Библиотека управления

Анализ состояния автомобильного рынка в России, Приморском крае и г. Владивостоке: особенности развития и основные тенденции

Цыпленкова Марина Валерьевна ассистент кафедры менеджмента, Дальневосточный Федеральный Университет (ДВФУ), г. Владивосток
Моисеенко Ирина Валерьевна ассистент кафедры маркетинга и коммерции, Дальневосточный Федеральный Университет (ДВФУ), г. Владивосток
Семенова Яна Игоревна студентка 5 курса специальности «Антикризисное управление», Дальне-восточный Федеральный Университет (ДВФУ), г. Владивосток

Оглавление


Мировой экономический кризис 2008—09 гг. оказал существенное влияние на автомобильный рынок России, что проявилось в снижении всех показателей его деятельности. Однако, благодаря общему оздоровлению экономики, росту среднедушевых доходов и восстановлению рынка автокредитов, к 2011 году он вышел на траекторию самостоятельного, устойчивого роста. Изменились и качественные показатели роста, до кризиса рынок рос в основном за счет новых и подержанных импортных автомобилей, сейчас доминируют автомашины, собранные внутри страны.

В отличие от других видов бизнеса, автомобильный объединяет в себе множество различных направлений деятельности, такие как: перевозка людей (пассажирские перевозки) и грузов (грузовые перевозки); ремонт (автосервисы)и обслуживание (продажа автозапчастей, автомойки); работа специального транспорта для городского хозяйства, специальных работ, сельского хозяйства; работа дилеров по продаже автомобилей (легковых, грузовых, спецтехники), система автозаправочных станций (АЗС) и система автошкол. В качестве базового товара, вокруг которого происходит вся сфера обращения, на автомобильном рынке России представлены как новые, так и подержанные автомашины отечественного и зарубежного (Япония, США, Корея, Китай и др.) производства.

В 2010 г. автомобильные рынки стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) продемонстрировали существенный рост. В то время, как например в Германии, произошло снижение спроса, что вызвано завершением действия программ утилизации. Впервые за последние несколько лет положительную динамику показал рынок США (рис. 1).

Рис. 1. Продажи автомобилей на основных рынках мира, млн штук

Как показано на рисунке 1, лидирующие позиции по продаже автомобилей с 2005 по 2010 год занимает США, далее, по нисходящей, идут Китай, Германия, и, наконец, Индия, Россия, Бразилия и Великобритания занимают последние места. Наименьшее влияние мировой финансовый кризис оказал на рынок Китая. Если в других странах такой показатель, как «объем продаж автомобилей», имел тенденцию к снижению, то в Китае авторынок после 2008 года начал развиваться быстрыми темпами, что говорит о высоком спросе на данный товар, обусловленный доступным уровнем цен.

Восстановление российского автомобильного рынка после экономического кризиса идет более медленными темпами. Тем не менее подтверждением увеличения показателей развития рынка выступают как растущие продажи автомобилей российского производства, так и увеличение объемов продаж иностранных автомобилей (рис. 2).

Рис. 2. Продажи автомобилей в России с июля 2008 по сентябрь 2011 г. и их среднеквартальные величины в сравнении с результатами предыдущего года, тыс. шт.

Так, из рисунка 2 видно, что начиная с первого квартала 2010 года величины цепного прироста объёмов продаж автомобилей составляли от 33 до 73%. Посткризисное восстановление во многом происходило благодаря государственной поддержке, а также росту потребительской платежеспособности. Причем со второго квартала 2011 года наблюдалось снижение темпов данного прироста, что связано с состоявшимся насыщением рынка. При рассмотрении общей тенденции изменения объемов продаж автомобилей, необходимо отметить ее неоднородную динамику, например, характерное для российского рынка ежегодное снижение продаж в первом квартале.

Рост сегмента российских брендов за последние 1,5 года составил около 46% в количественном выражении и 47% — в денежном, что произошло в первую очередь благодаря программе поддержки автомобильного рынка (программа утилизации) (табл. 1). Сущность данной программы заключается в том, что каждый владелец может сдать свой старый автомобиль автодилеру и взамен получить скидку на новый в размере 50 000 рублей. Купить таким способом можно автомашину, произведенную только в России. Из-за активного процесса импортозамещения рост продаж иномарок российского производства составил 73% в количественном выражении и 100% — в денежном.

Таблица 1. Программа утилизации в России

Результатом двух первых этапов программы утилизации, реализованных в 2010 году, стала выдача 400 тыс. сертификатов, заключение около 380 тыс. договоров купли-продажи и передача покупателям примерно 270 тыс. машин. Необходимо отметить, что 80% всех машин, проданных по этой схеме, являются продукцией АвтоВАЗа. В 2011 году Правительство России просубсидировало утилизацию еще 100 тысяч автомобилей. Одной из основных задач было постепенное сокращение программы так, чтобы избежать резкого снижения продаж. Некоторые автопроизводители и регионы уже озвучили планы по продлению программы утилизации или ее аналогов за счет собственных средств.

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2011 году в общем выросли на 39% или на 740 614 штук. Среди них наибольшим спросом пользуются марки автомобилей LADA, CHEVROLET, HYUNDAI, RENAULT, KIA (табл. 2).

Таблица 2. Статистика продаж автомобилей по основным 20 маркам в России в 2010–2011 гг., шт.

Несомненным лидером по продажам являлись автомобили марки LADA, объемы, реализации которых составили в 2011 году 578 387 единиц, что на 11% больше по сравнению с предыдущим годом. Наблюдался рост популярности автомобилей марки CHEVROLET, вследствие чего в 2011 году выросли объемы продаж на 57 205 единиц (+49%). Замыкал тройку лидеров HYUNDAI, с объемами реализации 163 447 единиц, что больше по сравнению с предыдущим годом на 88%. Ниже идут марки автомобилей, продажи которых варьировались от 100 000 до 155 000 единиц, к ним относятся: RENAULT, KIA, NISSAN, TOYOTA, FORD и VW. Далее, по нисходящей, следуют марки с объемами продаж до 100 000 автомобилей в 2011 году.

Среди 25 самых продаваемых моделей автомобилей в России по итогам 2011 года первую позицию занимала KALINA, объемы продаж которой составили 142 930 единиц (+31% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.). Успешную конкуренцию ей смогла бы составить только GRANTA, готовившаяся к продажам в декабре 2011 года (табл. 3).

Таблица 3. Топ 25 самых продаваемых моделей автомобилей в России в 2010–2011 гг., шт.

Второе место занимала PRIORA с объемом продаж 138 697 автомобилей (+11%), на третьей позиции находилась SAMARA (+16%), оттеснившая на четвертую позицию «классические» модели LADA (2 1 04, 21 05, 2107), производства «ИжАвто». Среди иностранных моделей впереди уверенно набирающая обороты HYUNDAI Solaris — 97 243 проданных авто.

В производственном сегменте в первом полугодии 2011 года также сохранялась положительная динамика — в России было выпущено 816,9 тыс. легковых автомобилей, что на 68,7% превышает этот же показатель 2010 года. При этом рост темпов производства отмечался как по автомобилям традиционных отечественных моделей, так и по иномаркам российской сборки. В первом полугодии 2011, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, выпуск легковых автомобилей увеличился практически на всех основных российских предприятиях.

Наряду с этим в 2010—2011 гг. в общей структуре производства доминировали иномарки российской сборки (рис. 3).

Рис. 3. Структура производства легковых автомобилей в РФ по происхождению машин, I полугодие, 2010–2011 гг., %

По сравнению с первым полугодием 2010, в 2011 году выпуск автомобилей зарубежных брендов возрос на 89% — до 480,8 тыс. ед. Столь существенный прирост позволил увеличить их долю в структуре производства легковых автомобилей за год на 6,4%.

Таким образом, российский рынок легковых автомобилей продолжает свой рост, восстанавливаясь после кризиса. Подтверждением этого являются как растущие производственные показатели российских автозаводов, так и увеличивающиеся объемы продаж иностранных автомобилей. В 2010 году автомобильный рынок показал 30%-ный рост в количественном выражении по сравнению с 2009, в 201 1 — 45% по сравнению с 2009 годом, благодаря росту потребительской уверенности, программам государственной поддержки, увеличению доступности кредитования. Возросший спрос и эффект импортозамещения привели к существенному увеличению объемов продаж иностранных брендов российской сборки. Федеральная программа утилизации автомобилей в России дала возможность сдать старые машины и взамен получить скидку на покупку нового автомобиля. Благодаря вводу новых мощностей и увеличению использования существующих, 2011 год стал рекордным годом по объему производства легковых автомобилей в России, было выпущено около 1,7 млн легковых автомобилей. Среди 25 самых продаваемых автомобилей в России первые четыре позиции занимают модели LADA (Kalina, Priora, Samara, 2104/2105/2107), что говорит о большом спросе на «классические» отечественные автомобили. Также продолжается сотрудничество иностранных компаний с российскими автопроизводителями по организации совместных производств автомобильной техники на российской территории.

Кроме того, необходимо отметить, что ежегодно в общей структуре автомобильного рынка увеличивается доля продаж подержанных автомобилей. При этом, среди регионов РФ лидирует по объемам вторичного рынка японских автомобилей Приморский край, где в 2011 году продано 11 тысяч новых иномарок и более 100 тысяч подержанных машин. Приморский край считается одной из самых «автомобильных» территорий Дальнего Востока, что подтверждается постоянным ростом организаций, осуществляющих торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт. Если в 2009 году были зарегистрированы 2 572 организации, то спустя два года их количество увеличилось на 271 единицу.

С ростом уровня жизни населения Приморского края возрастает объем продаж автомобилей, в результате чего повышаются и показатели деятельности организаций торговли, связанных с автобизнесом (табл. 4).

Таблица 4. Основные показатели деятельности организаций торговли

Несмотря на постепенное восстановление автомобильного рынка после мирового финансового кризиса, такой показатель, как «среднесписочная численность работников», находится в нестабильном состоянии — рост чередуется сокращением. Оборот организаций, занимающихся торговлей автотранспортом и мотоциклами, их техническим обслуживанием и ремонтом, с 2006 по 2008 гг. увеличивался с каждым годом в среднем на 48%, но кризис в 2009 году сократил деятельность организаций практически в два раза. Однако в посткризисный период данный показатель почти достиг докризисного состояния, благодаря в первую очередь ежегодному росту собственных легковых автомобилей на 1 000 человек населения (рис. 4).

Рис. 4. Число собственных легковых автомобилей по Приморскому краю на 1 000 человек населения с 2001 по 2011 гг., ед.

По данным краевого комитета государственной статистики, в Приморском крае зарегистрированы более 793 тыс. единиц автотранспорта, в том числе более 555,1 тыс. (около 70%) с правым расположением руля.

Наиболее широко распространенными на территории Приморского края являются автомобили японского производства. В марте 2011 году в Японии произошло мощное землетрясение, в результате чего из строя вышла атомная электростанция Фукусима-1. Следствием этой аварии явилось сокращение производства автотранспорта на японских предприятиях в 3 раза, в то же время сократилось производство в Европе, т. к. Япония является не только основным производителем автотранспорта, но и поставщиком автозапчастей и комплектующих. Однако потребителей не стало меньше, а значит, спрос на автомобили сохранился.

Несмотря на сложившуюся ситуацию в Японии, импорт машин в Приморском крае вырос в два раза, поскольку, помимо Японии, основными торговыми партнерами остаются Южная Корея и Китай. Основной поток автомобилей идет из Японии, Южной Кореи, Китая и США через порт города Владивостока, из которого они «разъезжаются» по всей России.

В г. Владивостоке находится крупнейший авторынок Дальнего Востока — «Зеленый угол», вмещающий в себя более 5 000 машиномест. Здесь большая часть организаций города, осуществляющих торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, арендуют парковки для купли-продажи и осмотра машин. Другие компании, такие как автосалоны, представленные, в частности, официальными дилерами определенных марок, осуществляют куплю-продажу и осмотр по местонахождению их офисов (табл. 6).

Таблица 6. Перечень наиболее крупных автосалонов в городе Владивостоке

Как видно из таблицы 6, в основном автосалоны занимаются покупкой и продажей машин от японских, корейских,китайских и американских производителей, также возможен привоз машины под заказ, как с левым, так и с правым рулем.

Из года в год тенденция с подержанными автомобилями в Приморском крае не меняется. Покупать новый автомобиль «с конвейера» для населения слишком накладно, поэтому покупатели действуют по давно отработанной схеме — покупают автомобиль на вторичном рынке по приемлемой цене, и в дальнейшем, постепенно вкладывая денежные средства, приводят его в надлежащий вид и пригодное для дальнейшего использования состояние. Этим объясняется повышенный спрос не только на автомобили, но и на автозапчасти — новые, реализуемые специальными магазинами и сервисными центрами и подержанные, которые можно приобрести на многочисленных рынках, в специализированных магазинах.

Согласно исследованиям агентства «Автостат» среди самых популярных японских автомобилей на данный момент можно выделить следующие: Toyota Corolla, Toyota Mark, Mitsubishi Pajero, Toyota Crown, Suzuki Escudo, Toyota Hilux Surf, Toyota Ipsum, Subaru Forester, Toyota Caldina, Toyota Vitz. Из данного списка видно, что жители Приморского края не выбирают только малолитражки, среди популярных авто есть и седаны, и минивэны, и универсалы, и кроссоверы и внедорожники, хэтчбэки. Неоспорим тот факт, что покупатели выбирают не только по цене и объему двигателя, но и по функциональности, следовательно, каждый тип машин имеет своих приверженцев.

Покупатель, который сомневается и боится ошибиться в выборе будущего автомобиля, может взять машину в прокате, чтобы определиться в правильности своего решения. Для этого он обращается в организации, предоставляющие автомобили в аренду. Основные фирмы по прокату автомобилей сконцентрированы в краевом центре. Всего в г. Владивостоке насчитывается около 30 компаний, занимающихся автопрокатом. Довольно распространенной услугой можно назвать аренду и прокат автомобилей с водителем, но возможен и вариант без водителя. На прокат можно взять следующие типы автомашин: стандарт, бизнес-класс, грузовики, минивэны, микроавтобусы, лимузины. Часто такими услугами пользуются для встречи зарубежных партнеров и просто бизнесменов, прибывающих во Владивостокский аэропорт. Лимузины и микроавтобусы популярны в городе Владивостоке и за его пределами для проведения свадеб и торжеств.

Также в структуре авторынка г. Владивостока необходимо выделить: автошколы, автомобильные заправочные станции, автомойки, шиномонтажные мастерские, пункты технического осмотра и др. (табл. 7).

Таблица 7. Структура автомобильного рынка города Владивостока

Анализ данных таблицы 7 позволяет сделать вывод, что автобизнес в г. Владивостоке широко представлен как в сфере продаж, так и в сфере услуг.

Подводя итоги, можно сказать, что внутренний рост экономики страны должен стать важным условием накопления «критической массы» производства автомобилей, необходимым для развития современной отрасли производства автокомпонентов в России. Все это и станет ключом к долгосрочному устойчивому развитию автомобильной промышленности в России и, как следствие, созданию рабочих мест для квалифицированных специалистов.

Автомобильный рынок Приморского края значительно отличается от других региональных рынков страны — определенным соотношением продаж между новыми и подержанными автомобилями. Здесь доля вторичных продаж гипертрофированно высока. Еще одной особенностью рынка является превышение импорта над экспортом, что говорит о неконкурентоспособности отечественных производителей на мировом уровне. В этой непростой ситуации, отправной точкой распространения импортных автомобилей по всей России выступает рынок г. Владивостока, куда из Японии, Южной Кореи, Китая и США поступают не только новые и подержанные цельные автомашины, но и комплектующие к ним. Наряду с этим наблюдается рост спроса и на внутреннем рынке города, что проявляется в ежегодном увеличении числа собственных легковых автомобилей у населения. Данное обстоятельство приводит к увеличению количества организаций, предоставляющих такие услуги автовладельцам г. Владивостока, как ремонт и обслуживание, заправка топливом, автомойка, шиномонтаж, технический осмотр и др.

Изученные данные позволяют сделать вывод о том, автомобильный рынок г. Владивостока, Приморского края и России в целом находится на этапе активного развития, он успешно вышел из кризиса и его показатели уже сейчас значительно превышают докризисные. Причем если три года назад основной объем продаж составлял импорт новых и подержанных автомобилей, то в 2010—2011 гг. основной акцент делается на внутреннее производство.