Моделирование перспектив социально-экономического развития региона на основе оценки фактора конкуренции
Ворохобин Денис Анатольевич аспирант очного отделения, ГОУВПО «Воронежская государственная технологическая академия»
Для анализа структурных предпосылок конкуренции в Российской Федерации и ее регионах авторами предлагается выделять четыре типа рынков, а именно: «чистой» монополии (доля наибольшего предприятия превышает 90%); с признаками индивидуального доминирования (доля самого большого предприятия — от 35 до 90%); с признаками «жесткой» олигополии (доля трех наибольших предприятий превышает 50%) и, наконец, с конкурентной структурой.
Данные таблицы 1 показывают, что за период 2007—2009 годов заметно уменьшилась доля рынков с «чистой» монополией (с 15,2 до 9,75%). Развились рынки с конкурентной структурой, доля которых возросла с 31,49% в 2007 до 36,01% в 2009 году. Менее заметно уменьшение доли рынков с признаками доминирования, но зато увеличилось количество рынков, представленных «жесткой» олигополией. То есть периодически рынки одного типа структуры преобразуются в рынки других типов.
Таблица 1. Динамика рынков различной структуры в РФ в период 2007–2009 гг., %
Динамика распределения рынков по признаку конкуренции на общегосударственном и региональном уровнях показана в таблице 2.
Таблица 2. Распределение рынков РФ и региональных рынков по уровню конкуренции на общегосударственном и региональном уровнях в период 2007–2009 гг.
В 2009 году заметно увеличилась доля рынков с конкурентной структурой и, соответственно, уменьшились доли рынков с признаками доминирования и «чистой» монополии. Однако и на общегосударственном, и на региональном уровнях увеличилась доля рынков с олигополистической структурой.
В регионе доля рынков олигополистических предприятий с признаками доминирования в производстве транспортных средств и машиностроении также резко возросло. Индексы промышленного производства по видам деятельности распределились следующим образом: «Производство транспортных средств и оборудования» составил 2,2, «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» — 1,54, «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» — 1,2, «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов» — 1,07, «Химическое производство» — 1,03, «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» — 1,00.
Воронежская область является одним из ведущих регионов по производству многих видов продукции, на долю Воронежской области в общероссийском производстве приходится 21% синтетических каучуков, 8,6% — электроэнергии, выработанной атомными электростанциями, 8,1% — керамической плитки для внутренней облицовки стен, 7,5% — аммиака синтетического, 7,2% — автошин, 11,6% — электродвигателей малой мощности, 3,7% — минеральных удобрений, 11,5% — растительных масел, 8,3% — сахара-песка1. Таким образом, монополизация производств на российском рынке различных областей разновекторна.
На региональном рынке самым низким уровнем конкуренции характеризовались рынки топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи. По-прежнему высоким уровнем монополизации отличались рынки транспорта и связи, так как эти виды экономической деятельности относятся к естественной монополии и труднее всего поддаются государственному регулированию.
Как показывают данные таблиц 1—2, несмотря на увеличение доли рынков с конкурентной структурой, в национальной экономике преобладают рынки, для которых требуется постоянный контроль со стороны Антимонопольного комитета России, чтобы предотвратить злоупотребления, участившиеся к концу рассматриваемого периода.
Чаще всего злоупотребления связаны с завышением цен — самым легким способом получения дополнительной прибыли — в то же время они носят договорный характер (сопровождаются картельными сговорами). Рост доли рынков с олигополистической структурой может привести к распространению именно таких злоупотреблений. Экономический ущерб, нанесенный завышением цен, может быть значительным. Добыть неопровержимые доказательства картельного сговора сложно, поскольку повышение цен может иметь и рыночную природу. Косвенным подтверждением сговора служит согласованность действий фирм на рынках товаров. Если на практике доля такого рода злоупотреблений в динамике уменьшается, но растет доля других видов нарушений конкуренции, число картельных сговоров не уменьшается. К примеру, в 2011 году после повышения цен на нефтепродукты (акцизы) были повышены цены на продукты питания, одежду, обувь и все потребительские товары.
Картельный сговор является следствием увеличения экономической концентрации. Чем меньше субъектов конкурирует на одном и том же рынке и чем они крупнее, тем чаще пересекаются их интересы, тем сильнее желание договориться о ценах, объемах продаж или о согласовании иных антиконкурентных действий.
В таблице 3 приведены показатели концентрации в промышленности Воронежской области в 2009 году.
Таблица 3. Показатели концентрации в промышленности Воронежской области в 2009 году
Крупный бизнес в состоянии инвестировать средства в развитие, основанное на инновациях. Валовые капитальные инвестиции 10 самых крупных предприятий составляют седьмую часть инвестиций всех промышленных предприятий и почти шестую часть — в инновационных расходах.
В 2009 году объем инвестиций в основной капитал Воронежской области составил 36,3 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2005 годом на 12,4%. За трехлетний период в Воронежской области произошел значительный рост капиталовложений — в 2,3 раза.
По темпам роста инвестиций в основной капитал (за период 2006—2009) Воронежская область среди регионов Центрального федерального округа занимает четвертое место. В 2006 году на каждого жителя Воронежской области приходилось 15,7 тыс. рублей инвестиций в основной капитал.
Анализ источников финансирования инвестиций (по крупным и средним предприятиям) показывает, что в 2009 году выросли объемы капитальных вложений, осуществленные за счет собственных средств (106,7% к уровню 2007 года).
Концентрированный капитал требует расширения сфер приложения. В Воронежской области открыты залежи никеля, что предполагает их добычу и обработку. Для создания принципиально нового бизнеса, который принесет не одномоментные, а продолжительные конкурентные преимущества, требуются время и иные ресурсы, причем этот процесс характеризуется высокой степенью риска. Гораздо легче путем слияния или поглощения приобрести готовый бизнес и после снижения доходности перепродать его, а затем приобрести новый, более эффективный. О динамике таких явлений в экономике страны свидетельствуют экспертные данные Антимонопольного комитета.
Данные таблицы 4 показывают, что такая форма приобретения бизнеса, как слияние, теряет свою значимость, ибо ее доля в общем количестве проявлений концентрации снизилась с 13,57% в 2002 до 1,81% в 2007 году. Зато существенно участились случаи приобретения акций (долей, паев), что можно считать в определенной мере поглощением предприятий посредством отчуждения корпоративных прав (сведений о дифференциации приобретенных пакетов акций либо долей в уставном капитале нет).
Таблица 4. Динамика процессов концентрации в экономике РФ за период 2002 – 2007 гг.
Объективной информацией о состоянии внутренней и внешней конкуренции является экспертная оценка конкурентоспособности предприятий. Данные таблицы 5 показывают, что к 2009 году все меньше предприятий региона оценивали конкуренцию как значительную. Соответственно возрастала оценка конкуренции как умеренной.
Таблица 5. Степень ощутимости внутренней конкуренции предприятиями Воронежской области, %
В то же время увеличивается доля предприятий, отмечающих, что конкуренция в соответствующем виде экономической деятельности усиливается.
Следовательно, за время перехода региона к рыночным условиям хозяйствования уровень конкуренции возрос, но темпы роста были неодинаковы на различных рынках и в разных сферах деятельности.
Сопоставление данных по ощутимости внутренней конкуренции (табл. 6) позволяет сделать предположение об их взаимосвязи:
Таблица 6. Степень ощутимости внутренней конкуренции предприятиями отдельных видов экономической деятельности
- хотя в промышленности ощутимость внутренней конкуренции ниже, чем на транспорте и в торговле, ее уровень повысился к 2009 году, что явилось одним из факторов роста финансово-экономических показателей области на фоне почти неизменных убытков;
- в строительстве наблюдается аналогичная ситуация;
- транспорт и розничная торговля характеризуются примерно одинаковым уровнем ощутимости конкуренции, наблюдаются незначительные колебания финансово-экономических показателей;
- самый низкий уровень ощутимости конкуренции наблюдается в сельском хозяйстве, но в 2005—2006 годы резко увеличились финансовый результат и рентабельность. Определенную роль в этом сыграл фактор роста ощутимости конкуренции.
Для достижения стратегической цели — создания условий для долгосрочного роста конкурентоспособности экономики Воронежской области — предстоит решить следующие задачи:
- повышение объема и качества привлекаемых инвестиций;
- расширение рынков сбыта продукции (услуг) предприятий Воронежской области;
- развитие информационной и коммуникативной среды развития бизнеса региона;
- развитие финансовой инфраструктуры развития и поддержки бизнеса;
- создание новых институтов развития бизнеса;
- развитие малого и среднего предпринимательства.
1 Статистические данные Воронежской области за 2009 г. – Воронеж: Статистика, 2010.