Продвижение стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса региона в федеральных органах государственной власти и на внешних рынках
Шишкин Анатолий Викторович д. э. н., профессор кафедры маркетинга, проректор по научной деятельности
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Маркетинговая программа продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса региона должна быть обоснованным экономически и социально планом действий в определенной последовательности. Именно в таком статусе она имеет право на существование и поддержку на внешних рынках и в федеральных органах государственной власти. Создание в сознании последних понимания того, что стратегия имеет целью всеобщее развитие региона и изменение к лучшему, будет залогом ее успешной реализации. Именно такую роль может и должна выполнять программа продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса отдельно взятого региона1.
Воздействие на сознание человека, малых и больших групп людей всегда связано с процессом коммуникации, предполагающим наличие прямых и обратных связей. Осуществление взаимовыгодного, результативного процесса коммуникации государства и субъектов рынка рассматривается в рамках взаимовыгодного сотрудничества, где должны согласоваться мероприятия программы продвижения, ее бюджет, длительность, сроки проведения, намеченные результаты и методы их оценки. Общее содержание методических рекомендаций по организации продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса региона иллюстрируется на приведенных ниже рисунках. На рисунке 1 показаны этапы процесса формирования и реализации программы продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса региона.
Рис. 1. Этапы формирования и реализации программы продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса региона
В рамках предварительного сотрудничества стороны должны согласовать мероприятия программы продвижения, ее бюджет, длительность, сроки проведения, намеченные результаты и методы их оценки. Кроме того, для организации внутреннего взаимодействия стороны должны установить ответственных лиц за реализацию проекта и создать координационный совет проекта.
Комплекс мероприятий для разработки эффективной программы продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса для отдельно взятого региона представлен на рисунке 2. Предложенная схема продвижения стратегии инновационного развития применима к использованию для предприятий малого и среднего бизнеса конкретного региона в целом, так и по каждому отдельно взятому инновационному проекту.
Рис. 2. Мероприятия программы продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса региона
В комплексе мероприятий по продвижению стратегии инновационного развития региона, помимо рекламы, акцент должен быть сделан и на использование BTL-технологий, особое достоинство которых заключается в возможности привлечения к процессу продвижения всех заинтересованных субъектов рынка.
Реализация маркетинговой программы продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса отдельно взятого региона в федеральных органах государственной власти и на внешних рынках будет способствовать оптимизации структуры экономики той или иной территории, созданию узнаваемой системы уникальных особенностей региона через развитие его продуктовой специализации, расширение потенциальных рынков сбыта региональных продуктов и услуг, приведет к максимальному и сбалансированному использованию ресурсов региона и получению Данные рекомендации имеют свое целевое предназначение для Челябинской области (ЧО), подготовлены коллективом преподавателей кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова в рамках выполнения научно-исследовательской работы (НИР)2.
С позиций современного маркетинга стратегия инновационного развития малого и среднего бизнеса представляет собой сложный товар, который по своей сущности может быть отнесен к продуктам интеллектуального труда.
К сожалению, необходимо отметить, что население области слабо информировано о наличии и содержании стратегии инновационного развития региона, оно практически не привлекается к разработке и продвижению стратегий развития в регионах, несмотря на его заинтересованность3. Данная заинтересованность представляет собой мощный фактор, который может и должен быть использован как в организации кампаний по продвижению разрабатываемых стратегий, так и в дальнейшем при организации акций по поддержке принятой и реализуемой стратегии развития.
Разработанная технология продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса ЧО в федеральных органах государственной власти и на внешних рынках позволит гармонично распределять во времени предпринимаемые коммуникационные усилия и предназначенные для их реализации ресурсы4. В частности, предлагается перечень конкретных мероприятий для непосредственной реализации программы продвижения стратегии инновационного развития предприятиями малого и среднего бизнеса ЧО:
- Проведение тематических семинаров по вопросам инновационной политики и инновационного развития.
- Создание межвузовской системы подготовки и переподготовки руководителей и специалистов инновационных проектов. Разработка и практическая реализация новых методик обучения, ориентированных на подготовку менеджеров и специалистов сферы инновационной деятельности, в том числе создание учебноимитационных фирм в области наукоемкого бизнеса.
- Разработка Положения об именных стипендиях, грантах и иных формах финансовой поддержки ученых, исследователей, внесших наибольший вклад в развитие инновационной сферы.
- Участие в региональных, российских конференциях, форумах и выставках по вопросам развития инновационной деятельности, проведение ежегодной региональной научнопрактической конференции по обсуждению приоритетных направлений развития инновационной деятельности.
- Размещение рекламы в федеральных и зарубежных СМИ, например, серия роликов под общим названием «Сделано в Челябинске».
- Размещение фильмов об инновационных предприятиях Челябинской области на телеканале RussiaToday («Россия Сегодня») — первом российском телеканале, вещающем на английском языке на Европу и США.
- Книгоиздательство: печать альбомов «Промышленный лидер XXI века» или «Челябинск — центр науки и инноваций».
- Кинопроизводство: съемка рекламных роликов, короткометражных научно-публицистических фильмов о передовых предприятиях среднего и малого бизнеса, их трансляция на различные целевые аудитории.
- Вхождение и активное участие в «Ассоциации инновационных регионов России».
- Проведение единого информационного дня на тему «Применение нанотехнологий на предприятиях и организациях Челябинской области».
- Организация публичных обсуждений инновационной проблематики Челябинской области с привлечением представителей бизнеса, специалистов по региональному менеджменту, социологов и другой мыслящей элиты. Результат — создание концепции инновационного позиционирования субъектов региона по отношению к целевым аудиториям (государство, бизнес, население региона, внешнее население).
- Проведение конкурсов среди журналистов России на лучшее освещение событий, происходящих в регионе, эффективной инновационной деятельности предприятий, организаций Челябинской области в офлайн- и онлайн-СМИ, например, «Лучший инновационный продукт Челябинской области».
- Создание Агентства регионального маркетинга Челябинской области, занимающегося продвижением инновационной политики в федеральных органах государственной власти и на внешних рынках.
- Проведение Международной научно-практической конференции по вопросам инновационного развития региона.
- Создание плана участия Челябинской области в международных и российских форумах и выставках с детализацией по отраслевому признаку.
- Создание фонда, финансируемого крупным и средним бизнесом Челябинской области, заинтересованным в поиске перспективных сотрудников из числа молодых людей. Этот фонд должен активно продвигать себя и свои проекты в сети Интернет.
- Проведение Международного фестиваля «Молодежь и Бизнес» (цель — создание на базе бизнес-инкубаторов Челябинской области экспериментальной бизнес-площадки, где молодежь сможет развивать предпринимательские навыки;разработка проектов по развитию кадрового и экономического потенциала региона).
- Организация вузами Челябинской области конкурса «Во благо Отечества», цель которого — выявить наиболее способных молодых людей, проявляющих интерес к государственной службе, и обеспечить им лучшее профильное образование в стране.
- Организация на базе вузов Челябинской области маркетинговой PR и рекламной Олимпиады «Челябинск — наше все».
- Проведение презентаций приоритетных инновационных проектов развития Челябинской области в Центре международной торговли Москвы при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
- Проведение видеоконференций и интернет-конференций с руководством Челябинской области по вопросам работы с обращениями представителей предприятий малого и среднего бизнеса региона.
В целях эффективного инновационного развития Челябинской области разработан комплекс рекомендаций для представителей федеральных органов государственной власти. В частности, для оказания поддержки малых и средних предприятий на разных уровнях:
- одним из новых видов господдержки для инновационных предприятий малого и среднего бизнеса может явиться оказание такой важной услуги, как бесплатная подготовка бизнес-планов для различных фондов и банков;
- обеспечение квоты для участия инновационных предприятий в тендерах на получение госзаказа и их реальное участие в рамках этой квоты при условии осуществления прозрачности проведения тендерных мероприятий;
- создание инфраструктурной формы господдержки инновационному предпринимательству в виде создания центров коллективного пользования (инструментальные цеха, испытательные лаборатории и т. п.).
В сфере развития инновационных кластеров на региональном уровне:
- рекомендовать внедрение кластерного подхода в ключевые документы социально-экономического развития Челябинской области;
- рекомендовать включение кластерного подхода в областные программы и стратегии социально-экономического развития Челябинской области с учетом крупных бизнес-проектов. Разработать мероприятия по развитию комплексной инфраструктуры кластеров (подготовка кадров, исследования и разработки, сотрудничество с поставщиками и подрядчиками, обращение с отходами и т. п.);
- сформировать программу поддержки развивающихся кластеров на конкурсной основе. Основной акцент следует сделать не на «назначение» кластеров, а на конкурсный отбор кластерных проектов. При этом необходимо сделать акцент на малые и средние инновационные предприятия, как наиболее гибкие и малозатратные механизмы формирования кластеров;
- разработать механизм участия малых и средних предприятий с крупными предприятиями и корпорациями, с научными организациями и вузами Челябинской области в совместных проектах;
- оказывать реальную комплексную поддержку формирующимся кластерам (центры коллективного пользования, правовая поддержка, маркетинговое продвижение, переподготовка и повышение квалификации персонала, субконтрактация и пр.);
- Южно-Уральской торгово-промышленной палате иобъединениям предпринимателей в Челябинской области вести экспертную и консультационную деятельность, связанную с инновационными молодежными предприятиями, коммерциализацией изобретений молодежи.
Среди основных ожидаемых результатов от реализации маркетинговой программы продвижения стратегии инновационного развития малого и среднего бизнеса Челябинской области можно отметить:
- Повышение имиджа Челябинской области как инновационного региона, рост благосостояния населения.
- Повышение качества управления всех звеньев регионального маркетинга.
- Увеличение количества предприятий, достигших наивысшего уровня развития инноваций.
- Увеличение доли занятого в науке населения, непосредственно связанного с производством инновационного продукта.
- Рост числа малых наукоемких предприятий.
- Снижение уровня безработицы.
- Увеличение уровня доходов населения.
- Увеличение количества рентабельных организаций Челябинской области.
- Рост объемов инвестиционных вложений в экономику области.
- Развитие рыночной инфраструктуры региона.
Разработанные методические рекомендации по организации продвижения стратегии инновационного развития региона позволят повысить заинтересованность и активизировать участие населения региона и бизнес-сообщества в процессе регионального стратегического планирования и реализации региональных стратегических планов инновационного развития малого и среднего бизнеса.
1 Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2009–2011 годы.
2 Муртузалиева Т.В. и др. Отчет о научно-исследовательской работе по заказу Общества с ограниченной ответственностью «Флора РС» на тему: «Аналитический обзор наиболее привлекательных направлений инновационногоразвития, выступающих фактором роста деловой активности малых и средних предприятий Челябинской области в современных условиях». - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2010.
3 Областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2009-2011 годы (в ред. от 16.08.2010 г.)
4 Никишкин В.В. Анализ инновационных проектов в предпроектном маркетинге // Экономические и гуманитарные науки. № 2. 2011.