Библиотека управления

Современные технологии управления инвестиционными процессами в муниципальных образованиях

Старовойтов Владимир Гаврилович д. э. н., директор НИЦ Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования Финансового университета при Правительстве РФ (с 1995 по 2011 г. Глава администрации Киржачского района Владимирской области)

Оглавление


По оценке Министерства финансов Российской Федерации в нашей стране на сегодняшний день лишь 1,5% муниципальных образований самодостаточны, т. е. способны формировать свои бюджеты за счет собственных доходов, без финансовой помощи региональных и федеральных властей1.

При такой ситуации, ссылаясь на существующее в России законодательство и сложившиеся межбюджетные отношения, муниципалитетам можно занять позицию, что от нас ничего не зависит, просить и требовать финансовой поддержки, обивая пороги региональных администраций, оправдываться перед населением муниципального образования, обвиняя в несправедливости власти более высокого уровня.

А можно проявлять активную позицию, эффективно действуя по поддержке существующих предприятий, а также по привлечению в муниципальные образования инвестиций с целью строительства и запуска новых объектов экономики на своей территории.

Для этого в муниципальных образованиях должны создаваться благоприятные общественно-политические, экономические, правовые, инфраструктурные условия, способствующие притоку инвестиций вэкономику муниципального образования.

В условиях кризиса наиболее сложная обстановка складывается в малых городах России (население до 50 тыс. человек). Как правило, малые города до сих пор имеют моноотраслевую структуру экономики, и если в сложное финансово-экономическое положение попадает градообразующее предприятие, то это отрицательным образом отражается на жизни муниципального образования в целом.

В России более 23 тысяч муниципальных образований, из них почти 20 тысяч — малые города, городские и сельские поселения. В частности, во Владимирской области из 127 муниципальных образований 120 — это муниципалитеты с населением до 50 тысяч человек, и очень важно, чтобы на эти территории приходили инвесторы, активно развивался малый бизнес, обеспечивалась диверсификация экономики. С помощью отечественных и иностранных инвесторов создавались новые объекты экономики с привлекательными, хорошо оплачиваемыми рабочими местами. Необходимо, чтобы молодежь, трудоспособное население, люди высокой квалификации не уезжали в крупные города, а оставались на своей малой родине, обеспечивая развитие своих муниципальных образований.

Руководством Владимирской области многое делается для создания благоприятных условий формирования новой экономики. Разработана привлекательная для инвестора нормативноправовая база, отмечается активное участие представителей области в презентациях, выставках, форумах, проводящихся на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях. Быстрыми темпами развивается инфраструктура для приема инвестиций и др.

В 2011 году объем инвестиций в основной капитал увеличился почти на 7,4% по отношению к предыдущему году и составил 57,9 млрд рублей. Объем привлеченного иностранного капитала за 2011 год составил почти 600 млн долларов США, что свидетельствует о высокой инвестиционной привлекательности региона на международном уровне.

Вместе с тем успешная реализация инвестиционных проектов в регионах зависит не только от региональных властей, но ив значительной степени от муниципалитетов.

Необходимо, чтобы сотрудники муниципалитетов владели знаниями, методами и технологиями привлечения инвестиций на свою территорию.

В представленной статье показан опыт практической работы с отечественными и иностранными инвесторами по реализации крупных инвестиционных проектов в одном из муниципальных образований Владимирской области.

Пример успешной работы администрации Киржачского района с отечественными инвесторами заключался в привлечении инвестиционных ресурсов и восстановлении градообразующей роли крупного текстильного предприятия — Киржачско-го шелкового комбината.

В начале 90-х годов на этом предприятии работали 6 000 человек, и оно обеспечивало на 60% формирование доходной части бюджета района.

В середине 90-х годов из-за сложившейся конъюнктуры рынка текстиля началось резкое падение объемов производства на многих отечественных предприятиях, в том числе и на ТОО «Киржачский шелк». Предприятие было объявлено банкротом.

С целью разрешения возникшей ситуации в районе была сформирована временная рабочая группа. В нее вошли: представители администрации района, Совета народных депутатов, Пенсионного фонда, Налоговой инспекции, трудового коллектива. Администрация района являлась одним из основных кредиторов этого предприятия (долги по налогам в местный бюджет) и во многом определяла ход прохождения процесса банкротства.

По инициативе и требованию администрации района уже на начальном этапе был заменен конкурсный управляющий, который стремился распродать текстильное оборудование, а производственные цеха переоборудовать под складские терминалы.

Временная группа совместно с новым конкурсным управляющим организовала проведение маркетинговых исследований по привлечению инвестиций в градообразующее предприятие. Это позволило определить основное стратегическое направление выхода градообразующего предприятия из кризиса — нахождение нового эффективного собственника.

Группой был выработан принцип поиска нового собственника — принцип вертикальной отраслевой интеграции, т. е. новые собственники подбирались среди руководителей и владельцев стабильно работающих предприятий, выпускающих сырье для производства шелковых тканей (капрон, полиэфир), а также крупных потребителей шелковых тканей — успешно работающих швейных фабрик, объединений, которые использовали в больших количествах шелковую ткань для пошива одежды.

Принцип вертикальной отраслевой интеграции был успешно реализован, и на базе ТОО «Киржач-шелк» было образовано два текстильных предприятия: ООО «Детская одежда» — собственником стал владелец крупного швейного объединения г. Владимира, и ООО «Славянский дом» — собственник ООО «Капрохим» г. Москва, владелец контрольного пакета акций Курского химического комбината, выпускающего сырье для производства шелковых тканей.

За прошедшие годы новыми собственниками в текстильное предприятие вложено несколько сотен миллионов рублей.

На сегодняшний день ООО «Детская одежда» по объемам выпуска шелковых тканей — лучшее предприятие в России.

Сегодня на этом предприятии успешно реализуются инвестиционные проекты, установлено современное технологическое оборудование, выпускаются новые виды продукции, пользующиеся на рынке спросом.

В последние годы предприятие, с целью снижения издержек производства, построило современную газовую котельную и установило газопоршневую энергетическую станцию, практически полностью обеспечив себя дешевой тепловой и электрической энергией.

Несмотря на кризисные явления последних лет, ООО «Детская одежда» расширяет производство, увеличивает объемы выпускаемой продукции и постоянно создает новые рабочие места для жителей муниципального образования.

Рассматривая вопросы повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований, следует отметить необходимость разработки и реализации стратегических планов развития муниципалитетов.

Стратегическое планирование позволяет комплексно оценить социально-экономическое состояние территории, выявить собственные ресурсы — кадровые, производственные, природные и др., определить приоритеты и основные направления развития.

На сегодняшний день около 40% муниципальных образований Владимирской области имеют разработанные планы стратегического развития.

Внедрение системы стратегического планирования дает возможность повысить имидж муниципального образования, привлечь к себе внимание потенциальных инвесторов.

Инвесторы, как правило, относятся с большим вниманием к разработанным стратегиям развития муниципалитетов, это многократно повышает интерес к муниципальному образованию, как объекту вложения инвестиций. Желательно этот план иметь и в англоязычном варианте.

К примеру, на этапе выбора места строительства заводов, представители австрийской компании «Винербергер» (производитель керамического кирпича № 1 в мире) и турецкой компании ВЕКО (крупный мировой производитель бытовой техники) заинтересовались стратегическим планом Кир-жачского района и запросили материалы стратегии для представления их своим руководителям в штаб-квартирах в Вене и Стамбуле. Это, по нашему мнению, повлияло на принятие инвестором стратегических решений о начале реализации инвестиционных проектов на территории района.

Стратегические планы развития должны периодически обновляться, необходимо постоянно вести мониторинг решения и достижения поставленных задач и целей, глубоко анализировать складывающуюся ситуацию и, учитывая достигнутое и вновь возникающие проблемы, определять и утверждать новые целевые параметры развития.

Для разработки и реализации стратегического плана необходимо максимально широко привлекать представителей местного сообщества.

Одной из наиболее успешных технологий управления в рыночных условиях является маркетинг.

В последние годы появились такие новые понятия, как территориальный, городской или муниципальный маркетинг2.

Муниципальный маркетинг предусматривает представление муниципалитета как «товара» и предполагает использование технологий продвижения «муниципалитета-товара» на рынке потенциальных инвесторов.

К инструментам муниципального маркетинга можно отнести рекламу в российских средствах массовой информации, международных деловых изданиях, размещение информации на сайте в Интернете, организацию и проведение выставок, ярмарок, фестивалей, приглашение иностранных и российских бизнесменов посетить муниципальное образование. На сегодняшний день в развитых странах до 10% рекламных площадей ведущих газет и журналов посвящено маркетингу территорий.

С целью повышения инвестиционной привлекательности большое значение имеет использование муниципальной атрибутики: сувениров, книг, открыток, альбомов. Несколько лет назад телекомпания «ТВ-6 Владимир» по заказу администрации Киржачского района сняла рекламный фильм, в котором представлена история муниципального образования,показаны объекты экономики, социальной сферы, определены направления развития. На практике мы убедились, что муниципалитетам необходимо иметь рекламные фильмы, а также постоянно обновляющийся набор презентационных слайдов с информацией в виде фотографий, графиков, диаграмм, таблиц, содержащих данные о социально-экономическом развитии территории, а также сведения о наличии новых, подготовленных инвестиционных площадок. Просмотр таких материалов в процессе переговоров с инвестором позволяет создать положительный образ, сформировать привлекательный имидж муниципального образования.

За последние годы на создание положительного имиджа, формирование благоприятного инвестиционного климата Киржачского района, на обучение персонала современным методам управления затрачено чуть более 250 тыс. рублей. В то же время за этот период район получил инвестиций на сумму свыше 250 млн долларов, т. е. на 1 рубль, вложенный в формирование благоприятного инвестиционного климата, привлечено 30 тыс. рублей инвестиций.

Так как муниципальные образования находятся в конкурентной борьбе за привлечение инвестиций, местная власть должна знать свои преимущества и стремиться их повышать, в то же время постоянно работая над уменьшением факторов, отрицательно влияющих на развитие.

Так, при встрече в администрации района с представителями турецкой компании «БЕКО», ее Президентом был задан вопрос: «У нашей компании есть пять предложений по размещению завода бытовой техники в различных районах Московской, Тверской, Владимирской областях. В чем преимущества вашего Киржачского района? Коротко назовите пять факторов, выгодно отличающих ваш район от других муниципальных образований». От содержания и качества ответа на такие вопросы во многом зависит решение инвестора по выбору места размещения своих инвестиций.

В связи с этим, каждое муниципальное образование должно быть готовым к ответам на такие вопросы, но для этого необходим глубокий анализ социальноэкономического состояния муниципального образования и умение позиционироваться относительно других муниципальных образований, и не только в своем регионе.

Среди эффектных маркетинговых ходов я бы назвал еще умение произвести на инвестора яркое, запоминающееся впечатление при знакомстве с муниципальным образованием и конкретным местом размещения своих инвестиций. Так, инвестиционную площадку, где в настоящее время построен и работает завод «БЕКО», первый раз мы показали инвесторам, прокатив их по инвестиционной площадке на снегоходах.

Это был морозный, солнечный мартовский день, о котором турецкие бизнесмены вспоминают с огромным удовольствием до сих пор.

Для формирования благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании важно создать атмосферу, способствующую приему инвестиций.

Необходимо убедить население, что с приходом инвесторов в муниципалитете появятся современные производства, на которых будут созданы новые, привлекательные рабочие места, коренным образом изменится ситуация на рынке труда, существенно увеличится средняя заработная плата. Причем увеличение заработной платы происходит не только на новых предприятиях, но и на традиционных предприятиях муниципалитета, которые стараются удержать свой кадровый состав более высокой заработной платой. Приход крупного инвестора влечет за собой развитие малого бизнеса. Появляется множество малых предприятий выполняющих работы по заказам новых крупных объектов экономики, наблюдается так называемый мультипликативный эффект (производство комплектующих, транспортные, коммуникационные, офисные, гостиничные и др. услуги).

Растут объемы производства в районе, в настоящее время на заводах «Винербергер» и «БЕКО» работает лишь 5% трудоспособного населения района, при этом выпускается 60% ВВП района. Значительно увеличиваются доходы местного бюджета.

Меняется ситуация с миграцией рабочей силы, уменьшается ее отток в г. Москву и Московскую область, хотя проблемы еще остаются. Как показывает российская и мировая практика, территории всегда конкурировали за определенные группы людей, за доступ к интеллектуальному капиталу, к квалифицированной рабочей силе, так как наличие высокопрофессиональных кадров является одним из самых существенных факторов, обеспечивающих развитие муниципальных образований3.

При реализации инвестиционных проектов важно не допустить межнациональных конфликтов в муниципальном образовании. Остроту этого вопроса мы ощутили во время строительства заводов, когда на общестроительных работах было занято свыше 1 000 иностранных рабочих. Совместными усилиями администрации района, руководства заводов «БЕКО» и «Винербергер-Кирпич», а также благодаря четким действиям отдела внутренних дел Киржачского района удалось избежать серьезных конфликтов между иностранными рабочими и населением района.

Как правило, крупные инвесторы готовы оказывать помощь муниципалитетам, и здесь местная власть должна подсказывать инвесторам, какую поддержку необходимо оказать местному сообществу, чтобы эта помощь имела положительный резонанс среди населения.

Инвесторы, пришедшие в район, помогали газифицировать микрорайоны города Киржач и сельские населенные пункты района, выделяли деньги на ремонт дорог, на приобретение медицинского оборудования для центральной районной больницы, оборудование детских площадок во дворах жилых микрорайонов. Выполнили ремонт двух городских стадионов и др. Помощь оказывается и в настоящее время, когда заводы работают, так, к примеру, практически все детские сады, школы, лечебные учреждения района получили подарки от завода «БЕКО» — стиральные машины и холодильники.

Муниципалитеты должны использовать накопленный положительный опыт своей работы в инвестиционной деятельности. Вновь приходящих инвесторов целесообразно знакомить с инвесторами, которые уже имеют свой бизнес в муниципальном образовании.

Инвесторы, получившие от муниципалитета поддержку и успешно работающие на территории муниципального образования, будут одними из самых влиятельных помощников местной власти по привлечению новых инвестиций. Бизнесмены понимают друг друга с полуслова.

С целью привлечения инвестиций необходимо обеспечить развитие бизнес-инфраструктуры муниципального образования, это офисные помещения, современные средства коммуникаций, гостиницы, и др. Уже на начальном этапе инвестору необходимо иметь офисные помещения, современные виды связи, отель для проживания, кафе, рестораны, где созданы комфортные условия для работы и отдыха.

Когда в Киржачском районе появились представители австрийской компании «Винербергер»,у нас эти проблемы стояли очень остро. Отсутствовали офисные помещения, городская гостиница находилась на балансе МУП ЖКХ, долгое время не ремонтировалась из-за отсутствия финансовых средств, и условия проживания в ней совершенно не удовлетворяли инвесторов.

Было принято решение о приватизации гостиницы. За короткое время силами местной строительной компании была проведена глубокая реконструкция гостиницы, и сейчас это вполне приличный отель, где не стыдно принимать отечественных и зарубежных гостей. В гостинице есть ресторан, сауна, один из этажей отдан под бизнес-центр. В гостинице работает хорошо обученный обслуживающий персонал.

Учитывая появившийся спрос, в настоящее время в г. Киржач появился еще один современный гостинично-ресторанный комплекс.

При первом появлении в муниципальном образовании турецкой компании «БЕКО», перед посещением подготовленной инвестиционной площадки представителям компании были показаны офисные помещения, отель, ресторан, т. е. места, где они будут работать, жить, питаться. Все это произвело хорошее впечатление на инвестора.

Важно обеспечить профессиональное сопровождение инвестиционных проектов. Особое внимание (опеку) необходимо уделять инвесторам на первом этапе реализации инвестиционных проектов.

Это, как правило, помощь в оформлении земельных участков, в установлении взаимоотношений с энергетическими, газоснабжающими компаниями, с проектными организациями, экологами, представителями дорожной отрасли, телекоммуникационных компаний, таможенной службы, кредитно-финансовыми учреждениями и др.

Как показывает практика, если на территорию муниципального образования приходит отечественный инвестор, ему проще, он в той или иной степени знает законодательство, существующие подходы. У иностранных инвесторов адаптация к нашим российским условиям проходит весьма сложно, и здесь нужна значительная поддержка инвестора со стороны муниципалитета.

В связи с этим, на первом этапе необходимо координировать работу служб и подразделений, от которых зависит решение вопросов реализации инвестиционного проекта, это и тематические совещания в муниципалитете, и поддержка (сопровождение, опека) инвестора при решении вопросов в региональных и федеральных структурах, помощь в решении кадровых проблем, ведь свои людские ресурсы мы знаем гораздо лучше, чем приходящий инвестор.

В настоящее время в России обостряется конкурентная борьба за инвестиции, как между регионами, так и между муниципалитетами4. Если раньше инвестор в основном рассчитывал на свои собственные материальные и финансовые ресурсы по обустройству инвестиционной площадки, то сейчас, как правило, он имеет возможность выбора инвестплощадки, уже имеющей высокую степень готовности для приема инвестиций.

В связи с этим региональные власти и муниципалитеты должны делать все, чтобы на территориях создавалась привлекательная для инвестора нормативноправовая база, обеспечивалась «прозрачность отношений», в которой полностью отсутствовали бы коррупционные схемы. Очень важна координирующая роль муниципалитета при формировании и развитии рынка труда, так как местная власть ближе к людским ресурсам, она лучше знает кадровые проблемы и потенциал их развития.

Необходимо иметь в наличии земельные участки (инвестиционные площадки), оформленные в соответствующую целевую категорию назначения и готовые к передаче в аренду или к приобретению в собственность инвестора для реализации инвестиционных проектов. Эти инвестиционные площадки должны иметь развитую инженерную инфраструктуру:

  • подъездные пути;
  • энергоснабжение;
  • газоснабжение;
  • водоснабжение и водоотведение;
  • очистные сооружения;
  • телекоммуникационные системы;
  • и др.

Как показывает практический опыт, от инициативы муниципальных образований, направленной на привлечение инвестиций, зависит очень многое. С приходом инвестиций муниципальные образования получают значительный импульс своего социально-экономического развития. Атак как территории всех субъектов Российской Федерации состоят из муниципалитетов, то, в конечном итоге, экономически сильнее и социально благополучнее становятся не только муниципальные образования, но и российские регионы, а также Российская Федерация в целом.


1 Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 г. (период мониторинга 2011 г.)

2 Панкрухин А.П. Маркетинг территорий – М.: РАГС, 2003. – С. 9–11.

3 Старовойтов В.Г. Развитие маркетинга малого города // Практический маркетинг. – 2005. – № 2. – С. 2–6.

4 Саак А. Э., Колчина О. А. Инвестиционная политика муниципального образования. – СПб.: Питер, 2010. – С. 228–230.