при организации акций по поддержке принятой и реализуемой стратегии развития.

Разработанная технология продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса ЧО в федеральных органах государственной власти и на внешних рынках позволит гармонично распределять во времени предпринимаемые коммуникационные усилия и предназначенные для их реализации ресурсы4. В частности, предлагается перечень конкретных мероприятий для непосредственной реализации программы продвижения стратегии инновационного развития предприятиями малого и среднего бизнеса ЧО:

  • Проведение тематических семинаров по вопросам инновационной политики и инновационного развития.
  • Создание межвузовской системы подготовки и переподготовки руководителей и специалистов инновационных проектов. Разработка и практическая реализация новых методик обучения, ориентированных на подготовку менеджеров и специалистов сферы инновационной деятельности, в том числе создание учебноимитационных фирм в области наукоемкого бизнеса.
  • Разработка Положения об именных стипендиях, грантах и иных формах финансовой поддержки ученых, исследователей, внесших наибольший вклад в развитие инновационной сферы.
  • Участие в региональных, российских конференциях, форумах и выставках по вопросам развития инновационной деятельности, проведение ежегодной региональной научнопрактической конференции по обсуждению приоритетных направлений развития инновационной деятельности.
  • Размещение рекламы в федеральных и зарубежных СМИ, например, серия роликов под общим названием «Сделано в Челябинске».
  • Размещение фильмов об инновационных предприятиях Челябинской области на телеканале RussiaToday («Россия Сегодня») — первом российском телеканале, вещающем на английском языке на Европу и США.
  • Книгоиздательство: печать альбомов «Промышленный лидер XXI века» или «Челябинск — центр науки и инноваций».
  • Кинопроизводство: съемка рекламных роликов, короткометражных научно-публицистических фильмов о передовых предприятиях среднего и малого бизнеса, их трансляция на различные целевые аудитории.
  • Вхождение и активное участие в «Ассоциации инновационных регионов России».
  • Проведение единого информационного дня на тему «Применение нанотехнологий на предприятиях и организациях Челябинской области».
  • Организация публичных обсуждений инновационной проблематики Челябинской области с привлечением представителей бизнеса, специалистов по региональному менеджменту, социологов и другой мыслящей элиты. Результат — создание концепции инновационного позиционирования субъектов региона по отношению к целевым аудиториям (государство, бизнес, население региона, внешнее население).
  • Проведение конкурсов среди журналистов России на лучшее освещение событий, происходящих в регионе, эффективной инновационной деятельности предприятий, организаций Челябинской области в офлайн- и онлайн-СМИ, например, «Лучший инновационный продукт Челябинской области».
  • Создание Агентства регионального маркетинга Челябинской области, занимающегося продвижением инновационной политики в федеральных органах государственной власти и на внешних рынках.
  • Проведение Международной научно-практической конференции по вопросам инновационного развития региона.
  • Создание плана участия Челябинской области в международных и российских форумах и выставках с детализацией по отраслевому признаку.
  • Создание фонда, финансируемого крупным и средним бизнесом Челябинской области, заинтересованным в поиске перспективных сотрудников из числа молодых людей. Этот фонд должен активно продвигать себя и свои проекты в сети Интернет.
  • Проведение Международного фестиваля «Молодежь и Бизнес» (цель — создание на базе бизнес-инкубаторов Челябинской области экспериментальной бизнес-площадки, где молодежь сможет развивать предпринимательские навыки;разработка проектов по развитию кадрового и экономического потенциала региона).
  • Организация вузами Челябинской области конкурса «Во благо Отечества», цель которого — выявить наиболее способных молодых людей, проявляющих интерес к государственной службе, и обеспечить им лучшее профильное образование в стране.
  • Организация на базе вузов Челябинской области маркетинговой PR и рекламной Олимпиады «Челябинск — наше все».
  • Проведение презентаций приоритетных инновационных проектов развития Челябинской области в Центре международной торговли Москвы при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
  • Проведение видеоконференций и интернет-конференций с руководством Челябинской области по вопросам работы с обращениями представителей предприятий малого и среднего бизнеса региона.

В целях эффективного инновационного развития Челябинской области разработан комплекс рекомендаций для представителей федеральных органов государственной власти. В частности, для оказания поддержки малых и средних предприятий на разных уровнях:

  • одним из новых видов господдержки для инновационных предприятий малого и среднего бизнеса может явиться оказание такой важной услуги, как бесплатная подготовка бизнес-планов для различных фондов и банков;
  • обеспечение квоты для участия инновационных предприятий в тендерах на получение госзаказа и их реальное участие в рамках этой квоты при условии осуществления прозрачности проведения тендерных мероприятий;
  • создание инфраструктурной формы господдержки инновационному предпринимательству в виде создания центров коллективного пользования (инструментальные цеха, испытательные лаборатории и т. п.).

В сфере развития инновационных кластеров на региональном уровне:

  • рекомендовать внедрение кластерного подхода в ключевые документы социально-экономического развития Челябинской области;
  • рекомендовать включение кластерного подхода в областные программы и стратегии социально-экономического развития Челябинской области с учетом крупных бизнес-проектов. Разработать мероприятия по развитию комплексной инфраструктуры кластеров (подготовка кадров, исследования и разработки, сотрудничество с поставщиками и подрядчиками, обращение с отходами и т. п.);
  • сформировать программу поддержки развивающихся кластеров на конкурсной основе. Основной акцент следует сделать не на «назначение» кластеров, а на конкурсный отбор кластерных проектов. При этом необходимо сделать акцент на малые и средние инновационные предприятия, как наиболее гибкие и малозатратные механизмы формирования кластеров;
  • разработать механизм участия малых и средних предприятий с крупными предприятиями и корпорациями, с научными организациями и вузами Челябинской области в совместных проектах;
  • оказывать реальную комплексную поддержку формирующимся кластерам (центры коллективного пользования, правовая поддержка, маркетинговое продвижение, переподготовка и повышение квалификации персонала, субконтрактация и пр.);
  • Южно-Уральской торгово-промышленной палате иобъединениям предпринимателей в Челябинской области вести экспертную и консультационную деятельность, связанную с инновационными молодежными предприятиями, коммерциализацией изобретений молодежи.

Среди основных ожидаемых результатов от реализации маркетинговой программы продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса Челябинской области можно отметить:

  1. Повышение имиджа Челябинской области как инновационного региона, рост благосостояния населения.
  2. Повышение качества управления всех звеньев регионального маркетинга.
  3. Увеличение количества предприятий, достигших наивысшего уровня развития инноваций.
  4. Увеличение доли занятого в науке населения, непосредственно связанного с производством инновационного продукта.
  5. Рост числа малых наукоемких предприятий.
  6. Снижение уровня безработицы.
  7. Увеличение уровня доходов населения.
  8. Увеличение количества рентабельных организаций Челябинской области.
  9. Рост объемов инвестиционных вложений в экономику области.
  10. Развитие рыночной инфраструктуры региона.

Разработанные методические рекомендации по организации продвижения стратегии инновационного развития региона позволят повысить заинтересованность и активизировать участие населения региона и бизнес-сообщества в процессе регионального стратегического планирования и реализации региональных стратегических планов инновационного развития малого и среднего бизнеса.


1 Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2009–2011 годы.

2 Муртузалиева Т.В. и др. Отчет о научно-исследовательской работе по заказу Общества с ограниченной ответственностью «Флора РС» на тему: «Аналитический обзор наиболее привлекательных направлений инновационногоразвития, выступающих фактором роста деловой активности малых и средних предприятий Челябинской области в современных условиях». - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2010.

3 Областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2009-2011 годы (в ред. от 16.08.2010 г.)

4 Никишкин В.В. Анализ инновационных проектов в предпроектном маркетинге // Экономические и гуманитарные науки. № 2. 2011.